республика Тува / Спортивный туризм | Велотуризм
 

Алтай - Тува - Хакасия на велосипедах. 2008 г.

25 июля - 6 августа 2008 г.
Кош-Агач - пер. Бугузун - оз. Хиндиктиг-Холь - Мугур-Аксы - Саглы - Хандагайты - Чадан - Кызыл-Мажалык - Ак-Довурак - Абаза - Аскиз - Абакан. Сроки: 25.07.2008 - 07.08.2008.
 
Предыстория.

  Давным-давно, когда был Советский Союз, но не было в нём интернета, а мини-компьютеры были размером с трёхстворчатый шифоньер, в велопоходы ездили на велосипедах Харьковского велозавода "Спутник" или "Турист" со стальной рамой, жёсткой вилкой и резиной 28 х 1,25". В это трудно сейчас поверить, но так было.
  В те времена (1988 г.) нас заинтересовала идея проехать на велосипедах из Горного Алтая в Туву. Что нужно для планирования маршрута - прежде всего карты. Единственными доступными картами у нас оказался физический атлас СССР масштаба 1:2 000 000, т.е. в 1 см 20 км. Маршрут представлялся от Телецкого озера вверх по Чулышману до озера Джулукуль, и далее, как-то через Шапшальский хребет на п. Шуй - Ак-Довурак. В журнале "Турист" тех времен нашёл упоминание, что где-то там прошла группа на мотоциклах. Но никаких карт и сведений о тех дорогах не удалось раздобыть, и мы, четверо выпускников РТФ Красноярского политехнического института, отложив эту мечту на будущее, поехали на велосипедах по классическому "Саянскому кольцу" : Абакан - Арадан - Кызыл - Ак-Довурак - Абаза -Таштып -Аскиз - Абакан. Это 1200 км хорошего асфальта по степям и горным дорогам, но по Перечню классифицированных маршрутов - аж 5-я категория сложности, непонятно правда за какие препятствия.
  Много было интересного и весёлого в том походе, например, визит медведя ночью прямо в нашу палатку, но об этом как-нибудь в другой раз, скажу только, что в результате никто не пострадал, включая медведя, хоть он и съел наш трёхдневный запас печенья.
                                  Небольшой видеоролик со старой 8-мм киноплёнки 1988 года здесь:

, https://www.youtube.com/watch?v=w9ZCK6DPs2c медведь в кадр не попал:(.

  Приближалось 20-летие того памятного похода, возник вопрос, как отметить этот юбилей. Самый креативный вариант - собраться тем же составом и снова махнуть в Туву, на этот раз через Алтай. Звоню Андрею - он поддерживает эту идею, но летом с семьёй едет к тестю в деревню в Курагинский район, где знатная рыбалка на реке Туба. Звоню Игорю - он поддерживает эту идею, но отпуск не совпадает и дачу строить надо. Звоню Паше - он поддерживает эту идею, но вместо отпуска пашет на трёх работах, чтобы расплатиться по ипотечному кредиту...
  Ну что же, будем искать попутчиков через интернет. Твёрдое желание проехать обозначенный маршрут выразили красноярцы Вика с Андреем, Виктор и омич Сергей. Далее состав уже не менялся. Оформили по почте пропуска в погранзону, через интернет заказали заброску автотранспортом от Бийска до Кош-Агача, купили ж-д билеты до Бийска и стали ждать даты отъезда - 23 июля 2008 г. Время похода совпадало по дате с тем памятным мне походом 1988 года и было наиболее благоприятным по климатическим параметрам - тепло и сухо.

23.07.2008. Начало.

  Вечером, в 21 час, четыре участника похода: Вика, Андрей, Виктор и Валерий (это я) приехали своим ходом на ж-д вокзал Красноярска. Разобрали, упаковали велы и без проблем погрузились в поезд Красноярск - Новосибирск. Главное в поезде - раньше всех других пассажиров закинуть разобранные велосипеды на самую верхнюю, багажную полку плацкарты, предварительно сняв с нее РЖД-ые матрасы. Всё это было проделано быстро и без суеты и никто из пассажиров не возмущался. За ночь в поезде успели выспаться.

24.07.2008. Новосибирск.

DSCN3886 Только что с поезда. DSCN3886 Только что с поезда.
DSCN3895 На улицах Новосибирска. DSCN3895 На улицах Новосибирска.
DSCN3889 Город. DSCN3889 Город.
DSCN3894 На берегу Оби. DSCN3894 На берегу Оби.
DSCN3896 Мост через Обь. DSCN3896 Мост через Обь.
 

  Утром прибыли в Н-ск, здесь у нас была пересадка в поезд до Бийска вечером в 20.30 , поэтому весь день предстояло провести в столице Сибирского федерального округа. Оставив велы и рюкзаки в привокзальной камере хранения, мы рассредоточились по городу.
 Я обошёл пешком ближнюю часть центра города, обращая внимание на недостроенные высотки в преддверии кризиса на рынке недвижимости, почитал местные газеты, погулял по набережной Оби в районе вокзала, которая удивила меня своей необустроенностью - сравнение было явно в пользу нашей красноярской набережной Енисея. К тому же плоские,

равнинные обские берега не производили должного впечатления на нас, привыкших к высоким голубым и красноватым горным берегам Енисея. Хотя, возможно, у новосибирцев другие предпочтения.
  В условленный час вечером мы снова собрались на вокзале, посчитались, и сели в поезд Новосибирск - Бийск, не забыв забрать велы и вещи из камеры хранения. В этом же вагоне ехали ещё 9 велосипедистов из Братска и Ангарска, им предстоял несложный маршрут по дорогам Алтая. А ночью в Барнауле к нам присоединился наш 5-й участник - Сергей из Омска.
25.07.2008. Заброска.

DSCN3898. Наш транспорт по Чуйскому тракту. DSCN3898. Наш транспорт по Чуйскому тракту.
DSCN3917. Семинский перевал, 1717 м. DSCN3917. Семинский перевал, 1717 м.
DSCN3969. Кош-Агач.  Погранконтроль. DSCN3969. Кош-Агач. Погранконтроль.
DSCN3910. На Чуйском тракте. Усть-Сема. DSCN3910. На Чуйском тракте. Усть-Сема.
DSCN3974. р. Бугузун около с. Кокоря. DSCN3974. р. Бугузун около с. Кокоря.
  В 6 часов утра местного времени мы прибыли на ж-д вокзал г. Бийска. На перроне уже суетились извозчики, предлагая заброску групп со снаряжением хоть к чёрту на рога. Цены вполне конкурентные - до Кош-Агача (это 550 км) всего 11500 руб. Но у нас уже заранее была заказана заброска в "Алтайтраспорте" и внесена предоплата. В 7 часов подкатила и наша "Газель", с некоторым трудом туда поместилось 5 разобранных велов (мешали задние сиденья салона), зато мы сами расположились вполне свободно. Немногословный водитель Олег повёз нас по отработанному маршруту: заехали в круглосуточный супермаркет с хорошим ассортиментом, где можно полностью закупить продукты на автономную часть пути, причем цены здесь ниже, чем в Красноярске. Нам предстоял неблизкий путь по Чуйскому тракту до райцентра Кош-Агач, от которого начинается погранзона.
  Выехав из Бийска, сделали остановку в п. Сростки, где на горе Пикет проходят Шукшинские встречи. Позавтракали в кафе, уже на территории Республики Алтай. Выходили поразмяться на Семинском перевале (1717 м) - высшая точка Чуйского тракта, как пишут во многих путеводителях, хотя тот же Кош-Агач расположен на 1758 м.
 По мере продвижения на юг, высота местности увеличивалась, горы становились всё более лысыми и острыми, заметно холодало. Не зря эти районы приравнены к крайнему северу, хотя мы почти на 50 град. сев. широты - южнее Киева, кстати.
   В 17 часов были уже в Кош-Агаче, на выезде из него начинается погранзона, и нас тормозят гаишники с пограничниками, проверяют пропуска. У нас пропуска в порядке, а у нашего водителя пропуска нет. По плану, здесь конечная точка заброски, и нам нужно выгружаться из Газели, но мы договорились с водителем (за небольшую доплату) и пограничниками, что нашу Газель пропустят до села Кокоря, это ещё 20 км по асфальту - ничего интересного.
  И вот мы проехали Кокоря (не знаю как оно склоняется) и выгрузили велы и вещи из Газели на берегу р. Бугузун. Попрощались с водителем Олегом, собрали и навьючили велосипеды и поехали было вверх  по дороге вдоль левого берега реки. Навстречу шёл ПАЗик с местными, у них мы узнали, что эта дорога только до детского лагеря, а на перевал дорога идет за сопками, далеко от реки, но там степь и воды нет, поэтому мы решили встать на ночевку прямо здесь же, в тополиной рощице у мостика через Бугузун. На других картах река называется по-тувински Кызылшин. Высота примерно 1800 м.
  Место было хорошее - с дровами, водой, травой, хорошо удобренное конским и овечьим навозом. Ночью прошла гроза с небольшим дождем, а на окрестных горах выпал снежок.
26.07.2008. Кокоря - р. Бугузун. 46 км.

01. с. Кокоря. 01. с. Кокоря.
09. Тучные стада. 09. Тучные стада.
13. Хорошая альтернатива. 13. Хорошая альтернатива.
14. Брод через Бугузун. 14. Брод через Бугузун.
21. Бугузун. 21. Бугузун.
24. Дорога в долине Бугузун. 24. Дорога в долине Бугузун.
26. Заброшеный погранпост. 26. Заброшеный погранпост.
04. Первая ночевка у с. Кокоря. 04. Первая ночевка у с. Кокоря.
07. Отлично катится! 07. Отлично катится!
10. Командир тучного стада. 10. Командир тучного стада.
15. Брод. 15. Брод.
16. Всё тот же брод. 16. Всё тот же брод.
22. Брод у впадения Карагая. 22. Брод у впадения Карагая.
25. Вдали гора Тапдуайр (3505 м). 25. Вдали гора Тапдуайр (3505 м).
31. Местами дорога шла по воде. 31. Местами дорога шла по воде.
   Утро встретило нас ясной, прохладной погодой. Пока готовился завтрак, Виктор и Андрей сбегали на ближайшую сопку, сделали сверху несколько снимков села Кокоря и долины реки, в которой виднелся тот самый лагерь.
  Выехали в 9.10 утра. Дорога к перевалу - укатанная каменистая грунтовка, идёт вначале через Чуйскую степь, подьём плавный, машин нет, видимость вокруг на десяток километров, ехать одно удовольствие. По склонам пологих гор пасутся стада овец и баранов.
  Начитавшись предыдущих отчётов, нас волнует предстоящий брод через Бугузун - там бывало даже УАЗики глохли. Вчера мы спрашивали погранцов об уровне воды, но они туда не ходят и не знают. Встретили местного пастуха - он сказал, что воды мало, но одно дело брод верхом на лошади, другое - для велосипедиста!
  Примерно через 15 км дорога выходит к реке, уровень воды действительно низкий, 30-40 см, торчат камни, проходим без проблем. После брода, у реки, делаем привал, для костра здесь много сухого плавника.
  Дальше дорога идет по высокому правому берегу, долина широкая, видны одиночные юрты пастухов. Слева (орографически) в Бугузун впадает крупный приток Карагай, по которому есть тропа на перевал Устю-Ыйматы в Туву, тоже интересный маршрут можно спланировать. Дорога ещё 2 раза переходит с берега на берег, но речка здесь уже небольшая, можно даже сходу переехать. Постепенно долина реки сужается, по берегам яркие горные цветы, дорога местами идет прямо по воде.
  Прямо по курсу - заброшенный погранпост "Бугузун", полосатый шлагбаум сломан и лежит в стороне, но и лазутчиков что-то не видно, а наши пропуска даже некому предъявить! Миновав этот бастион, встаем на ночёвку под перевальным взлётом, высота примерно 2400 м. Сегодня проехали немного - 46 км, но набрали по высоте 600 м - нормально для первого дня.
27.07.2008. пер. Бугузун - оз. Ак-Холь - р. Моген-Бурен. 46 км.

DSCN4032. Опасность сверху. DSCN4032. Опасность сверху.
DSCN4035a. Наледь на р. Бугузун. DSCN4035a. Наледь на р. Бугузун.
DSCN4040. На пер. Бугузун. DSCN4040. На пер. Бугузун.
DSCN4046. Монгун-Тайга. DSCN4046. Монгун-Тайга.
DSCN4047. Бродик через р. Чеди-Тей. DSCN4047. Бродик через р. Чеди-Тей.
DSCN4055. На оз. Ак-Холь. DSCN4055. На оз. Ак-Холь.
DSCN4064. Дорога в долине р. Моген-Бурен. DSCN4064. Дорога в долине р. Моген-Бурен.
  Утро ясное, на траве иней. Только сейчас замечаем опасность этого места в ущелье реки - прямо над нами нависают скалы, с которых могут сыпаться камни, немало их уже лежат под ногами.
  Выдвинулись в 9.30 , дорога идёт сначала вверх по Бугузуну, затем уходит в правый приток, пока ещё можно ехать, но крутизна возрастает, дорога сильно наклонена вправо, идём пешком. А по основному руслу в трехстах метрах  вверх что-то блестит, похоже на лёд, Сергей и Виктор побежали туда, проверить, не мираж ли: точно - наледь.
  Продолжаем набор высоты, дорога хорошо укатана, Сергей даже едет в седле. И вот сам перевал Бугузун (2600 м), граница Алтая и Тувы, установлен плакат со схемой заповедника "Убсунурская котловина", мы в его охранной зоне, здесь не исключена встреча с егерями, которые могут чинить всякие препятствия, надеясь получить мзду, хотя проход/проезд по охранной зоне заповедника не запрещён. Но у нас даже на этот случай есть волшебная бумажка - пропуск в заповедник с печатью МВД Тувы (спасибо Вике - сделала через знакомых!).
  Фотографируемся на перевале у традиционной каменной пирамиды - обо. Встретили экстравагантную пару из Новосибирска на внедорожнике. Погода отличная, и с перевала видимость километров на 30: Шапшальский хребет, озера Груша и Ак-Холь, долина реки Чеди-Тей.
  Спуск с перевала крутой, извилистый, с крупными камнями в колее, но, если не разгоняться, не опасный. Затем дорога 2 раза пересекает речку Чеди-Тей, воды нынче мало, и Сергей даже преодолевает брод сходу. Не обращая внимания на охранную зону заповедника, здесь пасутся стада сарлыков - это такие мохнатые коровы (яки), которым не страшен никакой мороз, а зимой здесь -40 градусов - обычное дело. Несмотря на свой грозный вид, животные эти вполне миролюбивы и спокойны, разводят их ради мяса и молока. Из дикой фауны встречаем лишь сусликов-тарбаганов, промысловый зверь для местного населения: и шкура и мясо.
  С любой точки долины видна величественная снежная вершина - Монгун-Тайга (3970 м) - священная гора для всех тувинцев, в переводе "Серебряная Гора", самая высокая во всей Восточной Сибири. Интересно, что этот горный массив расположен обособленно от других хребтов, и не относится ни к Саянам, ни к Алтаю. И реки, стекающие с её склонов не попадают в океаны, а заканчивают свой путь в бессточных солёных озерах Монголии.
  Миновав небольшой перевальчик 2400 м, спускаемся к Ак-Холь, по-тувински "белое озеро", расположенное на высоте 2250 м. Пологий песчаный берег щедро усыпан помётом диких уток и лебедей. Полнейший штиль, тишина, озеро подобно зеркалу в обрамлении пологих гор. Солнышко хорошо припекает, мы даже искупались, вода довольно тёплая (~12 град.) для такой высоты.
  Встретили двух тувинцев с удочками на раздолбанном мотоцикле, пытались расспросить у них про дорогу на оз. Хиндиктиг-Холь, они куда-то неопределенно махнули рукой и поскорее уехали - не хотят рыбные места выдавать, или по-русски не понимают )). Но для нас заблудиться немного - это даже интересно, для того сюда и приехали, чтобы в незнакомых местах побродить. Бумажные карты у нас были и даже древний навигатор GPS, который выдавал только координаты, но не отображал карту. От озера поехали по слабо наезженной дороге вниз по ручью, вытекающему из Ак-Холь. Ручей впадал в р. Моген-Бурен и основная дорога пошла вниз по реке, правым берегом, мы туда же, хотя кратчайший путь на Хиндиктиг-Холь - вверх по Моген-Бурен. Переходим вброд пару ручьёв, взбираемся на высокий берег - похоже, здесь лет 5 никто не ездил. Но вот долина расширяется, скалы отступают, на лысом пологом холме видны какие-то линии, фигуры, выложенные на земле крупными камнями - скорее всего, древние захоронения.
  Выезжаем на пыльную грунтовку, это и есть основная дорога вдоль р. Моген-Бурен на посёлок Кызыл-Хая. По карте где-то здесь должен быть мост, но Сергей возвращается из разведки - на 3 км вниз по течению никакого моста нет, а нам надо не в Кызыл-Хаю, а на озеро Хиндиктиг-Холь, поэтому надо искать брод на левый берег реки. Опять же нам повезло: нынче воды мало, глубина не более 75 см, течение умеренное, переправа прошла успешно. Палатки ставим здесь же на берегу, вокруг всё усыпано странными круглыми камнями - готовые ядра для древних пушек, а вот дров здесь совсем нет, готовим на газовой горелке.
  Наша переправа не осталась незамеченной, вечером к нам приходили гости - сначала два всадника на лошадях, затем ватага ребятишек, и все спрашивали у нас "курево, вотку", по русски почти не говорят, правда и мы по-тувински тоже, так что обмена духовными и материальными ценностями на этот раз не произошло.
  Ночью мы специально выходили из палаток посмотреть на звёзды - такого их количества в городе не увидишь, к тому же здесь они на 2150 метров ближе, чем на уровне Балтийского моря.


  
28.07.2008. р. МОГЕН-БУРЕН -оз. ХИНДИКТИГ-ХОЛЬ-р. КАРГЫ. 32 км.

28.07.2008 07-01. Утро 28.07.2008 07-01. Утро
28.07.2008 10-35. Стойбище. 28.07.2008 10-35. Стойбище.
28.07.2008 12-04. Озеро Хиндиктиг-Холь. 28.07.2008 12-04. Озеро Хиндиктиг-Холь.
28.07.2008 13-44. На берегу озера Хиндиктиг-Холь. 28.07.2008 13-44. На берегу озера Хиндиктиг-Холь.
28.07.2008 18-35-11. На перевале. 28.07.2008 18-35-11. На перевале.
  Утро безоблачное, тихо. Выбираемся на верхнюю плоскую террасу реки, вокруг сухая ровная степь, во всех направлениях угадываются слабо наезженные дороги, а точнее следы от когда-то проехавших машин. Выбираем направление на север, там за горами должно быть озеро Хиндикдиг-Холь. Дорога проходит прямо через стойбище тувинцев-сарлыководов, взрослых не видно, только дети и подростки, наш путь у них мы не уточняем - и так ясно , что мимо озера не промахнёмся. Начинается подъём на перевальчик, снизу казалось, что до верха 1,5-2 км, но на деле получилось около 6 км - неяркие тувинские пейзажи скрадывают расстояния, т.к. нет привычных объектов (деревья, дома, ...) для визуальной оценки масштаба.
  С перевальчика 2448 м видно небольшое озеро у подножья Монгун-Тайги, и вот наконец Хиндикдик-Холь, в переводе - озеро с пупком, хотя у него даже два пупка, острова - большой, без имени и малый - Тарбаган (сурок или суслик). Озеро довольно большое, примерно 15 на 8 км, лежит на высоте 2305 м, берега обрывистые. Дорога несколько км идёт вдоль южного берега, не спускаясь к воде. Мы даже подумали, что так и проедем мимо, и попытались спуститься к озеру напрямик, но от этой затеи пришлось отказаться - путь преграждали труднопроходимые заросли карликовой берёзы. Наконец, у восточной оконечности озера, дорога спускается к воде и идет прямо по галечному берегу. Здесь можно было устроить полуднёвку, но из-за большого количества комаров, мы ограничились лишь обедом. Дров мало, но по кустам собрали на чай.
  Далее, огибая озеро, идёт самый плохой участок дороги: крупные валуны, заболоченные места, песок. На нашей карте где-то здесь дорога ответвлялась вправо, на восток - действительно, мы обнаружили какую-то заросшую колею и пошли по ней в гору, но через 1,5 км колея затерялась в зарослях карликовой березы. Пришлось вернуться к озеру, и тут нам попался навстречу УАЗик с семьёй какого-то важного тувинца, он строго спросил по-русски кто такие, зачем, а мы, в свою очередь уточнили у него дорогу на Мугур-Аксы. Ехать надо вдоль озера до стойбища на северо-восточной оконечности, и далее, через сухое русло ручья, начинается подъём на перевал 2460 м. С этого перевала видно почти всё озеро с двумя островами, гора Монгун-Тайга, а по другую сторону перевала - долина р. Каргы. Спуск с перевала оказался весьма опасным, по "живым" камням, но проходится в седле.
  Внизу начинается лиственичный лес, встаем на небольшом ручейке - правом притоке Каргы, на высоте 2280 м. Совсем рядом, над Шапшальским хребтом громыхает гроза, горы окрашиваются в необычный лиловый цвет. Уже темнело, когда на это же место подъехали автотуристы из Красноярска, они едут таким же маршрутом, но в противоположном направлении. Угощают пивом, энергетической японской водой, делимся информацией о дороге.
  За день проехали немного - всего 32 км, но впечатлений с избытком. 
29.07.2008. р.КАРГЫ - с. МУГУР-АКСЫ - погранпост КАРГЫ. 64 км.

04. Брод через Каргы. 04. Брод через Каргы.
05. Река Каргы и гора Монгун-Тайга. 05. Река Каргы и гора Монгун-Тайга.
13. Центральный проспект в с. Мугур-Аксы. 13. Центральный проспект в с. Мугур-Аксы.
16. Тарбаганы. 16. Тарбаганы.
17. Позади осталась гора Ак-Баштыг. 17. Позади осталась гора Ак-Баштыг.
20. Бдительные пограничники. 20. Бдительные пограничники.
Утро снова ясное, от ночной грозы ни следа. Прощаемся с автотуристами, они просят поискать потерянный ими диск от колеса на перевале Коге-Дава и дают номера телефонов. Я обещаю подобрать сию деталь, если найду.
  Через небольшой брод дорога переходит на левый берег р. Каргы. С попутным ветерком мчимся вниз по широкой долине реки, скорость аж 35 км/ч - немало для каменистой грунтовки. Слева ответвляется дорожка на перевал Узун-Хем, там в прошлом году ходили велотуристы из Новосибирска, справа возвышается заснеженная Монгун-Тайга, встречаются юрты и стада сарлыков. Подозреваю, что эта отрасль животноводства убыточна изначально, но поддерживается из бюджета для сохранения занятости коренного населения.
  Примерно через 40 км - мост, и мы въезжаем в столицу Монгун-Тайгинского кожууна Мугур-Аксы. Здесь есть электричество от дизеля, телевидение и даже сеть Билайн. В магазинах цены выше, чем на Алтае, ассортимент не богат, но самое необходимое можно купить. На улицах народу мало - полдень, сиеста, но всё же наш визит не остаётся незамеченным: пока закупаем продукты, собираются несколько подростков, трогают велосипеды, просят прокатиться, традиционно  спрашивают курево. На всякий случай мы заранее, перед въездом в село, получше упаковали вещи, чтобы нельзя было чего-нибудь легко выхватить. Ещё перед этим походом прочитал в инете много разных историй о конфликтах с местным населением, поэтому вести себя надо предельно корректно.
  Из любой точки Мугур-Аксы видна белая вершина горы Ак-Баштыг (3252 м) "сахарная голова", но это не снег на ней, а белая горная порода, возможно, асбест.
  Пополнив припасы, выезжаем из села на широкую пыльную гравийку. Фотаемся у забавного памятника сусликам-тарбаганам, возможно, единственному в мире. Солнце припекает немилосердно, красная пересушенная дорога, совершенно лысые горы - пейзаж становится всё более монгольским. С небольшого перевала (~2000 м) видно Урэг-Нур, крупное солёное озеро, оно уже на территории Монголии, в него и впадает р. Каргы.
  Спуск с этого перевала на большой скорости по мелкой сыпучей каменной крошке - лучше не пытаться тормозить, занос сразу гарантирован. Внизу - действующий погранпост, бдительные пограничники опустили перед нами шлагбаум, проверили наши паспорта и пропуска, переписали их в свои секретные журналы, и только после этого пропустили нас дальше, показав удобное место для ночевки. И вот мы снова на берегу Каргы, только здесь она несётся мутным потоком, и всё такая же холодная. Несмотря на желтоватый глиняный цвет, вода вполне питьевая - проверено на себе. По берегам густые заросли неведомых кустов, в которых мы чуть не потеряли Виктора, он куда-то ушёл и пропал на пару часов, мы даже начали было искать его.
  Вечером сгущаются тучи, но дождь так и пошёл. Ночевка на 1640 м.
 
30.07.2008. пер. КОГЕ-ДАВА - р. БАРЛЫК - пер. АРЗАЙТЫ. 44 км.

06. Долина р. Каргы. 06. Долина р. Каргы.
10. Вид с перевала. 10. Вид с перевала.
12. Нынче в Барлыке воды мало. 12. Нынче в Барлыке воды мало.
14. Барлык, классическая фотка. 14. Барлык, классическая фотка.
19. Послеобеденный релакс. 19. Послеобеденный релакс.
 На утро планировали выехать пораньше, но реально собрались только к 8.00, когда солнце уже хорошо припекало. Предстояло взять перевал Коге-Дава, который снизу выглядел вполне безобидно, ну вроде по высоте как наши 2-3 Караульные горы с часовней в Красноярске, которая изображена на 10-рублёвке. Этому заблуждению способствовало отсутствие отметки высоты перевала на нашей карте.
  И вот начался подъём на бесконечный серпантин. Прямо на дороге, в пыли, копошились какие-то огромные страшные насекомые, похожие на скорпионов, до 10-15 см в длину - это были местные гигантские сверчки, которые пожирали своих раздавленных колёсами сородичей.
  По мере подъёма, открываются широкие виды на долину реки Каргы, монгольские степи-пустыни, и конечно же, на священную Монгун-Тайгу. Идём пешком, от горячего солнца спасает высота - здесь жарко не бывает. Подъём занял  2 часа, на перевале включили GPS, который показал 2380 м , т.е. набор высоты составил почти 800 метров. Встретился караван, но не верблюдов, а КамАЗов, везущих уголь в Мугур-Аксы из Шагонара или Чадана. Через этот перевал проходит, без преувеличения, Великий Водораздел Северного Ледовитого Океана и внутренних бессточных озёр Монголии.
  Перекусив и пофотографировав, мы катимся вниз по р. Барлык, которая несет свои воды в Хемчик, а далее - в Енисей, и пейзаж быстро меняется: появляется лиственичный лес, слева и справа впадают прозрачные притоки, река Барлык становится мощнее с каждым километром.
  У впадения р. Арзайты, на границе двух кожуунов (районов) Тувы стоит маленькая столовая, меню небогатое, но всё вкусно и недорого. Далее дорога поднимается по р. Арзайты на одноименный перевал, а вниз по Барлыку идет не то тропа, не то дорога - это был бы короткий путь на Ак-Довурак, всего 60 км до цивилизации (п. Шуй), но там многочисленные броды, и никаких сведений о прохождении этого участка, кроме отчета туристов-водников. Хотя, расспрашивал местных водил, говорили, что зимой там можно проехать по замерзшей реке.
  Подъём на пер. Арзайты (2220 м) оказался пологим и недолгим, т.к. мы не потеряли много высоты, спускаясь по Барлыку. На самом перевале немного покапал дождик, но дорога оставалась сухой. После плоской вершины перевала - ложбинка с чистым ручьём (предположительтно р. Шин), здесь мы и остановились на ночевку (2100 м), хотя было ещё довольно рано, но как там дальше с водой - неизвестно.

31.07.2008. Шин - Саглы - пост ГАИ (Хандагайты). 92 км.

01. У истоков р. Шин. 01. У истоков р. Шин.
06. Саглы, главная улица. 06. Саглы, главная улица.
12. Укрытие от солнца. 12. Укрытие от солнца.
14. Пер. Калчан. 14. Пер. Калчан.
18. Дорога в долине р. Бора-Шай. 18. Дорога в долине р. Бора-Шай.
 
Утром наша группа разделилась: Вика и Андрей планировали больше времени уделить знакомству с  культурой древних народов Хакасии и до Абазы решили добраться на попутках, а мы с Виктором и Сергеем выехали пораньше, т.к. сегодня предстоял длинный переход.
  После короткого несложного спуска дорога вышла в широкую сухую долину р. Шин. На небе ни облачка, но не очень жарко, сказывается высота (1800 м). "Автобан", недавно проложенный по долине, отсыпан крупной скальной породой и ехать по нему на велосипеде невозможно, хорошо что здесь, как и повсюду в степи, есть много параллельных грунтовок, и чем менее они накатаны, тем легче по ним ехать - меньше камней.
  Через 30 км - с. Саглы: заброшенная дизельная электростанция, погранчасть, 3-4 улицы, пара магазинов, сотовой связи нет. Людей не видно - все в полях или в домах. Покупаем печенье, консервы, искали газ для горелки - нету здесь такого.

  На выезде из села речка Ортаа-Хадын, есть даже деревья - хорошая место для ночёвки, но мы спешим дальше и начинаем длинный 10-километровый подъём на перевал. После первого его "горба" небольшой спуск, здесь в трубе под дорогой ждём Виктора, спрятавшись от жгучего солнца. Затем поднимаемся на второй "горб" - это и есть перевал Колчан (1970 м), на его вершине - обо, ступа, беседка с воззванием местных экологов на тувинском языке.
Спуск короткий, крутой, поросший лиственничным лесом. И снова пыльная степная дорога, усыпанная крупным щебнем. На реке Хорумнуг-Ой встречаем технично упакованную группу на квадроциклах из Санкт-Петербурга, они едут на Алтай тем маршрутом, и оснащены как экспедиция на Марс. Всё их снаряжение, включая квадроциклы доставлено сюда, к месту старта на двух КамАЗах.
  Дорога проходит в 2-3 км от госграницы, причем слева, в Туве - степь, а справа, со стороны Монголии - густой хвойный лес, можно сказать, тайга! Непривычный расклад.
  По мосту переезжаем небольшую речку Шыргай-Озен, там какие-то хижины, встречаем двоих тувинцев, и они опять, как уже не раз было, спросили у нас велосипедный насос. Зачем в этих краях велонасосы, когда все ездят на УАЗиках и лошадях - непонятно.
  Далее дорога идет полого вверх по однообразной голой степи, пора бы уже и место для ночевки присматривать, но ни воды ни леса. Наконец, взбираемся на последний в погранзоне перевальчик Сап (1820 м) и там встречаем троих туристов на УАЗике, оказалось - земляки, из Красноярска, они едут встречным курсом из Кызыла, но не по федеральной трассе, а по самому югу Тувы, вдоль монгольской границы. У них какая-то поломка, они отправили водителя на другой машине в райцентр за запчастями. Угощают гречневой кашей с тушенкой, рассказывают об общих знакомых. Жаль, мы не расспросили у них поподробнее об их маршруте - как они проехали от Торгалыг до Хандагайты: по прямой через Монголию или в обход по горам по Туве.
 Спуск с перевала крутой, извилистый. Вдали уже видна трасса А163 и пост ГАИ. Встречаем КамАЗ с углем, разговариваем с молодым водителем тувинцем, рассказывает о своих рейсах, путь из Чадана в Мугур-Аксы занимает весь день, там ночуют, и следующий день на обратный путь.
 Встаем на речке Хам-Дыт (1420 м), заросли кустов, дров - завались. К приезду Виктора уже поставили палатку, согрели воду. Задачу на сегодня выполнили - доехали трассы А163.


01.08.2008.р. Хам-Дыт - пер.ХОНДЕРГЕЙ (1950м) - ЧАДАН - р. ШЕМИ

02. Выезжаем из погранзоны. 02. Выезжаем из погранзоны.
06. Перевал Хондергей (1950 м). 06. Перевал Хондергей (1950 м).
14. Источник Аржаан. 14. Источник Аржаан.
19. Снова степь. 19. Снова степь.
22. После обеда. 22. После обеда.
 Утро традиционно безоблачное, жаркое. Набираем воды в р. Хам-Дыт, выбираемся на гравийку, и через 1 км выезжаем на Т-образную развилку: вправо - райцентр Хандагайты, но нам туда не надо, влево - подъём на перевал Хондергей (1950 м), здесь начинается асфальт и мы покидаем погранзону. ГАИшники нас не проверяют.
 Подъём вначале пологий, вскоре начинается лес, настоящая тайга с кедрами и лиственницами. Навстречу нам поток легковых машин - все едут в Хандагайты на тувинский праздник животновода - Наадым. На перевале стоянка, обо, ленточки на деревьях - всё как обычно. Спуск с перевала по живописной долине р. Хондергей, прямой, длинный (около 30 км), скорость на крутых участках до 75 км/час ! Вот справа впадает ручей, на открытом склоне палаточный городок приезжих тывинцев - здесь у них священный источник Аржаан, подобных в Туве несколько.
 Далее, горы отступают и дорога идет по широченной степи, направо ответвление на поселок Хондергей (1,5-2 км), Сергей съездил туда купить продуктов, а я остался ждать Виктора. От жары мы спрятались в тень придорожных кустов, а рядом ловили попутку четверо молодых тувинцев, они подошли к нам - стандартный диалог: попросили закурить, предложили купить у них травку. Хоть по-русски они с трудом, разговорились - в их родном Хондергее работы нет никакой, кроме как пасти скот, для них перебраться в городок Чадан - уже шаг к успеху. Пока мы стояли, мимо нас пролетел грузовой "Урал", в кузове у которого разбитый УАЗик и два велосипеда GT - это Вика с Андреем обогнали нас на попутном транспорте. 
 Наконец, мы дождались Виктора и продолжили путь под горячими лучами солнца. Хочется пить, справа к дороге в одном месте близко подходит речка Улуг-Хондергей, но вода после населённых пунктов не вызывает доверия. Примерно через 25 км выезжаем на трассу А162, направо - угольная и криминальная столица Тувы г. Чадан, родина Шойгу С.К., а налево - придорожная столовая, куда мы и затащили свои велосипеды, не рискуя оставлять их на улице. Наше появление вызвало живой интерес местных водителей: они расспрашивали нас, удивлялись такому дальнему маршруту, спрашивали о стоимости велосипедов.
 После обеда отдыхаем в тени какого-то памятника, наш путь теперь на запад, время к вечеру, но жара не спадает (после смотрел в интернете - в этот день в Чадане было +38 С в тени!), поэтому с надеждой ждём почти полное (97 %) солнечное затмение - другой тени, кроме лунной в этой местности трудно найти :). Преодолели небольшой перевальчик Шеми-Оаргазы (1085 м).
  Остановились у моста через р. Шеми, настал час X, быстро стемнело, от солнца на небе остался крошечный кусочек, всё стихло вокруг, даже машины куда-то пропали, и жара действительно спала. На ночь встали здесь же, на берегу р. Шеми: дрова, вода - всё есть, даже искупались на мелководье. Лунный диск ушёл в сторону, и снова стало душно, поэтому решили спать под открытым небом: расстелили коврики и улеглись, но в 2 часа ночи проснулись от вспышек молний и порывов ветра - пришлось в авральном порядке в темноте ставить палатку.
  Ночевка на высоте 745 м, проехали за день 97 км.
02.08.2008. ШЕМИ - КЫЗЫЛ-МАЖАЛЫК - АК-ДОВУРАК - р. АЛАШ. 83 км

01. Покидаем р. Шеми. 01. Покидаем р. Шеми.
08. Местное богатство. 08. Местное богатство.
10. Столица района. 10. Столица района.
13. Кызыл-Мажалык. 13. Кызыл-Мажалык.
 С утра на небе остатки ночных облаков, но через час и они исчезнут. Едется легко, машин мало. Пейзаж становится разнообразнее: чистые речушки, зелёные долины, небольшие перевальчики. Народ в поле - созрела конопля. Солнце снова жарит не по-децки, мажемся кремом.
 После очередного перевальчика спускаемся в широченную долину р. Хемчик. Впереди справа виден  белый конус отвалов асбестовой горы и городок Ак-Довурак под ней, а слева, далеко на юго-западе виднеются снежные вершины. Спросил у местных тувинцев средних лет - сказали, что это Монгун-Тайга, хотя, мне кажется, вряд ли она, скорее всего это г. Менгулек (3500 м).
  После кольцевой развязки дорога, идущая прямо переходит в центральную улицу райцентра Кызыл-Мажалык. Поселок чистый, зеленый, много магазинов, есть кафе, в котором, кроме нас , не было посетителей. Пообедав, мы вернулись немного назад, до кольцевой развязки на Ак-Довурак, переехали мост через Хемчик, искупались в его быстрых, холодных водах, и поехали на автостанцию в Ак-Довурак, узнать расписание автобусов. Там буквально за пару минут вокруг наших велосипедов собралась толпа молодых тувинцев, которые стали проявлять нездоровый интерес: бесцеремонно трогали вещи, щелкали манетками переключателей, просили прокатиться. Нам такая назойливость не понравилась, и мы покинули этот негостеприимный городок. Рейсовые автобусы там ходят только в Кызыл, а ведь раньше было сообщение и с Абаканом, и самолёт даже ежедневно летал в Красноярск.
 К слову сказать, Ак-Довурак оставил тягостное впечатление: это рабочий поселок, выросший в советское время при асбестовом комбинате, но сейчас "Туваасбест" практически не работает, люди остались не у дел, молодежь слоняется без работы, а панельные пятиэтажки нелепо смотрятся в тувинской степи.
  На выезде из городка видим "девятку" с красноярскими номерами, думаем, что земляк - машем, останавливается, но водитель - местный тувинец, опять же недоумевает, зачем мы в такую даль крутим педали и крутит пальцем у виска. Да, только жители мегаполисов могут понять наши порывы :).
 Теперь наш путь на север, мимо поста ГАИ, где на нас не обращают внимания, хотя случается, что приезжих обыскивают на предмет провоза алкоголя и конфискуют его - информация из интернетовских отчётов, а судьба конфиската окутана тайной...
 Длинный монотонный подъём, тоскливый пейзаж: всё усыпано отвалами комбината, справа ржавые оградки кладбища, растительности почти никакой. Через мини-перевальчик попадаем в широкую зеленую долину р. Эдегей, саму речушку не сразу то и видно среди высокой травы и кустов. Снова плавный подъём - и резкий извилистый спуск к большой реке Алаш с мощным быстрым течением. Встаём на левом берегу, сложенному из больших тёмных валунов. Дров хватает - щепки, коряги, принесенные паводком. Вода в реке чистая, холодная. Недалеко от нас отдыхает тувинская семья городского вида, с детьми, на хорошей машине, они подошли к нам, поговорили на экономические и экологические темы, так что люди в Туве тоже разные.
  Ночь тихая, теплая, только спокойный шум реки. Высота 930 м, проехали 83 км. 
    Продолжение следует...
03.08.2008.пер. Орлиный- Ак-Суг-пер. Саянский - т/б Снежн. барс.

02. На р. Алаш. 02. На р. Алаш.
08. Вид с пер. Орлиный в долину р. Ак-Суг. 08. Вид с пер. Орлиный в долину р. Ак-Суг.
27. Столовая перед перевалом Саянский. 27. Столовая перед перевалом Саянский.
36. Дорога на пер. Саянский. 36. Дорога на пер. Саянский.
44. На перевале. 44. На перевале.
 Выехали с р. Алаш в 8.15, погода отличная - ясно, тихо, нежарко. Дорога - хороший асфальт и машин почти нет - кризис, он и в Туве кризис, а вот 20 лет назад, когда мы здесь ехали, мимо нас постоянно проносились КамАЗы с грузами и продукцией комбината "Туваасбест", и вся дорога была усыпана белой крошкой этого канцерогена. Несколько км едем вдоль р. Алаш, затем резкий поворот направо, и начинается подъём коротким серпантином на пер. Орлиный (1200 м).
  И вот он наступил, "час Y" этого юбилейного похода: я стою на перевале, над крутым обрывом в долину р. Ак-Суг, 3 августа, 2008 г., 9 часов - ровно 20 лет назад, в этот же день и час, я стоял на этом же месте, и погода была така же безоблачная. Кажется, время остановилось, и с тех пор здесь ничего не изменилось: те же самые знакомые силуэты гор, зеленая полоска леса вдоль реки, прямая линия грунтовки внизу... Нет только рядом моих старых (в смысле - давних) друзей, всё правильно, нельзя дважды войти в одну и ту же реку...
  Но, вернёмся в 2008 год и продолжим путь. После непродолжительного спуска попадаем в узкую долину реки Ак-Суг (белая вода) с изумрудным лиственничным лесом и почти отвесными берегами. Дорога - прямо мечта велотуриста: отличный асфальт, трафик небольшой, 4-6 машин в час, горные речки с хрустальной водой... Населённых пунктов нет, лишь изредка попадаются юрты тувинцев-скотоводов. Несколько км пути меня сопровождает местный житель на лошади, и конечно же, спрашивает у меня курево, вотку, но и после отрицательного ответа не сразу отстаёт.
  По мере набора высоты лес становится гуще и разнообразнее, встречаются сборщики ягод. Слева по курсу проезжаем какой-то сарай неопределенного архитектурного стиля и без опознавательных знаков, проехав было мимо, но затем вернувшись, я подтвердил свои смутные догадки - это столовая! Весьма кстати перед решающим штурмом "сотки" - так здесь называют перевал Саянский (2206 м) на 100-м километре от Ак-Довурака. В столовой все вкусно и недорого, как и повсюду в Туве, а может, мне так кажется. Здесь же обедает дальнобойщик из Абазы, возвращающийся на пустой фуре в Хакасию, предлагает перебросить меня за перевал, я , конечно же отказываюсь, и он опять не понимает мотивов такого странного поведения.
 После основательного обеда-ужина, педали крутятся с трудом, хотя это возможно, из-за возросшей крутизны подъёма. Асфальт незаметно перешёл в гравийку, а впереди уже близко видны гольцы хребта Позарым-Тайгазы. После очередного поворота, дорога выходит в тундровую долину р. Ак-Хем, сверкают на солнце блюдца озер, становится не жарко, но едется легко - с погодой опять повезло, обычно здесь дождь+снег+ветер, а сегодня солнечно и тихо! Перед самым перевалом через хр. Сайлыг опять появляется пихтово-кедровый лес, и вот стелла "Тува - Хакасия, высота 2206 м".
 Фотографируемся с группой туристов-пешеходников из Польши - далеко забрались ребята, видать ближе уже не осталось интересных мест :). Полюбовавшись панорамой окрестных гор, качусь вниз, в Хакасию, справа домики ДРСУ, которые я издалека принял было за турбазу, снова начинается асфальт, и вот он - р. Большой Он, хотя здесь это пока большой ручей.
 Дорога отличная, повороты плавные, скорость 40-50 км/ч, поэтому нужно быть внимательным, чтобы не проскочить мимо указателя "т/б Снежный Барс" , потом надо ещё 2 км проехать по каменистой дороге вверх по ручью Стоктыш, и вот полтора десятка деревянных домиков, столовая, баня - всё, что нужно усталому путнику. Цены за постой, правда немаленькие: 900 р/сутки с питанием за 2-местную комнату без санузла и воды, и порции в столовой мелковаты, но, с учётом удалённости от цивилизации, видимо, оправданы.
 Здесь же, на турбазе, познакомились со школьным учителем Сан Санычем из Абазы. В свободное от основной работы время, он водит группы туристов по местным горам, а нас пригласил посетить его дом в Абазе, куда он собирался вернуться завтра утром на своей машине.
 Ночёвка на базе, высота 1400 м, за день проехали 98 км.
 

04.08.2008. т/б Снежный Барс - Кубайка - Абаза. 131 км.

02. После утреннего дождя. 02. После утреннего дождя.
06. Вид на реку Она. 06. Вид на реку Она.
08. Опять Она. 08. Опять Она.
11. База отдыха в Кубайке. 11. База отдыха в Кубайке.
15. Пер. Атхольский. 15. Пер. Атхольский.
19. Вид с пер. Канжульский. 19. Вид с пер. Канжульский.
24. Р. Абакан. 24. Р. Абакан.
 Хорошо отдохнув и позавтракав, уже с 7 часов утра, мы выдвинулись на Абазу. Этот участок каждый ехал в своем темпе, поэтому мы растянулись на многие километры.
  Дорога шла вниз по левому берегу реки Бол. Он, на указателе был отмечен одноименный населенный пункт, но в нем оказалось всего три домика, никакого магазина или столовой. Здесь Он впадает в Ону, и дорога несколько раз переходит с берега на берег по однотипным металлическим мостам. Долина реки очень живописна, зажата высокими горами, и напоминает нашу р. Мана - приток Енисея около Красноярска.
 Следующий форпост цивилизации на - деревня Кубайка, находится в 1,5 км от трассы, и в ней много - целых две улицы, но единственный магазин не работает с прошлого года. Зато там есть база отдыха с новыми избушками, клубом и столовой, которую мы , конечно же посетили. Отдыхающие на этой базе маялись от скуки, т.к. из-за низкого уровня в Оне невозможен был сплав на плотах. Скушав фиксированный комплексный обед по немалой цене, мы снова выехали на трассу, которая покидает долину Оны, и начинается длинный (6 км) подъём на перевал Атхольский (1000 м). Слева от дороги - деревянная беседка в память о водителях этой трассы. За перевалом тайга уступает место смешанному лесу и лугам, проезжаем домики деревушки Сред. Карасибо.
 Кажется уже не будет гор на пути, но снова крутой подъём серпантином на перевал Канжульский (1000 м), который кажется труднее предыдущего. С верхней точки открывается впечатляющий вид на голубые горные цепи. Спуск плавный, прямой, внизу начинаются садовые участки, дачи, свалки - все городские признаки.
 Мост через большую реку Абакан, и направо - горняцкий городок Абаза. Проезжаем километров 5 по промзоне, затем центр с настоящими светофорами, нужная нам улица Затонская находится на противоположном краю города, а коттедж Сан-Саныча в самом конце этой улицы, прямо в сосновом лесу с ягодами и грибами! У ворот первым встречает нас своим лаем пёс Тиша, но, по команде хозяина, успокаивается и машет хвостом. Вечером - отличный ужин из свежей картошки с маслом, луком и прочими огородными дарами - климат здесь прекрасный для выращивания многих культур. Домик тоже очень симпатичный, для гостей есть отдельная комната на втором этаже, везде оригинальная экомебель сделанная умелыми руками хозяина из таёжного материала. Вечером сидим на уютной террасе, пьём чай, на улице капает дождик, беседуем с Сан-Санычем за жизнь, он рассказывает разные страшные истории про коварных тывинцев - лепота, Тува-то уже далеко! Хотя, по нашим впечатлениям, тувинцы в глубинке - нормальные ребята, бесхитростные и непосредственные - прямо дети природы, но вот в городках и рабочих поселках, где населению теперь нечем заняться, могут быть трения. Так что лучше эти места проезжать утром и днём, пока праздная публика не тусуется на улицах.
 За сегодняшний день проехали аж 131 км.
05.08.2008. Абаза - Таштып - Аскиз. 134 км.

04. На перевале. 04. На перевале.
08. После грозы. 08. После грозы.
12. Баба и корова. 12. Баба и корова.
 С утра наши ряды ещё поредели: Виктор уехал на машине с Сан-Санычем в Абакан, и уже вечером был в Красноярске. А мы с Сергеем тепло распрощались с гостеприимным хозяином и двинулись в путь.
  Горняцкий городок Абаза произвёл хорошее впечатление - много зелени, нешумный, есть где позавтракать. Расположен в долине р. Абакан, зажатой горами, поэтому, выехав в северном направлении по трассе А161, сразу начинаем подъём в перевал (ок. 900 м), который уже последний на нашем пути. 
  За перевалом пейзаж резко меняется: горы расступились, начинаются бескрайние хакасские степи. После райцентра Таштып у меня треснул обод заднего колеса, но движению это не мешало, пришлось только расцепить вибрейковый тормоз - всё равно им уже можно не пользоваться, т.к. дорога теперь ровная. На этом же участке нас несколько раз накрывал дождь с грозой ,пожалуй, единственный раз за весь поход.
  Проезжаем мимо древних камней, вертикально вкопанных в землю, т.н. каменные бабы, им по несколько тысяч лет, но никаких пояснительных указателей нет.
  Решили заехать на ж/д станцию Аскиз, расположенную в 7 км от трассы, чтобы заранее купить билеты, я взял до Красноярска, а для Сергея не оказалось нужных мест на поезд Абакан - Москва до Омска. Поужинали в единственном здесь общепите - пивбаре, и снова в путь. Ехали, пока не начало темнеть, вода с собой была, поэтому остановились прямо в чистом поле. Дорога ровная, ветер попутный - проехали за сегодня рекордные 134 км.
06.08.2008. Аскиз - Абакан. 75 км.

03. Гора Уток. 03. Гора Уток.
08. На въезде в столицу Хакасии. 08. На въезде в столицу Хакасии.
 Последний день пути предстоял в "матрасном" режиме - до Абакана всего около 70 км, никаких перевалов и ветер попутный.
 По пути в степи продолжали встречаться древние захоронения - вертикально стоящие каменные глыбы. Справа от трассы видели озеро Соленое. Проехали мимо ст. Ханкуль, где на источниках производят известную у нас минеральную воду. Пообедали в придорожном кафе.
 Неспеша доехали до Абакана, где, немного поплутав по улицам, добрались до ж/д вокзала. В кассе Сергею повезло - оказался один плацкарт до Омска в поезде Абакан - Москва. В оставшееся время побродили по тенистому парку рядом с вокзалом, затем я созвонился со своим бывшим одногруппником , абаканцем Сашей, он живет здесь рядом и тут же имеет небольшую автомастерскую. Мы не виделись уже 20 лет, и сейчас тепло встретились, поговорили за жизнь, вспоминая студенческие годы, зашли к нему в гости, пообедали - большое ему спасибо за гостеприимство! Затем он проводил нас на вокзал, помог погрузиться в поезд.
 Прощай друг Саша, прощайте Тува и Хакасия! Будем ждать следующих встреч!
Контакты.

Процесс подготовки и отчет об этом походе - на форуме красноярских велобайкеров   

http://x-ride.ru/index.php/forum/viewtopic.php/f,73/t,14571/ 

Все фото и видео материалы в полном размере по этому походу можно скачать здесь (2,9  ГБ):  http://yadi.sk/d/oeT0Z97fFL6Pa

Связаться с автором можно по e-mail  chief1961@gmail.com

Комментарии
Алексий06.12.13, 08:25
Очень интересно было почитать ваш отчет! Спасибо. Тоже с удовольствием бы съездил в Тыву, Алтай, Монголию. 
Если соберусь - обращусь за консультацией.
Guest21.09.12, 12:35
Лесосибирск-юрий 
спасибо-красивые-фотографии=умные-коментарии-давно-мечтал=там-побывать-ехал-с-вами-два-часа--сдоровья-вам
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 3
Опубликовал Валерий Федотов