Таджикистан / Спортивный туризм | Велотуризм | Самостоятельная поездка

Таджикистан - Фанские горы. Спортивный велопоход 5 к/с.

6 - 27 августа 2014 г.
День 9.

UePvi85OEIc

Вспоминаю сейчас следующий день. Было тяжко. У нас был первый серьёзный пеший перевал и у меня – диарея. Сил для движения нету, все время хотелось остановиться и передохнуть.

G57X6HqSZY4

Путь к перевалу Лаудан(3630м.)

1n9fs3K8uco
Лошадка?

Всего нужно было подняться на 1100 метров, сам перевал из которых 600 метров. В 6 утра начали, в 4 дня только забрались на перевал. А это всего около 10 километров пути.

-hYH2pb0InM

Тяжко, но победа не за горами))

2Ru-Z0KIt48
HTPC15F6SSQ

На вершине перевала было значительно холоднее и дул сильный ветер, даже снежок немного выпал. В спешке мы сфотографировались, оставили перевальную записку в турике и пошли вниз. Я, как угорелый, улетел первый, потом дожидался остальных. С этой стороны перевала почва была не самая лучшая, известняковая щебенка в собственном перемолотом соку. Велосипед и вещи покрылись пылью.

GMgZNjJbh-E

Когда мы спустились и немного прошли, перед нами открылся необыкновенный вечерний пейзаж – горная равнина со сползающим светом солнца, с правой стороны пустырь с невысокой травкой, горными камнями и пасущимися ослами с наездниками, с другой - склон горы, с которого сходит и, немного продолжается, редкая растительность в виде невысоких изгибающихся деревьев, похожих на увеличенный в размерах бонсай (арча), между всем этим проходит какая-то мелкая извилистая речка с гладью, отражающей заходящее солнце.

Хоть я и был изнурен, но это осталось в моей памяти.

Yj2xsdiEIKQ

Как только мы подобрали место и разместились, я улегся спать, не поужинав.

Совсем не далеко от нашего места были Куликалонские озера, разбросанные по всей долине.

День 10.

15 августа.

К северу от нас в дали виднелся южный величественный полу заснеженный склон самой высокой точки Фанских гор – горы Чимтарга – 5487м., верхняя часть которого была окутана пеленой облаков.

950906
Я думаю Олег не обидится.

20802_I_30.5_El_Hierro
JKukBydhDqY
F4505vsRR90
B3nature

Вот такая своеобразная красота.

В состав Куликалонских озер входило множество мелких озер, разбросанных по всей этой каменистой долине.

После обеда мы собрались и направились в альп. лагерь Артуч, который находился около 700 метров ниже.

Пройдя через долину по маленькой тропинке, мы вышли на резкий спуск, ведущий прямо к альп. лагерю.

263cttZCPDg

Спуск напомнил мне Кавказ – известняковая щебеночная тропа со слоем пыли, закиданная валунами и крупными камнями.

1hxWy2IddWk

Вниз я, как всегда, улетел первым, встретил двух иностранцев-пешеходников, сидевших на камнях – два молодых человека аккуратно одетые в пеструю туристическую одежду, бритые, сияющие и готовые к ожидающим их приключениям, ведь они только что начали свое путешествие из Артуча. Я даже не гадал, что они подумали обо мне, слетевшего с гор человека с велосипедом, неаккуратного, испачканного известью и покрытого той же пылью, в старой задрипанной одежде и базарной ветровке, на спине которой написано RUSSIA.

Спустились быстро.

Разместились мы не в самом лагере, а рядом на территории местных – бесплатно.

В лагерь зашли купить провиант и газ для горелки. С видимой части дороги он ничего особого из себя не представлял, но если зайти и пройти немного внутрь, за лесопосадку, то взору открывается довольно аккуратные небольшие домики лагеря, двухэтажная столовая (банкетный зал, пивной бар). С одной стороны закругленная её часть с панорамным видом из окон, асфальтовая дорожка, соединяющая все это. Так же там есть круглосуточный магазинчик, сауна, бассейн.

Asia_66
BH22YDz2L2M
День 11.

Hjqx0Ko6bwU

5jgaiUPgHVM

Доброе утро пожелала.

На следующий день маршрут был не маленький, нам предстояло доехать до развилки, на которой уйдем опять на подъем в сторону последнего пешего перевала Тавасанг(3300м.).

TVHNkF6xItM

Спуск на самом рассвете, когда солнышко только вылезает из-за гор и постепенно начинает ползти, начиная с вершин, по горам, освещая все больше и больше пространства.

Поют утренние птички, ревут ослы, жители уже встали для работы, ведут скот куда-то, кто-то едет верхом с какими-то вещами. Ручей, растекшийся по дороге, не дает отпустить тормоз полностью, хотя, частенько скорость берет свое и уже не сильно важно, что все зальется грязью – свист в ушах, свежий ветерок обволакивает лицо и шею.

Местные жители не всегда с радостью на лице, но поздороваются обязательно, и надо ответить взаимностью.

Дети в кишлаках катают в основном на китайских велосипедах, невиданных мне марок. Они искренне удивлялись стоимости нашего велосипеда в 15 тысяч рублей.

9438FmKWkWk

Когда мы спустились до развилки, появилось немного асфальта. Но как повернули и немного отъехали он кончился. Теперь опять постоянный набор высоты. Нам нужно было закупить провиант с расчетом на автономию на один день, исходя из маршрута до и после перевала. Но катилось хорошо, и, проскочив несколько кишлаков, мы решили остановится у предпоследнего, указанного на карте. Как сказал мужчина, подошедший к нам - тут и далее магазинов нету... но пригласил нас отметить свадьбу, как гостей, отведать угощений за здоровье жениха и невесты. Сказал, что нас ни одних пригласили и указал на группу туристов, стоявших метрах в 60-ти от нас, как оказалось, это -немцы.  Недолго думая, мы согласились. Нас всех отвели к дому, там было много людей. Но в комнату с кушаньями пригласили только нас и немцев. Сладости, фрукты, плов. Немцев сюда привез таджикский экскурсовод, видимо, они заранее договорились об этом. Они были очень сдержанными, вели себя культурно и кушали мало. Это мы сожрали все, что подали.

Vdzr2c0QMw4
8LPddVXCF7o

Как без Эфира.

Экскурсовод сказал, что сейчас в Таджикистане мало туристов из России, в основном из Европы приезжают. Пока мы кушали, прошел несильный дождик, первый дождик за все время. Через минут 40 поблагодарили нас и отпустили.

Сергей, пользуясь моментом, решил купить рис у местных, нам, конечно, дали даром. Спасибо!

Xx1_mLx8iw4

В целом, продуктов хватало, хоть и магазина не нашли.

Далее, к обеду, ехали по одинокой дороге, вдоль речки, без каких-либо деревьев и мест, чтобы отдохнуть, мы решили напроситься в гости в огороженный абрикосовый сад.

К нам вышел мальчишка на вид лет 12-ти, ничего не понимающий по-русски. Жестами мы ему объяснили, что желаем умыться, он понял и открыл калитку. Думаю, и то, что отдохнуть хотим, он тоже понял. Расположились на участке – большой абрикосовый сад, большинство абрикосов уже созрело, они лежат на земле и начинают потихоньку перезревать, другая часть лежит на камнях – сушится. Угостили нас ими – очень вкусные! Крупные и не очень, красивые и невзрачные, но очень вкусные.

Мальчишка пригласил нас пить чай.

Лепешки, сладости. Немного пообщались жестами, узнали, что он учится в 6 классе, в школе изучает русский, но пока не очень хорошо его знает. В данный момент, он тут остался с сестрами, родители уехали зарабатывать в Россию. Поблагодарив за чаепитие, мы отвалились в сад. Легли все дружно под дерево, укрывшись кто чем попало.

1hXVEkvQYsg

Небо хмурое, гром вдалеке гремит, дождик мелко-мелко моросит. Второй раз за лето увидел не сильно выраженные ухабистые облака.

Что ждет впереди, никто не знает. Непогода еще та.

Полтора часа отдохнули, надо ехать дальше.

Попрощались с мальчишкой и поехали дальше по одинокой дороге, которая постепенно стала ухудшаться - со стороны склона осыпался сланец, хорошо скользящий друг о друга.

SC3oPA7g1Sk

В конце концов, почти доехав до последнего кишлака, на развилке двух рек, мы увидели одиноко стоящий дом на противоположном берегу, с левой стороны от нас. В тот момент, как мы остановились поглазеть, к нам на велосипеде вылез с дороги, идущей со стороны дома, мужчина, сразу же предложивший нам остановиться у него, помимо этого он попросил посмотреть его велосипед – не переключались скорости.

Посмотрев на дорогу, которая ведет к дому, немного задумались. Шедшая по склону к берегу реки, находившегося метрах в 30-ти внизу, далее крутой серпантинчик к чахлому (на вид) узкому и шаткому мостику через речку.

Это не самое худшее что мы видели, конечно, мы согласились.

VpJle3AE7UQ
4GNPLFHZmKs

На реке у него стояла труба с лопастями, вращающимися за счет течения... Собственная мини-гэс. Говорит, в лучшие времена от нее работало все освещение в доме и телевизор. Сейчас, под конец августа, одна лампочка и то мерцает.

YBYpR3H1F_w

Конечно, нас пригласили на ужин, ближе к вечеру. Накормили до сыта! Плов, сладости, лепешки, арбуз, фрукты. Как здорово. Три раза за день накормили, так можно и путешествовать без еды, а в гости напрашиваться зная местные нравы. Конечно, я шучу и так думать нехорошо.

N-1trJs4yz0

Мне кажется, если бы здесь было бы больше туристов, местные бы уже так охотно не кормили всех подряд. А мы тут как диковинка, приехали из «богатой» России, в горы на велосипедах! Им интересно, а нам сытно.

K_JK7B_TER0

И продукты сохранили, приготовленные на ужин:)