Африка / Автотуризм | Самостоятельная поездка
 

В поисках Эболы. От Мыса до Водопада

5 - 25 октября 2014 г.
Рок-Арт



Изучая план маршрута по дням перед его стартом, я бы не за что не выделил этот день. Твифелфонтейн. Красивое непонятное имя, но по сути - наскальная живопись. Очень древняя. Никогда особо не интересовался, и почему то имел глубокое убеждение, что все подобные росписи - поделки наших современников. Повторить несложно, а граффити на улицах современных мегаполисов поинтереснее. Но Африка в очередной раз преподнесла сюрприз. До сих пор мне казалось самой интересной экскурсия-погружения в трущобы тауншипа Свакопмунда, но этот день кажется более интригующим.



Твифелфонтейн означает "сомнительный, плохой источник". Такого эпитета он заслужил у бурских поселенцев за свой незначительный объем - около одного кубометра в сутки. Однако это Африка, и любой источник важен, в итоге возле него возникла ферма. Как корабль назовешь... В общем, ферма оказалось не очень успешной, потому что как только дела у местного фермера "пошли в гору" на окружающих источник оранжевых скалах была обнаружена доисторическая живопись. В итоге ферму закрыли, основав здесь в 1952 году первый на территории современной Намибии природный заповедник. Да вот так вот, с ее знаменитыми песками Намиба, соляными пространствами Этоши, каньоном Фиш-Ривер и много много чем еще, именно Твифелфонтейн первый национальный парк страны и первый из ее объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.





Место очаровывает тишиной, спокойствием и пространствами. Своими горизонтами, утопающими в оранжевых и розовых цветах так, как это возможно только в Африке. Проникаешься всем этим уже во время короткой прогулки от входных ворот до первых рисунков. Всего наследия наших предков тут насчитывается более 2500 отдельных рисунков (собранных в композиции по 5-15 рисунков). Даты творений разные, но большая часть во время рассказа Альфи относилась к 2000-м годам-векам до нашей эры. Впервые и кажется единственный раз за всё путешествие наш гид не преувеличивал, а преуменьшал. Интернет отправляет создателей примерно на тысячелетие позже, в то время как путеводитель и вовсе оперирует 6000-летним возрастом. Определить его достаточно сложно. Лишь различия в цвете затвердевающих верхних слоев песчаника дают историкам какие-то метки. Кстати затвердевание и сохранило этот рок-арт от эрозии. Обнаружено и "подражание", менее 20% от общего числа. Но это совсем не нынешние времена, а примерно 19-й век.





Как нам объяснили все Entrence Fee уходит государству, а сотрудникам достаются только чаевые. Не знаю так или нет, но чаевые выдали. Девушка симпатичная была. А вот кстати и вопрос знатока от нее: среди наскальной живописи полно изображение кругов с точкой внутри, и бывают еще бе точки. Чтобы это значило? Википедия отвечает "Науке неизвестно, видимо мистика и шаманизм". Девушка отвечает, что это - аналог карты, на которой отмечены водные источники. Те которые сезонные (исчезают периодически) - без точки. Те, которые постоянные, с точкой. Это Африка - все просто, все зациклено на воду...

Место это еще более уместно в нашем маршруте, подразумевающем постепенное погружение в Африку и нагнетание ее топовых особенностей. Ведь главное в Африке - Большая Пятерка. Никого из нее мы пока не застали, но теперь уже наслышаны. Добавляем сюда мощный пласт теории. Наглядная зоология, преподаваемая в древних учебниках народа сан, в том виде, в котором они преподавали ее своим детям, будущим охотникам.



Рисунки животных сопровождаются изображением их же следов. Ну и человеческие пятки мелькают постоянно.



Жираф никогда не был целью охотников. Жираф - это Бог Воды. Он высокий, попросил у неба и оно включало дождь. Охотится на жирафа - большой грех.



Даде без рисунков тут очень симпатичные камни песчаника.







Здесь встречаются изображения, на которых сухопутные млекопитающие чередуются с морскими. Это наглядное доказательство того, что народ сан кочевал аж до океана. Они ходили туда за солью. Достоверных источников насчет их охоты на морских млекопитающих нет. Чухчи в этом плане гораздо дальше продвинулись.



Вот и слоны появились. По моему очень удачное стильное изображение. Слон, готовый к проглатыванию удавом. 





даже спустя тысячелетия зебру не спутать ни с кем



Самый известный камень. Визитная карточка Твифелфонтейна. "Левочеловек". На самом деле очевидно, что художники наскучили обычные рисунки и он решил поэкспериментировать с кисточкой хвоста. Так зарождается искусство. Возможно это первый зафиксированный и дошедший до наших дней пример абстракционизма, или еще какого-нибудь изма.

Меня же, вместо размышлений об истоках творчества человечества, затянули истории о животных. Вот, например, еще один вопрос: "Чем черный носорог отличается от белого носорога?". Ответ очевиден, и, конечно же, неверен. Это мы увидим в следующие дни, когда доберемся до Этоши. В условиях жаркой Африки все животные вываливаются в пыли, будь то нанесенный песок или остатки соляных болот. Так им не слишком жарко, увеличивается альбедо и отражается больше света. В общем, все носороги серые. И днем, и тем более ночью, когда их цвет не различим.

Форма рогов? ДА. Но любой понимающий обстановку африканец близко к носорогу не подойдет, для изучения форм рогов. А увеличивающая оптика появилась только в 20-м веке вместе с европейцами. Белый более спокойный и предсказуемый. Черный неожиданный и агрессивный. Но это скорее те факты, ради которых стоит пытаться разобраться в типе носорога, а не методы его узнавания.

Решение подсказывают наскальные рисунки. Тем более что художники не имели возможности сделать на рисунке носорога черным или белым. Итак: Белые носороги ходят цепочкой, словно репку из русской сказки вытаскивая. Сначала родители, потом детки. Черные носороги шеренгой или веером (просто потому что мелкие, которые по краям не успевают за темпом родителей). Слушая про черных носорогов я сразу вспоминал после спелеопоходные гуляния в Хосте, когда физтехи характерным образом шли в баню, а потом в бар и квасили. А вот уральские спелеологи гуляли во всю, перемещаясь по городу обнявшись за плечи шеренгой, с самыми крупным человеком-руководителем по прозвищу Громозека в центре. Испуганные хостинцы и редкие автомобили при виде шеренги разбегались в разные стороны.

Еще одна загадка от экскурсовода-ведущего. На картинке антилопа с четырьмя рогами. Почему так? Минута обсуждения 11 туристов выдает ответ: художник был пьян. Ответ неверный. Художник старался передать движение, стремительный бег антилопы.




та самая неудавшаяся ферма возле Сомнительного источника. Источник действительно особо не впечатляет и почти не просматривается. Он где-то там, за зданием, на склоне.







Из интересных мест тут еще:


Окамененлый лес. Таких по миру всего два или три. Камень полностью вытеснил древесину, повторив ее форму.
Там же виднеется еще парочка вельвичий


Скала Львиная голова. По каким-то мне непонятным причинам ни лес, ни скала в план маршрута не входят. Что наверное только подчеркивает тот факт, что невозможно объять необъятную Африку. Оно всегда приготовит что-то еще...

Где-то ближе к середине маршрута я таки нашел его





Лучший способ не дать себе засохнуть

Я уже перебрал тут массу вариантов и склонялся уж было к Грейптизеру, но лучше старого доброго легкого сидра Саванна нет ничего. В конце путешествия я уже просто покупал утром упаковку из шести бутылок, грузил в холодильник и к вечеру уничтожал. У нее единственный минус - невозможность скрутить крышку. Каждый раз приходилось искать либо угол грузовика, либо выпрашивать у попутчиков нож (свой я не привез, так как побоялся потерь багаж при двух пересадках). В этом сидре прекрасно все: звук издаваемый пузырьками при открытии, вкус и послевкусие, запах и даже дизайн штрих-кода. В итоге, особо не заморачиваясь сувенирами, я привез себе в Москву из дьюти фри бутылку Амориллы - поставить коллегам по Хипвэю и бутылку сидра, поставить себе в холодильник







А вечером танцы. Где-то тут уже свыкаешься с Африкой и начинаешь жить ею, переставая быть гостем и туристом. Весь вечер стафф суетился, кто-то бегал мне за сидром, кто-то убирал подметал, кто-то гонял на джипе за каким-то оборудованием. Но наступил вечер и нет больше босса и подчиненных, хозяев и гостей, белых и черныз. Есть только африканские ритмы, напевы, безо всяких инструментов и танцы. Африканцы очень ритмичный и танцующий народ. Мы все танцевали вместе...

Комментарии
Судя по фото, отдых удался 
Очень интересный рассказ 
И много классных фото. Особенно мне нравятся фотографии, из которых понятно, как живут местные. Дома внутри, люди в обычной обстановке. Ведь редко такое увидишь, только в частных архивах, которые вот так становятся доступны.
А визу в ЮАР сложно получить? Смотрю по списку документов, прямо все требуют, и даже 2НДФЛ. А на деле как? Придираются или выдают свободно, если с документами все в порядке?
В такие путешествия конечно только на автомобилей с достаточным комфортом! 
Молодцы!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте