Поездка в удивительную страну, где на перевалах снег и туманы, в горах над обрывами стоят древние крепости и монастыри, озеро Севан плещет волной, чудесный городок Дилижан дарит незабываемые прогулки по окрестным тропам, а Вернисаж в Ереване - это музей народного творчества под открытым небом!
Ереван - Гарни - Гегард - Эйчмиадзин - Сардарапат - Ошакан - Ашторак - Ованаванк - Сагмосаванк - Хор Вирап - Арени - Нораванк - Ехегнадзор - Танаат - Сисиан - Зорац-Карер - Агиту - Вагатин - Алидзор - Горис - Хндзореск - Татев - Джермук - Вайк - Ехегнадзор - Селимский перевал - Норатуз - Айраванк - отель Лаваш - Севанаванк - Дилижан - Агарцин - Ахтала - Одзун - Ардви - Степанаван - Ванадзор - Дилижан - Гошаванк - оз.Парз - Дилижан - д.Енокен, каньон Ластивер - Дилижан - Ереван

Ереван и окрестности.

30 марта.
Прилетели в Ереван по графику. Таможню прошли быстро. Сразу в аэропорту поменяли немного денег по хорошему курсу, без комиссии. Я боялась, что дадут большую пачку, но нет, самая большая купюра 20000 драм, монетки по 500 и 200 драм. У выхода сразу сели на маршрутку-экспресс, 300др. с человека, быстро доехали до пл.Республики. Оттуда до нашего забронированного хостела Shat Lav всего 2км по навигатору. Заселились в небольшую комнату с душем и туалетом, внизу есть кухня с плитой. Общий недостаток всех хостелов в Армении - сломанная сантехника. Бачок отказывался смывать, чтобы он наполнялся, надо было слегка наклонить унитаз. Когда мы это наконец поняли, перестали вызывать дежурного с ресепшена, который приходил, проверял и говорил, что все работает. Обычно в хостелах нет маленьких кастрюлек для каши, возим котелок. Бесплатного чая на кухне тоже не было, купили свой.
Мы заселились и пошли гулять. По прогнозу на 2 недели обещали дожди, мы взяли с собой плащи, зонты и калоши, Тим поехал вообще в пуховике. В первый вечер и правда немного моросило. Мы вышли к пл.Республики, полюбовались на чудесный светомузыкальный фонтан, там собралось пол-города, музыка в интересной современной оранжировке, не хочется уходить.
Фонтан на пл.Республики
Дальше почему-то фонари не горели, их включили часов в 10-11. Мы дошли до пл.Азнавура, рассмотрели неработающий пока фонтан со знаками зодиака, больше из-за темноты ничего не увидели, и вернулись в хостел.
По дороге встретился фуд-корт в полуподвале, зашли туда поесть, не очень понравилось. Плов холодный, крошка-картошка слишком сухая. Мороженое вкусное. Сегодня мы встали рано, в 4.30, электричка до Москвы, 3 часа ожидания в аэропорту,
перелет, сил уже не было, я весь день дремала.
Вечером мы созвонились с Игорем Асряном, его все рекомендовали как отличного гида-водителя, и я договорилась, что 4 дня мы будем с ним ездить по Армении. А на завтра мы решили съездить на экскурсию в окрестности Еревана.

Фото в лучшем качестве можно посмотреть здесь.
31 марта.
Игорь подъехал за нами в 9.30, мы уже позавтракали, завтрак включен в стоимость, нам приготовили рис, 2 нагетса и салатик.
По пути в Гарни, не доезжая села Вохчаберд, мы заехали к арке Чаренца, построенной в честь великого армянского поэта, воспевшего свою страну и легендарную гору Арарат, Егиша Абгаровича Чаренца. Там все в тумане, снег лежит, хорошо еще, что дождя нет. Под аркой стояла бабушка с куклами своего изготовления. В хорошую погоду отсюда наверно видно Арарат.

Потом мы поехали в Гарни, храм в греческом стиле, посвящённый богу солнца Митре, один из уцелевших на территории Армении памятников эпохи эллинизма второй половины 1 века, свидетель многовековой культуры страны. Митра (Михр) - олицетворение Освещающих Лучей Солнца, был одним из верховных богов Армении.  Упоминание о нем в договоре на тысячу лет опережает упоминания бога Митры в иранских надписях и индийских Ведах. Храм был разрушен во время землетрясения в 1679г, куски разбросало по всему ущелью реки. Восстановлен советскими архитекторами.

Конструкция храма создана на основе сакральной геометрии, число колонн, их расположение, высокие ступени - все имеет свое обоснование. Вид храма величественный и космический. Вход платный, 1500др.

Древний вишапакар, камень драконов, связанный с поклонением культу воды. Устанавливались возле родников, каналов, озер. Видимо, этот камень был принесен из ущелья во время восстановления храма. Эти камни можно считать прародителями хачкаров, их форма имеет фаллическое значение, что определяет их как символ плодородия.
Потом мы немного съехали на машине по дороге слева и пошли пешком к Каменной симфонии. Это настоящее чудо! Каменные столбы как застывший ливень, изогнуты в разные стороны. Внизу бежит бурная река.

Мы прошли вниз по ущелью около 2км, пока не стал виден храм Гарни на горе. Бегом вернулись к машине. На выезде зашли в нашу первую армянскую церковь Гарни Аствацацин, внутри все просто и сурово. У входа стоят резные каменные кресты-хачкары.

Потом наш путь лежал в Гегард, храм копья. На дороге туман, там тоже крыш было не видно, все скрыто туманом, лежит снег.
Внутри храма темно, хорошо, что у меня был с собой фонарик, чтобы рассмотреть барельефы и резьбу на стенах, красивые мощные колонны. Мы зашли в помещение, где набрали воды из источника в стене, по вкусу - талая.
Перешли мостик, там на деревьях привязаны ритуальные тряпочки и много маленьких туров из камешков, я сложила и свой.
Если подняться по лесенке слева от входа, можно увидеть пещеры отшельников, на одной стене был интересный рисунок, но наверное новодел. Открыты только 2 первые пещеры, дальше проход закрыт, наверное из-за снега.
Около Гегарда внизу небольшой рынок, здесь продают самую вкусную гату - большую сдобную лепешку, чурчхелу, дошаб - тутовый сироп. Все предлагают попробовать. Конечно, мы накупили всего понемногу, а гату тут же в монастыре и заценили, запив чаем из термоса.
Потом позвонили в дом деда Левона. Он прокопал пещеру под своим домом на 21м вниз, 150м коридоров. Теперь родственники обеспечены на всю жизнь, пускают туда туристов за деньги, 1500др. Вся экскурсия по пустым гладким коридорам - 5 мин с девушкой-проводником, она рассказывала по-армянски, гид нам переводил, фотать там нечего.

Приехали в Ереван около 17ч, конечно, без машины так много мы бы не увидели. В хостеле выпили чаю с гатой, мы еще долго будем ее доедать, и пошли искать тоннель в Разданское ущелье. Поспрашивали редких прохожих, но уже темнело, и отправились к Каскаду. Прошли по бульвару с мохнатыми слонами и лошадками,
мимо оперного театра и памятника Арно Бабаджаняну (как много знаменитых талантливых армян!)
полюбовались на скульптуры Ботеро,
поднялись на Каскад без эскалатора, посмотреть на город с высоты.
Вид с Каскада
Последние пролеты не достроены, там только котлован и фундамент. С распадом Союза стройку закрыли. Несмотря на плохую погоду здесь много туристов. На обратном пути мы искали, где бы поесть, но здесь все пафосно, одно блюдо по 2000др, (1000др=2$). Нашли фуд-корт Фуршет рядом с пл.Республики, на Амиряна, 8. Здесь большой выбор салатов, горячих блюд, быстро и недорого, 3500 на двоих с кофе. Если кофе не брать, можно поесть и на 2000. Ночью в 3ч под нашим окном армянские мужчины устроили шумную тусовку, а рама окна не закрывалась. Я уже хотела выйти и поругаться, но они хлопнули дверками машин и уехали.
1 апреля.
Утром дождя нет, пасмурно. Пошли к Голубой мечети. Было уже больше 12ч, поэтому зашли в кафе "Старый Зангезур". Очень колоритно, тихо, играет музыка, национальная кухня, недорого. Вкусно и сытно поели на 4800. (10% чаевых).
Дошли до мечети, там нас встретил служитель, провел экскурсию, смотреть внутри особенно нечего, голые белые стены. Во дворе мечети увидели первые в Армении цветущие деревья.
Потом сходили в музей Сергея Параджанова, полюбовались на мастерски выполненные коллажи с использованием всяких разных предметов, например, слон из старого чемодана, интересные куклы. Очень талантливый был режиссер и художник. Не хватало пояснений у экспонатов, что он имел ввиду, иногда понять сложно.
На обратном пути я хотела сходить в художественную галерею Далан, но по пути зашли на выставку художника Валмира, на тему "Венеция". Очень атмосферные работы. Еще раз поднялись на Каскад, выглянуло солнышко, мы поднимались внутри по эскалаторам, там тоже есть что посмотреть, еще и выставки бесплатные работают, но только в пт-сб-вскр.
Мы поднялись еще выше, к стелле, посвященной геноциду армян и памятнику жертвам сталинских репрессий. На обратном пути зашли в маленькую Церковь Святой Богоматери Катогике (Сурб Зоравор Аствацацин). Она была построена в конце XVII века и является одним из древнейших сохранившихся храмов в Ереване.
Ужинали опять в Фуршете, дома на кухне возиться не хотелось. Потом долго стояли около фонтана, слушали музыку, вернулись в хостел около 21ч. Познакомились в хостеле с туристом-канадцем с армянскими корнями, он хочет получить армянский паспорт, чтобы приехать в Россию. Интересный разговорчивый дедушка, любитель живописи и оперы.

Вагаршапат. Аштарак. Ошакан.

Фото в лучшем качестве можно посмотреть здесь.
2 апреля.
Утром в хостеле экономные хозяева на завтрак дали в дополнение к свежей картошке вчерашнюю лапшу. Все, надоело, завтра свою гречку сварю с молоком, как мы привыкли. Наш гид-водитель Игорь приехал точно к 9.30 и мы поехали в Вагаршапат, где находится Святой Эйчмиадзин, армянский аналог Ватикана. Игорь посоветовал нам пропустить Звартноц, Храм бдящих ангелов. После землетрясения был восстановлен только первый ярус, вход туда платный, а программа на сегодня у нас большая, можем не успеть.
Сначала вышли у церкви св.Рипсиме, которая привела в Армению св.Нину. Почти все церкви в Вагаршапате посвящены женщинам. В Армении вообще существовал культ женщины до принятия христианства. И город Вагаршапат был центром почитания богини плодородия Анаит.
 Потом мы переехали к главному собору, там огромная территория, но главный собор был на реконструкции. Мы зашли только в красивый собор св.Ангелов. Замечательные мастера армяне, на территории Эйчмиадзина много кружевных каменных хачкаров.
У бывшей резиденции католикоса на ступенях стоит памятник Месропу Маштоцу,
придумавшему армянский алфавит. Его имя знают все школьники и рисуют его именно в такой позе.
Я сбегала пофотать красивое резное дерево за оградой, которое приметила по дороге.
Потом мы заехали в церковь св.Гаяне, там и ее усыпальница, и тихое старое кладбище.
Дальше мы помчались на запад в Сардарапат, куда туристы забредают редко, тяжело добраться.
Это мемориальный комплекс, посвященный героической Сардарапатской битве 1918г с турецкими оккупантами, построенный на народные средства. Сражение завершилось полной победой армян над превосходящими силами турецких войск. Весь народ поднялся на отчаянную борьбу против ненавистного врага. И 28 мая 1918 года была провозглашена Республика Армения.
Широкая лестница ведёт к крылатым быкам из красного туфа, они стражи Победы, призванные защищать свою Армению и предупреждать проникновение злых сил. К Стене Победы ведёт Аллея Орлов-героев. Орлы символизируют государственность, силу и мощь. Они олицетворяют души храбрых сынов армянского народа, павших в Сардарапатской битве: "Мы есть, мы среди вас, мы с вами!"
Здесь совершенно пусто, наверное много посетителей бывает в годовщину битвы. Мы прошли по аллее, почти увидели Арарат за облаками и еще какие-то горы впереди. В музей не пошли.
На склоне женщины собирали какие-то травки, я подобрала несколько камешков и ракушек на память. Перекусили традиционно чаем из термоса с гатой.
Дальше поехали в Ошакан, где похоронен монах и ученый Месроп Маштоц, в 405г создавший армянский алфавит из 36 букв, к которым до нашего времени добавилось всего 3.
Там на площадке выставлены красивые хачкары в виде всех букв, Игорь показал мне мою букву "И", а Артему - "А".

Потом мы проехали в Аштарак. Происхождение названия связывают с именем аккадской богини любви и плодородия Иштар, которое на финикийском языке звучало как Аштар. Здесь мы заехали к маленькой красной церкви Кармравор. Она построена в 7-м веке и является единственной в Армении, сохранившей оригинальную красную кладку купола. Черепица накрепко вдавлена в известковый раствор и прибита гвоздями.
У церкви есть две «сестры» - Циранавор и Спитакавор. Они находятся неподалеку, но сильно разрушены. Пошел дождь, мы зашли внутрь, полюбовались высоким куполом, потом походили вокруг.
Дальше дорога, хорошо знакомая Игорю, привела нас в монастырь Ованаванк в селе Оганаван, на краю сурового Касахского ущелья. Церковь была закрыта, внутрь мы не попали. Зато увидели красивое грозное ущелье глубиной 70м. Церковь буквально висит над пропастью.

Потом мы поднялись в монастырь Сагмосаванк, на высоте 1600м, здесь еще лежал снег. Здесь раньше хранились рукописные манускрипты. Игорь сказал, что в этот монастырь приезжают венчаться. Мы зашли в пустой храм, походили вдоль ступенчатого ущелья. На противоположном берегу возвышается гора Аралер (2577 м), потухший вулкан.

Артем мечтал подняться на г.Арагац, хотя бы до крепости Амберд, но погода нам не позволила, дорога была завалена снегом, не проехать. Мы поднялись только до высоты 1800м.

На обратном пути проехали памятник буквам в поле, около села Арташаван, на восточном склоне горы Арагац. Армянский архитектор Торосян создал эту уникальную композицию в 2005 году в честь 1600-летия армянской письменности. Там такая грязь, что мы пожалели пачкать в машине и не полезли, сфотали с дороги.
Вернулись в Ереван в 17ч, очень замерзли, пуховик Артему совсем не помешал. Выпили чайку и сходили поужинать в таверну на ул.Тиграна Меца. Как обычно, взяли только суп, я фасолевый, Артем - куриный, порции большие и сытные, а суп в хостеле варить тяжело. Сдачи с 20000 у них не оказалось, пришлось Тиму идти менять деньги в большой магазин City. А еще чаевые берут за такое обслуживание.