Марокко (продолжение)

Окрестности Окрестности
Команда спасения Команда спасения
Гостевой домик Гостевой домик
Деревня на рассвете Деревня на рассвете
Первый брод Первый брод
Кругосветчик Кругосветчик
НГ НГ
Минные поля Минные поля
Дима и Стас пробили картер и Форд дальше ехать не мог. Нам повезло. Прямо за поворотом начиналась довольно крупная деревня, а буквально рядом с местом катастрофы стоял житель этой деревни, который сказал, что у них есть сварочный аппарат. "Мааахмууд! Саааид!" закричал он через ущелье. Уже через пять минут машину толкали к ближайшему дому.

Вскрытие показало, что трещина в картере сантиметров 15. К тому же он силуминовый. То есть обычной сваркой не заварить... Но в Марокко случаются чудеса.

Пока местные чинили машину, я пошёл осмотреть окрестности.
Горы в этих краях лишены растительности. Но по дну ущелья течёт река, приносящая плодородный ил. Поэтому в долине местное население выращивает себе еду.

Для орошения посевов и доставки воды к домам делают хитрую систему каналов и водостоков.

Солнце уже зашло и начало холодать. Высота в этом месте около 1700м над уровнем моря и зимней ночью температура падает до +5 по ощущениям. Чтобы теплолюбивые европейцы ничего себе не отморозили, местные жители собрали кучу сухой травы и разожгли костёр.

Так же мы сходили на экскурсию в дом молодой семьи. Мама-папа-дочка. Электричества у них нет, готовят на газовой плитке, баллоны к которой периодически привозят в деревню. Вот фото спальни

Машину нам собрали, когда было уже темно. Интересна технология подъема - они не используют домкраты, а просто толпой поднимают машину. Так быстрее. Фото команды спасения на память

На прощание, все уговаривают нас не ехать, так как по этой дороге легковые машины не способны передвигаться. Говорят, дорога вам только назад. Но мы не такие. Поэтому двигаем вперёд

За следующие 3.5 часа нам удаётся пройти всего 12км. Именно пройти. Я их шёл пешком, показывая Серёже дорогу жестами. Иногда приходилось поднимать машины за крылья. Иначе они упирались двигателем в камень. Часто буксуем, не можем заехать на камни. Не помогают даже зимние покрышки НИИШП Ралли. Несколько раз сильно бьем пороги и свесы. Как позднее выяснилось, выжил только один поддомкратник. Ниши под запаску и бензобак вмяло вовнутрь. Трубы глушителя расплющило. В темноте Форд полностью лишился глушителя. Всю оторванную систему привязали на крышу, чтобы в городе поставить на место, и поехали дальше. В одном месте, чуть не свалились в обрыв, край «дороги» начал осыпаться.

Внезапно из темноты навстречу вышли два молодых человека. Они сказали, что дальше дорога такая же ещё километров 30 и два раза надо пересекать реку. Мостов конечно же нет (спасибо Маше за перевод). Предложили переночевать в их деревне. Мы сразу же согласились, так как устали жутко. Приключений на один день было более чем достаточно.
Нас напоили чаем и уложили спать в гостевом домике.

В деревне, живут берберы. Жители занимаются тем, что ткут ковры и продают их на местных рынках туристам.

Надо сказать, что жители марокканской провинции очень сильно отличаются от жителей туристических городов. Особенно отстойно в этом плане выглядит Маракеш. Местное население избалованно туристами, нет ощущения восточного гостеприимства и уюта, нет радости от помощи ближнему. Если конечно не заплатите…
Наша ночёвка в горах с ужином и завтраком стоила нам «сколько не жалко».

Интересно, что стёкла в окнах окрашены в разные цвета. Для чего так?

На завтрак нас накормили омлетом с лепёшками. Ели руками, потому что местные не пользуются столовыми приборами. Отблагодарив хозяев за гостеприимство, двинулись дальше.
Вскоре, подъехали к первой реке. Выглядела она довольно стрёмно (на фото трудно оценить, но глубина выше колена, сильное течение и вязкое дно).

Испытывать решили на прокатном Фиате. Не жалко. Все обошлось. Копейка тоже проехала без проблем. Жаль ни видео, ни фото нет. Очень были заняты процессом. Форд традиционно оставил часть себя в реке

Дальше дорога стала лучше и часам к 12 мы выбрались на асфальт. Радости не было предела!
При выезде на трассу встретили первую ручную заправку.

Из-за задержки в горах мы почти на день отставали от графика, согласно которому нам надо было приехать в Даклу 30 декабря. Поэтому за оставшийся день надо было проехать ещё порядка 400км до Агадира. После заправки Андрей с Машей поехали обратно в Маракеш, а мы продолжили путь на юго-запад.
Дорога стала очень узкой. Для встречного разъезда приходилось притормаживать и съезжать на обочину. На фото видно, как из-за гор ползут облака. Скоро мы доехали до них.

В одном месте пастух махал руками. Остановились, дали бутылку воды. Поговорить не удалось, так как французским мы не владеем.
Километров за 300 до Агадира послышался страшный шум, как будто за днище что-то зацепилось и волочится по асфальту. Остановились, шум не пропал. Заглушив мотор, пошли смотреть.

На вид был полнейший Армагеддон. Конец. Развалился подшипник помпы, шкив вылетел, пробив вентилятором радиатор. Сам вентилятор покрошился на мелкие куски. Крыльчатка помпы ударилась о корпус и проломила в нём дыру. Под капотом всё в пластиковых и металлических осколках. Похоже было, что эта машина дальше уже не поедет… Был конечно и запасной вариант – паромом из Агадира переплыть на Канары, но всё же больше хотелось прокатиться по Сахаре и посетить страну Догонов… Дима со Стасом взяли нас на буксир.

В первом же городе попытались найти помпу от Фиата, но нас расстроили. Сказали, не подойдёт. За то дали координаты большого рынка б/у запчастей в Агадире, 200км до которого мы добирались весь оставшийся день. На спусках с перевалов приходилось держать трос натянутым. От этого дымились тормоза. При чем даже барабаны. Шёл дождь. Дворники не работали. Уже в темноте мы приехали на окраину города. Мы с Димой на Форде отправились искать свалку и гостиницу. Тут нас приняли полицейские за то, что не уступили дорогу другим машинам при выезде на круг. С помощью англо-французского разговорника удалось объяснить, что у машины нет сцепления. Отпустил. Свалку нашли, она уже закрыта. Решаем ночевать в гостинице и утром пытаться реанимировать Чебурашку. Вечер закончился водкой и местной резиновой колбасой (дерьмо полное).

Утром мы офигели от места, куда приехали. Так называемая свалка – это место размером метров 200 на километр. Тут тысячи лавочек, в которых разбирают старые машины на запчасти и продают их.

Мы зашли в ближайшую лавочку, показали помпу и попросили помочь найти что-то похожее (всё общение жестами и мычанием естественно). Товарищи пропали часа на полтора. Мы уже начали волноваться, когда они вернулись и сказали, что нашли Ниву с точно такой же помпой. Поехали смотреть. Видимо, единственная Нива в Агадире, она уже вросла в землю, покрылась мхом, частично разобранная, казалась нашим спасением. За 2000 дирхам (почти 200 евро). Торговались долго, тяжело. Для нас это был единственный вариант продолжить путешествие. В итоге взяли за 1500, за 100 они запаяли нам радиатор.

Собрав машину, поехали отпраздновать это дело обедом. На рабочей окраине Агадира не бывает туристов. Других европейцев за сутки мы не видели ни разу. Вокруг кучи мастерских, где ремонтируют машины, варят, пилят, даже делают мебель. И много забегаловок, со столиками на тротуаре на парижский манер :)
Национальных блюда два: кус-кус и тажин. Первое блюдо я не понял, а вот тажин офигенная штука. Названо в честь посуды, в которой готовится – глиняной сковороды с конусообразной крышкой. В нём тушат мясо с овощами и соусами.

Это был один из самых вкусных и торжественных наших обедов. Есть, естественно, это надо лепёшкой.

После внепланового ремонта, у нас кончились наличные Дирхамы, банки все были закрыты, а с карточки почему-то не получалось снять деньги.
Было уже часа 4 дня, когда мы покинули Агадир. В Тизнит въехали на закате. Тут Дима со Стасом повернули к побережью, а мы рассчитывали сделать ещё 400км до Лайоне, если удастся поменять деньги. Повезло. В обменном пункте я разговорился с местным жителем. Оказывается, в Марокко очень много русскоговорящего населения. Сосредоточено оно в основном в сфере медицины, так как российское образование очень популярно здесь. Если вы соскучитесь по русскому языку – прямая дорога в аптеку!
Где-то между Агадиром и Тизнитом впервые встретили город призрак. Улицы есть, асфальт уложен, столбы с проводами стоят, а домов нет. Позже, мы встречали такие города вообще без единого дома.

После Тизнита ехали в абсолютной темноте. По описанию за Лайоне должен был быть кемпинг. А на следующий день ещё 500км и мы в Дакле. Ночью шёл дождь. Временами на дороге попадались песчаные языки. Что делалось в это время вокруг, не имею ни малейшего представления. Кемпинг мы не нашли, поэтому поставили палатку на обочине в паре сотен метров от военного поста. Всю ночь дождь и ветер мешали спать. А когда на рассвете я выполз наружу, оказалось, что мы… в пустыне…

Двинулись дальше. Дождь кончился, но наша радость от этого была недолгой. Началась песчаная буря. Ни фото, ни даже видео не передают весь масштаб и ужас этого погодного явления.

Видимость около 50 метров, встречный ветер такой, что машина быстрее 80км/ч не ехала (рекорд 125 по GPS). Горизонт и небо коричневые. Солнца не видно. Песок везде! Стоит выйти из машины – он сразу и во рту и в глазах. Не смогли даже согреть себе воды, чтобы выпить чаю. Горелку задувает, в кастрюле осадок. Так и ехали пол дня до города голодные.

Один раз я открыл окно, чтобы снять гулявших вдоль дороги верблюдов. Буквально за 10 секунд камера покрылась мелкой желтой пылью, а на зубах появился скрежет.

Дорога от Лайоне до Даклы проходит очень близко к берегу Атлантического океана. Местами до воды метров 100. Кое-где встречаются остатки старого дорожного покрытия. Вместо реконструкции просто проложили новую дорогу. Благо поверхность ровная как стол.

Во время одного из затишья бури, мы подъехали к берегу поснимать океан. Пустыня тут заканчивается обрывом метров 40. Тут меня как бы сдувает с обрыва ветер.

Чуть севернее Лайоне начинается оккупированная Марокко территория Западной Сахары. На дороге довольно часто встречаются военные посты, на которых останавливают в обязательном порядке для переписи паспортных данных. Чтобы сэкономить время, я ещё в Москве напечатал штук по 30 анкет на каждого с указанием данных на нас и на машину. Всё на французском.

Ближе к Дакле буря стихла. Сам город находится на аппендиксе километров 5 шириной и вдающимся в океан километров на 40. Европейцы приезжают сюда зимовать в домах на колёсах, образуя целые поселения. Днём они едят и катаются на кайтах и сёрфах, а по вечерам смотрят телевизор и пьют пиво.

Поселились на въезде в город в кемпинге Муссафир. Сняли номер – последний раз поспать в кровати перед пересечением Сахары. Англичане из нашей группы, тем временем, поехали в город, чтобы подготовить машины. В основном подготовка ограничивалась небольшим лифтом и закупкой канистр.

Мы тоже решили заварить оторванные в Атласах поддамкратники.

Тут же, у мастерских, к нам подъехали два дядьки, прекрасно говоривших по-русски. Они учились в Москве и рады были нас приветствовать. Увидев необычный фрукт-овощ, не смогли удержаться от соблазна попробовать.

Оказалось, это дыня. В пустыне больше она не вырастает :)
Перед поездкой закупили килограмм 10 вкуснейших марокканских мандаринов. Ели их всю дорогу как семечки.

Местность вокруг Даклы открыта ветрам, и они иногда дуют с такой силой, что маленьких животных буквально сносит.

Рядом с нами жил мегачувак, которые ехал кругосветку на BMW R1200GS (мечта!). Очень колоритный и, видимо, смелый персонаж.

Вечером все поделились на группы по 5-6 машин и нашли себе гидов, которые возят через пустыню. Ехать предстояло 3 дня и нужен был проверенный человек, которому не страшно было доверить жизнь себя и машины. К счастью, у кого-то были контакты двух братьев-гидов. В нашей группе оказались следующие машины: два Паджеро, Мерседес полноприводный, Багги и Джип Чероки.

31 декабря после обеда мы отправились дружной толпой в сторону Канадской Мавританской границы. По плану ночёвка - немного не доезжая, встреча Нового Года, пьянка, а утром – другая страна и никакого асфальта.

Дороги в Африке удивляют своим качеством. Да-да, тут нет зимы, частых переходов через 0 и тяжелых машин, как повсеместно в России. Покрытие зеркальное, но пыльное. Растительности никакой. Очень редко встречаются одинокие акации.

Поскольку почти всю дорогу до этого дня мы ехали одни, то с другими участниками почти не были знакомы. Новый год – как раз самое время восполнить пробел. Серёжа принёс из машины припасённого спирта и началась дегустация по-русски, а потом и первый новый год.

Затем мы отметили Норвего-Люксембургский новый год, и закончили Английским. Тут символическая передача факела от самого старшего участника самому молодому.

В 9 утра в очереди на границе перед нами было пять машин. Бюрократия тут настолько процветает, что выехать из Марокко мы смогли только к обеду.

Нам ещё повезло. На границе стояли грузовики с мандаринами, как минимум второй день. Их пришлось полностью разгружать для досмотра. В честь нового года водители угостили нас мандаринами «сколько унесёте». Денег не взяли.

Ещё порадовал один из погранцов, у которого надо было подписать какую-то бумажку. Он сидел во дворе, на свежем воздухе в тени дерева. Прямо на песке стоял стол и стул. Работа на воздухе, работа с людьми…

Между границей Марокко и Мавритании около 5км. Соседние страны настолько любят друг друга, что это пространство заминировано. Земля ничейная, поэтому дороги через минное поле нет. Только тропа. Съезжать с неё категорически не рекомендуется.