Из за участия соревнованиях по спортивному ориентированию посетили север Чехии два раза. Удалось посмотреть много замков и старинных городов.
Прага - Литомержице - Чешска-Липа - Либерец - Яблонне-в-Подъештеди - Фридлант - Чешская Швейцария Национальный Парк - Гаррахов - Турнов - Йичин - Детенице - Чешский Рай Заповедник - Градец-Кралове
Начало знакомства
Утро первого дня соревнований. Сегодня старт только после обеда. Промежуток до старта занимаю осмотром города Литомержице. Рядом с городом моя гостиница. По пути на поселение в нее не упускаю случая заглянуть в замок Плосковице. А перед самым стартом еще и забраться на необычный замок Слоуп и прогуляться по центру города Ческа-Липа.
Литомержице. Вокруг центральной площади

С Литомержице началось мое знакомство с городами и замками на севере Чехии. Уютные небольшие города влюбляют в себя своей красотой, непосредственностью и дешевыми ценами на общепит и пиво.
Литомержице - город, основанный в 1057 году, когда князь Спитигнев II основал здесь базилику в романском стиле, на месте которой в XVII веке воздвигли собор св. Стефана. Центральная площадь Мира место концентрации основных достопримечательностей города. Здесь же в Городской Ратуше (Дом Калих или Дом под куполом) на ходится туристический центр. Начать экскурсию лучше именно отсюда. Здесь можно получить карту с достопримечательностями города, а значит ничего не упустить.
Получив карту, осмотрим площадь, носящую имя Мировая Площадь. Название пошло от того, что на этой площади собирался народ, то есть миряне. В центре площади, как практически в каждом городе, стоит Чумной столб.
Как не трудно догадаться поставлена он в благодарность за преодоление эпидемии этой страшной болезни в 1681 году. В верхней части колонны статуя Девы Марии, а ниже статуи Св. Роха, Св. Себастьяна, Св. Варфоломея и Св. Франциска.
Самый известной здание площади это здание Старой Ратуши, построенное в конце 14 века. Первое здание погибло в пожаре, нынешние здание стоит здесь с 1539 года. Обратим внимание на две колонны с углов здание. На левой разместился Роланд - средневековый символ торговли. Оригинал скульптуры стоял в сове время на местном рынке. Когда рынок закрыли оригинал скульптуры отправили в музей, а сюда поместили копию. Внизу на колонне можно увидеть "железный локоть" - старая чешская мера длины, равная 59,14 см.
Правая колонна это позорный столб. К нему в наказание привязывали за небольшие пригрешения. Сейчас в здание разместился музей.
Городское управление переехало в новой здание на этой же площади. Его легко найти по башенке в виде Чаши, от которой и пошло название дома Дом Калих (что значит «Чаша»).
Зеленая чашеобразная капитель трапезной (16 в.) напоминает о том, что некогда здесь гуситы совершали Пасхальную вечерю, причащаясь хлебом и вином.
Через одно здание влево еще один симпатичный дом с прекрасным сграффито, на котором изображены сцены из Книги Бытия, замечательным резным фронтоном и сложным красивым орнаментом.
Дом с сграффито
Дом был построен для богатого гражданина Дионисия Гоузка из Adlersburku. Нынешнее здание находится на месте предыдущего сгоревшего деревянного с 1564 года. Здание привлекало к себе многих известных господ того времени. Побывал здесь и король Фердинанд 3, который выдал хозяину дома королевскую охранную грамоту. Первоначально она была вырезана из камня на главном фасаде и защищала дом от грабежей. Надпись можно увидеть на боковом фасаде. Сейчас в здании находится отель.
В продолжении взгляда на углу площади белая высокая башня с часами. Эта башня относится к храму Всех Святых и является одной из старейших в городе. Первое упоминание о нем датировано 1235 годом. Тогда храм был частью фортификационных укреплений. В 16 веке появляется башня с часами известного на тот период мастера Valentina Schneidera. Интерьер храма стоит осмотреть для ознакомления с местными шедеврами из так называемой Литомержицкой серии. Особенно стоит обратить внимание на Главный Алтарь и картину "Христос на Масличной горе". В южной стене церкви находится статуя Девы Марии с младенцем Иисусом 1680 года. Подарена церкви в память о победе над чумой. Вокруг церкви до 1790 находилось кладбище.
Вернемся для точки отсчета опять к дому с чашей. И от него начнем рассматривать дома вправо. Через два дома в третьем находятся знаменитые винные подвалы Литомержице. (Площадь Мира 21/13) Раньше они простирались на несколько километров. Сейчас для экскурсий открыты 366 метров. Каждые полчаса с 11 до 15.00 в июне и сентябре по выходным, а в июле и августе ежедневно можно попасть на экскурсию. Вход находится под вывеской ресторана Radnicní sklípek. В апреле месяце мне удалось только спуститься в подвал, где находится ресторан и сделать несколько кадров.
Сторона площади напротив старой ратуши порадует красивым зданием под названием "Дом пяти Дев" Построено здание в 18 веке. Красивые завитушки и лепные украшения притягивают глаз. А в названии дома кроется секрет. Среди всей этой красоты автор спрятал пять девичьих головок.
На этой же стороне правее в углу еще одно здание, на которое стоит обратить внимание. Оно чем то напоминает замок.
Мимо этого здания пройдем до замка Литомержице. Он будет слева на пересечении с улицей Na Valech. Точнее от замка практически ничего не осталось. Только старые стены с новой начинкой. Внутри с 2011 года здесь выставочный зал, в котором проводятся лекции и экскурсии для знакомства с историей развития виноделия в чешском крае.
На обратном пути вернемся на площадь по улице 5. kvetna, чтобы увидеть здание Министерство обороны Чешской Республики, ВУСС Литомержице. Не поскупились вояки на украшения здания.
Вернувшись на площадь сделаем еще один заход от нее по улице Michalská. Слева по курсу будет Северо чешская галерея изобразительных искусств. Искусствовед Отакар Воточек собрал под крышей этого дома произведения чешских скульпторов и художников с XIII века и до наших дней.
На перекрестке повернем налево и будем держать курс на башню старейшего храма города Кафедрального собора Святого Стефана.
Расположен собор на одноименном холме. Первое здание на этом месте было построено в 11 веке. Современная барочная постройка датируется шестидесятыми годами XVII столетия. На фасаде статуи Святого Стефана, Святого Феликса и Святого Викторина, а над главным входом герб епископа-основателя Максимилиана Рудольфа Шлейница.
Во дворе церкви находится Дом каноника, который сейчас является административным зданием епархии.
Здесь на холме и закончился мой маршрут. Точно как в названии вокруг Центральной площади.
Замок Плосковице. Замок с павлинами

В шести километрах от города Литомержице стоит красивый белоснежный замок Плосковице. Первое упоминание о замке датируется 1188 годом. Тогда на этом месте был построен мощный защитный замок. Нынешнее здание появилось значительно позже в 18 веке. История замка за это время обросла множеством легенд.
Вид с нижнего парка

Начало положила известная легенда о рыцаре Далиборе. Крестьяне, поднявшие мятеж в 15 веке, выгоняют хозяина из замка и передают собственность в руки благородного рыцаря - защитника угнетенных Далибора. События развивается почти как у нас. Забери у богатого и отдай другому, который защищал тебя. Бывший собственник не будь дураком пожаловался чешскому королю и тот восстановил справедливость, казнив рыцаря.
Новое здание так же не обошлось без тайн. Неудовлетворенная семейной жизнью хозяйка замка Анна Мария Франциска Сакподошел к сен-Лауенбургская всю свою энергию направила на строительство чуда архитектуры. Он возводился в стиле барокко и должен был представлять строение, в котором сочетались элементы итальянской и китайской архитектуры. Строили долго и дорого. Разбивали декоративные сады и террасы, создавали статуи и гроты, оборудовали фонтаны и пруды. Образцом служил ни больше ни меньше, как Малый Версаль Андре Ленотра. Анна Мария лично контролировала строительство, в которое было вложен более миллиона золотых гульденов. Все документы по строительству были уничтожены. Поэтому имя архитектора и точная сумма строительства остались неизвестны. Замок получился замечательным. Недаром его сделал своей летней резиденцией, отрекшийся от престола австрийский император Фердинанд I.[
В весенне зимний период замок закрыт для экскурсий. Мне немного повезло. Перед пасхой в одном из залов первого этажа местные жители устроили пасхальную ярмарку. Так за рассматриванием творчества местных домохозяек удалось немного прикоснуться к истории.
После для получения полного погружения в историю нужно спуститься в нижний парк. Именно здесь в этом парке снимались кадры сериала Мушкетеры. А сам дворец стал сценой порядка 20 фильмов и клипов.
Павлины
Центральная площадь Т.Г. Масарика

Для обеденного перерыва я выбрал этот небольшой городок. А где как не на центральной площади находится самое большое количество ресторанов. Пока ожидал обед немного познакомился с этим чудным городком. Первое упоминание об этом месте относится к 13 веку, когда близ деревни Липа построили одноименный замок. С этого времени город стремительно развивался и хорошел. В его истории было лишь два черных пятна, которые чуть не разрушили город. Это гуситские войны и урановая лихорадка конца 90-х. К счастью все обошлось.
Самое большое количество достопримечательностей сконцентрировано на площади Т.Г. Масарика, где я и находился. Большинство домов здесь относятся к 15 веку. На некоторых из них все еще можно увидеть эмблемы.
В центре площади,как обычно стоит чумная колонна.
Чумная колонна
Она установлена в честь победы над чумой, которая бушевала здесь в 1680 году. Колонна носит имя Девы Марии и Св. Троицы. Рядом фонтан в стиле ампир с дельфинами, сделанными из горжицкого песчаника.
Фонтан с дельфинами

Главное здание площади - Ратуша, построенная в 1823 году. Сегодня здание частично используется как хранилище, а частично — как филиал музея. На первом этаже Информационный центр.
Ратуша

Ещё одно любопытное место — то, где до уничтожения нацистами в 1938 г. стояла синагога. Сегодня оно отмечено мемориальным камнем, установленным в 2008 г.
Замок Слоуп — Замок на скале

Первый день путешествия был очень насыщенным. После вкусного обеда в городе Ческа Липа до старта соревнований оставалось еще 3 часа времени. Из всего подобранного материала, который у меня был выбрал я замок, непохожий ни на один другой в Чехии. Это даже был не замок, а крепость и в последствии монастырь на высокой скале.
Замок Слоуп

История этого места началась в 13 веке, когда местные феодалы решили с пользой использовать скальные образования вдоль тракта из Праги в Житаву и другие города Верхней Лужицы и далее к Балтийскому и Северному морям. На одной из них была построена крепость. Крепость стояла на вершине скалы 100 метров в диаметре с отвесными стенами. Лестницы, колодец и помещения были вырублены в скале. Остальные постройки были деревянными и впоследствии сгорели во время 30 летней войны со Шведцией.
До 1679 года крепость стояла в запустении пока здешнее поместье не унаследовал граф Фердинанд Грозната из Кокоржова. Он был сильно верующим католиком и решил на скале, где раньше была крепость, основать монастырь и святое место. Эти строения дошли до нашего времени.
От подножья наверх ведет крутая деревянная лестница через отверстие, вырубленное в скале. Узкий проход и стены на расстоянии вытянутых рук моментально погружают тебя в средневековый мир.[ Массивные деревянные двери усиливают ощущения. Пройдя через окошко кассы, попадаем через коридоры в монашеские кельи и костел.
Здесь смотреть в общем то нечего. Только экспозиция природных достопримечательностей округи может заинтересовать. Поэтому поднимаемся наверх, чтобы с высоты скалы полюбоваться на окрестности.
Площадка наверху скалы кроме строений напоминала место для пикника. Сосны и хорошая площадка так и звала развести здесь костер и пожарить шашлыки, а в течении процесса любоваться окрестностями.
От плотских желаний лучше уйти к церкви, где сейчас проводятся свадебные церемонии и летние музыкальные мероприятия.
Чуть выше имеется еще одна интересная площадка. С подзорной трубой на ней стоит отшельник Самуэл. Он смотрит в сторону пещеры, в которой он жил до своего прихода в скальный монастырь и которая носит сейчас его название. Находится она на противоположной горе и именно там находится лучшее место для панорамной фотографии Слоупа. Выглядит это примерно вот так. Фото с рекламного проспекта, так как времени туда подняться не хватило.
Тут же на смотровой площадке можно увидеть четыре разноцветных стекла. Через них можно увидеть замок в разные времена года.
Для самостоятельного посещения координаты GPS (50° 44' 8.53" N 14° 34' 55.81" E)