20 июня Суббота

66 выход Климковки из каньона 66 выход Климковки из каньона
67 разлив Климковки 67 разлив Климковки
68 осыпи наносной породы 68 осыпи наносной породы
69 до устья меньше километра 69 до устья меньше километра
70 за косой устье 70 за косой устье
71 Океан 71 Океан
72 мокрые, но довольные 72 мокрые, но довольные
73 волнение на море 73 волнение на море
74 волнение на море 74 волнение на море
Погода – пасмурно, до +8 днем, дождь целый день, шквалистый северный ветер
 

Долго отсыпаемся после вчерашнего перехода. Идет дождь. Мы уже, кажется, привыкли к нему. Он то затихает, то усиливается, то переходит в морось, но полностью не прекращается. Снимаемся около 14-00.

Долина Климковки расширяется, сопки отступают, но отдельные все равно подходят к самой реке, приходится карабкаться. Буквально на втором перевале видим вдали океан. От радости даже не находим слов, просто стоим и смотрим. До моря еще километра три по прямой, а по реке раза в два больше. Идти приходится по заболоченным карликовым лесам. Река начинает закладывать петли на подходе к морю, по берегам появляются высокие косогоры из какой-то наносной породы. На подходе к одному из них мы решаем стапелиться, так как взобраться на такую осыпающуюся горку будет весьма трудно. 

Надуваем суда и в путь. Река здесь все еще шиверистая, но глубина по струе достаточная для сплава. Спустя буквально пару минут после начала движения мой напарник киляется на легком прижиме. Сказывается усталость после перехода и потеря бдительности. Проплыв около километра видим на правом берегу палаточный лагерь рыбаков. Высаживаемся, спрашиваем прогноз погоды. Получаем ответ, что ветер, холод и дождь продлятся еще 3-4 дня. У нас было запланировано на пешую выброску от устья Климковки до поселка Териберка четыре дня с возможной полудневкой или дневкой в губе Долгой. Трезво оценив наши перспективы в такую погоду, решаем выбрасываться вместе с рыбаками на их моторках.

Нас любезно угощают свежей семгой, горячим чаем и горячительным. В такую погоду это как нельзя к месту. Пакуем рюкзаки и грузимся в лодки рыбаков. Лодки надувные с подвесными моторами на транцах. Проходим последний километр по Климковке, видим столбы ЛЭП, обозначенные на двухкилометровой карте (вдоль них мы собирались уходить), и высаживаемся на последней косе перед морем. Кстати на окрестных сопках, по словам рыбаков, берет Мегафон.

Океан поражает своей мощью и красотой. Я давно уже понял, что мне нравятся любые моря от Белого до Средиземного, от Тихого до Атлантики. Я люблю море как явление, независимо от его географии и климата. Северный Ледовитый океан лишний раз подтвердил это. Двух-трехметровые волны накатывались на берег, особенно высоки они были там, где воды реки вливались в океан. С океана летели брызги и дождь, дул сильный ветер. Море билось о прибрежные скалы, белое на черном. Пока я любовался, рыбаки решали, смогут ли они в такую погоду дойти по воде до Териберки. Решили идти.

Наши лодки медленно выруливают из-за косы. На нас несется первая волна, лодка взлетает на нее, моторист сбрасывает обороты на гребне, и мы плавно скатываемся вниз, вторая волна – опять плавно вниз. Третья волна оказалась побольше, а может моторист не успел притормозить, мы вылетели на полной скорости на вершину, по инерции пролетели некоторое расстояние (помню, успел удивиться, что впереди и по бокам не стало видно воды, только небо), а потом был момент невесомости, во время которого лодка, привязанные к ней вещи и мы, держащиеся за обвязку, летели вниз. От удара о воду из пазов выбило банки и все пассажиры завалились на палубу. Я приземлился на «пятую точку», поэтому имел удовольствие наблюдать, как нас сразу же накрыло следующей волной. К счастью моторист не потерял управление и больше такие взлеты и падения не повторялись. Как только мы отошли от берега, болтанка уменьшилась, за островом Малоолений было только небольшое волнение.

Надо сказать, что на всем протяжении от устья Климковки до поселка Териберка берег скалистый, очень крутой и практически непригодный для высадки. Даже в слабую волну пристать и вскарабкаться по этим скалам будет невозможно, о том, чтобы вытащить лодку и речи не идет. Прибой хорошо бьет по скалам. Мест, где можно безопасно пристать и высадиться ничтожно мало. Имейте это в виду, если решите идти по воде. Кстати, для выхода в море вам потребуется оформлять пропуск у пограничников. Малоолений тоже практически непригоден для высадки, хотя при большом желании вылезти на него можно. 

По морю мы шли часа полтора-два. После выхода из-за острова снова началась болтанка. Такое впечатление, что участки воды в каком-то шахматном порядке поднимаются и опускаются вокруг нас. Четко выраженных валов как таковых нет, но поднимает высоко, опускает низко.

К концу перехода мы ощутимо продрогли из-за ветра и брызг. К счастью рыбаки пригласили нас к себе на квартиру, где мы за пару часов до приезда нашего водителя привели себя в порядок и перекусили. Пользуясь случаем, передаем огромное спасибо Александру Ярославовичу и второму Александру, который нас вез! Спасибо, мужики, помогли!

Ближе к 23-00 приехало наше такси и спустя пару часов мы были на вокзале. Поменяли билеты, прикорнули на рюкзаках и утром поехали домой, увозя в своих сердцах кусочек Кольских красот!

Рис. 65 – карта маршрута за день (величина деления – 3км). Вехи: 1 – начало сплава, косогоры по берегам реки, 2 – окончание сплава, лагерь рыбаков, 3 – порт в Лодейном (Териберке)

Вместо послесловия

- Маршрут тяжелый. Не хочу пугать, но что есть, то есть. При этом точек аварийного съема нет. Свернув на Климковку, придется идти до конца.
- Красота, конечно, компенсирует многие трудности, но все же их будет достаточно, при этом некоторых трудностей можно избежать еще на этапе подготовки путешествия.
- Речная часть пути проблем не представляет, если вы трезво оцениваете свой опыт прохождения порогов. Помните, что все можно обнести. Не ленитесь осматривать препятствия заранее. Многие из описанных шивер могут стать малопроходимыми в низкую воду, что добавит вам пешки. Владельцам каркасных судов будет намного тяжелее, чем обладателям надувнушек и катамаранов.
- Каньон придется однозначно обносить. Весь или вместе с шиверой после него. Заранее прикиньте вес ваших рюкзаков на выброске. Закладывайте на прохождение каньона и шиверы 1-2 дня. На пешую выброску по берегу (на мой взгляд) – 3-4 дня.
- При переходе по морю может подняться «отбойный» ветер. Нордтуровцев на кате едва не унесло таким ветром в трансокеанское плавание. (Кстати, про этот случай в Териберке помнят до сих пор.) Мест для высадки на берег практически нет. Плюс выход в море без соответствующих пропусков является нарушением. Погранцы не оценят ваш порыв.
- Из поселка Териберка, наверно, можно найти машину в город, но подумайте, может лучше переплатить и гарантированно договориться с водителем из Мурманска.
- Из вещей весьма желательно взять газовую горелку и баллоны. Возможно, вы будете жечь пионерские костры, но при дожде все же комфортнее и уютнее после дня пути кашеварить под тентом или в открытой палатке. Соблюдайте правила противопожарной безопасности.
- Карты предпочтительны спутниковые, распечатанные в цвете и заламинированные. Масштаб максимально доступный на Яндексе или в Гугле.
- Средства от гнуса в теплую погоду обязательно. Плюс одежда с кулисками на запястьях, щиколотках, капюшоне. Накомарник просто must. Перчатки и сапоги с затяжками поверху.
- Из обуви советую только сапоги. Болот достаточно, при длительном дожде хлюпать будет везде. От кроссовок в пути толку мало.
- Хороший дождевик для пешки очень пригодится. На случай похолоданий – смена флисового белья.
- И последнее – пока у вас есть горелка, газ, смена сухого белья и сухой спальник, вы этот маршрут пройдете. Все остальное – переносимо!

Удачи! Приношу извинения, если что-то показалось наивным или избитым. Возможно кому-то это пригодится.

© 2009 Олег Скрипкин aka –Snake–

Комментарии
Юрий Фишер19.01.21, 17:55
Добрый день. Вопрос: зачем волок? Из-за ГЭС на маршруте? 
Guest19.03.11, 04:42
спасибо за спасибо 
спасибо ребята, что помните, вспоминаем вас. за описание маршрута отдельное спасибо.буду им пользоваться. саша.
Guest26.02.10, 22:00
Можно было бы задать Вам пару вопросов о маршруте? 
Уважаемый Олег!
С большим интересом прочел Ваш отчет - подробное и очень полезное описание!
Можно было бы с Вами как-то связаться?
Собираемся на этот маршрут, и хотелось бы задать Вам пару вопросов.

Александр
мой email: alexander_suvorov, потом собачка, потом hotmail.com
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 3