Красноярский край / Водный туризм | Спортивный туризм
 

Полтысячи километров по Подкаменной Тунгуске

11 - 27 августа 2011 г.

Полтысячи километров по Подкаменной Тунгуске

Идет загрузка карты ...
Очередная экспедиция в прекрасные места нашей страны. В 2011 году это Подкаменная Тунгуска. Описание путешествия и ссылки на видеодневник сплава по маршруту поселок Байкит - поселок Бор (Енисей). Протяженность 550 км.
До вылета 
Предисловие.

Ещё и года не прошло после нашего эпического путешествия на остров Онекотан, как мы уже вернулись из очередного приключения: 1 сентября прошлого года мы вылетали в Петропавловск-Камчатский, а уже 27 августа этого года последняя партия экспедиционеров приземлилась в Шереметьево рейсом из Красноярска. Вот такой выдался год. Но, чтобы не складывалось у читателя впечатления, что нас год не было дома, расскажу всё по порядку.. (Сделаю тут маленькую ремарку, касающуюся вот эти двух точек чуть выше: «..» - это не опечатка автора и не ошибка от неграмотности (где-где, но не тут), а сознательное использование этого символа. Говорю об этом только потому, что на паре ресурсов мой отчет по Онекотану размещали, тщательно исправляя «..» на многоточие в каждом встречающемся месте. На мой взгляд, точка в конце предложения – это слишком безапелляционно и использую этот знак как можно реже, а классическое многоточие «…» - это что-то слишком  длинное, неопределенное, подразумевающее бесконечное множество суждений, после которого хочется пойти выпить чаю и не факт, что захочется вернуться к этой мысли, фразе или чему-то ещё. Значок «..» мне кажется совершенно соответствующим моему восприятию суждений, жизни – он позволяет сделать небольшую паузу, подумать, почувствовать, сделать какой-то свой вывод и.. тут же можно продолжить делать то, что ты делал или что-то изменить, в том числе самому добавить или убрать ещё одну точку и больше не возвращаться к написанному или сделанному..)

Даже ещё до отлета на «Остров мечты» мы озадачились выбором новой цели для очередного путешествия: «Как же так?! Уже пять лет назад мы хотели побывать на Онекотане, а сейчас совершенно не знаем, куда отправимся в следующем!!!» Не знаю как остальные коллеги - экспедиционеры, а меня это очень озадачивало. Несколько мыслей-вариантов крутилось в голове, в том числе и Подкаменная Тунгуска, но ничего определенного не вырисовывалось. Хотя, сразу после очного обсуждения ещё только раскладки на онекотанскую экспедицию в одном из пивных заведений столицы, я посмел засеять семена мысли о Подкаменной в разрыхленное онекотанскими ожиданиями сознание будущих покорителей края Земли.

Одно название «Тунгуска» уже вызывает множество ассоциаций: Сибирь, тайга, реки, комары и мошка, медведи, таймени ну, и самое главное – Тунгусский «метеорит» или правильнее сказать – Тунгусское чудо.

Ну что ж, посеял и ладно.. Отправляемся на Онекотан..

По возвращении с Дальнего Востока проблема выбора моментально чуть не зашла в тупик. Я, помнится, даже в отчете написал следующее: «… в голове постоянно крутился вопрос: куда же дальше?! Дальше вроде уже и некуда двигаться по нашей стране! По сложности, продолжительности, технической и информационной подготовке – это пока предел наших мечтаний и возможностей.. Подкаменная Тунгуска, заполярный Урал, Хакасия, море Лаптевых, Якутия, Новая Земля?! – какими все эти красивейшие места кажутся нам близкими теперь!». Однако, взяв себя в руки, начали со скрипом прорабатывать варианты, коих во время предварительного мозгового штурма набралось целых 14 – по 3-4 на брата для более подробной проработки. Даже впервые в списке мест для путешествия мы повторились – добавили место, где уже побывали, а может быть, просто навсегда внесли «почетного члена» списка - остров Онекотан. Очень уж он нас зацепил.. Но выбирать его не стали :-)

После длительных уговоров, увещеваний, обещаний, намеков и даже эмоциональных заявлений об отмене участия в «Экспедиции-2011», к ЯНВАРЮ!! мы более-менее проработали целых 7 вариантов, из которых методом предварительного голосования и далее взвешенных коэффициентов по «шорт-листу» из трех, к марту мы добрались – таки до окончательного выбора: Подкаменная Тунгуска!

Что же у нас было на тот момент?!

Всё та же банда коллег - экспедиционеров, очередная мечта и основные материалы по району путешествия. А также известная и не теряющая актуальность книга «В чертогах Подкаменной Тунгуски», написанная М.А. Заплатиным ещё в 1968 году, в дополнение к которой несколько достаточно подробных отчетов в сети (ссылки приведены в конце повествования). Конечно же, огромное количество материалов по Тунгусскому чуду – версии, описания экспедиций и походов. Всё это было сначала просто прочитано, а потом нужное было основательно проштудировано.

Итак, если коротко, то Подкаменная  Тунгуска – река, протекающая в Красноярском крае (в частности в Эвенкии, которая также теперь является составной частью края), правый приток Енисея. В верхнем течении именуется Катангой и только после впадения недалеко от посёлка Ванавара правого притока Тэтэрэ, начинает гордо именоваться Подкаменной Тунгуской. В различной литературе также приходилось встречать название этой реки как Средняя Тунгуска (Нижняя есть, Средняя тоже получается была, значит где-то есть/была Верхняя?! По некоторым данным, Верхней Тунгуской до 17 века называли Ангару! Но только в её нижнем течении. И надо сказать, что в месте слияния нынешней Ангары и Енисея, первая выглядит гораздо более полноводной, хотя на картах изображается иначе. Таким образом, добавив немного фантазии, получается, что Енисей мог сейчас быть притоком Верхней Тунгуски, впадающей в Карское море Северного-Ледовитого океана! Но на истину не претендую…). Примерная общая протяженность Катанги + Подкаменной Тунгуски от истока до устья около 1700 км. На реке есть 2 крупных посёлка: Ванавара и Байкит, делящих реку примерно на 3 равные части по 550-600 км. и посёлок Подкаменная Тунгуска в самом устье. В упомянутых посёлках есть авиасообщение с Красноярском, а раньше было и между собой (говорят, что на вертолетах можно и сейчас летать из посёлка в посёлок, однако, в отличии от советских времен, когда билет для местных авиарейсов стоил также как билет на междугородний автобус где-нибудь в средней полосе России, сейчас занятие это, мягко говоря, не дешевое). Наиболее известен посёлок Ванавара – во многом благодаря Тунгусским событиям 1908 года, когда примерно в 80 км от посёлка произошла самая известная катастрофа последнего времени. По некоторым данным, набралось уже более 1000 различных версий тех событий: от всем известных до таких экзотичных как критическое скопление комаров и мошки и их взрыва от искры или грозы, а также резонанса от игры на огромных бубнах всех шаманов Подкаменной Тунгуски. Для подробно изучения отсылаю читателей к научным и не очень материалам, коих можно в современном мире раздобыть, не выходя из дома, огромное количество.

Конечно, хотелось бы пройти как можно большую часть реки, конечно, хотелось бы побывать в эпицентре катастрофы, на водопаде Чургим, на заимке Кулика, конечно, хотелось бы много чего увидеть и, не особенно торопясь, насладиться окружающими красотами.. Но.. Ограничения..  Они как всегда, почти сильнее нас.. «Почти», потому что мы называем наше соответствие им – компромиссом.. Компромиссом с родственниками, с работой, с материальными возможностями и много ещё с чем.. А, как известно, если ты сам добровольно принимаешь на себя рамки, накладываемые окружающим социумом, то ты не перестаешь быть свободным человеком, просто живешь в режиме «свободы самоограничения».. Так вот – ограничения наши выглядели так: не более двух недель отсутствия на работе и дома, финансовый предел, физический предел и т.д. Двое из нашей банды вообще не имели на том момент  практики не то что длительных, но и вообще никаких водных походов..

Вот основываясь на этих основных начальных данных нам и предстояло весной определить порядок дальнейших действий, средства заброски, материальное обеспечение, ну и проработать маршрут: его сроки, продолжительность, разбивку по дням и много чего ещё..

Таким образом, мы решили ограничить наше посещение Подкаменной Тунгуски одним участком реки в 500-600 км. Большего осилить за две недели не получится.. Предстояло решить только будет ли это Ванавара – Эпицентр катастрофы – Байкит или Байкит – посёлок Бор на Енисее. Долго размышляли и пришли к выводу, что эпицентром мы вынуждены пожертвовать в угоду посещения самых красивых (по мнению многих) мест на Подкаменной Тунгуске – участок от Байкита до посёлка Полигус протяженностью 125 км., а также более красивым аккордом в конце путешествия в виде достижения устья реки и форсирования Батюшки Енисея.



Подготовительный выход

Дружная команда плота - Волга Дружная команда плота - Волга
А вот и мы на подходе - пробный выход - Волга А вот и мы на подходе - пробный выход - Волга
Проба весла прошла успешно! - Волга Проба весла прошла успешно! - Волга

Для начала мы поняли, что нам обязательно нужен пробный выход на воду. А для этого надо определиться, на чем мы пойдем в августе и куда мы пойдем на пробник в июне.

Путем неспешного и необязательного для исполнения (это, к сожалению, стало для нас в этом году обычным явлением) выбора, мы решили идти на катамаране, а в качестве тестового маршрута выбрали красивейшую речку Тверской губернии – Держу. Решение наше было обусловлено не только тем, что она действительно хороша, и мы много о ней слышали, но и тем, что в те дни, на которые мы наметили пробное плюханье вёслами, по Волге должен был пройти и пробный сплав плота, построенного незадолго до этого дня. Договорились встретиться двумя независимыми командами и группой сухопутной поддержи несколько ниже по течению Волги от места впадения Держи и отметить этот водно-байдарочный уик-энд кто рюмочкой чая, а кто и  фужером кофе.

Отправил коллегам на правку раскладку нашего пробного пешего выхода примерно в те же края перед нашей Байкальской экспедицией 2009 года, который был рассчитан на гораздо большее количество дней и людей. В результате, как вы уже наверно понимаете, при отсутствии даже одного единственного комментария (исключительно из-за недостатка времени, естественно.. не от пофигизма же?!), весь список в результате был просто закуплен накануне выезда Юрой в объеме, превышающим потребности примерно в три раза.. От голода точно умереть нам было бы невозможно...

Также накануне взяли в прокате катамаран одной из двух самых распространенных конструкций, но не той, которая нам показалась более подходящей и прочной – её нам в прокат найти не удалось.. Посему было решено, что попробуем противоположную – если устроит, то на ней и остановимся, а если не устроит, то купим кат другой системы.. А поскольку опробовать новую нам уже вряд ли удастся, то пойдем с этим «кАтом в мешке»..

Слишком подробно описывать пробник, наверно, не стОит, опишу только то, что может пригодиться другим.. Мы с Лёхой выехали накануне вечером, чтобы посмотреть судоходность реки на середину июня – очень у нас были большие сомнения по этому поводу, и если она непроходима, то ехать по трассе дальше, искать место для стоянки и последующего сплава по Волге от Зубцова..

Мост через Держу находится примерно на 184 км. Новорижской трассы, чуть дальше Погорелого Городища, там мы и предполагали начать сплав - от этого места до устья около 30 км.

Обследовав в начинающихся сумерках реку, мы признали её состояние как «на пределе судоходности» и обнаружили несколько площадок, где можно собрать кат, бензозаправку прямо рядом с мостом, где можно оставить наши авто, а также полчища комаров и прекрасную атмосферу для разговора под пару бутылочек свежего наивкуснейшего Ржевского пива, которое можно купить, свернув к ближайшим магазинам в Погорелом с трассы налево..

Утром мы уже все вместе, не торопясь, собрали кат, помозговали над конструкцией сидушки для катамарана – извечная проблема в дальних странствиях, занялись её последующим изготовлением из привезенных материалов, фотографировались, шутили и смотрели на небо в ожидании скорого ливня...

Наконец-то вышли.. примерно к 12 часам пополудни.. перед самым дождем.. Глубина на пределе осадки ката под нами.. Эх.. Давненько мы не клеились.. Полтора километра мы отгребли быстро и на первом же начавшемся перекатике.. да, практически  метровая дыра.. и в этот же момент атмосфера над нами разрыдалась (хотя, правильнее на её месте было бы рассмеяться во весь рот)..

Ну, «нет худа без добра», мы научились на сколько надо накачивать баллоны, как можно легко прорваться, как не расстраиваться этим поводом, как клеиться под дождем, захваченными из ремнабора легендарного океаноплавающего Налима, остатками растворителя и малюсеньким тюбиком клея, выдавливая его последние капли зубами,  и сколько их (не зубов, конечно) надо будет взять с собой на Подкаменную Тунгуску, сколько надо сушиться после проклейки, как пережидать дождь, как быстро разгружаться и загружаться и так далее..

В последующем мы шли уже без особенных приключений, хотя зачастую именно шли, протаскивая кат по мелководью при полной загрузке.. Эх.. Нам бы сюда в мае!! Кстати, на следующий год можно будет осуществить..

Ближе к Волге берега становятся более засиженными, в отличие от начальных километров, где мы не встретили ни одного человека, кроме ещё двух надувных байдарок, сплавляющихся неспешно по этой прекрасной реке и ещё одной команды на ночевке.. Чем дальше, тем берега известняка становятся более обрывистыми и реально теряешь ощущение, что ты всего лишь в 150 км. от первопристольной, а не где-нибудь на Урале.. В одном из таких прекрасных мест, примерно через 20 км. мы и устроили ночевку, которую изначально не планировали как обязательную, но и вероятность её события совсем не исключали.. Последние 2-3 км. до устья на следующий день пришлось полностью перейти на пешеходное передвижение по мелководью, однако просторы Волги последних 6-7 км. позволили нам протестировать и средние ходовые качества нашего плавсредства при достаточной глубине и скорости течения в 4 км/ч.

Наградой нам был обед и пара рюмочек, подготовленных плотской командой и группой береговой поддержки.. Вечер дружеского общения, песен и обсуждения с нашим подрастающим поколением впечатлений от их первого выхода на плоту в 14-16 лет! Эх.. у нас таких возможностей не было в их возрасте..

Выводы:

- идти мы можем;

- подобрали оптимальную рассадку команды на кате;

- конструкция сидушки была признанной годной для тиражирования и использования с некоторыми доработками;

- если исходить из последних километров, то 40-45 км. в день мы должны делать без особенных трудностей, а предел был обозначен как 55 км. в день при ежедневной нагрузке (выдать «на гора» можно и сотню, но..);

- конструкция ката была заклеймена как не самая надежная и, следовательно, подлежащая замене на второй вариант, хоть и без его проверки.



Последняя подготовка

Идти в поход без начальника дело непростое и никогда не практиковалось нами, однако Юра озвучил на эту экспедицию тайм-аут, а предложенная им кандидатура в виде меня, взяла самоотвод, основываясь на предыдущем молчаливом нежелании коллег закрывать не слишком сложные, на мой взгляд, наши потребности при подготовке. Ограничился исключительно ролью секретаря и разработчика маршрута, а Юра, как самый опытный сплавщик, остался капитаном нашего плавсредства – без этой должности уж точно на воду не встанет никто!

Таким образом, решили попробовать демократический подход к организации жизни в экспедиции, благо, каждый (хочется в это верить) за несколько лет уже абсолютно четко понимает свою роль, место и степень участия в достижении цели. В общем, эксперимент! Выводы об этом ближе к концу повествования, а пока..

Чуть раньше, примерно в апреле, нами был закуплен комплект билетов на середину августа на маршрут Москва – Красноярск – Байкит и обратно Бор – Красноярск – Москва ровно через две недели от первого колена. Столь ранняя закупка имеет множество положительных моментов, но, как оказалось в завершении экспедиции, и один крупный недостаток.. Опять же об этом в конце..

Один из вариантов, который основывался на нашей некоторой внутренней неуверенности и некотором малодушии, а также, идущим ещё из более ранних планов: желании пройти от Ванавары до самого Бора 1100 км., был вариант, когда мы прорабатывали возможность использования в виде дополнительной движущей силы моторчика, силы на 3-5, исключительно для плёсов.. Думали, как его можно было бы купить, крепить к кату, а главное, забрасывать.. Окончательно нас остановило то, что забросить на самолете его нереально – опасный груз.. Да и даже если получится 1100 км. пролететь с мотором за 2 недели, то какие впечатления останутся?! Реку надо проходить вдумчиво.. даже наши планы в 550 за 12 ходовых дней и то слишком быстро..

Два месяца мы активно занимались логистикой заблаговременной заброски нашего оборудования в Байкит, определив, что будем это делать авиатранспортом по какой-то явно завышенной, но не имеющей авиаконкуренции цене.. И только за две-три недели до вылета, когда наш груз уже двигался в Красноярск, счастливо обнаружилось, что это можно сделать, причем гораздо дешевле, и по воде – на барже из Красноярска (там же можно было забросить и мотор, но к счастью, в момент его героического вычеркивания из наших планов, о барже мы ещё не знали).. Тогда судьба нас свела с прекрасными людьми, жителями Байкита: Светланой и Виктором, которые заверили нас, что могут вместе со своими вещами доставить наш кат и некоторое другое оборудование на барже до Байкита, а также встретить нас и помочь с закупкой продуктов! Для нас это был очень приятный бонус, более того, они делали это совершенно по доброй воле и без каких-либо задних мыслей.

Из московских продуктов мы собрались везти с собой только сублиматы – закупили исходя из следующего расчета: завтраки на все дни (каши и омлеты), супы на перекус через день и второе на ужин на каждый вечер.. исходили только из необходимости экономии утреннего времени и времени на перекус, а также нежелании тратить силы по вечерам кроме как на жарку рыбы и уху, тем более, непонятно было по сколько времени нам придется проводить на воде в день..

Примерно за месяц до вылета мы закупили катамаран, не опробованной нами конструкции.. ужаснулись размерами неразборной части рамы – около 2 метров, а также были несколько напуганы сообщением из аэропорта Красноярска, что такую длину могут не взять к перевозке (бесплатной и даже официально платной, по крайней мере).. За три недели до вылета мы сформировали объем груза для отправки и с помощью дружественной экспедиционной компании и ещё двух прекрасных людей - Юрия из Красноярска и Сергея из Москвы, мы отправили груз в Байкит, загрузив наши вещи на авто, с обещанием, что они будут перегружены на баржу уже без нашего участия. Почти 80 кг. груза уже отправились в экспедицию..

Себе мы оставили немного – всего 92 кг. (максимум того, что можно теперь бесплатно провезти вчетвером на главной авиакомпании страны) личного снаряжения и немного общака, закупка продуктов оставлена на Байкит.

Частично пришлось везти с собой и сидушки для ката – их конструкция дорабатывалась до последних дней путем наклеивания эргономичных мягких подкладок на их спинки.. Они оказались ярко розового цвета – эта деталь имела свое продолжение в дальнейшем..

Для меня наибольшую трудоемкость вызвала задача разбиения маршрута на ходовые дни с поиском потенциально подходящих мест для стоянок и днёвок, причем искал, штудируя карты и отчеты в сети, не только в определенных точках, но и плюс-минус 5-10 км..

Определил для себя следующий принцип: 10 полных ходовых дней по 55 км., две днёвки, прийти надо в Бор к обеду накануне вылета, вторая днёвка как можно ближе к устью – если придется, то ею можно будет и пренебречь..

План вырисовывался такой: первый день сборка и втягивающий маршрут на 5-10 (возможно больше) км., второй день суммарно с первым должен составить 55 км., третий полноценный 55-ти километровый переход. Эта часть маршрута должна ответить на основные вопросы: можем ли мы проходить по 55 км.?! Успеваем ли мы в Бор?! После этого можно/нужно провести днёвку для первоначального отдыха, подгонки и/или переделки снаряжения, да и если всё пойдет отлично, то полазить по скалам на самом красивом участке реки тоже будет очень полезно. Вторая часть маршрута должна стать самой ударной: 5 ходовых дней по 55 км. без перерыва, после которой вторая заслуженная днёвка, желательно с банькой. К этому моменту должно быть пройдено почти 400 км., т.е. останется всего каких-то 150-170 или три ходовых дня – уже будет всё ясно.. Заключительная третья часть это затяжной финиш – широкие плёсы и медленное течение..

Несколько ночей было потрачено на план.. Сделаны расчеты по цифровым картам, распечатаны бумажные версии географических карт, из сетевых отчетов собрана легенда нашего передвижения.. Не буду забегать вперед и сообщать, чему из этого удалось следовать..

Подготовка шла до последнего дня – дня вылета.. Спутниковый телефон Лёхой был получен только утром.. обязательная составляющая всех наших последних (или как многие любят говорить, крайних) экспедиций.. В последний вечер решили, что спасики, все-таки, было бы приобрести недурственно и Юра всего за 3 часа до вылета закупил их, добавив ещё и пару больших гермомешков для упаковки транспортируемых на кате продуктов..

Итак, мы были готовы к вылету! Готовы к тому, что отправляемся на очередную встречу с прекрасными местами нашей необъятной матушки – России, отправляемся в самый её географический центр! (Как заметил Юра, при определенном масштабе просмотра карты Родины в Гугле, наш маршрут проходит точно от буквы «Я» до буквы «Р» в слове «Россия», расположенном, естественно, в самом центре картинки!!)


 



 

Комментарии
Березовые весла 
И вправду, они у нас были, целых полдня. Спешили при постройке катамарана. Да и нужного строительного материала в тот момент не было. На другой день после обеда заменили их на сухую ель, как всегда. Они прослужили нам исправно на Тунгуске, на пешем переходе на Бахту, на самой Бахте. Потом их увезли товарищи с моторных лодок в пос. Подкаменная Тунгуска. У нас самодельный катамаран. Вес его со всеми прибамбасами 10 кг, что позволяет легко его носить на пеших переходах, он укладывается в допустимый вес при перелетах и т.д. Каркас и весла собираем на месте.
Guest25.01.12, 01:12
Змеюсик 
Онакомление с прошлогодним отчетом дало ощутимый пинок моему затягиванию в живую природу. Я наконец-то съездила в Карелию (лучше поздно...), о которой много слышала, иногда думала что было-бы неплохо туда попасть,
но до конца никогда не верила что смогу вот так взять и поехать. Неделя в палатке, на берегу озера - крайне непривычно для меня, но в результате это оказалось даже лучше любых ожиданий! И последующий отдых на море не шел ни в какое сравнение по силе "отрыва" от реальности и по качеству, ни по последующим воспоминаниям.

Сейчас, когда я читаю этот отчет, смотрю фото и видео, у меня гораздо больше понимания того, что там происходило. Хотя теперь я знаю, что на самом деле, ни слова, ни картинки не смогут в полной мере передать всю глубину ощущений. Запах, цвет, звук, все остается глубоко внутри, "консервируется", и чтобы в полной мере это понять, и полностью окунуться в атмосферу, надо там (или хотя-бы в близкой обстановке) побывать. Но благодаря столь подробному отчету можно хотя-бы представить себе как это было интересно и здорово.
Теперь остается перечитывать и пересматривать, тихонько завидовать и гадать куда дальше...

Что-то не отзыв получился, а пост "о себе" ;-))

Спасибо вам большое и продолжайте в том-же духе!
С детства мечтал 
С детства мечтал попасть на Подкаменную и на плато Путарана, но пока не добрался... Бегло просмотрел, ночью или завтра прочту внимательно.
Зря вы на меня рассердились, разозлили меня только комментарии Андрея, начиная с обвинения в желтизне и заканчивая нападками на Верещагу.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Красноярский
еще маршруты
О Маршруте