Группа студентов из Нижнего Новгорода, состоящая из 8 человек (4 представителя сильного пола и 4 представительницы слабого). Руководитель Марков Д. А. Туристы Нижегородского горного клуба http://www.trekkingclub.ru/. Поход по западной Норвегии и национальному парку ледник Folgefonna. Западная Норвегия это район, где за день можно подняться из зелёного леса и травы до одного из крупнейших ледников в Европе. Самые что ни на есть северные горные пейзажи, несмотря на малую высоту, что избавляет от различных проблем вроде горной болезни и плохого самочувствия, тяжёлой акклиматизации. И наконец, Фьорды - чудо, встречающиееся в местах, количество которых на нашей планете можно пересчитать по пальцам.
Москва( Домодедово) - Осло (Гардермуэн) - Vintertun(417м) - Bergstod - река Stolselva - Oзерo Bergstodvatnet - Skjeggeshoset - озеро Skjeggesvatnet - гребень Solbakkane - перевал между гор Skjeggesnuten и Fagnabotnhorga - хижина Sauabrehytta - гораа Sauanuten - гора Kvannanuten - озеро Blavatn - озеро Kvanndalsvatn - деревня Liasete - холм Tvorehaug - озеро Buarvatnet - долина Buardalen - ледник Buarbreen - гора Nordbakkenuten - ледник Folgefonna - хижина Fonnabu - гора Fonnanuten - озеро Ormerkesvatnet - озеро Botnavatnet - долина Bondhusdalen - поселок Sunndal - поселок Aenes - долина Aenesdalen - река Aeneselva - Odda - Осло (Гардермуэн) - Москва(Шереметьево) - Нижний Новгород (Московский вокзал).
Путешествие по Западной Норвегии 2013
Горная Норвегия

Узнав, что следующие горы будут норвежские, я немного расстроилась. Посмотрела фотографии, почитала отчеты. Показалось немного обидным идти в невысокие, зеленые горы. Не потому что летом 2012 Хибины не понравились. Нет, я прониклась их самобытностью и медитативностью больше, чем  в Эцтальских Альпах, но хотелось чего-то нового, неизведанного.
Заманили фьорды, заманили ледники, и вскоре я погрузилась в подготовку с головой. Сварили и ссушили около 13 кг мяса, разобрались в непростом норвежском транспорте, познакомились с кучей людей, живущих в Осло - это самое запоминающееся.
За две недели до отъезда моя комната превратилась в горную пещеру из рюкзаков, спальников, пуховок итд итп. Я искала тропы к кроватям, лазы на кухню и в другие комнаты.
Итак, 15 августа закончив все городские дела, мы отправились из Нижнего Новгорода  под дождем на микроавтобусе в Домодедово. Видимо мои нервы перед каждым путешествием проверяют на прочность. Московское шоссе мы решили немного объехать. Плюс 100 км по ухабистой, туманной дороге с обгоном фур по встречке не дали нам спокойно выспаться перед самолетом. Никогда  жизни больше не поеду в Москву ни на чем кроме поезда! Страшно!
Летать на маленьком самолете намного приятнее чем на огромном лайнере.

Домодедово. Москва.
Аэропорт Домодедово. Москва
Мы как дюймовочки на ласточке быстро и легко с пересадкой в Риге к 12 часам дня уже были в Осло. Когда перелетели Балтийское море, под нами оказался огромный фронт облаков. Тут я начала переживать, что ближайшие дни никакой магией  эти тучи дождевые не разгонишь. Пролетев через слоистый пирог облаков, мы приземлились в сером, темном городе. Это таким нас приветствовал Осло.
 От аэропорта Gardermoen на самом дешевом виде транспорта - электричке (комфортнее нашего аэроэкспресса) мы за 20 минут доехали до жд вокзала, от которого перешли на автовокзал Oslo Bus Terminal. Таня и Вова поехали отдавать городские вещи Леше (замечательному отзывчивому человеку, проживающему в Осло), а мы с Вовкой Смирновым, отправив Женю и Ксюшу за супами (б/п но вкусныееее) и водой, Диму и Никиту за газом, пошли покупать билеты в селение Vintertun. Еще дома мы нашли время отправления автобуса, стоимость проезда, но номер нам не удалось вычислить. Каково же было наше удивление, когда женщина за стойкой информации сказала, что не имеет представления о том, где находится то, о чем мы говорим! Автобус отходил в 13:30, время бежало, а мы как беспомощные кутята бегали от человека к человеку, если нам казалось что его форма говорит о его компетентности. В итоге, вычислив автобус по времени отправления, мы, собравшись все вместе,  подошли к нашему средству передвижения.  Какова же была наша радость, когда мы подошли к водителю - семидесятилетнему бойкому старичку, не говорившему по-английски, и, назвав станцию, он понятливо покивал головой,пробив нам чек ровно на ту сумму, которая была записана у меня в плане.
 Радостно погрузившись, мы расселись в комфортнейшем автобусе. Путь был долгим, лил дождь, дорога идеальной, и мы спали в немыслимых позах. А за окном простиралась волшебная страна. Столько скал, вгрызающихся в водные глади я не видела никогда!
 Вышли на маршрут, получили ветра в спину по
смс от друзей из нижнего Новгорода, и под дождем начали путь. Сначала дошли до тропы по дороге, затем, почувствовав усталость, и заметив отсутствие белых ночей, мы разбили бивуак на первом подходящем месте.

17 августа
 С утра, высунув голову из палатки, мы обнаружили голубое небо над головой. Приятно удивились, быстро собрались и начали подъем.

Первая ночевка около селения Vintertun
Утро недалеко от поселения Vintertun
Это была пятница и нас обогнала группа норвежцев, как обычно двигавшихся налегке. Они сказали, что ни разу еще не встречали русских в их горах.
 Сначала я, видя норвежские хребты, вспоминала Хибинский прошлогодний поход.

009-041_20130817_TrailTrolls_1-125-sec-at-f---8.0_70-mm_ISO-100_
Норвежские пейзажи. Долина реки Stolselva.
Настолько схожи были линии, настолько близки были цветовые сочетания.Дышалось легко, шлось весело.  Черника манила, и каждый привал раскрашивал наши руки, зубы и губы в синие цвета.  Уже сразу заметили, что мокрость в походе нам будет обеспечена, так как мы забирались все выше, а ручьев становилось все больше и больше. Под ногами хлюпало. Я была счастлива, что купила перед походом  новые треки. Ноги не скользили на камнях и не промокали от ручьев, болотцев и мха.  Шли мы и вдали увидели маленькую хижину. Решили подойти к ней, проверить на живость. Она оказалась нежилой. Вернее была похожа на дачку - рядом лежали некие инструменты и детские игрушки, стоял сарай весьма дряхлый - что удивительно в Норвегии.
Мы передохнули  и пошли дальше.

Норвежская хижина
Первая Хижина

Долина  Skjeggeshoset
Долина реки Stolselva
К обеду небеса заволокло, но мы не расстраивались. Остановились у озера BengstodVafnet (767 м) и первый раз приготовили замечательный обед. Пока мы готовили суп, Дима пошел фотографировать озеро и первый раз искупался, почти вместе с фотоаппаратом.

За обедом
Обед на озере Bergstodvatnet
Продолжался ходовой день. Норвежские горы показали нам свою индивидуальность - не было  у них четких долин и хребтов. Мы постоянно огибали какие-то валуны, то гладкие, то моховые.

Дима и Женя на привале
Вышли на берег огромного озера, там решили и заночевать у красивейшего водопада.

090-099_20130817_TrailTrolls_1-400-sec-at-f---3.5_28-mm_ISO-100_
Озеро Skjeggesvatnet

Красивейший водопад
Правда пришлось прибраться - весь день мы шли по бараньим тропам, которые были усеяны.. И место стоянки видимо нравилось не только нам.

18 августа
Просыпаясь ночью от порывов ветра и барабанной дроби дождя, я очень просила солнца. Но видимо все мои походы идут по одному сценарию - сначала измочить, изнурить, потом порадовать.  Целый день мы стояли на месте. Кушали заначки, спали, играли в «кастрюльку» и ходили друг к другу в гости.

Вторая ночевка и место первой дневки
Дневка у безымянного водопада
19 августа
С утра ничего не изменилось. Чуть посидев в палатке, мы решили действовать. Казалось, что тучи ходят в этой долине кругами. Пусть дождь накрапывал, но мы упрямо собирали рюкзаки. Досталось сильно тем, кто нес сырые палатки. Лично мне тоже "повезло" - мой рюкзак сам по себе вымок, поэтому я решила не нести сухой спальник, а взяла мокрую пуховку Никиты, которая стекала своей сыростью мне в штаны.

Проворный старт после дневки
Начав подъем, мы повстречали первый снежник, перешли первый серьезный ручей. Затем облака спустились и мы перестали видеть окружающее.

154-181_20130819_TrailTrolls_1-125-sec-at-f---8.0_70-mm_ISO-100_
Первый снежник

Групповое фото
Групповое фото рядом с первым снежником
Начался мокрый, сложный подъем - по моху, можжевельнику, чернике и гладкому склону. Сложность заключалась еще и в его угле. Пару раз облака пронеслись мимо.. мы увидели широкую  долину, реку, озеро... и тут Ксюшка первая увидела НАШ ледник Folgefonnа - второй по величине ледник в Европе. Это было похоже на туманное видение. Наверное так видятся в сумеречной серости морякам айсберги. Поднявшись на небольшое плато, мы промокли до нитки,  и было решено ставить палатки и готовить обед. В сырости и неудобстве мы поели, вышли в холод. Тут со штанов и гамаш вода стекла в  мои непромокаемые треки. Мечталось о костре или теплой печке.
Кто о чем, а я о чудесах. Как мы решили потом, карма нашей группы была слишком хороша... Через пару десятков метров от места обеда, мы увидели небольшой домик-хижину Sanabrehitle, наподобие той, с первого дня.  Я уже думала, что если там будут хозяева, то это будет счастье,  и мы заплатим любые деньги за постой.

На горизонте хижина Sauabrehytta и ледник Folgefonna
оазис. Хижина Sanabrehitle
 Вовка Женькин подошел к двери и, сняв цепочку, открыл дверь. В коридоре мы увидели инструменты, поленницу, дверь в кладовую... и открыли дверь в жилое помещение. Тут мы просто потеряли дар речи. Пахло деревом, теплом. В огромной (как казалось после палатки) комнате, посередине стояли два широких стола, обрамленных скамьями, на которых лежали матрасы. Слева стоял кухонный гарнитур, с кофеваркой, плиткой, чудесной посудой и магнитной доской для ножей, а справа стояла печка-буржуйка. Мы решили, что останемся тут на полудневку и ночь.
 Немного освоившись в домике, мы поняли систему таких хижин. В отличие от Альпийских хижин здесь домики (возможно не все) предоставлены самим туристам. За ними приглядывает кто-то из туристического членства - завозятся дрова, продукты, необходимые припасы, поддерживается чистота и готовность принять всех путешественников. То есть есть прайс, по которому можно оплатить проживание или остановку, использованные продукты итп.. Но все подсчитывается самими туристами и платится по совести. Не будем скрывать, мы не оплатили все что было необходимо. Но к сожалению, даже при желании это было бы слишком дорого. Провести человеку ночь в хижине с отоплением стоит 310 крон, то есть более 1500 рублей. К такому раскладу мы не были готовы, наш хостел в Осло стоит и того меньше. Но мы честно заплатили за использованные дрова, убрались за собой, будто нас там и не бывало. Хотя написали письмо в гостевой книге на двух языках.. не удержались.
Как же было здорово высушить все-все вещи. Поэкономить газ, сготовить пищу на печке, открыть подарок дорогих Миши и Лены, поиграть на гитаре, полюбоваться на Фольгефону да и просто вкусить такой необыкновенный вечер. Спасибо тебе, чудо-хижина.

20 августа
Утро выдалось норвежское. Облака оплывали хижину, иногда показывая ледник. Местный термометр упрямо показывал на прогнозе солнышко. Мы позавтракали гречкой и, поблагодарив место, отправились в путь. Зелень осталась внизу.

Ледник спускающийся в озеро.
Ледник Folgefonna сквозь облака
Причудливые скалы теперь сопровождали нас. Казалось, что это были огромные троли, и, стоило нам отвернуться, камни оживали и двигались. Цвет скал был необычен - в темно-сером камне вдруг белели красивейшие вкрапления базальта, или вдруг будто малахитом зеленели осколки. Кстати очень часто вспоминали Властелина, так как пейзажи будто снимали не в Новой Зеландии, а здесь.

Попутчики - барашки!
Постовые барашки

Поднимаясь по сыпухе

Всем одеть каски!
Ближе к полудню поднимались по сложной сыпухе вверх. Затем начался переход по снежнику. Тут я явно увидела фронт синего неба. Казалось вот-вот он дойдет на нас..Но это мы бежали  к нему! Потому что действительно - сзади нас догоняли тучи, черные, бурные, та, наша прошлая долина явно была не в настроении.

Кусочки ясного неба
И преодолев пару сотен метров Мы увидели самую потрясающую картинку, какую можно было ожидать - солнце освещало ледник

Первый ясный день нашего похода
Folgefonnа во всей красе
, его ледопады и скалы. И видно было его на много километров вперед. Это было чудесно! Мы нежились в солнечных лучах, бесились, мирились, обнимались, валялись на снегу. Восторг пронизывал всех! Хотелось кричать, будто мы были на перевале или вершине.

Нарвежские звезды
Мы на солнышке
TrailTrolls
Групповое фото и первый погожий день
Рядом на камнях поставили палаточку, и девчонки полезли готовить обед. Так сложно было усидеть в палатке, когда снаружи бушевали такие краски!

Глаза гор!

TrailTrolls

Вечерело, языки ледника стали синими. Мы гоняли вниз по снежникам.

Игра теней
Это  было безопаснее и быстрее чем спуск по камням.

Спуск по снежничку
Спуск по снежнику
 Перед нами лежала новая долина, новые нитки водопадов и зеркала озер приветливо поблескивали нам. Наконец мы добрались до зеленки и озера, в которое впадал язык ледника. Там и устроились на ночлег. Мальчишки искупались в ближайшей луже. И чистенькими легли спать.

Притаились палатки
" И чистенькими легли спать у озера Blavatn."
21 августа
Кажется каша была в это утро молочная рисовая, вкусная.

В такт
Отправились в путь
Собравшись, мы отправились  в путь. Нам предстоял небольшой перевал, на котором виднелась красная хижина. Чтобы до него дойти, нужно было обойти большое озеро. Но тут мы обнаружили, что к перевалу не подойти  с нашей стороны - озеро заканчивалось бурной рекой огромным водопадом.

Самый наш большой и зааминающийся водопад
Невероятный водопад, который спускается из озера Blavatn
TrailTrolls
Выход был один - огибать хребет через соседнюю долину. Спуск рядом с водопадом был достаточно сложный - небольшие каменные стенки, деревья, задерживающие нас кусты черники. Но все же мы спустились к красивому озеру Kvandatsvant.

Озеро Buarvatnet
Озеро Kvandatsvant.
Тут отдохнули, мальчишки искупались. Вышли на тропу и все стало проще. Лес  в этом месте был сказочный. Какой-то жемчужно-зеленый, сухой.

После обеда мы огибали хребет по тропе национального парка. Собирали грибы. По легендам о Норвегии мы знали, что норвежцы не собирают грибы и ягоды, а скорее покупают (шампиньоны) их в магазинах.

Крупный ' улов'
Норвежские подберезеовики
Встали на ночевку недалеко от деревеньки на берегу речки, в чернично-мшистом лесу.  Жарили грибы, варили варенье, мыли головы. Звездное небо над головой радовало падающими персеидами, но самым невероятным была луна - она светила очень ярко, лес отбрасывал тени,

Нам снится дом, а горы сон наш стерегут
Под покровом темноты
22 августа
Наконец мы насладились теплыми солнечными лучами. Все искрилось! Речка мягко шумела, и все дружно чистили зубы, дурачились.

Обилие черники
Пробуждение природы
Пробуждение людей
Очень быстро взлетели на нужный хребет, и перед нами открылся чудесный вид на языки ледника и гигантские скальные массивы.

Кантрасты
Но холме тролей Tvorehaug
Если бы мы только знали, что на придется штурмовать их... Норвежские горы с их крутыми склонами очень приветливы наверху. Мы погуляли по плато, сделали зарядку, наконец погладили овец.Полюбовались на озеро Buer Vafuet.

Здоровье в порядке! Спасибо зарядке!
Здоровье в порядке

Начался трудный, спуск по теневому склону, который сильно напряг наши коленки. Но ничего, спустив около 700 метров мы вышли греться на солнце рядом с местечком  Buer

Село Buar
Деревня Buer
Там Вовка решил по-новому построить наш подход к леднику. До этого  в планах был подъем по руслу реки, но на карте рядом с гостиницей мы увидели маршрут, который вел как раз к хижине fonnabu. Было решено идти по этой тропе.

Начав подъем, мы вышли в совершенно необыкновенное место - Долину туров. Я впервые в жизни видела такое явление в таком масштабе. Казалось духи людей, которые составляли их витали где-то рядом...

Долина туров
И вот, когда совсем уже вечерело, мы, не найдя место под палатки заночевали в коридоре хижины. Ходили на ледниковую речку и мыли ножки. Это было жутко больно! Вода будто ножами резала!

Языки ледников  Nedrebuarbreen и OvreBuarBreen
Языки ледника Buarbreen.

Луна багряная светила как безумная. Горы и ледник  в лунном свете были жуткими, нереальными, но такими красивыми!

Закат у хижины
Ночевка в хижине под ледником Buarbreen.
Ясная ночь
Необыкновенно ясная ночь в Норвежских горах под ледником Buarbreen.
23 августа
С утра Вовка обещал нам трех-четырехчасовой подъем, а затем переход по леднику к хижине fonnabu. Мы встали рано, так как это была пятница, и мы опасались прихода людей в домик.

Утро доброе, солнечное, светлое
Пробуждение
Горы были рассветные, ласковые. Не разу нашли тропу, вернее мы поняли, что обленившиеся норвежцы просто перестали ею пользоваться. И так начался самый боевой день. 700 метров подъема нам дались очень непросто. Очень много приходилось подтягиваться на траве, лазить по камням,

TrailTrolls
"Некоторые места были очень отвесные"
Было жутко интересно, но паника иногда тоже вкрадывалась. Именно этот день мы будем помнить ярче всего. Язык ледника был невообразимо четок и его дыхание поддерживало в нас бодрость.

Buarbreen
Обедали  в наклонном состоянии, ужасно устав.

Обед под ледником
За каждым новым валуном открывалась новая "вершина". Но наконец склон начал выполаживаться. Мы поднялись на вершину хребта. С нее открывался вид на многие километры вокруг. Мы видели практически каждую предыдущую стоянку и места, которые оставались в счастливых воспоминаниях.

612-644_20130823_TrailTrolls_1-250-sec-at-f---9.0_24-mm_ISO-100_
Оглянувшись
Мы решили все же пересекать ледник. Благо подход  к нему был прост.
Ледник был закрытый, пологий, поэтому мы шли без связки и кошек, прощупывая нападающим снег на трещины. Перейти нам предстояло около 6 км.

Переход через ледник Folgefonna
Переход ледника Folgefonna до хижины Fonnabu
С самой высокой точки района была возможность увидеть ОКЕАН. Ориентироваться было жутко интересно. Мы оказались в белой пустыне.... Видели даже рождение облаков. А они играли с нами в "Крокодила".  Вскоре, мы бросили последние взгляды назад, и горы той стороны скрылись за белизной.

Лук от руководителя
Напали на еле заметную тропинку, она вела явно в нужную сторону, но к ледопаду. Снег начал превращаться  в лед.. ручейки начали стекать, были видны колодцы, бергшрунды стали значительно шире... Становилось скользко. Тут ребята нападающие предугадали обрыв, и резко повернули налево. Там мы благополучно сошли на камни.

Прощальный взгляд на Folgefonna
Благополучный спуск с ледника Folgefonna до хижины Fonnabu
Дошли до озера, которое отделяло нас от хижины fonnabu. Там встретили закат и встали на ночевку. Так закончилась снежная нежная часть нашего похода.

Закат по другую сторону ледника Folgefonna у хижины Fonnabu
Закат у хижины Fonnabu
24 августа
Субботним утром до fonnabu из sunndal стартовала гонка. Мы старались не попадать под ноги бегунам. Только подбадривали их, стараясь сильно не отвлекать. На привале загорали, уже сильно не спешили, так как решились на заслуженную полудневку.
TrailTrollsКогда финалисты гонки начали спускаться вниз, мы поговорили с некоторыми. Оказалось, что путь, который мы !при спуске! растянули почти на два дня, один бойкий старичок преодолел за 1 час 23 минуты. Суббота манила отдыхать и толпы туристов шли к fonnabu посмотреть на Folgefonnа. Мы все гадали, как они там разместятся, потому что три домика были наверняка не очень вместительные.

Никитка

Погожий день
Добравшись до озера Botnavafnet, мы не спеша разложились. И тут наконец мне выкроили время на рисование.

Привал
Спасибо Толе, сама я не решалась никогда брать краски в горы.... КАК же много я упускала!!! Меня захватило чувство бесконечного счастья, восторга и эйфории. Это было полное ощущение жизни!
Синие горы окрасились закатными цветами, и я закончила первый горный этюд.

25 августа
Встав достаточно рано, мы начали свой последний спуск.

Доброе утро!
Штурман под конец похода...
Впереди нас ждал Hardangerfjord. Дорога была накатанной, широкой, мы шагали почти в ряд, играя в "контакт".

Болтушки

Обедали мы уже на берегу фьорда. Восторг захватил нас при встрече с ним! Таня говорила, что растительность очень походила на Белое море... но мы, как завороженные восторгались голубизной красок, чистотой воды.

Поселок Sunndal. Фьерд
Sundall
На вкус вода слабосоленая - это потому что множество пресных рек впадает во врез фьорда. Но в то же время мы даже в обед уже начали замечать отлив. Так что вода из фьорда вела себя совершенно как морская вода.

Фьерд
Hardangerfjord.
Затем наш путь шел по берегу фьорда по дороге. Было весьма непривычно идти по асфальту, казалось, что некоторые мышцы даже обижаются, что их не используют. Правильно говорит мой папа: " только природными тропами должен ходить человек".

Прогулка из поселка Sunndal в поселок Aenes
В одном месте пришлось идти около 800 метров по туннелю, пробитому в скале.
По закону любой человек может поставить палатку и заночевать в любом месте в Норвегии, не ближе 150 метров к частной собственности.  Но на берегу фьорда такие места найти очень тяжело!

TrailTrolls

Долго ли коротко ли мы дошли до ближайшей к Sunndal деревушке AEnes. Там Дима и Вова Женькин выбрали нам невообразимое место для бивуака - небольшой пирс!
Дальше описать словами впечатления очень сложно. Это был один из лучших вечеров похода.

Ночевка на пирсе!
Ночевка на пирсе
26 августа
Утро на берегу фьорда. Что тут скажешь еще.

Гармония
Утро на берегу фьерда
Я рисовала, Дима писал дневник похода. Ребята играли на гитаре, болтали, ходили гулять в деревушку.

Лови момент
Каждому свое

Вдохновение
Самое ценное
До обеда мы наблюдали за подводным миром прямо с пирса, видели маленькую акулку, медуз, мидий, огромное количество мальков и приличных рыбешек. Купались!

Отважные
В океане

Пообедав, мы решили не стоять на месте. Все-таки неспокойны наши души, требуют пути. Хотелось еще черники, грибов.

TrailTrolls

Мы через деревушку поднялись в долину. Достаточно долго шли по лесу, собирая попутно грибы. Тут мы вышли на красивейшую стоянку.
Чудесный вечер. Увидев костровище, я обрадовалась - мы провели ночь как настоящие туристы у костра - почти все мои мечты сбылись в этом походе!

27 августа
Душевно прощались с походом. Пели любимые песни.
Все делалось не спеша, поэтому наслаждение было в каждом взгляде, в каждом вздохе.
Спустившись в AEnes, мы, поговорив с местными про Москву и про Россию в целом, сели на автобус до небольшого городка - Odda, откуда ночью мы должны были уехать в Осло.

Маленький город на фьерде Odda
Odda
Отправили открытки друзьям и домой, попили молока, скушали долгожданного хлеба. Оставив рюкзаки в туристическом центре за 10 крон каждый, мы погуляли по городку. Он был уже не такой самобытный и интересный как деревеньки горные. Городок уже был людный и встречалось много эммигрантов. Подтвердили миф от том, что газ для горелок продается на любой заправке. Еще раз подивились норвежским ценам, и собрались на пирсе для ожидания автобуса.

Открытки домой
Тут на нас нахлынула грусть расставания с этим прекрасным миром,  в который мы уже вряд ли вернемся в этой жизни.
Бросили монетки на счастье в Hardangerfjord. Отправились в Осло, впитывать историю Норвегии.