День 4. (6.07.2006)

пер. Рухловский – переправа через р. Баргузин – пер. Ловактон – р. Ковыли – р. Биранкур

Ну как обычно начинается утро в нашей деревне я думаю уже все поняли :lol: Обычно в то время, когда мы с Вадиков завтракали и пучили глазки, Саня уже занимался всякой фигней: шлялся по биваку, перебирал свои педали или незаметно для всех брился (надо же быть таким… :roll: Вот зачем бриться в дикой глуши в обществе бородатых, пахнущих дымом и потом, мужиков в холодной горной воде ?)


Фото 25. Вид с пер. Рухловского на верховья р. Баргузин

Перетаскав через Аккумту свой скарб, мы двинулись на перевал Рухловский: по описанию Томаса нам предстояло залезать туда 5-6 км. «Томас был прав…» Подъем был довольно крутой и в пару горбов (между первым километром и последними 4-мя был небольшой спуск в 500 м.), ехать было вполне реально на 1-2, 1-3, только в нескольких местах нам приходилось спешиваться – дорогу размывало водой… Ну и как обычно жара и комары 8) Не знаю как у других, но мой завтрак не особо хотел лезть на Рухловский или сопротивлялся тому, что его то справа, то слева пинают коленями, короче 2 км я боролся не с подъемом, а с надвигающейся «фонтанирующей рвотой» :cry: За то дальше «Остапа понесло» - у знаковой скалы за км до седловины, я почти нагнал урвавшего вперед командира :icon_super: А в этом равных ему нет – подобные говны очень даже сильно стимулируют его метаболизм :lol: В общем о знаковой скале: дорога неожиданно выходит на проплешину с парой мощных скальных уступов, если залезть на один из них, то на 270 град. видна вся округа – практически 20 км длины Баргузина. Вид обалденный :icon_pray: Горы, тайга, реки, наша рыжая грязная вчерашняя дорога и песочные осыпи у Аккумту… Вся скалка завалена монетками – у бурятов-буддистов в подобных местах принято оставлять дань богу, а вот от русских здесь только куча водочных бутылок :cry:


Фото 26. Многоокий агент Смит.

С самой седловины перевала нифига не видать – лес кругом, спуск вниз – просто песня ! 6 км самого натурального даунхила, уклон что надо, серпантины с которых периодически открывается отличный вид (опять же на Баргузин 8), только с другой стороны) и покрытие в стиле «тыгыдын-тыгыдын» - трамбованная колея с множеством торчащих камней. В общем любители ДХ оценили бы… Где были остальные во время полета вниз не помню – увлекся, а вот Саню я постоянно догонял и пытался протаранить весь спуск из-за своего большего веса или безбашенности 8) Внизу, опять же командир, перепугал медведя, а нам, лузерам, снова не достался вид его убегающей задницы :cry:
К первому броду через Баргузин мы подъехали вдвоем, чуть позже причалили Виталя и Вадик. У последнего оказалась неприятная вещь – пальцы рук потеряли чувствительность и плохо сжимались из-за того, что на второй день вилку в Вадиковского «Бушпилота» заклинило. Вот такие вот дороги, у остальных вилки оправдали свою цену 8) Река шириной в 30-35 метров оказалась не такой уж холодной и глубокой (70 см не больше) – мне как самому высокому снова пришлось лезть первым в воду и искать путь. По описаниям предыдущих групп народ переправлялся тут из-за высокой воды по-полдня – нам повезло с водой на всех переправах, она была низкая, времени это заняло полчаса.


Фото 27. Даунхил с Рухловского – гонки на тормозах.

Совершив по паре рейсов туда – обратно, мы решили устроить 1-й перекус здесь, на песчаном пляжике. Котяру оставили на камне созерцать воду, а сами искупались и поели «чего бог послал», точнее чего сами сюда привезли 8) Недалеко от берега оказалась табличка на дереве, которая гласила, что это река Баргузин, она 150 км в длину, что ледостав в ноябре-апреле, что здесь есть выбра, таймень и сибирский голец и что мы сейчас заперлись в «Государственный заповедник Джергинский. Кордон 81 км.»
Дальше нам предстоял еще один перевал - Ловактон. Столь длинного и нудного подъема я не помню… На всем протяжении подъема дорога шла почти под одним углом и прямо как струна, лишь почти перед самым верхом она начала вилять. Дорога сначала была нормально проезжабельна – засохшая грязная лесовозная дорога: если не упадешь в яму от колес, то едется нормально. Но под конец начались лужи, грязи, болотца и прочие таежные прелести, все как обычно – мокрые ноги и слезание-залезание на байк метров через 20-30 :cry: Но перевал дался легко – тащить не пришлось на себе свой байк 8) На очередном привальчике в поисках воды я залез в широкую трубу, по которой протекал ручей под дорогой. Напился и полежал 5 минут в прохладе – минуты блаженства…


Фото 28. Первая переправа через Баргузин. Рюкзак с Виталей прет по фарватеру.

Еще одна бочка меда… Спуск с Ловактона, как и обещал Н-ский байкер Игорь Томас, давал шанс верить в справедливость судьбы. 10 км. отлично укатанной грунтовки, даже не приходилось пользоваться тормозами – лети и смотри под колесо 8) На спуске проехали могилку егеря Машакова, надпись на ней немного обескуражила: «Погиб при исполнении служебных обязанностей»… То ли с медведем сражался, то ли с браконьерами, в общем больше ничего умнее мы не предположили :roll: Пару раз удавалось проехать прямо по разрушенным мостам. На берегу р. Уншаки устроили 2-й перекус и купание.


Фото 29. Подъем на пер. Ловактон. Едешь и видишь где был 2 часа назад 8)

В остатке дня у нас была 20-метровая переправа через холоднючую р. Ковыли (за то вода в ней напоминала жидкий горный хрусталь своей прозрачностью) и вонючая дорога до р. Биранкур. Дорога была засрана конями, которых мы видели довольно много вдоль нее, но при этом она была почти идеально ровная и давала разогнаться до 30-35 км/ч, чем мы и воспользовались, дабы удовлетворить свою жажду скорости. На биваке у реки Биранкур егерями оборудована цивилизованная стоянка – не зря это заповедник, и вообще на всем протяжении дороги по «Джергинскому» стояли таблички с указанием названия рек, их длин, глубин, ледоставов и краснокнижных тварей в них обитающих. На биваке была крытая беседка со столом и скамейками, костровище с железными козлами для бобов и мусорная яма. Вечером снова устроили маленький праздник – сварили 2 раза пойло 8)


Фото 30. Заповедная табличка у переправы через Ковыли. Help online 8)

За день проехали, натурально проехали, 52 км, 2 матерых перевала и 2 здоровых брода.
Очередное лирическое отступление об особенностях «экскриментального питания». Т.к. я был и доктором, и завхозом, то от чего лечит в первую очередь я знаю :lol: Чем, тоже – уже упоминалось 8) Поэтому больных не было… Гурманов не было тоже, основной упор в питании был сделан на питательность и калорийность. Суп-лапша или борщ считались просто мегаблюдами, а прочее потреблялось без пререканий. Только периодически мы позволяли себе побухтеть на Санины завтраки, да и так просто для проформы – с спросонья всегда все плохо естся. Единственный раз серьезно возбухали только от клейстера из перловки, но и его весь сожрали. Все остальное время я запугивал народ знаменитой фразой: «Камни жрать будите…»


Фото 31. Вонючая конячья дорога до Биранкура.

Теоретически обеды у нас были как перекусами (без готовки на костре), так и полными (масштабная готовка на огне из 2-х блюд), но на практике с первых же дней мы от второго варианта отказались, а первый модифицировали в 2 перекуса меньшими размерами, но при этом получилось что более 4 часов мы не голодали. Это оказалось очень удачным и оптимальным решением для нас.


Фото 32.. Биранкур. «Обратите внимание, уважаемые экскурсанты, на архитектуру построек конца 19-го – начала 20 веков: уже в те времена homo sapiens строил жилища со скилом защиты от воды, превышающим 5-й уровень…»

Во время пути были конфеты для «быстрого восстановления сил», изначально мы рассчитывали на 4 шт. на раз, но т.к. я купил не подумав полный мешок их перед отъездом, то обычно получалось по 10-12, возражений не было 8) Ритуал раздачи конфет происходил всегда одинаково: завхоз доставал мешок (который возил Виталя), садился на обочину дороги и начинал ковыряться в нем, выискивая по 4 одинаковые конфеты и аккуратно раскладывал их в 4 кучки на своей хобе. В это время все остальные, иногда молча, иногда совсем наоборот, следили за процессом и после этого они распихивались их по всем карманам, иногда предварительно поменявшись в зависимости от личных предпочтений. Виталя почти весь поход не ел конфеты и поэтому у него их накопился полный подрамник. За это последние 2 дня он выступал спонсором 8)
День 5. (7.07.2006)

р. Биранкир – р. Ковыли – пер. Умхейский – переправа через р. Баргузин – курорт «Умхей»

Полудневка в честь «Ивана-Купала» 8)
Как все-таки прекрасен мир ! Нам с Вадиком дали выспаться целый лишний час, до 8:30… И еда стояла на столе, а не на траве 8) И ели мы ее сидя на лавках, а не зажав коленками свою тарелку как обычно… Жизнь прекрасна :!: Даже от такого маленького напоминания о цивилизации здесь, в глуши…


Фото 33. Виталя: летописец за работой.

Впечатление от хорошей дороги «Биранкур - начало подъема на перевал Умхейский» было для Вадика немного испорчена тем, что в виду возрастающей раздолбаности его байка, передний переклюк перестал работать как надо - 25 минут настроек не стали панацеей, но положение исправили. Дорога на перевал, как водится, оказалась размытее и раздолбанее, чем то, по чему мы к нему подъехали. Длинный подъем в несколько этапов: лезем вверх на 1-3, летим вниз на 3-7, лезем вверх на 1-3, Виталя рвет окончательно свой рюкзак как минимум на 3 части, лезем вверх на 1-1, Вадик постепенно доламывает переклюк, лезем вверх на 1-2 и… Вуаля ! Мы с Саней на седловине у лавки с кучей монеток и знаменитой «джергинской» таблички «пер. Умхейский», а Витали и Вадика не видно на последнем отрезке подъема в 600 м. :shock: Очень странно… Ждем… Ждем еще… Опять ждем… В конце концов они поднимаются толпой и докладываются о своих поломках и разрывах.


Фото 34. Умхейский перевал – один из этапов подъема.

С перевала открывается вид на скальные бастионы самой высокой части Баргузинского хребта. Вид обалденный, вот только дымка от массированных испарений немного размывает пейзаж :cry: Спуск напоминает алтайский Чике-Таман в миниатюре и с содранным асфальтом – мощный уклон, дорога серпантином с крутыми закрытыми поворотами, покрытие в стиле «танки не пройдут»: зубодробилка из камней размером с кулак и скальных останцев. В общем, адреналин не впрыскивался в кровь, а постоянно подавался в нее мощной струей. Самым забавным впечатлением от спуска осталось вот что: вылетая с темной стороны поворота на солнечную тебя ударяет «стена» горячего воздуха. Как из фена :lol:
Внизу перевала нас ждал шлагбаум – кордон на выезде из заповедника, егерь-бурят (собирающий мзду за проезд через «Джергинский» – 50 руб. с человека) и радостное известие: на Баргузине в полукилометре впереди переправа, по которой можно пройти пешком в брод. Стоит отметить, что по описаниям групп, проходивших здесь до нас, обычно они платили егерям и те перевозили их на лодках – вода была выше метра, а с таким течением брод можно не искать. Короче нам снова повезло 8)


Фото 35. Вид с Умхейского на массивы Баргузинского хребта –за ним, кстати, Байкал 8)

В очередной раз перекусив у переправы, мы начали штурмовать Баргузин – ширина оказалась метров под 100, а глубина по… чуть выше шорт 8) Первыми параллельно прошли мы с Виталей, разведав фарватер, а дальше как всегда: 2 рейса туда-обратно… Совсем недалеко от нас находилась насыпь от моста, а чуть ниже по течению валялся металлический конструктив, который собственно им был когда-то. Местная легенда гласит, что мост смыло через год после его постройки :D Не удивительно, что везде на зимнике вдоль мостов идет брод – не доверяют 8) А вообще, этой переправой мы начали празднование дня Ивана-Купалы… Погода тоже не подвела – стандартный «затридцатник».


Фото 36.. Вторая переправа через Баргузин – ощути масштабность 8)


Фото 37. Любишь кататься – люби и байк таскать

В 100 м. от того места где мы вылезли из воды, начиналась хорошая укатанная гравийка в Ульнхан – первый населенный пункт на нашем пути, и заканчивался автозимник… В некотором роде было жалко прощаться с такими дикими местами, где медведи чаще беспокоят, чем люди, а пить можно из любой лужи или ручья. Впереди нас ждал «остаток» нашего пути в 500 км., именно остаток в нашем понимании, конечно, кроме этого нам предстояло увидеть много интересного, например Байкал, но вот уже серьезно позаниматься мазохизмом уже не удалось 8) Но сегодня мы туда не поехали 8) А поехали мы на 2 км выше вдоль реки на курорт «Умхей».
Место действительно забавное – посреди холодного Баргузина остров с теплым болотом, в котором бьют радоновые источники, на это-то мы и купились. На остров вел отличный подвесной мост, правда до конца прокатиться по нему не получилось – когда на него залезли 4 байкера и поехали, его начало повдоль так колбасить, что ехать стало невозможно. На курорте почти бесплатно (от 100 до 200 руб.) домики и коттеджи, что-то типа бани с радоном и прочие прелести жизни в виде столов, кроватей и электричества. В общем, мы расслабились…


Фото 38. Мостик через протоку на курорт «Умхей»

Праздник продолжился в радоновой ванне 8) Местный админ Борис (хотя как знаток бурятского менталитета, Саня предположил, что зовут его на самом деле так, что нам не выучить произношения его имени за год. А «Борис» – что-то типа сокращения для русских) поведал, что в ванне нужно купаться не более 3 раз в день и не более 10 минут за раз – тогда лечебным эффект будет максимально офигенным, а ты не сваришься живьем. Не удивительно – вода в ванне, куда бьет радоновый источник +46 град. и вылезаешь ты из нее как рак – красный и на четвереньках. Борис же и устроил наш быт, выдав электрическую печку 8) Первый раз в ванну залазили как в котел с кипящей водой – долго и медленно… А вот сидели и вылезали наоборот – не знаю кто там выдерживал 10 минут, но самый стойкий из нас просидел только 5. После первого раза мы все красные и пахнущие радоном (наверное, местный радон пахнет метаном – «болотным газом»), проползли по острову до холодного Баргузина и плюхнулись в него – шел пар :lol: Из реки еле повыползали – ощущение, что выпил ведро водки, вот только она ударила не в головной, а в костный мозг. Второй раз повторили процедуру, а третий решили оставить на утро, потому что уже основательно «наторкались», а вылезть живьем из водоема нужно было.


Фото 39. Собственно сам «курорт»

Остаток дня провели в ремонте наших раздолбанных коней: все вчетвером перебрали педали – после такого обилия воды и рек они хрустели, скрипели и свистели у всех без исключения. Я умудрился вообще потерять 4 винта в одной из них – похоже выкрутились от вибрации где-нибудь на каменистом спуске. Пытаться реанимировать Вадину вилку не стали – даже в таких цивилизованных условиях это было тяжело. Пока работали руками, зацепились языками с Борисом о месте, достопримечательностях и прочее. Оказалось, что на острове и вокруг него много источников радона и в каждом живет какой-то бурятский дух… И еще, что мы идиоты – после радоновой ванны нельзя купаться в холодной воде, из-за этого нам пророчили чуть ли не мгновенную инвалидность, но вроде все обошлось 8)


Фото 40. Вадик лезет радониться в ванну.

Вечером улеглись спать в кровати, зарядили фотоаппарат, мобильники и отрубились – праздник удался, купались мы сегодня много :lol: За пол дня проехали 30 км.
День 6. (8.07.2006)

Курорт «Умхей» - с. Улюнхан – с. Алла – Баргузинская долина – с. Шаманка – пгт. Курумкан – р. Могжон

Всё, праздник окончен – снова суровые будни на спидометре… Хотя сегодня и суббота, но мы живем не зависимо от общепринятого времени – если бы у нас не было в часах календаря, никто бы не знал точно какое сегодня число и день недели. Подъем в 7:30, хотя все уже не спали с полчаса – Саня шуршал посудой и продуктами тут в 2 метрах в той же комнате, а не как обычнее далеко за палаткой… Перед выездом мы с Вадиком идем в последний раз радониться, а вот командир и Виталя по непонятным мне причинам отказались от процедуры… Из ванны вылезаем как обычно «тепленькие» 8) И правда, в холодный Баргузин не нужно было плюхаться – сейчас ощущение, что дышится кожей, а легкие стали просто рудиментом…


Фото 41. «Велкам ту Улюнхан !»

Тем же путем возвращаемся на гравийку и едем в Улюнхан, первый населенный пункт на нашем пути после Уояна. Дорога нудная и ничем не примечательная – вдоль обочины почти везде лес, либо кустарник, сквозь них ничего не видно… Вадик начинает сильно отставать – вряд ли это из-за радона, потому что меня наоборот прет и несет впереди всех, на вопрос «Вотсап ?», он говорит, что начала хрустеть коленка и он пытается ее не нагружать сильно. Этого еще не хватало – мне как доктору это нифига не нравится, приходится с этим смириться и ждать Вадика по несколько минут на стоянках.
Перед Улюнханом длинный мост через одну из проток Баргузина, на нем мы делим конфеты и за ним выезжаем на трассу через окраины села. Дальше пейзаж еще монотоннее - степь - мы выехали в Баргузинскую долину, здесь река разливается множеством проток по степи, а с востока и запада идут параллельно 2 дороги вдоль 2 хребтов, мы едем по западной вдоль Баргузинского. Дорога хотя прокатана и отсыпана, но представляет из себя сплошную «стиральную доску» - трясет, как будто едешь по шпалам. И как обычно – пекло… Единственным утешением остается вид справа от нас на крутые и отвесные местами вершины Баргузинского хребта. Практически весь сегодняшний день мы будем ехать вдоль его самой высокой и крутой части.


Фото 42. Буряты народ вполне цивилизованный – «грибки» у дороги, аккуратно сложенные к стеночку водочные бутылки... 8)

Еще одним развлечением на дороге становятся столбы: почти все километровые таблички стоят на грубо отесанных деревянных столбах – похоже в Бурятии проблемы и с железом 8) В ЗапСибе везде столбы железные… Периодически попадаются забавные почтовые ящики – около некоторых свертков с основной дороги на какую-нибудь замученную грунтовку стоят столбики с табличкой типа «Ботолло-2» и почтовым ящиком под ней… А само Ботолло в паре километром от дороги 8) Собственно это просто одинокая ферма или хутор, но факт того, что твой почтовый ящик может, висеть в 2 км. от твоего дома забавляет. И еще они не заморачивались с названиями, мы проехали: «Ботолло-1,2,3», «Дарза-1,2,3», «Аян-1,2,3» и еще чего-то «-1,2,3», название забыл…


Фото 43. Дорога смерти :cry:

Проехав 40 км., остановились на первый перекус у какой-то речухи в нескольких км. от села Алла. Пока ждали Вадика, успели искупаться по 2-3 раза, разложить еду и покурить карту. Во время стоянки еще по несколько раз искупались в реке – место было зачетное: песок, теплая вода и травянистая лужайка на солнце рядом с дорогой. Под конец обеда подъехала иномарка с двумя русифицированными бурятами – отцом лет 45 и сыном лет 25, мужики страстно поинтересовались нашим путешествием, при каждой фразе охали и ахали: «Ого ! Нифига себе ! И что вы это все проехали ?» Сегодня была суббота и они приехали на это место «пикниковать», т.е. пить водку. Воодушевленные такой встречей, постоянно предлагали нам водку и закуску, но у нас была козырная отмазка: «Да ну, нам еще нужно проехать сотню, а на такой жаре даже от стопки сдохнешь…» При слове «сотня» они чуть в обморок не попадали и с «респектами» отпустили нас, пожелав кучу всякого счастья и удачи.


Фото 44. Вот они – почтовые ящики у дороги.

Перед Аллой проехали по мосту через одноименную речку – мост был покрыт асфальтом, мы его потрогали, попускали слюни на покрытие, проехали по нему медленно растягивая удовольствие и снова поехали на свою костотрясную дорогу. В деревне закупились в магазине, даже пиво купили (попутно Вадик потряс местную молодежь своим видом байкера-ковбоя) и поехали дальше. Стоит отметить, что в этой части Бурятии на 1 русского приходится 20 бурятов по нашим наблюдениям, но официально бурятов всего 24% на всю республику…
А дальше была жопа… 40 км :cry: Дорога представляла из себя идеал «стиральной доски», солнце пекло в полную дурь, вода попадалась периодически, но возле нее комары жрали нещадно. Последняя часть это ада была особенно забавна – 20 км прямой как стрела дороги, от горизонта, до горизонта. В конце 6 км она шла немного в горку и дул слабенький встречно-боковой ветерок, но этого вполне хватало для того, чтобы скорость упала до 13 км/ч. При этом на последних километрах начался цирк 8) Я понял, что хватит ехать первым с утра и решил «спаразитировать» на Сане, Саня в свою очередь на Витале, а Витале похоже на мне :lol: И поэтому все трое начали пристраиваться друг другу на хвост, ну понятно, что сразу 3 байкера так могут ехать в случае, если они едут по кругу, а тут каждый пытался «сбросить с хвоста» другого и сам пристроиться к нему… В общем, и смешно, и плакать охота 8)


Фото 45. А вот это предыдущие 20 км. нашего пути 8)

Не по-человечески замучавшись, в 5 часов вечера мы подъехали к первому повороту за 20 км. Даже Котяра, распятый у меня на рюкзаке был покрыт слоем пыли и выглядел замученным… Тут нас ждало все сразу – как панацея, избавление от всего сразу: река Шаманка, поворот, дорога пошла немного под уклон и… стол с лавками. Здесь мы и перекусили 2-й раз. По карте оставалось 9 км. до асфальта… А пока мы сидели за столом с видом на красивейшие горы и ели печеньки с «Зукой». 9 км. пролетели со свистом – дорога пошла горками, относительно гладкая и витая вдоль склонов гор. Проскочили русифицированную деревню Шаманка и, выехав на цивильную дорогу, устроили небольшое представление с валянием на асфальте и его целованием 8)


Фото 46. Под моими ногами та самая «стиральная доска».

До райцентра Курумкан по асфальту просто топили 30-35 км/ч – это была награда за день адской гребенки. На окраине остановились у ворот дацана ждать Вадика. Дацан носил грозное название «Российский международный буддийский медитационный центр по сутре и тантре» и вывеска на русском была продублирована по-бурятски, английски и тибетски. Центр был огорожен веселеньким заборчиком, а внутри периметра стояли пагоды, напоминавшие избы выкрашенные в желтые и белые цвета, и ритуальные столбы с вязочками. Мы же в наглую расселись на асфальте прямо перед центральным входом и лобызали свои последние конфеты…
Сам Курумкан оказался довольно крупным поселком, смахивающим не город, вид портили только блины коровьего дефеката на асфальте. В общих чертах, было довольно чистенько и уютно – мне лично понравилось… Отъехав с десяток километров от п.г.т., мы залезли в лес, рядом с мостом через р. Могжон и устроились на ночевку в 100 м. от дороги. За день упахались прилично, поэтому полторашка пива после ужина практически свалила всех четверых в спальники как убитых.


Фото 47. Медитационный центр по тутре и сантре 8)

За день проехали 110 км. и мысль, которая бытовала на Умхее, что все жопы уже кончились, лопнула как мыльный пузырь. Они просто трансформировались, переродились в другой вид: перевалы, переправы и каменные завалы превратились в монотонную высушенную степь с пеклом и костотрясной дорогой… Дальше нас ждал маршрут в стиле «cross country», т.е. в вольном переводе «через деревню» :lol:

Комментарии
! 
Джу, да вам крупно повезло, что хоть три болтика осталось ))
JuliaMac08.04.13, 19:26
;) 
Хе-хе, мы в умхейском радоновом озере просидели с полчаса :)
А еще мы зависли на денек в долине Баргузина после Улюнхана - там прекрасно... даже тайменя видели :) а с Курумканом вообще воспоминания связаны... мы по той гребенке все болтики из хабов растеряли, в Курумкан приехали на трех, если память не изменяет... в попытках найти обольстили половину местного населения, но даже это не помогло, как ехали дальше - страшная история %)
Guest09.09.11, 12:30
Кайф 
Я ездил лет в 16 по этой дороге на Урале зимой в качестве пассажира. Спасибо за отчет!!!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 4
Ссылка: