Глава 3. Домой
День шестнадцатый

Завтра август. Это была первая мысль сегодняшнего дня, посетившая мою голову. Шестерка закончилась, и я жива – это вторая. Как-то вдруг неожиданно закончилась бурная вода, как-то сразу заскучалось по дому. Нам осталось всего три дня. Вернее им, оставшимся дома, ждущим и считающим дни, вспоминающим меня – осталось подождать еще три дня. А потом я приеду и оплачу все счета.
Собираемся, вещи сваливаем в центр катамаранов, выходим в утренний туман. Еще раз оглядываюсь назад – стены Нижнего каньона едва-едва просвечивают из тумана, сохраняя свою неприступность.
Сегодня меня беспощадно преследует чувство дежавю. На обеде я несколько секунд чувствовала себя как будто двойной – с одной стороны сидящей на каменистой косе с кружкой чая в руке, а с другой – прозрачно парящей, все знающей, уже раз пережившей и этот берег, и этот чай, и этих людей.
До Алыгджера доходим быстро, нас незримо подгоняют мечты... О шоколаде, сахаре, яичном порошке и пиве. Да, такие вот незамысловатые желания. Одно за другим нашли все три весла, потерянные в каньоне. Одно, правда, сломанное напополам.
Набег на Алыгджер и его разграбление – отдельная история. Увидеть живых людей после двух недель существования в замкнутом коллективе – это взрыв мозга. А увидеть живых, чистых, красиво одетых женщин – это взрыв мужского мозга.
Алыгджер поражал прежде всего своей реальностью и населенностью. Наверное, бог, сходя с небес к людям, испытывал похожие чувства, что и мы в этот день.
В люди мы пошли в своих «бесовских одеждах», то есть гидрах. Все магазины были закрыты, т.к. не имеют постоянного расписания, но перед нами гостеприимно распахнули двери. Купили два литра молока, ведро картошки яичный порошок, масло, печенье и шоколадки… Триумфально пройдя по поселку, наша бородатая банда, спрятав трофеи в недрах гидр, вернулась в свою водную стихию.
Оставшийся день прошел в монотонной гребле. Встали на ночь в устье правого притока, неожиданно насобирали белых грибов и сварили офигенный супчик. Вечер был усталым, тихим, но мелодичным.
День семнадцатый

Мне нравится август. Он добрый, теплый и пахучий, как стог сена. Он спокойный и вдумчивый, непохожий на яркий горячий июнь и ленивый душный июль. Август мудр, он знает цену лета и понимает прелести осени. Август.
Утро холодное, бодрое. Окрестные сопки, будто нимбами, окружил туман. Говорливый ручей, справа впадающий в Уду, в это утро особенно говорлив.
Все оставшееся молоко и вчерашние сливки Аркаша бухнул в котел с чаем, чем меня несказанно расстроил. Мечты выпить утром кружку молока и слопать кусочек хлебушка со сметанкой пошли в обход дремучим лесом. Андрюха тоже ворчал, так как ненавидит чай с молоком.
Быстро без лишних движений собираемся, встаем на воду. По привычке посмеялись над утренним представлением натягивания мокрых гидр. На часах 9-27 –наш рекорд. Вчера мы прошли всего 35 километров, сильно замешкавшись на обеде и слишком рьяно отдавшись разграблению Алыгджера. Теперь 200 километров нижней Уды тяжелым камнем висят у нас на совести.
От Алыгджера до поселка Порог маршрут – троечка. Потрясающе красивый, несложный, с прохождением знаменитого порога «Миллионный», в котором когда-то по зиме ушел под воду обоз, груженный золотом. Исторический факт, между прочим.
После разведки и успешного прохождения «Миллионного» встали на обед.
Небо было безупречно чистым. Пока дежурные хозяйничали, остальные наслаждались теплом и возможностью походить без гидры. Нагретые камни и песок под ногами. Опасности и подвиги за плечами. Синяя лента реки. Август.
Чуть ниже «Миллионного» памятная скала и барельеф памяти Валерия Грушина. Того самого, в честь которого проводится знаменитый Грушинский фестиваль. А утонул Грушин здесь, на Уде, спасая людей с перевернувшейся лодки. Мы зачалились у барельефа, поднялись, помолчали.
Гребем и гребем... «вражеский» катамаран халтурит – растянули тент как парус и пытаются ловить ветер. Ах, эта вечная мечта водников о попутном ветре, сколько тентов просохачено в погоне за ней.
После обеда погода испортилась. Порывы ветра налетали все чаще и яростнее, довольно быстро над головой собралась мягкая черная туча. Оба катамарана ушли вперед, а мы плетемся сзади, поскольку наш кат сильно пострадал в каньонах и постоянно спускает. Подкачиваем его прямо на ходу. Непогода разыгралась не на шутку, резко похолодало и потемнело, впереди встала сплошная, чуть подрагивающая стена дождя. О том, чтобы переждать его не было и речи, и, спрятав вещи в мешки, мы медленно сближались с грозой.
Гром грохотал так, что закладывало уши. Хлестал дождь, барабаня по каске и спас.жилету. Мы молча и сосредоточенно гребем, сгорбившись, пытаясь не дать воде забраться за шиворот. Река и небо одного свинцово-серого цвета, а скалы, чуть смазанные в струях дождя, кажутся нереальными берегами далекой земли. За все путешествие, мы впервые встретили такую грозу, да еще оказались в самом ее центре. Несмотря на холод, медленно заползающий за шиворот, я полна восторгом этой невиданной мощи, ее красоты и свободы, и хочется петь или читать стихи, или просто кричать в темное грозовое небо о том, что оно самое прекрасное и справедливое, а я – лишь песчинка в его ладонях. Мужики уже, наверно, не удивились бы если б я подобно Аркаше уселась в позу лотоса прямо на катамаране, поэтому мои восторженные улюлюканья не вызвали подозрений в помешательстве. Грозу мы миновали, а вместе с ней – и границу Тофаларии, которая проводив нас как героев этим импровизированным салютом, раскинула идеальную радугу за нашими спинами. От этого мистически странного прощания защемило сердце, и пришло ясное осознание сбывшейся мечты. Не просто мечты, отмеченной галочкой в списке, а исполнившейся до конца, высеченной теперь в памяти и сердце золотыми буквами.
Река невероятно красивая, и пусть нехотя, но я сознаю, что, пожалуй, это самая красивая река из всех, что я видела. Удивительная, такая разная в своих течениях и островах. Иногда захватывает дух от величия и причудливости скал, от эха и птичьего гомона над головой. Восхитительная река, ее чудеса и красоты не только в каньонах, но и в этом спокойном течении, в ленивой мощи потока воды, пробившего себе дорогу среди суровых гор.
Но рыбы мало.
Все уже чутко повернули головы в сторону дома. Вечером все больше молчание, немигающее созерцание костра. Я тоже не могу отделаться от мыслей о домашних – как они там, все ли в порядке…
На ночевку встали на чьем-то покосе (ничего не потоптали), и я ушла снимать удивительно красивый туманный вечер. Нас всех волнует неминуемое возвращение, и уже нет сил противиться ожиданию встреч и поворота ключа в дверном замке. Мы все больше отдаляемся – они к костру и крепкому чаю, я – к вечернему бродяжничеству и съемке заката. Вечером под мелодии мелкого дождя пели лирические песни – о любви и одиночестве, звучали женские имена. Всех их кто-то ждет дома, всех н а с кто-то ждет.
День восемнадцатый

Ильин день, день ВДВ. Ильич с утра в приподнятом настроении, щеголяет в чистой сэкономленной тельняшке. Все поздравляют его и послушно слушают «Расплескалась синева по беретам» на казавшемся странно несуразном и невероятно как сохранившемся телефоне.
Туман густой и низкий, однородно белый. Вышли поздно, в связи с праздничными мероприятиями. На ближайшие два дня нам предстоит почти 170 километров.
Солнце сегодня не капризничало, с шутками, прибаутками и песнями под ласковыми теплыми лучами мы приближались к цивилизованному миру. Ильич вчера потерял свой спиннинг, потому гребем сегодня мы с ним вдвоем – Док и Леха со свистом испытывают рыболовную удачу.
Они уже сильно бородатые, загорелые... И снова приходит ощущение, что я стала мудрее. Что за эти восемнадцать дней я прожила еще одну жизнь, научившую меня житейской мудрости и спокойствию.
День девятнадцатый

Весь день светило солнце, мир улыбался, а мы гребли как проклятые. На обеде сварили уху из ленков. Купались, стирались и чистились.
Все чаще попадаются люди, моторные лодки, но все дают разную информацию об оставшихся до пос. Порог километрах. GPS безбожно врет, показывая 16,5 км. по прямой. Гидры никто не одевал, мы как охотничьи собаки ловили ноздрями запахи – дыма, сенокосов, жилья, и не жалея сил гребли, гребли... Но как бы не спешили, в поселке Порог – точке нашей выброски, зачалились только вечером.
Ступив на землю, я осознала все счастье завершения шестерочного маршрута. Всю боль и сожаление финала. И тем не менее, как самая буйная и невоспитанная, я, подбросив в воздух весло, орала, что мы это сделали. Местные мальчишки сидели на яру над нами и показывали на меня пальцем, а мои родные и близкие мужчины скупо улыбались в свои разноцветные бороды...
Мы сделали это.

День крайний

Рассвет, на красивости падкий,
Встает перед днем трудовым.
Друзья мои в полном порядке
Храпят по каютам своим.
Циклон удалился на сушу,
Оставив пейзаж на столе,
И спиртом промытые души,
И вмятину в правой скуле.

Ю. Визбор

Для водников не существует последних порогов. Последних дней, последних встреч... Есть крайние. Я долго вникала в смысл этого слова, снова и снова открывая его. Наш крайний день закончился в поселке Порог, где ждал все тот же служебный 66-ой. Немного отъехав от населенки, мы встали на ночевку.

Все эти 21 день я мечтала поспать под открытым небом, есть у меня такой пунктик. Заснуть под звездами и проснуться с рассветом. Но все как-то не получалось... А в эту крайнюю ночь, наверно, кем-то свыше было принято решение об исполнении желаний. В эту ночь щедро и бессмысленно падали звезды, чертя над нашим лагерем тонкие мгновенно исчезающие пути. Сидя на берегу Уды мы разговаривали, пили и вспоминали. Мы даже танцевали, поскольку Игорь, проспорив мне еще на пешке танцы, подговорил Андрея, и тот со всем своим талантом играл блюз... Есть невероятное удовольствие в первом и крайнем днях похода, они как вехи отмечают собой совсем недолгую по времени, но такую насыщенную и запомнившуюся жизнь.

Лежа в спальнике под звездами и уже засыпая, я слышала как Доктор взял гитару. Вот и его тронуло, и в ночной тишине свершилась и «Баллада о борьбе», и «Баллада о любви».

Потом я провалилась в сон, а над лагерем кружились песни и падали звезды.

Эпилог

Когда-нибудь, страшно подумать, когда, сбудется день иной.
Тогда мы, дружище, вернемся туда, откуда ушли давно.
Тогда мы пробьемся сквозь полчища туч и через все ветра.
И вот старый дом открывает наш ключ, бывавший в иных мирах.
Ю. Визбор

На перекрестке миров я сложила за спину крылья. Достала из рюкзака ключ, открыла дверь. Меня окружило домашнее тепло, запах маминых блинов, детской присыпки и еще чего-то... родного. Еще мгновенье я стояла на пороге, окруженная какофонией таких знакомых и таких забытых запахов. А потом скинула рюкзак. Он тихо вздохнул, сброшенный на пол. Он много видел расставаний, дорог и вот таких возвращений, которые страшнее чем самый страшный порог, искреннее, чем самое раннее утро. Знаете ли вы, каково это – возвращаться? Каково видеть улыбки и слезы, и ощущать теплые детские ручонки, обнявшие шею? Я думаю – знаете, так что давайте об этом помолчим.

А совсем поздно вечером, отмытая жесткой мочалкой, причесанная и одетая в чистое, я сидела на веранде и пила вино. Медленно, в удовольствие, с каким-то странным сосредоточием. Мне не думалось, не мечталось, лишь за спиной слегка саднило крылья. Они помнили синюю ленту реки, тихие рассветы и душистые горные ветра. Помнили бой, и боль, и риск, и страх. И сладость победы. Они скучали по ней, грезили и были влюблены в нее – в Тофаларию. Сегодня у меня первый вечер дома, время пить вино, и вспоминать, и успокаивать саднящие крылья.