Южный Урал / Спортивный туризм | Велотуризм | Горный туризм
 

По Южному Уралу-2012: по горам, дорогам, речкам.

15 - 29 июня 2012 г.
Часть четвертая 
Белорецк - Караташ - Ассы - Уфа
Караташ и дорога до Уфы

Кукушка Кукушка
P1120022 P1120022
Р. Инзер Р. Инзер
На скалах Караташ На скалах Караташ
P1120036 P1120036
Виды с Караташа Виды с Караташа
P1120041 P1120041
P1120042 P1120042
P1120048 P1120048
P1120054 P1120054
P1120055 P1120055
Электричка Электричка
P1120079 P1120079
Холм Холм
P1120100 P1120100
Расписание поездов по Уфе Расписание поездов по Уфе
P1120104 P1120104
Парк культуры и отдыха Парк культуры и отдыха
Гостиный двор Гостиный двор
P1120117 P1120117
P1120118 P1120118
P1120121 P1120121
P1120125 P1120125
P1120126 P1120126
Площадь перед памятником Площадь перед памятником
P1120132 P1120132
Кристалл Кристалл
Хрусталь Хрусталь
P1120138 P1120138
P1120144 P1120144
P1120145 P1120145
P1120148 P1120148
P1120158 P1120158
P1120160 P1120160
P1120164 P1120164
Хрусталь Хрусталь
P1120167 P1120167
P1120175 P1120175
P1120179 P1120179
Послдние дни домов Послдние дни домов
P1120182 P1120182
Луна над рекой Луна над рекой
 Приехав на вокзал, выяснили что до подкида еще 2 часа.
Вокзал Белорецк
Расписание поездов

Ну решили уже никуда не дергаться, подождать его.  Перекусили, отдохнули, закупили продуктов на ночевку, дождались подкида. Внешний вид поезда сильно напомнил мне дизелёк, который когда то ходил от Выборга до Житково: большой локомотив и один вагончик, разница только в том, что в данном случае дорога электрифицирована и вагон плацкартный.  Билеты на него продают проводники.  Загрузились, для чего пришлось снять передние колеса, а сами велосипеды поставить на сидение в отсеке плацкартном. Заняли весь отсек.
Велосипеды в поезде
Ехать до ст. Айгир. Попросили проводников предупредить нас заранее, когда выходить. Ехалось хорошо, задремали даже. Правда чуть не пропустили свою станцию – проводники спохватились только тогда, когда поезд уже останавливался. В спешном порядке эвакуировались из поезда, задержав отправление поезда и посадку людей. Оказывается, на этой станции много туристов садится – здесь местная достопримечательность, к которой мы, собственно, и ехали – скалы Караташ.  Немного почитать о скалах можно тут и тут.
посмотреть небольшое видео 
Поезд ушел и мы остались одни.
Ст. Айгир
И тишина… вообще никого вокруг. Неспешно собрали велосипеды, нашли тропинку на дорогу, осталось только через пути перейти. Попытались найти  переход через пути и более пологий подъем, но нам это не удалось. Пошли прямо по рельсам и по тропинке вверх. Забрались, поехали по грунтовой дороге с большими лужами. То ли недавно дождь прошел, то ли они вообще никогда не высыхают.
От станции проехали порядка 2-3 километров, когда Саша решила немного отдохнуть в луже. Тут и решили, что дальше ехать не надо.  Тем более почти напротив падения Саши обнаружился указатель на скалу.
Лагерь решили разбить на берегу реки Инзер – на полоске земли между рекой и железной дорогой. Собственно, вариантов больше особо не было, если не учитывать вариант лезть на скалу и там ставить лагерь.
От дороги до берега реки надо было спуститься по крутому склону, преодолеть пути и еще спуститься. Решили велосипеды не тащить с собой, а спрятать в ельнике, взяв с собой только рюкзаки. На пути к стоянке у самой железной дороги стоял памятник погибшему от поезда (Сидтиков Руслан).  Как он погиб – непонятно.
Выбрали поляну поприличней (на берегу Инзера несколько полян, почти все достаточно «засижены» туристами), поставили лагерь. Так как время еще было не позднее, я решил сходить на Караташ. Саша отказалась – сказывался ушиб, полученный при падении.
Тропа на скалу нашлась сразу благодаря указателю. Попав на нее, тут же начинается достаточно ощутимый подъём в гору. Чем ближе к скалам, тем круче подъем. Иногда останавливался отдохнуть. Несмотря на кажущуюся близость к вершине, изрядно устал, пока шел наверх. С велосипедами, даже пустыми туда не забраться. Вот тропа начала пробираться через курумники, вот уже лезу между скал-останцев, местами приходится прыгать с камня на камень. Тропа уходит как бы внутрь скалы через большие валуны, и вот я забрался на первую площадку. Она расположена между двух, более высоких площадок. Естественно, я полез выше. Забрался, наконец, на самый верх.  Какая же красота открылась передо мной! Горизонтальная площадка резко обрывается пропастью вниз метров на сто, внизу под площадкой нагромождение камней, если упадешь – костей не соберешь.
P1120042
Где-то далеко внизу шумит речка Инзер, виднеется нитка железной дороги. Иногда по ней проезжают поезда.
P1120048
Прямо передо мной раскинулась гора с курумником  в форме буквы «М», правее ее вдалеке видна гора Ямантау и даже виден пресловутый секретный поселок Кузъелга или Межгорье. Несмотря на крутой подъем на скалу, на вершине оказалось много удобных полянок для лагеря.
М

На вершине оказались ребята из Уфы, пообщались, рассказали, что это популярное место отдыха ввиду его доступности, еще тут неподалеку есть родник, правда его я так и не нашел. У них было расписание электрички от Инзера до Уфы, я на всякий случай его записал. После чего решил погулять по скале, посмотреть разные красивости.  Вообще – место идеальное для медитации и расслабления, жаль только, что с велосипедами туда нам было не забраться.  Погулял, посмотрел, сделал пару звонков и отправил смс и решил спускаться.

Урал_114

Дорога вниз оказалась не намного легче – крутой спуск заставлял напрягать ноги до дрожи в мышцах, несколько раз приходилось останавливаться, чтоб унять эту дрожь.

Наконец спустился. Пока я лазал по скалам, она приготовила ужин и успела немного вздремнуть. 
Стоянка под Караташем

Натаскали дров, развели костер, поужинали, даже искупались в речке. Саша там нашла такое место, огражденное камнями – получилась своеобразная ванна. А еще рыбки там были – устроили настоящий рыбий пилинг, да настолько настойчивыми оказались, что как-то испугали меня – как будто съесть хотели. Непуганая рыбешка :).

Всю ночь мы спали под шум реки и грохот поездов – поезда так вообще как будто по головам проезжали – железная дорога проходит выше лагеря и совсем рядом.

В этот день мы проехали совсем немного:  15 км до ст. Белорецк, 3 км от ст. Айгир до стоянки у скалы Караташ и 70 км на электричке. И плюс прогулка по скалам.

 26 июня 2012, день двенадцатый.

Утром проснулись под очередной грохот поезда и поняли, что дальше спать не можем. Приняли «ванну», выпили чашечку «кофе» - в общем, позавтракали и собрали лагерь. К тому времени мы уже окончательно определились, что едем на Розовые скалы в Бриштамак. Немного про те места. Там есть фотография с розовых скал, которую нам не удалось сделать. И еще немного здесь.

Наш путь продолжился по дороге, идущей параллельно железной дороги. Состояние её было среднее – грунт и большие невысыхающие лужи. Но ехать можно было и даже вполне неплохо ехалось. Были подъёмы и спуски, но благодаря близости железной дороги и реки, они были не такие крутые и продолжительные, как обычно.  Проехали мимо места, отмеченного на карте как пос. Катаскин. На самом деле от поселка ничего не осталось, дороги отмеченной на карте тоже не было, по крайне мере, мы не увидели. Поэтому поехали дальше вдоль железной дороги, а не как планировалось – повернуть налево и напрямик к пос. Инзер.

Урал_115

Через 2,5 км после несуществующего посёлка подъехали к реке Инзер –  нам через нее. Река в этом месте достаточно широкая и глубина не позволяла просто перевезти велосипед по дну реки. А рядом через реку перекинут железнодорожный мост.  Предложил Саше перейти реку по мосту, но она отказалась – боялась внезапного появления поезда. И пошла бродить. Я тоже попробовал, но когда увидел, что больно глубоко, развернулся. А тут еще увидел, как один местный на мотоцикле едет по мосту. Это окончательно утвердило меня в решении поступить также как он.

На мосту оказалась узкая дорожка, по которой вполне можно проехать и два «балкона», на которых можно переждать проходящий поезд. Впрочем, поезда не было и я благополучно перебрался. С моста было хорошо видно, как Саша боролась с течением и велосипедом, но безуспешно – в конце-концов она на весу велосипед не удержала и поставила на дно. Рюкзак замочился. Но, как показал вечерний осмотр, внутри почти ничего не намокло.  В общем – преодолели реку и поехали дальше.

Урал_116

Дорога проходила среди живописных скал и всё так же рядом с железой дорогой, но уже с другой стороны от реки. Так мы и добрались до посёлка Реветь – в нём находится администрация Южно-Уральского Заповедника. Но нам туда не надо – нам в Инзер. Выехали на шоссе и, как выяснилось, с территории Заповедника. Дальше наш путь проходил по достаточно оживленному шоссе Белорецк – Уфа. До Инзера по шоссе ехать 5 км. Поехали. Рядом с шоссе был родник, Саша не стала притормаживать, я же остановился и пополнил запасы воды.

Въезд в Инзер
Заехали в пос. Инзер, купили перекусить – наступило время обеда. В этом поселке мы уже окончательно отклоняемся от ранее запланированного маршрута (до Толпарово) и выходим на выбранное нами уже в пути направление на Розовые скалы.  После пос. Усмангали  свернули направо.
P1120079
На яндекс-картах этой дороги еще не видно, но она ведет не только в Бриштамак, но и в пос. Ассы.  На самом деле это асфальтированная дорога, не очень загруженная транспортом, но ОНА ВСЁ ВРЕМЯ ШЛА ВВЕРХ! Это меня вымотало до умопомрачения. Что там Саша чувствовала – даже представить не могу.  На протяжении 15 км был сплошной набор высоты с небольшими ровными участками.  Вроде бы и небольшая разница высот: с 272 метров до 480, но зато почти всё время вверх.

Добрались до развилки: направо  - до Ассы, налево – до Бриштамак. Поехали направо, почему-то решил, что можно на скалы и оттуда попасть.  По хорошему серпантину очень быстро спустились к поселку. Скорость достигала 60 км/ч – давно такого не было, приходилось даже притормаживать, чтобы вписаться в повороты.  

Пос. Ассы расположен в живописном месте в излучине реки Инзер. Вокруг поселка интересные холмы: сначала они лысые, только трава на них, а потом, ближе к верху начинаются деревья: одиночные елки, переходящие в лес. Красиво…  Вдоль реки к скалам шла дорога. Вначале она была асфальтированная, потом превратилась в щебеночную и пыльную.

Мы с Сашей доехали до места, где решили разведать дорогу на скалы. Сначала поехали по дорожке вниз – к реке и далее вдоль реки, но через какое-то время дорога закончилась и уперлась в болото. Мы вернулись. Спрятали велосипеды и пошли пешком по дороге вверх  -по ней много машин еще ездят. Шли долго, искали поворот на скалы, ушли где-то за километр, но так ничего не нашли. Пришлось вернуться. Честно говоря, я был расстроен. Надо было ехать всё-таки в Бриштамак, оттуда точно есть тропа на скалы.

Но делать нечего, уже вечерело, пора было искать место для стоянки.  Поехали обратно к поселку, полюбовались, как коровы переходят реку вброд. 
Коровы бродят Инзер
Нашли уединённое место для лагеря на отшибе, выше по течению от пос. Ассы, нас ни откуда не видно. 
Полянка под лагерь

В лагере я вспомнил об одной достопримечательности – водопад Атыш. Теоретически, мы могли бы его посетить. Только я точно не знал, где он расположен. Тогда послал смс Тане Скородумовой – мы с ней давно дружим. – с просьбой узнать в интернете, где он располагается. Через какое-то время в смс получаю координаты водопада.  Поставил точку в навигатор и сидел, думал – ехать или нет. Посовещались и решили, что завтра поедем на электричке до Уфы, а в электричке решим окончательно – поедем смотреть, или нет (для этого нам надо было выйти на промежуточной станции). Искупались, поужинали, огонь не стали разводить, почти сразу легли спать.

Итого за этот день мы проехали примерно 60 км.

27 июня 2012, день тринадцатый.

Проснулись рано – нам надо было успеть на утреннюю электричку до Уфы. Над рекой стоял туман, но не прямо над нами, а слева от нас стояло облако над рекой и справа – скрывало поселок. Я это дело даже сфотографировал. 
Утренний туман-1
Утренний туман-2

Проснулись вовремя, до платформы не более 3 км, поэтому неспеша позавтракали, собрались и покатили.
Если от Белорецка до Инзера ходит «кукушка» с одним вагончиком, то от Инзера до Уфы ходит нормальная четырех-вагонная электричка.  Из её окон мы успели осмотреть розовые скалы, даже немного пофотографировать.
Розовые скалы
P1120100
В пути, глядя на карту и вспоминая, что пишут об этом водопаде, решили не выходить. Ехали до самой Уфы. Но также долго шла электричка! 4 часа ехали, даже устать успели.   Но доехали. Решили сдать рюкзаки в камеры хранения и покататься по городу налегке, посмотреть на столицу Башкортостана, познакомится с городом.

Почитать про город 

P1120138
Честно говоря, оказалось, что не так много достопримечательностей в городе. Старины почти не осталось, все застроено современными домами и еще было много архитектурных уродств: на фоне старого фасада коробка здания из стекла и бетона. А фасад как будто приклеен к этой коробке.
Ужасно. Самая главная достопримечательность – это памятник Салавату Юлаеву с прилегающей площадью.
Салават Юлаев
И еще – монумент дружбы. 
Памятник дружбе народов
Покатались по городу, пофографировали разные дома: гостиный двор, церкви, виды с площади от памятника Салавату, сам памятник.
Урал_118

Саша решила поменять билеты и уехать в тот же вечер. После прогулки по городу и покупок сувениров, среди которых была продукция Башспирта, вернулись на вокзал, где она обменяла билеты. Уезжая, оставила мне палатку – мне еще 2 ночи надо было перекантоваться. И мы расстались. Она осталась ждать поезда, я поехал искать место для палатки.

Искать пришлось долго. Я хотел было расположиться на берегу реки Уфа, но не учел что там высокий обрывистый берег.  Пришлось после долгих плутаний по лесопарку остановится прямо в лесу. Было уже темно, и палатку расстилал при свете фонарика.  Установил в кустах палатку, поужинал и лег спать. Удивительно, но меня никто не беспокоил, и было достаточно тихо, так что я даже выспаться смог.

За день проехали примерно 40 км, при этом почти весь километраж – катание по городу.

28 июня 2012, день четырнадцатый.

Утром я проснулся свежим и отдохнувшим. Сварил себе завтрак, как мог, из бутылки умылся, собрал свои вещи, палатку и тронулся в путь. Сегодня- завершающий день моего путешествия, завтра утром – на поезд и домой. Планов конкретных не было, спешить особо некуда, поэтому стал искать, где можно искупаться и вообще – помыться. Выехал на дорогу и поехал в сторону р. Белая.  На ул. Пугачевская Слобода нашел съезд к реке, остановился. Попробовал искупаться, но дно там преотвратительное – илисто-глинистое и вода не очень чистая. Кое-как окунулся и поехал дальше. По пути увидел монумент дружбы, вдалеке – красивую православную церковь, потом обнаружил столовую, отметил её для себя, чтоб потом вернуться и пообедать. Покатавшись по городу, решил съездить на городской пляж. Для этого надо было переправиться на другой берег по мосту.  Когда то выезд из города в южном направлении осуществлялся по старому арочному мосту. Со временем его пропускной способности стало не хватать и тогда рядом с ним построили еще один мост. Теперь там стоит сдвоенный мост: старый и новый и по нему большой поток машин едет.
P1120172
Но тротуары есть и это плюс.

На пляже я отдохнул, несколько раз искупался – там песчаное дно и заходить не противно. Даже есть душевая установка, под которой не грех сполоснуться после купания.

P1120169
Освежившись, продолжил кататься по городу. Так как я был один, то мог себе позволить кататься с такой скоростью, с какой мне было удобно. Даже рюкзак не мешал – не стал его везти в камеру хранения.

Отобедал в обозначенной столовой – по деньгам получилось терпимо и по меню не так уж плохо.
Пожарная часть и столовая
Ближе к вечеру случилась встреча: группа местных велосипедистов, какой-то иностранец на велосипеде и я. С иностранцем пообщаться не удалось – не знаю английского, а вот с одним из местных вело-байкером познакомился. Его зовут  Костя, он показал мне баню и подсказал, куда направится на ночевку, за что ему огромное спасибо.

В бане я помылся-постирался – в общем, человеком себя почувствовал. После чего, затарившись едой на ужин-завтрак, поехал искать стоянку на другой берег Белой.

Переехал быстро, а вот дальше пришлось потрудиться, чтоб найти подходящее место для ночлега. Только проехав 5 км по грунтово-полевой дороге, нашел неплохую полянку на обрывистом берегу реки, скрытую со всех сторон деревьями. Палатку поставил в кустах на самом краю обрыва. Место видовое – красивые виды, широкая река, город напротив.

P1120182
Единственное – шумно – в последствии грузовые и пассажирские поезда очень мешали спать ночью – звуки над рекой распространяются очень хорошо. Погуляв по берегу и пофотографировав реку и город, лег спать.
Луна над рекой
Спал чутко, все-таки на самом краю обрыва, ветер, шум города.
Место ночевки
А еще в часа два ночи услышал звук машины и голоса людей. Мне как то не по себе стало, но носа не стал высовывать. Слушая их возню и негромкие разговоры, я аккуратно вылез из палатки и пристегнул велосипед. Спустя какое-то время голоса утихли. Еще раз вылез из палатки и увидел, что они уже на реке. Это были рыбаки. После этого я спокойно уснул.

В тот день я наездил примерно 42 км.

 29 июня 2012, день пятнадцатый. Заключительный.

Утром проснулся часов в 7 утра – рыбаки были еще на реке – уж не знаю, сколько и чего они там наловили, но на берег  пока не спешили. Я встал, позавтракал, собрал вещи и неторопливо поехал в город – до поезда еще оставалось время. Доехал до города, до вокзала. Сидеть на месте не хотелось – еще два-три часа до поезда было, поэтому поехал кататься. Хотел было найти, где можно было бы искупаться. Но не получилось. После того, как я забрался вверх в город по одной из крутых узких улочек, просто сполоснулся из колонки. Мне этого хватило. И еще хватило времени, чтоб купить продуктов в поезд. И уже надо было возвращаться на вокзал.

P1120177
P1120148

Приехал на вокзал, поезд уже подали, оставалось 20 минут до отправления. Разобрав велосипед, в три захода загрузил свои вещи в поезд. Всё! Поход окончен!

В этот день я проехал совсем немного – от стоянки до города, чуть-чуть по городу и до вокзала: порядка 15-20 км.

Заключение

По прошествии определенного времени, считаю, что поход удался, учитывая, что это мой первый опыт самостоятельной подготовки к длительному походу.  По мере прохождения маршрута что-то корректировалось, изменялось, но у меня и не стояло цели бить рекорды, идти строго как задумано. У меня была цель – отдохнуть, увидеть красоты. Поэтому я не видел ничего криминального в том, чтобы при необходимости пользоваться электричками.  И то, что группа была столь малочисленная, в этом были свои плюсы, главный плюс в повышенной мобильности и гибкости.

Увидеть всё, что планировал, не удалось, но и того, что увидели мы – хватило. Жаль только, что до Ишимбая не доехали, на Шиханы не посмотрели и не увидел водопад Куперля, который недалеко от Мелеуза. Но – всего не охватить.

Спасибо девченкам за компанию, Сашке за терпение и что не съела меня в этом походе за мои косяки!

Все фотки можно посмотреть в контакте: http://vk.com/album1292913_159398545

и в «моем мире»: http://foto.mail.ru/list/usas/S-Ural2012

Буду готовить новый поход на 2014 год.

Usas
08.09.2012.

Комментарии
Terra09.09.12, 00:01
Молодец!!! 
Хорошо получилось!! А фотографии - загляденье - особенно панорамы Зубчаток и вообще гор!!!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Южный Урал
еще маршруты
О Маршруте
Опубликовал Андрей Морозов