Летнее путешествие вдвоем на байдарке Викинг 4.7 по Белому морю и озерам Карелии, всего за 86 дней пройдено 1291км. Отдыхательно-развлекательный круиз с приключениями и отличной рыбалкой по необыкновенно красивым местам. Отдельная благодарность за компанию и дружескую поддержку морю, солнышку и чайкам!
г.Беломорск - г.Рабочеостровск - д.Поньгома - д.Калгалакша - оз.Яголомба - д.Гридино - оз.Кювиканда - п.Чкаловский - м.Картеш - м.Кузокоцкий - о.Кокоиха - о.Кастьян - п.Приморский - м.Купчинный - c.Ковда - р.Ковда - оз.Серяк - Лесобиржа - о.Филин - оз.Лопское - пр.Тюлле - р.Винча - Челозеро - р.Кукса - оз.Кукас - Кумское вдхр - д.Софпорог - д.Кестеньга - губа Ламбаш - о.Лувань - Топозеро - оз.Левицкое - оз.Поньгома - оз.Вуаръярви - оз.Кивиярви - оз.Цеппи - оз.Вотина - оз.Лулло - р.Шомба - р.Кемь - п.Кривой Порог - Подужемское вдхр - Путкинское вдхр - г.Кемь - м.Пухнаволок - Шуйостров - г.Беломорск
Морская часть.
Беломорск - Рабочеостровск.

Отчет Волка можно посмотреть здесь. Фото в хорошем качестве и в большем количестве - на пикасе. Фото Волка часть 1 и часть 2. Мои фото часть 1, часть 2, часть 3, часть 4.

Твой дом там, где спокойны твои мысли.

В этом году для нашего традиционно-обязательного летнего похода мы выбрали Карелию. Валентин уже был в Карелии в 2004, 2005 и 2008гг. на байдарке Щука, отчеты можно посмотреть на его сайте. А я была на Вуоксе и Ладоге еще в 80-х, по турпутевке, мы сплавлялись на распашных 4-х весельных деревянных лодках. Идею маршрута по озерам нам подсказал Евгений Суханов, а Волк дополнил поход морской частью от Беломорска до Ковды, чтобы хватило на все лето. Получался отдыхательный маршрутик всего на 1000км, 16км в день, 15 дневок. Будем загорать, ловить рыбу, собирать грибы-ягоды, любоваться природой!
Но до места предполагаемого отдыха надо было еще добраться и дотащить кучу вещей и байдарку. Волк в связи с событиями на Украине половину снаряжения заранее отдал мне, но все равно рюкзак у него собрался тяжелее моего, около 30кг. Никак нам не удается уменьшить вес рюкзаков. Сначала сложила снаряжение кучей - отдельно аптечку, рыболовное, косметичку, электронику, продукты - сухое молоко, сухая морковка, сухофрукты. С лодкой я помучилась, надо было в герму к ней запихнуть еще кучу вещей - спасжилеты, веревки, тент... Я сворачивала лодку разными способами, и как Михайлов показывает на сайте, и как Волк делает, и не заметила, что причальный штырь лег поперек и проткнул баллон, это выяснилось уже на берегу.
9 - 10 июня.
На фоне массового энтузиазма помощи англичанке Лауре, которая заявила одиночный сплав на каяке по Волге, я попробовала дать в соцсетях информацию и о себе с просьбой помочь переехать с 2 рюкзаками с Курского вокзала на Ленинградский. Но конечно, мы такого интереса общественности не вызвали, выручили личные контакты - помог друг нашего друга Игоря Андрей Немухин, он отпросился с работы и встретил меня на вокзале. А из электрички до турникета байдарку помог дотащить рослый парень, легко подхватил ее одной рукой как сумку. С помощью Андрея мы встретились с Волком на Ленинградском и 9 часов сидели до отправления 092 поезда Москва - Мурманск в 20.50.

Волк рассказал, как на границе у него проверяли рюкзак - все вытряхнули, особенно заинтересовались пачкой сахара, наверно подумали, что взрывчатка. Я сбегала купить еды на дорогу и билет на байдарку по новым правилам (до Беломорска он стоит 300р). Вообще-то билет этот не спрашивали, можно было и не брать,  с нами в вагоне ехали велосипедисты, так они быстро распихали велы, закрыли их пленкой и отбрехались, что в норму ручной клади они укладываются. А мы взяли билет, чтобы подстраховаться и не бегать в кассу, если что.
Вечером мы сразу легли спать, а на другой день познакомились с Николаем и Татьяной из Брянска, они ехали на Соловки на экскурсию. Николай загорелся идеей тоже купить лодку, чтобы сплавляться по озерам и рекам. Мы много разговаривали, рассказывали о своих походах, время пролетело незаметно.
Медвежья гора.
В Беломорск приехали в 20.25, на небе тучки, налетает дождик, холодно. Волк сразу натянул рыбацкий плащ, я свою типа мембранную сплавовскую курточку. Она конечно модная и красивая, но длинный плащ теплее и надежнее, курточку я потом надевала всего несколько раз под штормовку, чтобы не прожечь ее у костра.
От вокзала до моря мы добирались короткими перебежками, оставляя лодку в поле видимости. Там недалеко, прошли по ул.Воронина, пересекли Порт-шоссе, потом по дороге мимо гаражей к морю и спрятались в лесочке на берегу Сорокской губы.
Берег моря в Беломорске.
Первая засада - на берегу негде набрать пресной воды, у нас остался всего 1л, а идти ночью в магазин мимо гаражей мне не улыбалось. Мы доели сало с хлебом, запили водичкой и легли спать.
11 июня.
Встали рано. Солнышко, тихо. Сразу поставили солнечную батарею заряжать планшет. Раскидали вещи по гермам и я побежала в город за продуктами. Недалеко от остановки есть сетевой магазин Дикси, рядом хлебный ларек от хлебокомбината и мясная лавка. В Дикси я с удовольствием набрала полный рюкзак продуктов по привычным ценам, а то попутчик из Мурманска пугал нас, что все очень дорого, гречка по 120р. Я сразу взяла и 2 пятилитровые баклажки с водой, не хотелось идти второй раз, а где будем ночевать - неизвестно, в результате получилось около 30кг, еле дотащила. А Волк в это время заклеивал прокол в баллоне лодки, по краям заплатка схватилась, а в центре образовался пузырь. Изобретательный капитан наложил поверх заплаты губку, придавил ее досочкой и привязал. Погода ему не нравилась и чтобы не застрять здесь, около города, решил быстрее отходить, а заплату переклеить на дневке.
Пока мы собирались, разгулялся ветер, по небу поползли дождевые тучи.  Упаковались сразу по-штормовому: сапоги, непромокаемые штаны, плащи, спасжилеты. Берег усыпан камнями, на волнах видны белые барашки, это уже 3-4 балла, мне стало как-то нехорошо, но отступать некуда, надо идти. Вышли в 13.15 и сразу пошли в море, надо обогнуть длинный мол с разрушенными зданиями бывшего порта.
Разрушенный порт в Беломорске.
Ветер пока дует в спину, мы перекатываемся на волнах, соленая вода плещет в лицо. Надо держать лодку носом к волне, это тяжело, сразу приходится напрягаться изо всех сил, чтобы не только удержать парусящее на ветру весло, но и грести им, чтобы двигаться вперед, отвоевывая метр за метром. Налетел шквал с дождем, стало совсем страшно, но Волк спокойно развернулся к нему носом, переждал, и мы пошли дальше. Меня стало подташнивать то ли от волны, то ли от выпитой утром ряженки. Как-то дотянули до конца мола, спрятались от ветра, и море успокоилось. Мы легко шли мимо разрушенных зданий, берег для укрепления засыпан каменными обломками. А когда обошли мол и повернули к берегу, на нас опять понеслись волны уже со встречным ветром. Подойти к берегу, переждать нельзя - выбросит на камни и разобьет, и пришлось около 2км бороться с ледяными волнами, бьющими в лицо, с ветром, вырывающим весло из немеющих рук и срывающим кепку. Ветер плескал воду с моего весла в лицо капитану, устраивая ему холодный душ и заливая глаза соленой водой, но Волк молча отплевывался и терпел, потому что я старалась как могла, повторяя про себя: "Ты не побежден, пока не сдался!" Около берега волна уменьшилась и идти опять стало легче. Мы уже спокойно гребли мимо фукусов, обходя камни, и любовались скалистым берегом.
Два раза налетали тучи с дождем и ветром, мы выходили на берег и пережидали эти порывы. Дождь шел и к югу, и к востоку, тучи бежали мимо нас.  За дачным поселком Растьнаволок пришлось пролезать в проход между сваями моста-дамбы, чтобы не обходить его кругом.
Мол у п.Растьнаволок.
Сегодня мы прошли уже 15км, план выполнен, пора и на стоянку. Отлив уже начался, но нам удалось просочиться между камнями почти к самому песчаному берегу за м.Разнаволок, только немного пришлось лодку донести, а дальше в заливе - одни камни. Встали на сухой ровной стоянке с кострищем на м.Глубокий.
Отлив.
Капитан был чуть живой, у него болели плечи, намахался, а я бы одна точно не выгребла против волн. (Я сразу вспомнила англичанку Лауру Кессингтон, как она собиралась проходить по Волжским водохранилищам 40км в день, но не дошла даже до Ржева). На стоянке добычливый Волк сразу нашел первые грибы-подберезовики, я их бросила в гречневую кашу с морковкой и луком. Умывались и посуду мыли соленой водой, чтобы экономить пресную питьевую. Вода в море чистейшая, дно видно как в аквариуме. Комаров пока мало и они какие-то ленивые. Ночью было +10, днем +15. Мы улеглись и кэп сразу засопел, а я еще перед сном посмотрела карту и отчеты на планшете.
12 июня.
Мы проснулись в 6ч. Тихо, облачно, но солнышко проглядывает. На завтрак сварила супчик, рыбу пока не ловили - мелко. С утра опять отлив, примерно через 6ч, море уходит.
Литораль в отлив.
Гребля в море имеет свои особенности, но вчера мне уже даже понравилось качаться на волнах, страх прошел. Сегодня надо дойти до речушки, набрать воды в баклажки. Здесь рядом дорога, вчера приезжали на машинах и мотиках, но мы стоим в лесочке и себя не рекламируем. Новые псковские болотники немного тяжелее старых, зато у них кроссовочная подошва, устойчивая на камнях, и голенища не падают. А вот перекусочную сумку хорошо бы непромокаемую завести, в виде маленькой гермы, а то ее волной захлестывает. После завтрака и ежедневной записи впечатлений в дневниках стали собираться, хотя прилива еще не было.
Лодку перетащили в заливчик рядом, где море ближе. Вышли в 10.15. С утра идти легко, слабый ветерок в спину, волны нет. Идем между мысами, срезаем заливы. Набрали воды в ручье Вешнем, вода темная, течет из болота.
Набираем воду в ручье Вешнем.
На одном островке в 13.00 сделали перекус - развели сухую картошку, добавили сухого молока, щавель и молодые листья кипрея. На мысу в глубине видна избушка, с воды ее не заметно, а бывает, видим избушки и на берегу. Я уже привыкла к морю, мне нравится его бескрайний простор и прозрачная глубина. До перекуса мы прошли 10км, потом берега стали болотистые, идем как по большой реке, справа острова - Еловец, Жерновцы. Хотели немного пройти и встать на стоянку - а негде! Волк побоялся срезать на горелый остров, пошел вдоль берега и мы сделали круг почета. Из-за сдутого баллона лодку ведет влево. Вошли в протоку Шуйская Салма у Шуй-острова, здесь очень мелко, илистое дно, да еще отлив пошел, еле ползем, загребая веслами по дну. Стоянки не видно, мы устали, но не ночевать же в море. В одном месте пришлось даже выходить и тащить лодку пешком. С трудом пролезли к берегу у Шуй-острова, место здесь комариное, болото, но полянка вроде чистая, а то вообще можно посреди моря в отлив оказаться.
Шуйостров
Здесь в протоке очень широкая и мелкая литораль, надо вставать на стоянку раньше, после нашего перекуса, или уже дальше за Шуей. На ужин сварили гречку, потом поставили сетку у берега, хотя вода илистая. Посуду я мыла в ванночках на камнях, там собирается чистая вода.
Ванночка с водой.
Сегодня тепло, даже жарко, но и комары активизировались. Улеглись в 23ч, почитали вслух книжку на планшете, посмотрели карту, где лучше делать дневку, на Шуе или на о.Конев. Решили, что определимся на месте. Утром прошел дождик, кричали чайки, наверно уже делили нашу рыбу в сетке.
13 июня.
Утром после кофе мы проверили сетку - поймались 2 маленькие камбалы, 2 корюшки, пахнущие огурцом, и 3 листа морской капусты. Ура, будет первая уха!
Море ушло еще дальше, будем ждать, пока вернется. В лесу богатый черничник, уже ягодки завязались, цветет брусника и вереск. Мимо пролетела стая лебедей, а фотика в руках не оказалось, как всегда.
Мы дождались прилива и вышли в 12.30. Сначала пришлось продираться по мелководью, чтобы выйти в русло протоки, где поглубже, потом вышли на глубину и пошли от мыса к мысу, срезая дуги. В одном месте пролив был как река, даже течение наблюдалось. Погода спокойная, ветра и волн нет, перед нами даль безбрежная, просто "почувствуй себя Федором Конюховым!" Напротив Едострова мы вылезли на берег и накопали золотого корня, его здесь целые плантации.
Золотой корень.
Немного промыли его и сложили в сумку, потом почистим и просушим. Начал накрапывать дождик, быстро надели плащи, чтобы зря не мокнуть. Плащи едут сзади за сидушкой. Теперь мы в полной боевой - плащи, сапоги, спасики. Море холодное и рукава мокнут при гребле. Лодку продолжает заворачивать налево, баллон слабо накачан, надо переклеивать заплату. На перекус встали на мысу Ямостров-Наволок под елками, заварили картофельное пюре со щавелем, сделали бутерброды с салом и чай. На берегу сразу нашли молодой подберезовик, прошли по берегу и набрали еще, на ужин. Погода подпортилась, задул боковой ветер, поднялись волны, закрапал дождик. Для дневки нам необходимо найти стоянку с пресной водой, до речек еще далеко, берега могут быть болотистые. Причалили к каменистому мысу напротив острова Конев, здесь очень красиво - разноцветный мох, живописные берега, сосны, каменные плиты и пресная вода есть в ванночках на камнях.
Волк предложил здесь и остаться. Под палатку натащили матрасик из белого мха, чтобы на камнях было не холодно.
Под палатку настелили мох.
На ужин сварили макароны с грибами, потом сходили пешком поставить сетку. Мы стоим на мысу и со всех сторон вода, красота! Такой замечательной стоянки у нас еще не было!
И комаров здесь мало, только мошка вылезла после дождя. Загадываем на завтра хорошую погоду.
14 июня. Дневка!
Утром солнышко, красота! Встали в 7ч, выпили кофе, сварили геркулеску на завтрак и принялись за дела.
Утренний кофе, дневка.
Проверили сетку, там оказались 3 маленькие камбалки. Переставили сетку подальше, за фукусы, чтобы не путались в сетке. В отлив дно обнажилось, видны холмики червей-пескожилов, россыпь мелких мидий, листы морской капусты.
Потом Волк занялся ремонтом байдарки, заплату пришлось отдирать и клеить заново. Я набрала пресной воды на камнях, постирала рабочее. Потом на берегу Волк сложил печку для бани, стали ее топить. На обед я быстренько сварила уху из камбалы, ложка куда-то пропала, пришлось есть чайной. Потом ложка почему-то нашлась под спасжилетом у палатки. Волк сделал каркас для палатки, я настригла веники, мы замечательно помылись-попарились, печка получилась очень жаркая.
Баня готова.
Море очень холодное, но Волк окунулся 3 раза, как положено. А погода весь день замечательная, солнышко, тепло, комаров нет - как заказывали, просто рай. Когда мы пошли париться, Волк повесил над костром котелок для чая, а ветер переменился и раздул пламя, пришли, а у нас пожар! Срочно начали сбивать пламя, я помчалась за водой. Могло и на палатку перекинуться, если бы чуть задержались, за огнем надо следить. Попили чаю и залегли отдохнуть, с 17 до 19 - сон. К вечеру вылезли, убрали пленку и разбросанные вещи. Как начался отлив - проверили сетку, попалось 4 камбалы. Маловато конечно, но что есть. Полюбовались шикарным закатом и улеглись спать около 23ч.
15 июня.
Ночью шумел дождь, ветер трепал палатку Утром мы долго не вылезали, штормило, в море идти было страшно. Когда немного утихло, мы сварили кофе, проверили сетку. Она была вся забита фукусом, попалась только маленькая наважка. На завтрак сварили молочные макароны. Так как продолжало штормить, пошли на экскурсию по окрестностям. Сначала сходили к избушке на мысу сзади - она вся разрушена, крыши нет и уже стену выпиливают, ломать - не строить.
По дороге  нашли 2 гриба и нарвали листьев иван-чая на супчик. Потом прогулялись по берегу до избушки на мысе Паннаволок, видели помет медведя, видимо здесь его владения, и обратно осторожный Волк повел уже не по берегу, а прямо по литорали, мало ли.
Мимо пролетали лебеди, но далеко и быстро. Между камней острым глазом охотника Волк заметил зверюшку, она спряталась от нас в щель, сверкала глазками и беспомощно скалила зубы.
Избушка на мысу летняя, без печки, но с крышей, можно спрятаться от непогоды, чистенькая, внутри есть запас дров.
Потом залезли в палатку почитать книжку, было около 13ч. К 14ч ветер утих, выглянуло солнышко, мы срочно вылезли, сварили на обед супчик с грибами, наважкой и кипреем, и стали собираться. Было даже жарко, захотелось снять сапоги, и хорошо, что я этого не сделала, погода меняется на раз, и вообще в море холоднее, чем на берегу. Вышли поздно, в 15.40. Дошли до мыса Полтамкорга, за ним маленький островок, и тут нас догнала черная туча.
Островок.
Срочно, под шквалом ветра, натянули плащи. Волк не успел натянуть юбку и его сбоку окатило волной, вода потекла за шиворот, и до вечера ему так и пришлось сидеть мокрому. Я уже герметизируюсь на автомате - натягиваю на колени голенища болотников, заправляю под кольцо юбку, натягиваю юбку повыше на спасик, капюшон закрывает шиворот. Потом ветер поменялся на западный, на открытом пространстве была сильная волна. Когда волна боковая, лодка мягко поднимается и опускается, но Волку приходится сильно напрягаться, чтобы удерживать лодку. А когда волна встречная, меня окатывает брызгами, иногда и через лодку волна перехлестывает, но юбка держит воду хорошо. Мы шли между красивыми островками, на одном был крест. Около 19ч подошли к о.Ржаному, я зашла в березки - тихо, сухо! Но Волк конечно встать тут на стоянку не согласился, еще 3км недопрошли по плану. Когда я стала садиться в лодку, не удержалась, сапоги тяжелые, одна нога в лодке, а вторую поднять не удалось, и я рухнула боком в воду, удержалась на локте и Волк меня вытащил. Промокла только рука до плеча. Прошли мимо Мягострова, волна была уже небольшая, и стали искать стоянку. Слева болото, пошли направо на о.Пуккила, вошли в заливчик и в 20ч встали в березках, немного закрылись от ветра. Сразу поставили палатку, переоделись в сухое, выпили по глоточку.Костер развели в углублении в камнях. Мы стоим высоко, красота, люблю такие стоянки!
На ужин сварили гречку, чай с кустиком черники и завалились спать. Ночью был сильный ветер, по крыше палатки барабанил дождь.
16 июня.
Утром был сильный ветер, мы долго спали, пережидая непогоду, может успокоится. Не дождались, а кушать хочется, в 11ч пришлось вылезти. Ветер, тучки бегут, иногда солнышко проглядывает, волна пока небольшая.
О.Пуккила
Выпили кофе, сварили макароны с иван-чаем, ждем, чтобы немного утихло. Надо зайти в магазин в Рабочеостровске, подкупить продуктов, чтобы был аварийный запас, следующий магазин будет в Поньгоме. В принципе, до Поньгомы продуктов хватит, но хотелось бы купить хлеба и печенек. 13.30. Сидим, пишем дневники. По волне идти не страшно, если капитан опытный. Байдарка Викинг 4.7 устойчива и на боковой, и на встречной  волне. Грести даже легче, чем по реке, особенно, если ветер попутный. Берега каменистые, большие камни раскиданы и у берега, приходится их обходить. От ветра прячемся между островами, на открытое пространство выходим в спокойную погоду, но всякое бывает. Вообще в море на глубине волны более пологие, чем у берега, иногда приходится этим пользоваться. Одежда просаливается, появляются белые разводы. Окислом покрываются и соединения дуг палатки и становятся неразъемными, потом уже на пресных озерах пришлось долго отчищать их напильником. В 14.30 ветер немного утих и мы вышли. Сначала идти было легко, волна небольшая, от нее закрылись юбками. У меня тянет ноги, задние мышцы. Я думала, что из-за сапог, но оказалось, что я низко сидела, позднее на берегу нашелся лист толстого плотного поролона, сделали из него сидушку, и неприятные ощущения прошли. Проходили красивые острова с нависающими камнями. Потом мы догнали тучку с дождем, налетел ветер, погнал волну, и про тянущие ноги я забыла.
Подходит туча.
Пришлось сделать зигзаг и уйти сначала к Муравейным островам. Уже видны 2 вышки в Рабочеостровске и домики на берегу. Мы переждали шквал и пошли дальше, прошли между двумя маленькими островками и вышли на открытое пространство. А здесь гуляет ветер с Кемской губы, нас стало подкидывать и захлестывать волной, вода заливается в рукава плаща.
Я надвинула капюшон, гребла изо всех сил, упираясь спиной в герму, посматривала на приближающийся берег и догоняющую тучу и просила Хранителей помочь нам. В 17.30 мы подошли к берегу, стало тише. Обошли разрушенный порт, причал, где швартуются катера на Соловки.
На берегу стоит подворье и церквушка, где снимался фильм "Остров".
Церковь из фильма 'Остров'.
За портом подошли к берегу, я сбегала в магазинчик, докупила немного продуктов. Цены здесь уже выше, чем в Беломорске, но в ассортименте все есть.  Немного дальше высадились и прошли берегом, где стояли лагеря. От бараков надзирателей остались только нижние бревна, по берегу еще встречаются остатки колючей проволоки.
Мы дошли до избушки отшельника Виктора, укрепленного как крепость, Волк с ним встречался в 2005г. Никого нет, может, он и не живет здесь больше.
Дом отшельника Виктора.
Поздоровались с мужиками на внедорожнике, они не местные, едут в Мурманск. Вдали видны острова Кузовов, но до них далеко, в открытое море мы не выходим. Потом стали обходить длиннющий о.Октябрьской Революции.
О.Октябрьской Революции.
За мысом нас встретил дождь, встречный ветер  и волна, пришлось опять продираться к берегу через шквалы. Пробились, посмотрели островки, стоянок нет, прошли чуть дальше и встали под березками в 20.30.
Волк опять весь мокрый, я - нормально, только рукава. На стоянке сразу нашли несколько молодых подберезовиков, Волк шустро пробежался по лесу и притащил еще мешок молодых грибков. На ужин сварили гречку с грибами, умылись морской водой и еще долго читали книжку в палатке. Здесь есть связь, отправили смс домой. Питьевая вода в канистрах заканчивается, надо где-то набрать из речки. Ночью тихо, холодно, +9.