14 июля 2011 г. Четверг. 5-й день
Выезд с ночевки в 10 часов. Погода прекрасная, светит солнце, ветер ослаб, температура приближается к 20 градусам. Резкий контраст со вчерашним днем.
Преодалеваем брод через речку Выкат по какому-то нестандартному месту, про которое вспомнил наш мурманский водитель Андрей. По стандартному пути «Туксон» вряд ли бы перебрался.
Едем к мысу Земляной. Часто останавливаемся, чтобы посмотреть и пофотографировать. Смотрим дот времен ВОВ.
В 12 часов останавливаемся около саамского капища «Два брата». Место просто невероятно красивое. Все разбредаются в разные стороны – еле собрали народ в конце концов. В 1250 переезжаем на мыс: обед, купание, фотографирование морского прибоя. Около берега проторчали очень долго: оторваться от зрелища набегающей морской волны просто невозможно. Очень красивый берег. Светит солнышко. Жизнь прекрасна и удивительна (особенно после вчерашнего дня).
В 1530 выезжаем с обеда. Едем немного назад (снова мимо Двух Братьев), напрямую наверх на наших машинах подняться невозможно.
Дорога по Среднему вся залита – машины больше плывут, чем едут. Здесь дороги и так то не слишком хорошие, а тут еще вчера целый день шел дождь.
Доезжаем до заброшенной дальнобойной батареи. Лазаем - смотрим пушки и все сооружения под ними.
Дальше движемся по западной стороне п-ва Средний. Решаем спуститься и ехать береговой дорогой – она короче. Очень крутой спуск по крупным камням и дальше по довольно крупной гальке вдоль берега.
Казалось все идет замечательно. Однако уже почти в конце дня в 1840 мы подъезжаем к броду через речку. Буханка проезжает и влезает на крутой берег. Наш мурманский водитель Андрей выскакивает из машины и машет Володе, чтобы он остановился. «Туксон» в этом месте с большой вероятностью стукнется при подъеме. Есть второй переезд – прямо рядом с морем, там достаточно полого. Володя разворачивается, переезжает к другому броду, останавливается, чтобы посмотреть брод. Дальше машина ехать отказывается. Как оказалось - сгорело сцепление. Попытка перетащить Туксон Буханкой кончилась тем, что буксировочный трос порвался, когда Володина машина была в речке. Медленно вытаскивать не получалось, т.к. буханка начала буксовать на гальке, а при попытке вытянуть рывком два раза рвался трос. Вывод – в такие места трос надо брать хороший! На наше счастье рядом стояла машина МЧС – ГАЗ-66, который с этой задачей справился безо всяких проблем.
Дальше мы тащим Володин «Туксон» на буксире. Раньше в планах был еще один брод, чтобы подъехать на стоянку под Муста-Тунтури у Малой Волоковой губы, чтобы завтра погулять пешком по хребту Муста-Тунтури. Однако, теперь приходится менять планы.
Ищем стоянку рядом с дорогой. В 20 часов встаем лагерем (немного съехав с дороги) у озера с видом на Муста-Тунтури. Поход на Муста-Тунтури отменяется. Завтра надо оттаскивать Туксон в Мурманск и отдавать в ремонт. Проблема состоит еще в том, что «буханка» не сможет затащить «тушканчика» на перевал через Муста-Тунтури – есть риск сжечь сцепление и на ней. Так что завтра надо вытащить машину на основную дорогу и ждать подходящую машину, которая перетащит «Туксон» через перевал. Вечером Володя сознается, что сцепление попахивало уже давно, т.к. чтобы ехать потише через лужи, он часто ехал по полу выжатом сцеплении. Так что брод тут и не при чем.
Ужинаем, погода начинает портиться. Ставим лагерь, пытаемся выйти погулять в сторону Муста-Тунтури, но начинается дождь, который загоняет нас в палатки. Пожалуй на сегодня хватит.
Дневной пробег всего 53 км, из них 7 км мы тащили Туксон на буксире.
15 июля 2011 года. Пятница. 6-й день.
Выезжаем из лагеря в 1045 на сцепке. Едем, а в основном плывем по дороге по Среднему. В 1120 мы на основной дороге вдоль Муста-Тунтури около Ботовского залива. Андрей(Нестеров) уходит гулять в предгория Муста-Тунтури, а мы остаемся ждать попутную подходящую машину.
1435 – проходящая «СКАНИЯ» берет «Туксон» на прицеп и тащит его на перевал. Мы едем следом (Андрей уже прибежал сверху с кучей всяких военных железок).
1510 – мы на перевале, перецепляем Туксон за «буханкой». Скания уезжает куда-то в другую сторону по своим делам. Потом нас догоняют новосибирские (!) джипы, мы просим их дотянуть «Туксон» до асфальта.
В 1530 мы на трассе. Асфальт! В 16 20 нас догоняет грузовая машина МЧС. Прицепляет «Туксон» к себе и на бешеной скорости скрывается из поля видимости. В 17 часов мы догоняем одиноко стоящий на шоссе «Туксон». МЧСовская машина потеряла наш «Туксон» (опять порвался трос), и даже не заметила потери. В 1735 к нашему удивлению МЧС возвращается (где-то они все же заметили, что потеряли буксируюмую машину) и со словами – еще раз потеряетесь, больше не вернемся - берут Володю на новый буксир.
В 1835 мы в Мурманске. Едем на сцепке в ремонт. На наше счастье мурманский Андрей работает в автосервисе и обещает (если будут запчасти) по возможности быстро починить нам машину, чтобы мы могли продолжить маршрут.
В 1945 мы снова в гостинице «69 параллель». Первая часть нашего путешествия закончена.
Итого всего за три дня по бездорожью мы проехали 186 км, из них 146 – до поломки сцепления, остальное – «Туксон» ехал на буксире. И 180 км по асфальту. Володя говорит, что наибольшего страху он натерпелся, когда ехал на буксире за МЧС по асфальту.
Фильм о этой части поездки можно посмотреть здесь:
http://youtu.be/EKEjdDQhgMs
А дорожное видео, которое было записано с «Туксона» здесь:
http://youtu.be/aaEz52DUtuk
16 июля 2011 г. Суббота. 7-й день
Запчасти нашли, машина стоит в ремонте, а мы с 1330 до 2030 гуляем по Мурманску. Оксана устроила нам великолепную экскурсию по городу с заездом на все смотровые точки и вкусным обедом в кафе в Коле.
Оксане Сметаниной – отдельное огромное спасибо за все! И за организацию нам экспедиции по Рыбачему и Среднему, за очень интересную экскурсию по Мурманску, за ее знание родных мест, и за теплое отношение к нам, свалившимся к ней без предварительных договоренностей и без опыта поездок по серьезному бездорожью. Без нее в этих местах мы ничего бы не увидели. Без всякой рекламы я подтверждаю, что все что написано на сайте турфирмы – полная правда. Оксана действительно идет навстречу пожеланиям туристов, которые приезжают к ней, и, если планировать поездку заранее, а не так как это сделали мы – почти перед самым выездом, то можно придумать все, что захочется.
Хочется пожелать ей, чтобы ее турфирма «Норд Экстрим Тур» процветала и продолжала работать еще много-много лет. Я надеюсь, что мы еще вернемся в Мурманск и съездим с Оксаной в какие-нибудь интересные места, которых на Кольском очень много.
17 июля 2011 г. Воскресенье.8-й день.
Идем самостоятельно на экскурсию на ледокол «Ленин», который стоит на приколе в Мурманском порту. Потом бездумно болтаемся пешком по Мурманску.
«Туксон» пока стоит на ремонте.
Вечером звонит Оксана. Кажется, есть шанс завтра получить починенную машину.