Таджикистан / Спортивный туризм | Велотуризм | Самостоятельная поездка

Таджикистан - Фанские горы. Спортивный велопоход 5 к/с.

6 - 27 августа 2014 г.
День 15.

ACNIiKfXhpE

B7rRaYTKIU8
Ga9Pcmfdahk
U6FHJCoCDg8

Очередной день, спуск по речной долине с чередующимися Маргузорскими озерами до поселка Суджина, где мы уже выходим на асфальт и поворачиваем в сторону поселения Айни. В Суджине обменяли часть сомани (таджикская валюта) обратно на рубли по хорошему курсу, остальное решили разменять ближе к границе.

Купили арбуз, продуктов. На обед встали километров за пять от Суджины, было уже пекло, от асфальта шел жар. Попросились на участок к одним хозяевам с магазинчиком на обочине.

Здесь уже низина, грубо говоря, метров 600 над уровнем моря, ручейков горных нет, водичку только если попросить из колодца набрать.

(Уже спустившись, все-таки понял, как хорошо было в горах, и солнце не сильно пекло, и вода чуть ли не из каждого пенька текла вкуснейшая, ни машин, ни народу…)

Затаившись в тени, сварили обед и, как правило, немного отдохнули.

В Суджине и далее начался хороший новый асфальт, в этом году положенный, работы до сих пор продолжаются.

XBsJhAMJf1s
ZssVFeJ8aVk

Направившись далее, все так же – новый асфальт, но появились необычные на вид рабочие... это китайцы! Китайская техника, куча китайцев, аккуратно одетые по форме, все чем-то заняты, среди них видно несколько инженеров, которые с бумагами что-то считают, замерщиков. Техника с иероглифами – грузовики, экскаваторы, катки. Местные хвалят китайцев - отличные рабочие, даже обедают одновременно работая, жара, зной - для них эти слова ничего не значат. Да и оборудование все привезли с собой, у таджиков то своего нету.

На вечер, не найдя подходящего места – всюду поселения, либо пустыри без наличия воды, напросились в один дом, на участок.

Хозяева были дед с бабкой, немалый дом и такой же участок, две внучки и внук. Разместили нас на топчане, накрыли стол, угостили чаем, мы сделали ужин, покушали. Уже ближе к сумеркам, покушав и попив, достали спальники, стол с топчана убрали, нам дали подушки. Топчан находился на веранде дома. Через минут 10 нам неожиданно приносят плов! Мы уже и зубки почистили, ну ладно, лично я не против. Как всегда гостеприимные хозяева, Елена и Павел даже решили оставить свои адреса в Казани, вдруг кого судьба заведет.

Комаров тут нет, спалось на открытом воздухе просто замечательно – звездное небо над головой, свежий воздух, подушка! Только кошка что-то шебуршала. На утро выяснилось - она заточила наши вафельки через пакет, вот гадина! Да и вообще, разве вафли кошки едят?

День 16.

На завтрак, чуть ли не в постель, нам принесли… на большом блюде жареную картошку с бараниной и отдельно салат из помидоров и репчатого лука. Ммм. Объеденье. Спасибо за вашу гостеприимность!

JsGs1D9GiLk

Сфотографировавшись все вместе, мы поехали дальше, в этот день путь был до Шахристанского перевала. Дорога все такая же хорошая. Едем по речной долине, время от времени пересекая реку через мост.

Ранее утро, машин на дороге мало, слабый туман над землей. Склоны, ведущие к реке, сухие, земля красная.

4Pop5V9vLQc

Китайцы все работают, жаль, их фото нету, не взял с собой фотоаппарат.

S7Yy1YTgoq0
UYujtt6y09M
XdFmcMCGRd8

На одном участке асфальт кончился, дорога вела по склону, щебенка. На пути находилась чайхана, чуть дальше люди торговали на обочине, около них была кучка туристов. Когда мы подъехали к этому месту, нас сразу окружили – «ох, ах, какие молодцы эти велосипедисты, путешествуют». Павел сказал, что путешествовал вокруг света, так его чуть не съели вопросами.

Здесь остановились на обед. Во время отдыха, спускаясь по бетонной лестнице чайханы к дороге, я увидел змею у подножия лестницы, она, видно, тоже увидела меня и, немного подумав, заползла обратно под лестницу в маленькую дырочку.

Поехав дальше, на нашем пути встретился экскаватор, стоящий посреди дороги. Его цель была обрушить вышележащий склон, пока склон сам не обрушился. Пока экскаватор интенсивно работал ковшом, камни катились по дороге и летели к реке. В двух направлениях образовалась пробка из машин, ну и наша из четырех велосипедистов. Минут через 20 нас пропустили и работу продолжили.

S9PvwQQ0bs0
PtVOjnA5RwE

А в последнем Дар-Даре, находящемся на нашем пути, на улицах оказалось шумно, люди всех возрастов куда-то шли, что-то говорили. Шли мужчины в форме МЧС, стоял старенький Зил-130, пожарный. Недавно тут сгорел дом.

3AcTJtXkMbg

Наконец, выехали на прекрасный асфальт. Проехали еще 10 километров, и решили остаться на ночь рядом с одним кафе. На следующий день нас ожидает автомобильный перевал – Шахристан(3378м.).

День 17.

С добрым утром, страна! Цель по быстрей забраться на перевал, и отдохнуть от этих гор! Шутка конечно, горы прекрасны. Поднявшись на высоту 2700м, мы немного удивились. Тут проложили тоннель. Это - здорово! Меньше хлопот. Какие-то особые полицейские стоят у входа: новая форма и надпись полиция, не как прежде были.

Дальше на пути у нас долгий пологий спуск. Нам нужно в Узбекистан. Единственный пропускной пункт находится в районе Бекобада, куда мы и ехали. Все остальные были закрыты для туристов.

Qk-_OpUsBhk
ASM2tqJWa1U

Впервые за весь похода, на пути оказался город – Истаравшан, так как даже в Худжанд мы не заезжали. Но ничего привлекательного в нем не было. Много машин, суета, старые дома и улицы.

Хотели купить сувениров национальных, ничего не нашли, кроме тюбетейки, товар на базаре в основном китайский, продукты российские или зарубежные. Когда мы доехали до центра, плотность на дороге возросла, прямо как в индийском кино – все куда-то торопятся, сигналят друг другу, протискиваются кто куда, люди перед машинами пробегают, и все что-то говорят, кричат.

От асфальта становилось жарко, остановились на обед в городском парке.

За время нашего обеда нас угостил лепешками и сладостями мужчина, работавший недалеко, обрабатывал хлопок. Через некоторое время, рядом, на машине остановились молодые ребята, пригласили в кафе поблизости, накормили, рассказали, что перегоняют машины из Германии.

При всем при этом мы сами себе сделали прекрасный супчик из лапши с помидорами и мясом. Как все только поместилось.

Все три часа, пока мы кушали... чьи то овцы находились в парке под палящим солнцем, очень быстро дышали, были привязаны… Хотя в метрах 5 были кусты с прекрасной тенью. Не первый раз замечал. Мне лично на дневном солнце без шлема находиться даже минут 5 было очень неприятно, а они в шерстке. В горах, к примеру, ослов на всю ночь оставляли привязанных, конечно, для этого нужно строить хлев, но ведь сами на улице не ночуют жители. В основном, все животные были исхудавшие. Коровы, если сравнивать с нашими, деревенскими, были будто после войны. Единственное, запомнил красивых, здоровых лошадей в горах, пасущихся в своем одиночестве, иногда под присмотром собак.

8MIeh_WWlTs
OmyqQqB4_1E

Ближе к концу дня, мы доехали до перекрестка, где в самом начале похода мы свернули в сторону гор – перевала Оббурдон, может на второй круг сгонять?!

На ночлег остановились в том же месте, где ночевали в первую ночь, на участке за ошханой. В этот день там было людно, много машин, красиво одетые люди, оператор с камерой. Будут свадьбу отмечать. Когда все началось, под громкую игру на карнае по выстроенному из гостей коридору, шли молодожены в зал для торжества, который находился в кафе. Дальше играла живая музыка и все происходило внутри. Ближе к полуночи все закончилось, мы легли спать.

День 18.

Hs29i-lHxhM

На следующий день, доехав до границы с Бекободом, мы узнали, что здесь так же нельзя перейти границу, нужно ехать дальше, по непонятно, когда сделанной дороге 40 километров. Это была великолепная новость. Дорога пролегала через заброшенные промышленные территории, вокруг пустыри, изредка проезжали машины, километров через 20 появился первый кишлак и нормальный асфальт.

Когда мы остановились на обед в лесопосадке у дороги, из недалеко стоящего дома вышел хозяин и так же решил угостить нас!! Плов, лаваш, сладости, арбузы!!!! Нет, они так просто не отпустят нас.

7_6c9vjnkto
Иии в номинации самая большая и дырявая лепешка Таджикистана побеждает...:)

И, наконец, спустя много дней, нашли место где можно нормально помыться, арык в лесопосадке с глубиной чуть ниже колена и живо идущей водой.

UZE1-YVnu_8

Это была последняя наша стоянка в Таджикистане. Проехав оставшийся километраж, мы оказались на границе, стояла очередь грузовых машин, людей было немного.

Получилось так, что весь поход мы были без регистрации, на границе поинтересовались, что за дела такие. Но, честно говоря, нам говорили, что это не очень страшно, к тому же, у нас был приказ и маршрутная книжка – недолго разбираясь, отпустили! На проверке у узбеков нужно было составить таможенную декларацию, еще в будучи в Казани нас предупреждали о том, что не стоит что-то скрывать от них, иначе могут конфисковать, а то и оштрафуют. Описал все что было, копейки даже написал! Но, в конце концов, меня так и не проверили.

Но вот машину таджикскую семью, стоявшую недалеко, разобрали по винтикам

Сумерки, становилось темно, узнав, где есть вода, рядом нашли место.