От БАМа до ТранСиба
День 1. (3.07.2006)

оз. Баканы – оз. Иркана – подъем на пер. Срамной

Как и предполагалось раньше, первым утро началось как всегда для Сани, за пару часов до нас, я же нашел себе коллегу – Вадик тоже мог проспать нашествие Терминаторов-террористов и Мексиканскую революцию 8) С этого дня была установлена еще одна зашибаная традиция – тебя будят мерзким голосом командира, за то уже еда готова 8) Правда иногда уже и остыла :(

Фото 3. Оз. Баканы. Штиль.

Озеро Баканы оказалось на редкость обалденным: штиль, прозрачная теплая вода, песочек, хвойный лес… М-м-м, прелесть :wink: Были, конечно, и минусы – из-за отсутствия ветра на воде с нашей стороны озера плавала куча шняги растительного происхождения типа пуха и, из-за близости Нового Уояна, на пляже часто попадались кучки бутылок и мусора. Но это впрочем, нам не помешало искупаться (некоторым и по несколько раз) в озере – блаженство. Тут же родилась еще одна традиция: т.к. Галюня нас покинула, и общество светских джентльменов ничего не стесняло, то здесь и далее купание в водоемах проводилось в отсутствии купальных трусов и сопровождалось выражениями не ограниченными цензурой.
В результате выехали мы только в 11:00, больше такой роскоши нам командир не позволял в течение похода. Дорога на Кумору (километров 60) сначала перлась вдоль огромных горельников и представляла собой отлично укатанную гравийку, машин было не много, но они иногда были. Судя по всему, мы проезжали под какой-то стратегической трассой для авиалайнеров, потому что почти весь день с востока на запад и обратно над нами летали самолеты стаями и в одиночку.

Фото 4. Мост через реку Катера

Через 25 км мы добрались до первой реки – Катеры – река была глобальной и мост через нее был глобальным. Пекло стояло явно за 30-к, поэтому купаться уговаривать никого не пришлось, но вода :shock: Вода оказалась ледяной ! Купание напоминало прыжки в реку и выпрыжки обратно – тем не менее, было хорошо и несколько минут прохладно. Дорога повернула на восток и пошла вдоль Северо-Муйского хребта к оз. Иркана преимущественно по редколесью.
Некоторое время довольно однообразно мы ехали 20-25 км/ч по гравию и жаре до моста через бурятскую реку с финским названием Тукалали, под которым снова искупались и пообедали. Тут нас впервые начали доставать комары – на солнцепеке эти кровососы не давали спокойно сидеть и кушать, немного спасал дым от костра и ненадолго «Бибан». За несколько минут до старта к нам подъехал бобик с лесорубами, которые набрали «финской» воды и порадовали нас новостью, что на следующем нашем перевале со звучным названием Срамной весной был обвал или оползень и теперь проехать там невозможно. Но также нас обрадовали, что с байками «вы, наверное, протащиться». Я еще раз понял, что с маршрутом мы не прогадали – говен прибавилось 8)

Фото 5. Так выглядела большая часть дороги от Баканов до Куморы.

Когда часов в 5 вечера мы доехали до оз. Иркана и своротка на Кумору, я от жары и монотонности дороги, вообще потерял дар думать. Но именно тут и должна была начаться «песня с матами», т.е. самое интересное на сегодня – подъем на пер. Срамной (далее мы называли его «Сраный», а постфактум из отчета 1989 года выяснилось, что его раньше совершенно официально называли «Стремный» :D В общем название соответствовало перевалу). В Кумору мы, конечно, не поехали, а свернули на разъезженную грузовиками дорогу вдоль озера и в долину р. Срамной. Т.к. думать я больше не умел, как в общем-то и остальные похоже, то отворот на целебный радоновый источник у озера мы пропустили :(
Дорога начала походить на название перевала и лезть в его сторону – две колеи глубиной во 30-40 см и засохшая грязь с камнями. Комары начали просто жрать живьем, «Бибан» на долго не помогал, т.к. смывался потом за секунды, поэтому приходилось одной рукой рулить, а другой отмахиваться, как в «чукотском туалете». В конце концов вообще пришлось идти пешком наверх :( Дальше – лучше: мы доперли свой скарб до места, где путь наш лежал по бывшему руслу реки, т.е. по укатанными в дорогу для танка валунам с кучей мелких ручьев, но это было еще не самое интересное…

Фото 6. Оз. Иркана, сзади Северо-Муйский хребет.

За этим нехилым препятствием нас ждал небольшой кусок, где можно было даже ехать, а в его конце (можно сказать в конце дороги) стоял лагерь дорожников, где мы встретили с десяток грязных, загорелых деревенских мужиков, которые «строили дорогу» :lol: И вид: полотно дороги обрывается резким уступом в продолжительное каменистое пространство – новое русло реки Срамной, ехать тут точно не возможно, идти, в общем, тоже лучше на 4 конечностях. Валуны размером с мусорный бак, стволы поваленных деревьев, река, текущая через все это дело и комары. Мужики (следующих людей мы увидели только через 4 дня в 200 км отсюда, кстати) сказали, что метрах в 30 слева по склон идет конная тропа, по которой «наверное, проще вам будет». Мы с Саней, применяя акробатику и русский мат, пролезли сквозь камни, реку и бурелом к зарослям карликовой березки, где и нашли тропу, но затащить туда байки с рюкзаками и потом переться по ней, показалось не намного легче, чем прямо по реке.

Фото 7. Самое начало подъема на Срамной перевал.

В 7-м часу вечера началось шоу :D Мы начали «восхождение» на Сраный перевал: сначала тащишь на плече байк, прыгая и залезая на камни, передавая его друг другу через реку метров на 100, потом тем же путем возвращаешься назад, берешь рюкзак на плечо и к байку. Таскаешь в кучу и свои и чужие вещи-байки пока не кончатся, потом следующая ходка… И так мы прошли метров 500, пока не нашли подходящее место для установки палатки – пятачок на бывшем острове под деревом, костер в 4 метрах на камнях… Солнце уже исчезло из долины, хотелось жрать, спать и материться, в последнем мы себе по дороге не отказывали 8)

Фото 8. А это собственно наша дорога по долине р. Срамной.

Когда уже вставали на бивак, выяснилось, что впереди в 200 м. от нас, происходит что-то страшное, оттуда доносились звуки идущего на посадку пепелаца, рев довольно крупного двигателя и периодически над деревьями взлетали клубы сизого дыма. Это гусеничный трактор разгребал новую «дорогу»… Зрелище забавное – оранжевый трактор посреди глухой тайги корячится по руслу корной реки :D Мы решили, что там, где стоит наша палатка он дорогу точно делать не будет и немного успокоились, занявшись ужином. Виталя применил какое-то страшное колдунство и сварил зачетный борщ ! Хотя сейчас бы покатила любая еда… Лязг металла о камень и пердение трактора продолжались до самой темноты, он остановился в 100 от нас, судя по всему, скорость его не превышала 50 м/час :D Потом мимо нас пропрыгали по камням 2 мужика вниз по долине и мы улеглись спать без задних ног, - завтра нам предстояло пролезть еще несколько километром завалов… Хорошо, что хоть трактор разгреб камни, так что можно было хотя бы идти пешком.
Всего одолели за день 76 км.

Фото 9. Вот такую дорогу оставляет после себя трактор на пер. Срамном, за что ему огромное спасибо 8)
День 2. (4.07.2006)

пер. Срамной – р. Светлая – приток р. Светлая

Как встали и поели не помню, но очень рано с настроением на побоище с чем-то титаническим и желанием напридумывать много новых нецензурных выражений в адрес бурятских дорог… И в общем не зря совсем – трактор не стал нашим избавлением… Дорога сделанная им вчера вечером годилась только для него самого, пока по ней не проехали тяжелые машины с толстыми покрышками: вывороченные камни, ветки и стволы деревьев, кучи земли и дерна. В общем больше напоминало городскую мусорку, чем дорожное полотно. Потаскушки вчерашним методом продолжились еще на 5 км вверх. Кроме этого стало совсем забавно, когда местами обнаруживалось, что куски дороги проходят не только поперек реки, но и повдоль, против течения 8) В общем всё это было сплошное порево и никаких покатушек…

Фото 10. Перевал Срамной. Вот это и есть наша дорога 8)

В конце концов к обеду мы вылезли таки на дорогу, по которой можно было даже ехать: сначала мы думали, что это седловина перевала, т.к. дорога пошла почти горизонтально, а иногда и вниз, но проехав 3 км по колее из высохшей грязи и огромным лужам вдоль болота, стало ясно, что это еще подъем :lol: Вершиной перевала оказался кусок неплохой гравийки проложенной через горельники и молодые заросли лиственницы. А дальше был спуск :cry:
В общих чертах покрытие дороги было все-таки лучше, но и тут не обошлось без каменных завалов, бродов и прочей «некондиции», но тем не менее мы ехали, а не тащили на себе свое барахло. Пару раз проезжали поперек русла пересохшей реки – этакое длинное каменистое поле, но самым прикольным стали ледники, когда мы спустились до долины реки Светлая. С десяток метров дороги проходил прямо по льду, а льда было много в долине… Двухметровым слоем он лежал на сотни метров, посреди этого поля текла река, по краям было несколько «прогрызенных» ручьями длинных канав и местами торчали хилые деревца прямо изо льда. Смотреть на эти растения было жалко – корни-то в вечной мерзлоте, а немногие листья на верхушке в воздухе, который разогрет даже тут до +30 8)

Фото 11. Еще одна вариация на тему: «Хрен вы тут поедете !»

В общем потоптавшись по ледовому полю и вдоволь нафотографировавшись мы поехали дальше… Действительно поехали – дорога была не дурная по нашим меркам, хоть и проходила часто по болоту в низине, по лужам и каменистым участкам. Под вечер мы поднялись на миниперевальчик под вер. 2148 м. и со свистами и скрипами слетели опять к реке Светлой – из-за крутости склонов с нашей стороны долины и каменных завалов дорога залезала на 100-200 выше реки. Уже наступал вечер, народ, измученный местными дорогами, доедал последние конфеты из заначек, когда совсем неожиданно случилось приободрившее всех событие. Саня, который ехал первым, оторвался от меня и от остальных примерно на минуту, и заехав на очередную горку обнаружил в 20 метрах впереди себя прямо на дороге медведя :shock: Командир у нас славный, он не растерялся и стал снимать животину на видеокамеру. Тем временем медведь, который похоже не заметил сразу Саню, присел и начал процесс дефекации прямо на дорогу 8) Потом приметив видео оператора, решил не связываться со странным животным с круглыми заспицованными ногами и удлиненной несимметричной головой с одним большим круглым немигающим глазом, и довольно резво свалил в кусты…

Фото 12. Р. Светлая. Ручей в леднике.

Фото 13. «Смотри, мама, я в тапочках на льду стою и не мерзну» 8)

Когда я поднялся на горку, то обнаружил только кучу свежего навоза и довольно возбужденного Саню, который почти орал, что заснял медведя аж 11 секунд… Как выяснилось позже, командир все-таки растерялся, т.к. на записи было 2,5 секудны с того момента как огромная волосатая задница убегает в кусты большими скачками :wink:

Фото 14. Спуск с миниперевала к реке Светлой.

Отъехав от волшебной медвежьей кучи 400 м., уперлись в реку и небольшую хибару-зимовье, тут и решили заночевать. Речуха стекала из озера Юлдокондо, поэтому вода в ней была теплая, чем мы и воспользовались неоднократно искупавшись. Рядом с бродом через реку стоял железный мост со сгнившим деревянным настилом, а в зимовье у реки оказалось темно и сыро, поэтому туда мы лезть не стали, а поставили палатку на берегу рядом с небольшим песчаным пляжем. В общем место было курортное 8)

Фото 15. След нашего первого мишки…

Небольшое лирическое отступление о мостах. Дорога, по которой мы ехали первые 5 дней является автозимником, и видимо во время строительства БАМа, это была довольно часто используемая магистраль. Скорее всего, поэтому почти через все более-менее значащие речки были построены мосты, при чем капитальные: стальная конструкция с надписями типа: «БАМ. Негабаритный груз 3 степени», покрытые настилом из досок и бревен. Но… Дорога везде шла вдоль них вброд :D Настилы сгнили, а вот на металле даже краска не облупилась… Хотя по некоторым из них нам удавалось проехать на байках, но в большинстве случаев приходилось лезть в воду. Иногда на рекам нам встречались только насыпи на берегах, оставшиеся от мостом, а иногда наоборот – мосты без насыпей :lol: Например, на Аккумту через реку стояла огромная буква «П» высотой в 4-5 метра, а насыпей не было – смешной мостик: заалеть туда на «Урале» 8)
За день всего проехали/прошли/проползли всего 30 км. Жара 35 градусов и ни облачка за день.

Фото 16. Мост через приток р. Светлой. Типичное архитектурное сооружение для автозимника.
День 3. (5.07.2006)

р. Светлая – р. Намама – пер. Озерный – истоки р. Баргузин – р. Аккумту

Утром как обычно нас с Вадиком вытащили из палатки на завтрак мерзкие вопли командира: «Подъем ! Завтрак готов !» Надо, значит – надо, и ничего тут не поделаешь, потребности организма нужно удовлетворять: поспал – надо пожрать :roll:
Сегодня нам предстояло проехать (на это все надеялись) перевал Озерный, слететь вниз к истокам Баргузина и подъехать под следующий перевал. С утра, пока солнце еще не залезло в наше ущелье, рванули в сторону перевала. Сильно сказано конечно «рванули», ну в общем поехали по мокрой гравийке с некоторым количеством грязи и луж сначала прямо, а потом и вверх. Часто попадались мостики, но не те «БАМовские», а попроще – деревянные мостики через ручьи шириной до 3 метров, тоже изрядно сгнившие. Все также едем по тракторному следу, но пока дорога относительно хорошая он не доставляет нам никакого дискомфорта.

Фото 17. «Не пей, тут медведь срал…» - «И что, я тут тоже морду вымыл…»

Всё это меняется, как только мы подъезжаем к очередному крупному притоку Светлой. Всё устье разворочено трактором и водой – похоже здесь был лагерь дорожников или лесорубов: валяется куча запчастей от тяжелой техники, много следов трактора и машин, стоит тонная бочка от топлива на полозьях :( И как всегда эстакада «БАМовского» моста :D Попрыгав по мокрым камням с рюкзаками и байками через реку, мы начинаем подъем к перевалу. Но дорога… До трактора и бочки с полозьями по ней наверное можно было ехать по колее на 1-2, 1-3, а вот сейчас это – месиво из песка с камнями от гусениц и пара следов от полозьев бочки. Короче, поставили мы колеса своих байков «на рельсы», т.е. в канавки от бочки и потолкали их наверх, а Виталя даже умудрялся иногда ехать по этой «лыжне» шириной и глубиной в 15-20 см.
Через час выбрались на перевальчик высотой 1079 м., порадовались, пофотографировали панораму гор вокруг и покатились дальше к Озерному. Как-то неожиданно погода начала портится и набежали тучи :roll: 35-градусная жара как-то мгновенно превратилась в 25-градусный дождь, который мы частично пересидели под куртками и чехлами от байков, а потом забили и поехали дальше – вечно так не просидишь 8) И правильно: через пару километров тракторный след ушел в сторону (это кстати, был один из 2-х своротков на протяжении 4 дней), полоса дождя осталось позади. Мокрота от временной превратилась в постоянную: кусты и трава вдоль дороги стали мокрыми, лужи и грязь заняли свое обычное место, а по колее потеки ручьи.

Фото 18. Люди на лыжне 8) "Я покажу тебе звезду, и она будет светом нетленным освещать наш путь в бесконечность..."

Как поднялись на перевал в упор не помню, хотя это было не сложно и точно в седле. Но перевал оказался забавным, оправдывающим свое название – Озерный. Выбравшись наверх, наша грязная дорога стала страшно петлять между озер по заболоченному плоскогорью, озер я насчитал 6. Некоторые из них водопадами сваливались в долину внизу, хотя это только домыслы – но лес на их краях местами круто сходил вниз. Объехав все озера, мы остановились перед спуском и отметили вейпоинт в навигаторе «1240 м.», с этого места отлично была видна дорога вниз – прямая струна километров на 6-8 с кучей луж и текущими по ней ручьями :cry:
Слетев первые метров 800, мы остановились – вот это знаменитое место, о котором нам говорили дорожники :!: «110-й км»… Посреди зарослей кустарника стоял обычный дорожный километровый столб с синеньким прямоугольником «67 км / 110 км». По легенде это был единственный километровый столб на всем автозимнике. В честь такого события опять заморосил дождь…

Фото 19. Перевал Озерный. Собственно озеро.

Фото 20. Перевал Озерный. Собственно хорошая дорога.

Остаток дня до ночевки на р. Аккумту мы проверяли свои байки на мореходность – луж и ручьев было столько на дороге, что через километр мы уже забили за мокрые ноги, объезжание и обтаскивание луж, и начали проезжать их напролом по центру колеи. Через часик поняв, что мочить больше некого «моросильник» закончился и выглянуло солнце 8) Последние километры до Аккумту мы штурмовали довольно изрезанный кусок дороги из желтой абсолютно не липкой грязи с множеством глубоких ям от грузовиков. На грязи очень часто попадались следы мишек, но я подозреваю, что если бы он неожиданно вылез из кустов, то я бы красочно и эмоционально описал дороги в его родном краю. После чего пинками загнал бы его в лес – «…не до тебя сейчас, директор…» В такие моменты, я завидовал хлоднокровию нашего грязного желтого Кота 8)

Фото 21. Перевал Озерный. Спуск, дорога-струна, река…

Стоянка на Аккумту для мокрых и чумазых байкеров оказалась просто раем на земле: полянка на берегу, БАМовский мост, а-ля «буква П», старый бивак от местных водил и знак «Железнодорожный переезд» с паровозом на лиственнице посреди тайги :lol: Мы соорудили из какого-то плоского металлического мусора стол, развели костер и разбросали по всей поляне свои вещи для просушки. Остаток вечера посвятили помойке байков в реке и чревоугодию – чай ставили, кажется, раза три 8)
За день проехали/пропахали/проплыли 40 км.

Фото 22. «110-й километр».

Небольшое лирическое отступление о перевалах и реках. За 3 дня похода я понял, что общепринятые догмы по горной орографии совсем не подходят для Забайкалья. Я постоянно поражался нескольким вещам: автозимник по всем перевалам был проложен по одному сценарию – прешься вверх, долго едешь почти по плоской седловине, в конце летишь вниз на тормозах. Но это полбеды – беда для меня заключалось в том, что реки не текли с перевалов, они текли на них :shock: Толкаешь байк или едешь на 1-3 в гору, а параллельно тебе течет река в том же направлении, спускаешься вниз – река идет навстречу… Нонсенс :!: Сначала меня это сводило с ума, но потом я придумал для себя отмазку – почти все наши перевалы были либо параллельно одной реке, либо каким-то образом срезали изгибы рек. На этом и остановились…
Вторым камнем преткновения стали ручьи: самое угарное заключалось в том, что почти на каждом перевале, на каждом холмике, по которому проходила дорога, ее пересекал ручей… В самой высшей точке :shock: И так до самого Байкала. Т.е. он тек не с перевала, а поперек его. Через некоторое время родилась народная мудрость: «Нафига тащить на перевал воду, если там сверху ручей ?» И в 90% случаев это прокатывало. Забегая вперед скажу, что даже ацкая дорога в районе районного центра Баргузин также подчинялась этому принципу – с гор стекали ручьи и пересекали дорогу почему-то именно по холмам. Воистину удивителен бурятский край :!:

Фото 23. Аккумту. «Железно-дорожный переезд»

Еще одно лирическое отступление, теперь о свободе слова и Вадике. Как упоминалось раньше, свобода слова была полной и всеобъемлющей: материться можно было на все и всех, если это помогало продвижению вперед. Отсутствие женсостава укрепило в мужском братстве традицию не таить свои эмоции, даже после сытного обеда или до «процесса дефекации» 8) Чаще всех покрывались матами (по убыванию): комары, дорога, грязь, трактор, лужи, жара, байк, еда и пр. Выражения не регулировались ни по громкости, ни по диаграмме распространения. Запомнился случай: очередной подъем, толкаем байки по каким-то говнам с камнями и водой. Мы с Саней немного оторвались от Вадика и Витали вперед, и тут позади метрах в 100 раздаются трехсложные восьмистрочные звуки великого русского языка – ощущение было что произошло что-то сверхестейственое :roll: Останавливаюсь и оборачиваюсь – а это Вадик уронил байк в лужу или в грязь, толком не разглядел. Но мотивация впечатлила 8) После прохождения самого сложного участка пути данный феномен почти сошел на нет, и к концу похода мы общались как светские львы в благородном обществе.

Фото 24. Вадик. Ужоснах…

Теперь о Вадике – его взяли не зря :lol: «Цирк на колесах» 8) Кроме того, что сам его внешний вид иногда вызывал хохот, приколы витали вокруг него постоянно. Номер раз: «Вадик, у тебя ничего не болит ? А то сам знаешь – я лечу только двухлитровой клизмой…» - «Да нет… А ты фонтанирующую рвоту тоже клизмой лечишь ?» Номер два: «Англо-бурская война в ЮАР… Это когда буряты воевали с ангольцами… Ангольцы победили, и поэтому бурятов депортировали за Байкал…» Номер три: из темы разговора о завтраке из перловой каши, Вадик Сане после завтрака: «Надо кричать не «Подъем !» на такой завтрак, а: «Вставайте, граф, друзей уже полощет !» И так далее, и тому подобное 8)
Вадим поражал аборигенов своим видом ковбоя в соломенной шляпе и хлопковой рубахе во всех бурятских деревнях: «Ковбой на велике»… В общем, скучать нам не пришлось даже в самые мерзкие дождливые дни – с нами был Вадим :lol: