Конда - Витим - Верхняя Ангара - Байкал

Идет загрузка карты ...
Поход, длиной в 1000 км, по двум знаменитым рекам Забайкалья и славному морю – озеру Байкал. Маршрут очень красивый на всем протяжении. По нашим впечатлениям красота увеличивается с каждым днём путешествия, достигая своей кульминации на Байкале. Достоинство маршрута – его относительная бюджетность (практически от «железки до железки») и слабая населённость. Этот маршрут можно рекомендовать туристам – любителям таёжных путешествий, красивых пейзажей и рыбной ловли.
Предисловие 
Идея пройти реку Витим родилась в 1990 г. после сплава по рекам Калар и Витим. Обычно Витим плавают от Романовки до БАМа. Рассматривая карту, увидели, что есть вариант сплава по реке Конда с последующим выходом в Витим. В сети нашли несколько материалов о таком варианте сплава. После сплава по Витиму решили переехать на Верхнюю Ангару и по ней сплавиться до Байкала.
Вступление

…И Витима холодный вал,
постигал я коварный нрав.
На закате солнца вдыхал
ароматы таёжных трав.
Я туман по утрам курил,
поднимая солнце в зенит.
И Велес мне щедро дарил,
разноцветного льда чароит.
И опять я беру билет,
В изумрудный таёжный рай.
Вот уже сорок с лишним лет.
Я влюблен в этот снежный край…
Шихранов Олег
    

            Расстояние рассчитывалось после измерения на карте-двухкилометровки с k=1,1.

Фотографии по походу в улучшенном качестве:

http://fotki.yandex.ru/users/kit-turist/album/177732/

http://fotki.yandex.ru/users/kit-turist/album/179822/



Участники похода:

Китаева Вера Александровна

Китаев Владимир Валентинович





Река Конда 
23-28 июля. Длина сплава 120 км.
Выбор реки

     Конда - правый приток Витима. Если из Читы ехать по автомобильной дороге на север в сторону Романовки (традиционное начало сплава по Витиму), то примерно на половине этого пути трасса пересекает реку Конда. На картах эта река смотрится весьма солидно. Так на картах Генштаба в районе упомянутого моста ее ширина 19 м, глубина 1,2 м. Через 30-40 км в районе пос. Конда - 32 и 2,1 -соответственно. В среднем течении ширина реки превышает 100 м, а глубина доходит до 2 м. Данные характеристики в сочетании с удобным подъездом повлияли на выбор Конды как начала нашего путешествия, тем более что в Интернете в 2009 году появился отчет Сибирцева В. с прекрасными фотографиями.http://vs1969r.narod.ru/goto46.htm
     В этом отчете Конда характеризовалась как живописная, быстрая и полноводная река с обилием перекатов и шивер. Сибирцев В., рассказывая о своем путешествии по ней, говорит:  "...пороги на Конде на последних 50км - где-то по 800 м длиной через каждые 800 м - со множеством валов по 1,5м высотой с большим, пенным, обратным гребнем - где байду иногда чуть не складывает..."  Шел он ее от моста через реку (200 км) 5 суток.Еще на сайте "vpoXod.ru": http://www.vpoxod.ru/route/zabaykalje/splav_po_reke_vitim/about предлагался коммерческий сплав по Витиму с началом по Конде, причем на всю Конду (130 км) по плану у них отводилось 3 дня!!! Здесь читаем: "...Конда не самая большая река на нашем маршруте, особых препятствий кроме перекатов и быстротоков у нее нет, но она идеально подходит для начального обучения гребле и управлению на катамаране..."
     Кроме того, в сети Конда упоминалась как река богатая рыбой.
     Все это вместе повлияло на наш выбор. Теперь, когда мы побывали на Конде, можем сказать, не верьте тому, что нарисовано про нее на карте, и не доверяйтесь слепо всей информации из сети. Все зависит от расхода воды в данной реке (или от уровня воды). Мы пошли в конце июля, и попали в очень низкий уровень. Возможно при очень высоком уровне, соответствующем паводку, река и будет такой, как в отчете у Сибирцева В., но совершенно не такой какой её представили на сайте "vpoXod.ru".
    Но обо всем по порядку.
Подъезд

     До реки Конда мы доехали на такси из города Чита. За проезд 140 км мы заплатили 2500 рублей. Можно было бы добраться и подешевле (на автобусе до пос. Телемба, от которого до пос. Конда еще остается 22 км на попутке). Но в этом направлении единственный рейс в 9-00 по маршруту Чита-Багдарин. Мы не захотели ждать лишние часы. Да и со слов водителя такси билеты на этот рейс на сегодня уже были раскуплены.
     Совет: когда подъезжаете к реке Конда по трассе на Романовку посмотрите на уровень воды в ней под мостом. Если там сразу можно без проблем плыть, то и далее Конда будет проходима. В нашем случае мы увидели, как в глубокой земляной канаве что-то блестело на дне. Переглянувшись, решили рискнуть, только начать плавание чуть подальше, где Конда примет в себя несколько притоков и станет полноводнее.
     Ответвление насыпной дороги из поселка Телемба на пос. Конда (указанному на карте), немного не доезжая последнего, упирается в КПП воинской части. Далее не пускают. КПП перекрывает не только дорогу, но и подход здесь к реке. Поэтому мы вышли, не доезжая до КПП примерно 1-2 км, у лесопилки, которая находится от дороги примерно в полукилометре и хорошо видна от нее. До реки Конда отсюда недалеко, примерно 1-2 км по грунтовой дороге, которая и выводит на берег. Здесь же можно найти необходимый стройматериал для рамы катамарана. В нашем случае мы пользовались сухостойными лиственницами, которые когда-то попали в пожар, поэтому остались стройными и пока не сгнили. Кору сняли. Конда здесь уже выглядела приличной рекой и по ней можно было плыть.
Воинская часть на Конде

     Особо стоит рассказать о воинской части, которая расположена на правом берегу реки, на месте бывшего пос. Конда, а на левом у нее полигон. Получается, что мы заплывем прямо в часть. Нас это смущало. Таксист, который подвозил нас, оказался бывшим военным. Он и проконсультировал, как нам стоит вести себя и что отвечать. Был теплый летний вечер, население военного городка вышло на реку рядом с мостом. Среди людей угадывались офицеры, только в гражданской одежде. Мы заметили неподдельное изумление на их лицах, когда они увидели нас. С берега строго донеслось:
     - Вы находитесь на закрытой военной территории, где проход запрещен без спецпропусков. Причаливайте к берегу! Проверка документов!
     На что мы спокойно ответили:
     - Закрытая территория находится на берегу, а река свободна! Если мы причалим, то как раз и нарушим...
     Минутное замешательство, и потом уже со смехом:
     - А река тоже наша, мы в ней купаемся!
     - Ну, и купайтесь на здоровье!
     Проплыв мост, мы наткнулись на вооруженный патруль. Повторился предыдущий диалог, но солдаты были более агрессивны и требовали, чтобы мы все-таки причалили. Пришлось несколько раз повторить, что закрытая территория не распространяется на реку, и мы ничего не нарушаем, т.к. на берег не выходим.
     Слава Богу, не стрельнули в нас. И мы уплыли, усердно работая веслами, желая только одного, чтобы эта территория осталась как можно дальше за спиной.
Верховья Конды. 23 - 26 июля

     Вначале Конда - спокойная равнинная река, текущая среди болот и степей со множеством стариц. Постепенно после воинской части она втягивается в тайгу.
Вечер на Конде

Окружающие долину Конды сглаженные горы покрыты преимущественно лиственницей с примесью сосны, березы, осины. Лес часто отделен от реки высохшими болотами, лугами, заросшими цветущим разнотравьем. В верховьях реки до деревни Алексеевка на сухих лугах росли эдельвейсы, местами образуя целые поляны. На водопое можно было встретить любопытных косуль, осторожных изюбров. Интересно наблюдать за стаями разнообразных водоплавающих птиц, особенно за ныряющими утками. Если повезет, то можно увидеть, как они быстрыми прыжками передвигаются по дну. В русле иногда встречаются песчаные пляжи, на которых удобно причаливать для отдыха, купания и пр. Но в целом на реке мало мест для стоянок. Пришлось часами искать. Из-за установившейся жары гнуса на реке не было совершенно. Зато нас часто атаковали бабочки, садясь кучами, куда вздумается: на руки, голову, на ложку с супом и т.д. 
  Постепенно начинаются галечные перекаты, пройти которые чисто, не задев за дно, у нас редко получалось - слишком мало было воды. Иногда приходилось через весь перекат проводить катамаран. Только пустой, без нас, он мог плыть. Перекаты разделены плесами, заросшими травой, где течение очень медленное. Иногда только по наклону травы можно было судить, что река все-таки течет. Греби и греби. Чистейшая вода позволяла видеть небольшие стаи полосатых окуньков, стремительно плавающих среди водной растительности.

    
В районе деревни Алексеевка Конда течет в широкой котловине, лес отступает, берега в основном луговые. На карте Алексеевка обозначена, как нежилая, но назвать ее нежилой можно с большой натяжкой. Когда мы проплывали мимо, на обширных пастбищах паслось большое стадо коров, в самой деревне работал генератор, спутниковая тарелка таращилась в небо, и население занималось обычными деревенскими делами. Поодаль, ниже по течению, стоит современный котедж, предполагаем, что это дача командующего, к которой была накатана по берегам вездеходная дорога от воинской части. Дорога сложная, с многочисленными переправами через Конду, доступная только мощным машинам. Наверно, продолжение этой дороги мы встречали и дальше вплоть до последнего зимовья на притоке Жипкош. А на зимовье Никона, по всей видимости, полностью обосновались военные: там их продукты, гильзы от боевого оружия, следы тяжелой техники.
Пороги Конды. 26 - 28 июля

Впереди "Пьяный порог" Впереди "Пьяный порог"
Перекат «Пьяный порог» Перекат «Пьяный порог»
Зимовье Никона Зимовье Никона
Зимовье на р. Жипкош Зимовье на р. Жипкош
     Другая эра прохождения реки началась с переката "Пьяный порог". Мы долго гадали, что означает это название, вариантов расшифровки придумали множество, но то, что мы увидели в натуре, ни под один вариант не подходило. Все русло реки, на сколько хватало взгляда, было забито большими высокими камнями, целый каменный лес.
Прохождение «Пьяного порога»
     И через небольшие проходы между ними сочилась вода. В эти проходы могла поместиться только одна гондола катамарана, но не весь он целиком. Что делать? Обнос? Это сколько времени и сил! Берега, заросшие карликовой березкой, заваленные умершими деревьями, труднопроходимы даже без груза, а тут целый катамаран...
     Погода в это время стояла великолепная, днем сильная жара, вода прогрета, поэтому лишний раз залеть в нее было для нас даже счастьем. Катамаран протащили, поднимая его над камнями, пропихивая в узкие проходы.
     Безмерно устав, мы были рады, что "Пьяный порог" позади. Но мы и не предполагали, что это только начало, что "Пьяный порог" просто начинает длинную серию аналогичных препятствий (называемых нами "Партсобрания") и даже сложнее, которые продолжались до самого устья, до Витима. И еще целых два дня наша "водная жизнь" будет состоять из череды протаскивания судна через бесконечные крупнокаменистые завалы и медленного сплава с попыткой отдохнуть на коротких глубоководных плесах.
Плёс «Партсобрание»
     На этих плесах, особенно если у берега есть трава, была отличная рыбалка. Щук и окуней там не меряно. Они с готовностью бросались на любую блесну. Размер улова зависил от возможности его съесть.

     Длина каменных гряд была разная: от нескольких метров - в этом случае часто находился проход, и мы проплывали, и до километра, где приходилось только тащить, поднимать, проталкивать, рвать в клочья оболочку катамарана.
     Постепенно эти каменные "пороги" и "шиверы" стали усложняться тем, что между камней появились глубочайшие ямы. Нашего роста не хватало, а плыть некуда. Мы повисали на катамаране, держась за раму или ложились на него, и ждали, когда течение прибьет нас к очередному камню. Залазили, запрыгивали на камень, оценивали обстановку, намечали путь, протаскивали катамаран и опять все сначала. И так без конца.

     На последних 8 км падение реки (это видно из карты) составляет 34 м. Горы подходят к реке вплотную, появляются скальные берега. Характер препятствий изменился. Если бы было достаточно воды, то это были бы полноценные пороги с валами, сливами и пр. (как у Сибирцева). А в нашем случае в начале препятствия - все тот же "шкуродер" без крупных камней с легко читаемым мелким проходом, только с большой скоростью течения. Основной перепад находился в конце порогов, заканчивающихся бурными сливами, которые достигали внушительных размеров. На каждый километр реки приходилось от одного до нескольких таких порогов.

     Мы на этом участке "изобрели" следующий способ сплава. Каждый сидел на "жердочке" со своей стороны катамарана, свесив ноги за борт, отпихиваясь от камней и управляя судном таким необычным способом. Когда катамаран не мог плыть из-за слишком малого количества воды, быстро можно было соскочить и провести его.
     Сливы выглядели, как гряда крупных камней без возможности проплыть. Даже в нашу малую воду они ревели. А после гряды - глубочайший плес с практически стоящей водой. Мы протаскивали катамаран через ревущую гряду и в последнее мгновение, удерживая его изо всех сил, потому что грохочущая вода толкала его вперед, прыгали, падали не него, короче, как придется.
     Так и выскочили в Витим, сидя на "жердочках", не веря своему счастью, что все закончилось... Оглянувшись назад на этот каменный хаос, не могли понять: а как тут вообще можно плыть - одни камни, где мы проход среди них нашли?
     Итог:
            1. Реку Конда от воинской части до устья (примерно 120 км) мы прошли за 5 дней (не менее 40 чистых ходовых часов).
            2. Оболочка катамарана полностью разорвана. В последующем три раза ремонтировали ее. Для будущего похода надо шить новую.

Комментарии
Спасибо, нет слов, есть только желание его пройти с друзьями. 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Бурятия
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 3 к.с.
Ссылка: