Деревни вымирают. А ведь, не только города хранят нашу историю. История края есть и в деревнях. Мы отправляемся в Тобольск и две заброшенных, тупиковых деревни в Усть-Ишимском районе: Малую Таву основанную староверами и Вятку с действующим монастырем. А также мы проедем через земли Ишимского и Сибирского ханств..
Омск - Усть-Ишим - Малая Тава - Вятка - Тобольск - Омск
Усть-Ишим Тобольск Усть-Ишим Омск Тобольск

День первый. Малая Тава.

Как видно из предыдущего маршрута Судзуки Джимни купен и пришла ему пора отрабатывать хлеб. Отрабатывать он будет в тайге и местах с плохо проходимыми дорогами (в случае дождей). На четыре праздничных дня мы выбрали Усть-Ишимский район и Тобольск. В Тобольск можно попасть двумя маршрутами.
    Первый на "пузотерке". По трассе Омск - Тюмень - Тобольск. С двумя ночевками в Тобольске.
    Второй экстремальный. На внедорожном авто - на случай дождя. С ночевкой в Тобольске при плохой дороге и без ночевки при хорошей.
     Раз мы в Усть-Ишиме - наш вариант второй.

11.06.2014 После работы, мы отправляемся. Наша цель Орехово (Усть-Ишимский район). Дорога идет через Абатское и Викулово. 444 километра - из которых 150 грунтовки. Сухо. Дороги не грейдированы. Трасса на удивление пуста. От границы тюменской области до Абатского нещадно залатана. (Проезжал в апреле, потратил полтора часа на 50 километров. !!! На Рено Колеос !!!). Далее Абатское - Викулово, как всегда изумительный асфальт и отсутствие транспорта. После Викулово асфальт немного повилял и закончился. Дальше - зубы держим крепче. В 21-00 мы на месте. Пьем чай у наших "спасителей", по прошлому маршруту и в баню. Орехово находится у свертка на озеро Большой Уват. (О нем смотрите в предыдущем маршруте).

12.06 2014 Наши планы: Усть-Ишим. Встречаемся с одноклассниками и выдвигаемся в Большую Таву. Разыскиваем одноклассника и по мере существования дорог выдвигаемся на Малую Таву - Котелино - Ионино.

По дороге на Усть-Ишим традиционная остановка на озере Атнагыз (старица Ишима). Вид с увала, сосны, вода. На собирали клещей. По матерились на себя, что в очередной раз вылезли из авто в шерстяных вещах, а не в "плащёвке" и продолжили путь. Обед в Усть-Ишиме.

Под легкий дождь мы добираемся до реки Большая Тава и любуемся с моста  видами на реку.

Большая Тава

Дальше деревня Большая Тава. Встреча. Застолье. Осмотр авто и скепсис по его возможностям. До урочища Ионино ходит трактор. Колья глубокая, делать там нечего, идет дождь. Сядем на мосты. Но нас этим не остановишь. Чем глуше тайга, тем больше шансов встретить животных и птиц. Да и по рассказам местных жителей дорога до Ионина была построена при Екатерине II - тракт соединяющий Тару с Тобольском. Нам нужно это увидеть своими глазами.

Из детских воспоминаний: По тайге идет дорога с необычайно длинными и ровными фрагментами приподнятая над землей и обрамлённая огромными лиственницами. Местами заходит в болото и из кромки дорожного полотна видны торчащие стволы лиственниц. Это гать. Про Малую Таву сказывали, что основали ее Тавинские староверы. Построена она была из лиственницы. Прочность которой донесла до наших дней дома и столбы заборов. Им около 300 лет. Очень хотелось на них взглянуть еще раз.

И так отправились. Мост преодолели без проблем. Дорога для Джимни нормальная. На мосты он сесть не может - в полтора раза уже трактора.

Дорога Большая Тава - Малая Тава
    Один из сохранившихся фрагментов тракта. На Ионино мы не поедем. Нет проводника и карт. Нет времени. Поздно выехали. Жаль. Берез раньше не было. Наросли за 30 лет. Поля березой заросли. А ведь в этих местах я видел половину всех медведей в своей жизни, несколько лосей и рысь.

После дождя
Тайга
Птичка

И вот, перед нами Малая Тава.

Ворота
Елка-Береза
М. Тава

В деревне сохранился один единственный дом, на другой стороне реки. Его использует одноклассник из Большой Тавы, когда косит сено. Раньше он жил здесь. Деревня сгорела. Унеся с собой все реликвии. Однако за рекой удалось полюбоваться останками построек. Лиственниц мы не встретили. Толи их выпилили, толи укрыл подросший березняк, толи нужно ехать в Ионино.

Цветы
Кулик
Болотинка
Береза
Сено
Кедр
Ольга под кедром

На этом день и закончился.