Эта поездка на зимний Байкал у нас с Таней была по счету уже четвертой. Всякое случалось за прошедшие три похода - барахтанье в снегу, сейсмоактивность под ногами, падение лицом в снег от обезвоживания и прочие тяготы, но когда это чудесное озеро вновь позвало нас в гости, мы не смогли ответить отказом. Ведь кто побывал там раз и прочувствовал ту красоту, что кроется во льдах великого Байкала, тот обязательно вернется.
Нитка маршрута
Северобайкальск - Хакусы - Байкальское - Усть-Баргузин - м.Хобой - Узуры - Хужир - бухта Песчаная - Листвянка - Слюдянка
Северобайкальск
 

Зимник Зимник
Наша юрта на льду Наша юрта на льду
Северобайкальск. Перед стартом Северобайкальск. Перед стартом
В Северобайкальск поезд пришел в одиннадцатом часу утра, 3 марта. Две довольных рожи (моя и Федора) и еще одна не менее довольная мордашка (Танина) , высунулись из вагона, порадовались дружественной в этом году температуре окружающего воздуха, после чего устроили небольшой галдеж по теме – «Ура приехали, путешествие начинается, давай вытряхиваться!»
Энергично выкинув из вагона все свои шмотки, мы принялись за сборку велосипедов и упаковку рюкзаков. Потратив на это занятие около получаса, мы были готовы к путешествию. Осталось только разузнать у местных ледовую обстановку и можно отправляться в путь.
Прошлый раз мы прошли Байкал с Северобайкальска до Култука. Теперь мы хотели пройти его с Нижнеангарска до Слюдянки.
Местные знатоки не замедлили порушить наши планы, сообщив о том, что снега в этом году очень много, и с Нижнеангарска на лед никто не выезжает, потому что там даже УАЗики вязнут. Придется немного поправить маршрут. Также они сообщили, что зимник до Усть-Баргузина в этом году начинается с села Байкальского.
Ерунда получается! Ведь мы хотели побывать на горячих источниках «Хакусы», а нынешняя дорога проходит далеко в стороне от них. Правда на «Хакусы» идет своя дорога, но есть ли потом оттуда хоть какая-нибудь колея до основного зимника? Без дороги, топать по большому снегу на Байкале – полный идиотизм, однако от «Хакусов» мы тоже отказываться не собирались, поэтому решили сначала добраться до этих источников, день-другой поплескаться в целебных водах, после чего попытаться выйти оттуда на основную дорогу. Если снега в тех местах будет много, то вернемся в Северобайкальск, откуда и покатим по основному маршруту.
- Доставай карту – сказала Таня – Посмотрим, где чего и сколько.
Я пошарил в верхнем кармане велорюкзака, потом в нижнем, и виновато улыбаясь, порадовал своих спутников следующей новостью:
- Кажется я карту дома оставил.
- Ништяк! – выпалил Федор, всплеснув руками.
Его реакция была вполне объяснима, ведь накануне, дома, когда мы упаковывали вещи, он предложил взять с собой GPS-навигатор, на что я ответил следующее:
- Нафиг всякие ЖэПээСки, не на Северный полюс идем, к тому-же у нас карта есть!
Мы конечно можем и без карты по Байкалу ходить, но по карте удобно рассчитывать расстояние до того или иного места, определять свое точное местоположение, и можно составлять примерный график передвижения.
- Не беда, сейчас купим новую! – бодро сказал я – Чай не в лесу находимся! Где тут книжный магазин?
- Экстремал хренов, – буркнул Федор – ДжиПиэС – это видите-ли понты корявые.
Потратив немного времени, мы нашли книжный магазин, и прикупив там карту не хуже той, что осталась дома, принялись вносить небольшие корректировки в заготовленный нами еще дома маршрут.
А маршрут у нас был следующий: Из Северобайкальска по зимнику до Чивыркуйского залива. По дороге заехать в Хакусы, погреть в тамошних горячих источниках свои косточки, после чего добравшись до Чивыркуйского залива найти в конце концов ту пещеру, про которую Таня читала в Интернете, а также гроты. Поплюхаться в горячих источниках бухты Змеиной, после чего направиться в Баргузинский залив. Докупив в Усть-Баргузине продуктов, отправиться к мысу Хобой (остров Ольхон), поглазеть на него, потом восточным берегом (большим морем) пройти вдоль Ольхона, далее  мимо Бугульдейки, Голоустного и Листвянки, вдоль Кругобайкальской железной дороги до Слюдянки. Там мы восхищаемся единственным в России мраморным ж/д вокзалом, построенном еще при царе-батюшке чуть более ста лет назад. Потом садимся на поезд и едем домой.
Коли дорога в этот раз идет с Байкальского, то мы едем сначала в «Хакусы», а дальше по обстановке –либо напрямки по целине к зимнику, либо обратно в Северобайкальск, а оттуда на зимник.

Дружно перетащив байки по пешеходному виадуку через Ж/Д полотно, мы выкатили на лед, радостно «повизгивая» от предвкушения предстоящего путешествия. Снега на льду действительно было немало, но колея прокатана довольно прилично, и оставалось только надеяться что далее она не разбежится отдельными следами в разные стороны, как обычно это бывает. Ветерок слабый, температура окружающего воздуха  приемлемая, поэтому катилось нам вполне комфортно. Правда хмурое небо не предвещало ничего хорошего. До Хакус по зимнику расстояние составляло в районе 40 км, поэтому при хорошем раскладе к вечеру мы должны были быть уже на месте.
 Через пару километров у меня спустило переднее колесо. Поменяли камеру, поехали дальше. Километров через пять колея стала заметно хуже, после чего хмурое небо дало о себе знать, принеся снег и сильный ветер. Колею естественно начало заметать. Спешившись (ехать было уже затруднительно) мы протопали еще пару км, проголодались, и решив что ветер успокоится не скоро, начали доставать провизию. Хитрый коврик пытался смыться от нас сразу же, как только Таня его отцепила, увлекаемый почти штормовым ветром. Я по природе своей не важнецкий бегун, но тут я чесанул не хуже олимпийского призера. Сдав стометровку как минимум на КМС, я прыгнул на  коврик, и брякнувшись животом о жесткий наст, расплылся в довольной улыбке. Только что я спас наш комфортный ночлег.
Отгородившись одним ковриком от ветра (прочно его закрепив :) ), на втором мы разложили провизию, и уже было приступили к приему пищи как из вьюги вынырнул джип и натужно урча подкатил к нам.
- Вы куда? – перекрикивая ветер поинтересовался водитель.
- На Хакусы! – хором ответили мы.
- Садитесь, подвезу, мне в ту - же сторону.
- Не, мы сами. Сейчас перекусим, и попрём.
- Так ветрища же вон какая, дорогу замело.
- Пофигу,  не такое еще видали.
Мужик посмотрел на нас как на полоумных, пожал плечами и поехал дальше.
Коврик, выставленный в качестве ограждения, плохо оберегал наш провиант от ветра и снега, нам приходилось придерживать пакеты, в которые наметало снег, руки мерзли, поэтому трапеза у нас не затянулась. Вскоре мы двинули дальше, все больше понимая что сегодня нам до восточного берега не добраться. Спустя какое-то время снегопад  закончился, ветер стал чуть слабее, но от дороги остались только еле заметные следы. Протопав до половины седьмого вечера и преодолев за этот день 28 километров, мы решили встать на ночлег.
 Кто ставил на ветру палатку, тот знает, какое это гадкое и нервное занятие, однако установка на льду заслуживает отдельного описания. Придавив великом тент (он от нас смыться хотел), мы втроем развернули внутреннюю палатку, прижимая ее к снегу, после чего разбивая топориком наст, я начал буром просверливать дырки во льду, для последующего вбивания клиньев, на которых мы и собирались растянуть палатку. Процедура в общем-то обычная для такого похода, если не считать того бура, который мы с собой взяли в этот поход. Старый бур – сверло на 12 с приваренным к нему воротком, я благополучно где-то потерял, и когда мы уже собирали вещи в поход и хватились бура, то не найдя его, начали срочно искать замену. Взамен нашлось сверло на 6 мм, с приваренной к нему проволокой того-же диаметра, изогнутой на манер «кривого». Я сначала даже порадовался, ведь колышек как раз такого же диаметра, значит клинья загонять не надо, которые в отверстие на 12 плохо идут, а потом утром их не вытащить - топором вокруг рубить приходится. Но радость оказалась необоснованная. Во первых маленькое сверло и сверлило помаленьку, быстро забиваясь крошевом, во вторых, когда я начал помогать ему обухом топорика осваивать толщу льда, то приваренная проволока начала легко гнуться, оказавшись на деле вовсе не проволокой как я думал, а трубкой. За-ши-бись! Потратив более получаса на высверливание всех необходимых дырок, мы наконец растянули палатку, нацепили на нее тент, после чего вымели оттуда снег. Таня с рюкзаками залезла внутрь обустраивать ночлег, а мы с Федором принялись рубить наст и обсыпать палатку, чтобы под  тент не задувало. Палатка у нас конечно из разряда экстремальных, но при покупке мы все-таки допустили небольшую оплошность. Эта палатка продавалась в двух вариантах – с юбкой и без нее. С юбкой она стоила почти на тысячу дороже, поэтому мы решили немного сэкономить. В итоге приходилось на каждой ночевке щедро обсыпать низ палатки снегом, дабы ветер не задувал под тент. Во всем остальном палатка была просто замечательная. Пяти-дуговый алюминиевый каркас выдерживал почти штормовой ветер, внутренняя палатка неплохо держала тепло, и в целом качество исполнения было на довольно высоком уровне. Особенно мне нравилось название нашего передвижного домика – «Буран». Русская палатка. Есть чем гордиться.
Было уже совсем темно (стемнело в семь часов), температура воздуха и без того не очень комфортная начала понижаться. Закончив обсыпать палатку снегом (ветер в этом деле нам местами помог, местами только вредил), мы с Федором полезли внутрь. Таня уже расстелила коврики и спальники, достала продукты.
 Переодевшись в вещи, которые у нас были предназначены специально для ночлега, мы запихали комбинезоны под себя, внутрь спальника, а также ботинки в ноги спальника. Делается это затем, чтобы к утру все твои уличные вещи не встали колом, потому как за день активного передвижения они так или иначе отсыревают, а в палатке хоть и небольшой, но все равно минус.
Оказалось, что у нас имеется небольшая проблема – комбинезон Федора.
Когда он снял свою куртку, оказалось, что у него вся спина мокрая. Кальсоны под штанами тоже сырые. Этот комбинезон вообще не пропускал воздух. Ветро и влагонепроницаемый в обе стороны. Куплен был незадолго до похода, поэтому протестировать его как следует времени не было.
Плохо, в такой одежке далеко не уйдешь. Правда у Федора была еще легкая синтепоновая куртка, да и я с собой взял про запас теплый спортивный костюм, так что худо-бедно одеть нашего товарища было чем. Но для Федора поход теперь обретал несколько экстремальный окрас. И наша задача помогать ему со шмотками на сколько это возможно.
Наконец мы все в «ночных пижамах» и настало время заварганить первый в этом походе, а следовательно праздничный ужин. С фантазией при закупке продуктов у меня как всегда туговато, поэтому на горячее у нас из мяса имелась только тушенка и копченая колбаса, а на гарнир гречка, рис, макароны или сухое картофельное пюре. Выбрав картошку из всего этого разнообразия гарниров по принципу – «варить не надо, высыпал в кипяток и готово», мы вскрыли банку тушенки и принялись разжигать горелку. Вообще без крайней нужды не советую разводить открытый огонь внутри палатки, потому как если горелка плюнет, то палатка может вспыхнуть как факел. Но у нас была как раз такая вот крайняя нужда, ведь на улице ветер и никакая ветрозащита прилагаемая к горелке не поможет. Накачав баллон, я спустил немного бензина в поддон на фитиль и поджег. Горелка довольно-таки быстро прогрелась, практически не начадив  и вскоре вышла на рабочую температуру, обретя короткое синее пламя и тихо гудя. Накидав в котелок льда, мы открыли термос, и попивая остатки еле теплого чая стали ждать ужин. Несмотря на свои ультракомпактные размеры и небольшое потребление топлива, горелка довольно-таки быстро вскипятила нам полтора литра, я вывалил туда тушенку, присыпал сверху картошкой и поставил второй котелок под чай. Повар с меня всегда был фиговый, но тем не менее поварешка и фартук шеф-повара доставались почему-то именно мне. То-ли команда у меня всегда набиралась из гурманов-извращенцев, то-ли им все-равно было что есть, но я могу по пальцам сосчитать те дни когда готовил не я. Например я не готовил в Китае, но только потому что там вообще никто не готовил. В Китае проще поесть в чифане, коих множество попадается по дороге, нежели готовить самому. Но если брать в расчет китайскую кухню, то я готовил очень даже неплохо. Как вспомнишь блюдо из баранины, со множеством специй, соевым соусом и главной «изюминкой» - КУЗНЕЧИКАМИ, то мои недоваренные, пересоленные макароны, с комком мерзлой тушенки, плавающей посреди котелка – это почти что эксклюзив от лучшего повара в пятизвездочном ресторане. Конечно насекомые – это источник белка и все такое, а обилие перца и соевого соуса по китайским меркам – это хорошо и вкусно, но российский желудок частенько дуреет от такой экзотики. Есть у китайцев вкусные и вполне приемлемые для русских блюда, но зайдя в чифану и ткнув пальцем наобум в меню, можно такой дряни наесться, что кричать «Занято!» в отдельной кабинке придется много и долго. Некоторые могут конечно со мной не согласиться, мол – «Были мы в Китае, тыкали пальцем наобум в меню - все круто, так что не надо тут народ баламутить!», но меню в ресторане, который ориентирован на иностранцев разительно отличается от меню придорожной кафешки, где первым иностранным посетителем становишься ты.

Однако вернемся из Поднебесной назад, на просторы великого озера. Бодягу в котелке я намешал как всегда «отменную» - недосоленное пюре, жидкое как манка для грудного ребенка, с комками тушенки в хаотичном порядке. Почесав в затылке, я сыпанул туда еще немного сухой картошки, размешал, после чего объявил ужин готовым.
Лед во втором котелке растопился и вода вскоре должна была закипеть, но горелка постепенно начала скидывать мощность, сначала перестав гудеть, а вскоре вперемежку с синими стали появляться и желтые, более длинные язычки.
-Накачали плохо! - сделал вывод Федор – давай котелок подержу, а ты качни немного, давление наверное упало.
Подкачка положения не исправила, а можно сказать даже усугубила. Горелка начала чихать и сильно чадить. Я перекрыл подачу и открыл выход в тамбур. Дышать было вообще нечем. «Странно, чего это она?». Дав остыть горелке я открутил насос от бутылки. Давление с шипением вырвалось наружу, свидетельствуя о том, что насос работает исправно. Горючки в бутылке было еще предостаточно, ее качество не вызывало сомнений (Калоша – идеальный бензин для горелок) и чего этой «буржуйке» не хватало – непонятно. Проветрив палатку и выпустив почти все тепло, мы снова раскочегарили горелку.  Она безо всяких протестов, как ни в чем небывало вышла на штатную мощность, мы заправили 2-х литровый термос горячим чаем, и мирно поглощали мою баланду, заедая ее салом и копченой колбасой.  Горелка в это время, усыпив нашу бдительность стабильной работой, начала снова сбавлять обороты. Таня уже заготовила чайную ложку под мёд, и раскладывала печенье и конфеты в центре импровизированного стола, когда горелка снова зачихала и попыталась потухнуть. Федор снял котелок, а я чуть побольше приоткрыл вентиль пытаясь предупредить затухание. Вместо разогретой аэрозоли из форсунки брызнула струя, я тут же полностью перекрыл вентиль, но было поздно. С поддона взвился факел сантиметров на тридцать в высоту, едва не доставая до покатой стенки внутренней палатки. Я отдернул горелку ближе к центру и как балбес уставился на нее, ничего не предпринимая. Федор так и замер с котелком в руках.
- Че тормозите-то! – воскликнула Танечка, сидевшая позади нас – бросьте сверху куртку!
Жалко куртку, да и она тоже наверное загорится – пронеслось у меня в голове. Видимо у Федора пронеслось в голове тоже самое, потому что он также  не пошевелился, пробубнив что-то вроде «это-ж бензин, не поможет»
Но вовремя закрытый вентиль не позволил образоваться в поддоне большой лужице, поэтому быстро прогорев, факел вскоре превратился в затухающие язычки и солидно накоптив, совсем потух.
-О-бал-де-еть! Чуть палатка не сгорела! – идиотски произнес я.
- Чего «обалдеть»! Вы чего тормозили-то! – возмущалась Таня – Чуть сами не сгорели!
Немного поспорив о целесообразности тушения бензина вещами, мы в итоге пришли к мнению, что горелку купили ерундовую. И вообще, обходились же раньше без горелки - когда в зимовье заварим, когда на берегу сушняк соберем на костерчик, когда на сухом горючем, когда в сухомятку, лишь бы чай в термосе не замерз, а сейчас вот горячий ужин подавай! А также завтрак, обед  и полдник, плюс компот и булочку чтобы уж если харя начнет трескаться, так чтоб погромче.
Чихая и кашляя от угарного газа, мы открыли оба выхода и один тамбур с подветренной стороны. Свежий морозный воздух выгнал всю гарь, снова уравняв температуру внутри и снаружи. Клацая зубами, мы схватились  за котелок с не успевшим вскипеть чаем, от которого валил густой пар, оседая инеем на холодном нейлоне внутренней палатки.
Попив чай с медом и накрошив печеньем на спальники, мы довольные улеглись спать. Воздух в палатке немного прогрелся, снаружи все также завывал ветер, но наш «Буран» надежно оберегал трех отчаянных велобродяг посреди огромной, суровой пустыни.

Комментарии
А не страшно было по льду передвигаться? Если бы треснул? 
Клетчатый07.04.17, 22:12
Написано хорошо. Описание дает полное впечатление о велопоходе по Байкалу. 
И поэтому я в такой экстрим не пойду. Правильно сказали ребята на снегоходах: "А что вы не на лыжах?" Хотя и на лыжах по льду легче, чем на приполярном Урале. Тем не менее без тепла и света не фонтан. А температура на Хакусах не 47, ниже. Не каждый человек выдержит горячее 43 градусов.
Отличная дорожная повесть! 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: