8 день. По Белому морю до Куземы.
Хватит островной жизни, хотим в море!

Приготовление блинов - экономия сухарей Приготовление блинов - экономия сухарей
Блины Блины
8 июля встали в 11 часов с твердым намерением уйти в море. Погода не менялась, но направление ветра изменилось, что давало надежду и на ближайшую перемену погоды. «К еще более ветренной», - мрачно пошутил папа. Делали блины, то бишь экономили сухари, и досушивали мокрые вещи. ИМХО залезать в байдарку приятнее в сухом виде, но и этого нам реализовать не удалось: ливень как назло пошел во время посадки.
«Ловцы ветра»

По морю По морю
В 16:20 в отлив ушли в море. Сверху льет дождь, он пресный, снизу, справа и слева бьют волны, они соленые, все смешивается где-то под юбкой, так как она беспрестанно сползает. Но грести надо не переставая, так как маневренную Свирь, постоянно разворачивает параллельно волнам, что недопустимо – волна может захлестнуть и запросто перевернуть байдарку. И вообще это ж смешно и безрассудно – по морю, по Белому! морю, на байдарке в непогоду… Вспоминаю один из отчетов: «на море штиль, видимость 5 метров, на дне мидии и звезды»…Эх…А против ветра выгребать тяжело, и нам приходит идея стать «ловцами ветра». Про виндсерфинг слышали? Так вот, чтобы ветер помогал нам плыть в нужном направлении, а не мешал, мы ловим волны. Орешь «волна пошла!» и гребешь изо всех сил, стараясь удержаться на ней подольше. Траектория нашего маршрута, конечно, получалась зигзагообразная, зато скорость увеличилась, и настроение улучшилось. Волны огроменные, около метра в высоту.
Прятки

Далеко в открытое море мы не уходили, мы шли к своей цели, прячась за острова. Наконец преодолев самый тяжелый морской участок, мы пошли проливами между островами, которые открыли во время отлива. Над головой летали беспечные чайки, на воде мама-утка тренировала утят ныряльному делу, а мы плыли и плыли. Наконец мы подошли к губе Домашней и увидели домики деревни Поньгомы, а еще чуть позже вышки и трубы деревни Куземы.
Цель близка!

С 18:00 на тридцать минут остановились перекусить. Из байдарок вылезать на холодный ветер нам, промокшим насквозь, не хотелось, поэтому перекус был на воде.
Видя цель - признаки цивилизации (вышку в Куземах), морально грести стало полегче, но не физически – здесь волны тоже были, хоть и поменьше.
В 21:00 мы остановились у ручья в лесу. Был пик отлива, и мы не совсем понимали куда плыть дальше. Оперативно с нуля в лесу был разведен пионерский костер. Сушились, обедали и ждали прилива.
Антистапель

В 23:20, пройдя еще n километров по ручью, мы совершили антистапель под ж/д и автомобильным мостом около станции Кузема. Для антистапеля есть большая поляна рядом с дорогой, на которой можно ровным слоем раскидать вещи.
Эпилог

Маршрут по Воньге был пройден с опережением графика на два дня, хотя быстрое прохождение и не было целью. От станции Энгозеро до станции Куземы мы прошли за 8 дней ( включая вынужденную дневку на Белом море )
ДеньЧасовНитка маршрута
1 день10станция Энгозеро (стапель) – Энгозеро: О.Олений (дневная стоянка) – остров на западе Энгозера (стоянка)
2 день6:20Энгозеро – Пайозеро – Чогозеро(=Нотоозеро) – Пильдозеро – остров на юго-востоке Пильдозера до порогов (стоянка)
3 день6:15Пильдоозеро – Синдамозеро – волок – Мурамозеро – пор.Сюрприз (=Кошка) – порог Гагаринский (=Крючок) – («Комариная» стоянка сразу после порога)
4 день5:45Озеро Гагаринское – пор.Кривой – озеро Столбовое – пор.Горбатый – Чекозеро – пор.Сухой – мыс на озере Медвежьем (стоянка с баней)
5 день4Озеро Медвежье – озеро Собачье – пор.Собачий – Умангозеро – озеро Половинное – пор.Вяккер – («Муравьиная» стоянка после порога на левом берегу)
6 день3Пор.Ассу – пор.Морской – Белое море – остров-полуостров Медведок («Идеальная» стоянка)
7 день0Вынужденная дневка из-за непогоды
8 день5о. Медведок - Белое море – река Березовка - мост дороги возле Кузем (антистапель)
------------
9 день--ж/д станция Кузема – (поезд) - ж/д станция Кемь – (автобус) – причал Рабочеостровск - (катер «Василий Косяков») – Соловецкие острова
10 день--По Соловецким островам (на лодке, на велосипеде, пешком)
11 день--Соловецкие острова – причал Рабочеостровск - Кемь (вокзал)
12 день--поезд в Москву