19 июня Пятница

Погода – пасмурно, до +8 днем, дождь целый день, туман, шквалистый северный ветер

Дождь шел всю ночь и продолжается утром. Даже на нашем пригорке почва чавкает под ногами, везде лужи. По тому распадку, где вчера поднимался на гору мой напарник – бежит водопад. Я не поверил своим глазам, но мой товарищ подтвердил, что вчера там этого потока не было. Видимо дождь ускорил таяние снежников на сопках, и с гор потекло. Другие видимые водопады тоже стали полноводнее.

Собираемся под дождем. Приходится паковать мокрые лодки, часть вещей тоже мокрая, что добавляет нам несколько лишних килограммов веса. Выходим поздно – в 13-00. Путь наш лежит вдоль ручья по распадку наверх. Высота сопки – метров 150. Мы надеялись, что, поднявшись, мы попадем на некоторое подобие плато или хотя бы будем идти по вершинам сопок и перевалам между ними, не спускаясь в распадки. Но все оказалось совсем по-другому.

Из предыдущих отчетов невозможно понять, по какому берегу проще проходить каньон. У нас не было ни времени, ни достаточного количества людей, чтобы произвести разведку обоих берегов. Если бы я шел второй раз, то попробовал бы идти по правобережью. По левому берегу от реки между сопками уходит несколько распадков, в которые приходится спускаться и из которых приходится подниматься. Это утомительно. По правому берегу мы таких расселин не заметили. Зато по этому берегу горный участок тянется примерно на полкилометра дальше, чем по левому и вы не попадете в изумительную долину, раскинувшуюся на левобережье. Зато старт по правому берегу можно начинать практически от начала каньона, а по левому приходится возвращаться назад до первой расселины. В общем, все плюсы и минусы весьма сомнительны, особенно учитывая, что вторая сторона каньона осталась для нас неведомой.

Итак, мы поднялись на первую на сегодня сопку. Поверху обнаружилась едва заметная тропинка, которая, впрочем, постоянно терялась на камнях. Пробили тропку, скорее всего животные. Отследить ее сложно. После того как мы зашли в свой первый скальный тупик (слева стенка вниз, справа – вверх, впереди – валун), я решил, что благоразумнее будет для начала ходить в разведку, прежде чем идти с рюкзаками. Так мы прошли первую сопку, спустились с нее, поднялись на вторую и спустились с нее. Перед нами возвышалась сопка больше предыдущих, достаточно крутая, но поросшая лесом. Я потратил более получаса на поиск пути наверх (уж очень не хотелось обносить по распадку). Путь нашел. Подниматься было тяжело. В некоторых местах приходилось просто ползти «на четырех костях». До вершины мы так и не дошли – ниже в обход вела неширокая каменная полочка. Обошли по ней и снова начали спуск в долину очередного ручейка.

Следующая сопка всем своим видом ставила крест на нашем скалолазании. Ее стены были отвесны. Чуть выше шел редкий лесок, но добраться до него не было никакой возможности. Отвесной была стена, обращенная в долину и обращенная к реке. Обход намечался грандиозный – мы даже не видели, где заканчивается в долине эта гранитная вертикаль. Об обходе даже и думать не хотелось. Стали исследовать противоположный берег и подножие горы.

Вообще стены каньона круты и высоки. В некоторых местах они вертикально сходят к воде, в некоторых образуют каменные осыпи из обломков разного размера, иногда стенка переходит в осыпь, а осыпь снова заканчивается стенкой. Иногда между стенкой и осыпью проходит наклонная узкая полочка, поросшая деревцами. Ничего вроде тропинки вдоль берега реки не существует, да и на других горизонтах сквозных тропинок нет. Вход в каньон образован как раз вертикальными стенками, войти в него понизу нельзя.

После тщательного осмотра, нам понравился правый берег – вдоль воды там шла каменная осыпь, оставалось только перейти на противоположный берег. В надежде на брод мы двинулись вниз, однако до воды нам дойти не удалось – в 3-5 метрах над водой шел обрыв. После этого мы невольно обратили свое внимание на «родной» левый берег. Снизу открывался вид за угол сопки на долину реки. Здесь тоже между вертикальной стенкой и обрывом к реке шла каменная осыпь, более крутая, правда, чем по правому берегу. Решили идти по ней.

Насколько я понимаю, наша прохождение было первым (задокументированным, по-крайней мере) форсированием каньона понизу. Сейчас, вспоминая наш поход, я бы посоветовал группам НЕ повторять наш путь. Мы бы и сами второй раз так не пошли. Попробуйте пройти верхом по правому берегу, вроде бы там почти нет ущелий, в которые придется спускаться. Путь внизу очень тяжел и рискован.

Нам повезло, что мы не перешли на правый берег. Прохождение по нему понизу невозможно – путь преграждают обрывы. По левому берегу понизу мы прошли большую часть каньона. Мы передвигались по каменным осыпям и изредка по полочкам с зеленой растительностью между стенкой и осыпью. Один раз (ближе к концу пути) у нас была возможность подняться на вершину, но мы ею сознательно не воспользовались.

Продвижение по камням было ужасным. Из-за передвижения по сильно наклоненной поверхности, вес тела переносится на одну ногу (после перехода левая нога болела сильнее). Постоянно приходится фиксировать каждый свой шаг и иметь три точки опоры (две ноги и руку) и постепенно переносить свой вес между ними. А за спиной при этом болтается двухпудовый рюкзак. Плюс волнение за своего напарника, идущего сзади. Все в сумме дает очень сильное физическое и душевное напряжение. По этой причине я не сделал в каньоне ни одного фотоснимка. Было просто не до этого. В какой-то момент приходит понимание, что все серьезно, что это не порог, который, в крайнем случае, можно пройти самосплавом, что тут действительно один неверный шаг может привести к весьма печальным последствиям. Альпинисты улыбнутся, читая эти строки, но нам было не до шуток. Еще раз повторяю – лучше идти поверху. Нашу задачу также осложнял постоянный дождь. Камни были мокрые и скользкие.

Периодически делаем перекуры. Хотя уже вечер, о лагере и речи быть не может – здесь просто негде ставить палатку, придется идти до конца. Все трудности компенсируют окружающие виды – просто фантастика какая-то! Вертикальные скалы, осыпи гигантских обломков, внизу поток, пенящийся между камней, немыслимой красоты водопады и туман, клочьями несущийся по каньону, на расстоянии вытянутой руки от нас!

Мы все время жаждали увидеть выход из каньона, но обзор закрывали каменные гребни, идущие сверху вниз. Переваливаешь через один и в ста метрах видишь другой и так до бесконечности. В какой-то момент мой товарищ предложил спуститься к реке, надуть лодки и попробовать идти дальше по воде, но я отговорил его от этого. Река была все еще слишком бурной. Вместо этого у нас появилась возможность идти по камням вдоль самого потока. Каньон подходил к концу. Спустя некоторое время мы наконец-то увидели впереди разлив реки и относительно плоскую поверхность. Еще через полчаса мы дошли до этой долины. Она расположена примерно в 3км после начала каньона и лежит целиком по левому берегу, по правому – каньон тянется чуть дальше.

Мы практически одновременно с товарищем назвали эту долину японским садом. Климковка здесь разливается, огибая вытянутый островок. По левому ее берегу сопки отступают на пару сотен метров и на этом пространстве причудливо расположены небольшие холмики и рощицы карликовых деревьев. Повсюду лежат замшелые валуны разных размеров. Равнину пересекают десятки ручейков, с гор сбегают водопады. Хотя, я подозреваю, что в сухую погоду ручьев и водопадов будет ощутимо меньше. Сейчас все было залито водой, попадались целые поляны, превратившиеся в мини-озерца. Вторые сутки проливного дождя дают о себе знать.

Мы сбросили рюкзаки и провели очередную разведку-прогулку вдоль реки. Характер Климковки изменился. Река расширилась метров до 20, пороги уступили место мелкой каменистой шивере. По малой воде пройти здесь будет трудно. По большой пройти можно, но желательно отдохнуть после прохождения каньона, так как шивера длинная и требует к себе внимания. Мы были усталые и решили пройти еще немного по суше. В итоге мы прошли порядка километра до следующего заметного острова. По пути пришлось подняться на несколько небольших сопок, но в целом продвижение стало на порядок проще.

В 22-00 пройдя за 9 часов 4,5км от места нашего старта, мы стали на ночлег. Дождь не утихает, засыпаем под его шум.

Рис. 64 – карта маршрута за день. Вехи: 1 – начало каньона, 2 – окончание каньона, 3- «японский сад», 4 – место стоянки