Пешеводный поход на Полярном Урале, активная часть 01–22 августа 2017
Нитка маршрута
Казань – Киров (автобус) – Котлас – ст. Полярный Урал (поезд) – р. Ния-Ю (пешка) – р. Б.Уса (сплав, пешка) – оз. Бол.Кузьты – оз. М.Хадатаеганлор – р. М.Уса – р. М.Кара – р. Б.Кара – массив Оченырд – р. Пырятанё (пешка) – оз. Б.Щучье – р. Б.Щучья (сплав) – оз. М.Щучье – оз. Усьваты (пешка) – р. М.Уса (сплав) – пос. Советский (пешка) – Воркута (автобус) – Москва – Казань (поезд)
 

С пакрафтами к ОченЫрду

С пакрафтами к Оченырду_304
 

Пешеводный поход на Полярном Урале
активная часть 01–22.08.2017

 

Нитка маршрута:
ст. Полярный Урал – р. Ния-Ю (пешка) – р. Б.Уса (сплав, пешка) – оз. Бол.Кузьты – оз. М.Хадатаеганлор – р. М.Уса – р. М.Кара – р. Б.Кара – массив Оченырд – р. Пырятанё (пешка) ­– оз. Б.Щучье – р. Б.Щучья (сплав) – оз. М.Щучье – оз. Усьваты (пешка) – р. М.Уса (сплав) ­– пос. Советский (пешка)
Дорога туда: Казань – Киров (автобус) ­– Котлас – ст. Полярный Урал (поезд)
Дорога обратно: пос. Советский – Воркута (попутка) – Москва – Казань (поезд)
 
График движения и километраж активной части:
01.08.2017: ст. Полярный Урал – р. Маниташор = 12,9км пешка (ходовые 0.5 дня);
02.08.2017: р. Маниташор – р. Ния-Ю = 20,7км пешка;
03.08.2017: р. Ния-Ю = 7,6км пешка + 6,5км сплав;
04.08.2017: р. Ния-Ю до начала каньона = 18,4км сплав;
05.08.2017: половина каньона р. Ния-Ю = 5км сплав + 5км пешка;
06.08.2017: выход из каньона с переправой через Б.Усу = 5,5км пешка;
07.08.2017: переход с Б.Усы на С и С-З к верховьям Косьрузьшора и Б.Бадьяшора = 26,2км пешка;
08.08.2017: вдоль Б.Бадьяшора на оз. Б.Кузьты = 25,8км пешка;
09.08.2017: переход на оз. М.Хадатаеганлор, полуднёвка = 10,8км пешка (ходовые 0.5 дня);
10.08.2017: М.Хадатаеганлор – перевал Обручева – оз. Чаньты – р. Чаньшор = 20,7км пешка;
11.08.2017: р.Чаньшор – брод М.Усы – р. Сауришор ­– р. М.Кара = 27,3км пешка;
12.08.2017: брод М.Кары ­– р. Б.Кара – Верхнекарский водопад – Оченырд = 17,3км пешка;
13.08.2017: прогулка в массиве Оченырд (ледник Долгушина) = 14,3км пешка (радиально);
14.08.2017: днёвка под Оченырдом (непогода) = 0км;
15.08.2017: переправа Б.Кары и далее на В вдоль Б.Кары Мядыяхи = 22,2км пешка;
16.08.2017: р. Мядыяха – р. Пырятанё = 6,9км пешка + р. Пырятанё ­– оз. Б.Щучье – р. Б.Щучья до стрелки с М.Щучьей = 22,1км сплав;
17.08.2017: р. М.Щучья – р. М.Уса + радиалка на оз. М.Щучье = 26,2км пешка (9км радиально);
18.08.2017: вдоль р. М.Уса и оз. Усваты = 15,1км пешка + сплав по р. М.Уса до начала порогов = 7,8км сплав;
19.08.2017: пороги и далее по М.Усе до границы гор = 21,3км сплав;
20.08.2017: вниз по М.Усе = 37,8км сплав;
21.08.2017: вниз по М.Усе почти до стрелки = 25,4км сплав + М.Уса – руч. Лев.Вершина = 8,3км пешка;
22.08.2017: выход в пос. Советский = 9,4км пешка (ходовые 0.5 дня).
Итого:
Пешка = 282,2 км, из них радиально 5+14,3+9=28,3 км;
Сплав = 144,3 км;
Всего активных = 426,5 км.
 
Способ передвижения:
2 пары ног, 2 весла, пакрафт Иволга и паккаяк Кроссривер.
 
Участники:
Искандер Карманов (Казань) – разработка маршрута, руководство, навигация, завснар;
Артём Шавкун (Казань) – завхоз, повар, казначей.
 
 
 

ПРЕДИСЛОВИЕ

(включает краткое описание маршрута)
 
  
Поход этот готовился два года, прохождение предполагалось в 2016-м, однако житейские обстоятельства не дали возможности осуществить его тогда, в результате был пройден сильно усеченный вариант – «Матрасный пакрафтинг НияЮ–Елец». А вот в 2017-м удалось-таки воплотить в жизнь всю затею полностью. Идея похода родилась при разглядывании карты Полярного Урала и чтении дневников таких бывалых пешеводников, как супруги Осадчие, С.Дрозд, Н.Александров, М.Изотов, а также отчета молодой пары, бродившей в тех краях около месяца с катамараном. В результате появилась логичная мысль объединить в один поход основные достопримечательности северной части Полярного Урала, или, образно выражаясь, нанизать все жемчужины этих мест на нитку одного маршрута.
Использование традиционных судов ограничивает возможности построения комбинированных маршрутов, вынуждая привязываться к руслам рек для подъема в горы или смены речных систем. Но ведь у нас есть пакрафты! А они дают значительно бОльшую свободу в этом плане – имея столь легкие, компактные и быстросборные суда, ничего не стоит, бросив греблю, перескочить через перевальчик-другой напрямик к искомой цели и далее продолжить сплав по новой реке в новом направлении. Таким образом экономятся силы и время, давая возможность за один поход посетить больше интересных мест с меньшими затратами.
Окрыленный перспективами, я рискнул уместить в один маршрут максимум изюма: каньон Ния-Ю и Усу, озёра Хадатинские и Кузьты, Большую и Малую Кары, Верхнекарский водопад, озёра Большое Щучье и Малое Щучье, верховья рек Большая и Малая Щучьи, оз. Усваты и пороги Малой Усы и, конечно же, горный массив Оченырд! И если отдельные участки довольно известны и регулярно ходимы, то весь маршрут в целом явился своеобразным ноу-хау и, в некотором роде, предметом моей гордости )))
Разумеется, планы – планами, а форс-мажор тоже надо учитывать, посему в маршрут были заложены вариации на случай отставания от графика по тем или иным причинам. В итоге получилось три варианта прохождения  см. гипотетическую карту маршрута (общая основа для всех вариантов: красные треки – пешка, синие – сплав):
1) Большое Кольцо (к сине-красной основе добавляется зеленое кольцо в северной части, с заходом на Оченырд и Большое Щучье) – максимально насыщенный вариант, рассчитанный на 19 ходовых дней и три дня запаса на непогоду или отставание от графика – итого 22 дня;
2) Малое Кольцо (к сине-красной основе вместо зелёного кольца добавляется оранжевое) – отказ от Оченырда и оз. Б.Щучье, замыкание кольца через М.Щучье, плюс радиалка на Верхнекарский водопад;
3) Минималка на карайняк (только красно-синяя основа) – отказ от Оченырда, обоих Щучьих и оз.Усваты, выход к Малой Усе и сплав по ней до воркутинской плотины.
Также на экстренный случай имеются точки, где велика вероятность встретить людей и помощь: 1) каньон Ния-Ю (летом стоят рыбаки, туристы или оленеводы); 2) Хадатинские озера, куда часто подвозят туристов на вездеходах; 3) оз. Усваты и дорога вдоль верховьев Малой Усы; 4) база Ямалкан и кордон на оз. Б.Щучье (как выяснилось, они пустуют); 5) оленеводческие стойбища на обеих Карах. Ну и от Верхнекарского водопада, в принципе, можно выйти вдоль Большой Кары на газпромовскую трассу, где вполне реально поймать попутку до Воркуты.
По счастью, Судьба уберегла нас от форс-мажоров и позволила не только пройти запланированный маршрут по максимальному варианту, но и за счет сэкономленной полуднёвки чуть расширить границы Большого Кольца, включив в него дополнительный кусочек, а именно: посетить радиально оз. Малое Щучье, пополнив, таким образом, ожерелье маршрута еще одной жемчужиной ))
  
С пакрафтами к Оченырду_383
 
 
Итак, представляю карту пройденного нами маршрута с треками и точками лагерей-обедов-стапелей (отдельно архив с треками и точками можно скачать здесь). Постараюсь дать здесь краткое описание по этапам, с общей характеристикой и нюансами отдельных участков. Более подробные сведения внимательный читатель сможет извлечь из походного дневника.
Условно маршрут можно разделить на три основных этапа.
Первый этап: пеший переход от станции Полярный Урал к верховьям р.Ния-Ю и сплав по ней до Большой Усы. Пешка на этом этапе простая – прекрасные вездеходки, болот и ручьев немного и они легко форсируемы. Река Ния-Ю не очень длинна, в верховьях маловодна, а в ее низовьях расположен красивейший каньон с порогами до 3кс, что накладывает дополнительные требования к водной снаряге и опыту. Собственно, это единственный серьезный участок на данном этапе маршрута. Подробно пороги каньона описаны в дневнике предыдущего года.
По факту: пешка шлась легко, первые 4 дня погода радовала, а вот в каньоне прищемила конкретно, пришлось сниматься и выходить по тундре пешком.
Этап занял 6 дней, с 1 по 6 августа.
Второй этап: переход с Большой Усы через тундру на С и С-В к верховьям Косьрузьшора и Большого Бадьяшора, затем к оз. Бол. Кузьты. Вездеходкой той пешие туристы особо не пользуются, по крайней мере в отчетах инфы не нашел. Вычислил я её по космоснимкам, затем навел справки у Евгения Strannik с форума воркутинских вездеходчиков; он подтвердил, что дорога летом вполне пригодна для пешки. Пользуясь случаем, сердечно благодарю Евгения за отзывчивость и готовность поделиться опытом, спасибо! По факту надежды подтвердились, вездеходка оказалась очень даже ходимой, удобней болотистой дороги к Изъяшору вдоль Большой Усы. К сожалению, запланированный сплав по оз. Бол.Кузьты не состоялся из-за непогоды (сильный ветер, холод, дождь), пришлось идти пешком. Южный берег труднопроходим, рекомендуется идти северным.
Далее короткий переход на Хадатинские озера, оттуда через перевал Обручева выход вдоль Чаньшора на Малую Усу с бродом, а затем перевал вдоль Сауришора на Малую Кару.
Перевал Обручева приятен и несложен, одноименный ледник и лазурное ледниковое озеро очень живописны, как и подперевальное оз.Длинное. Ручей Чаньшор запомнился не только своим почти среднеазиатским именем, но особым изобилием дров – берега его поросли настоящим ивовым лесом, что не могло не покорить души уроженцев средней полосы, оказавшихся надолго в тундре ))) Переход с Чаньшора через М.Усу по долине Сауришора к Малой Каре выдался дождливым и длинным (около 11 часов), финишировали уже в сумерках. Зато Малая Кара вознаградила нас живописнейшей стоянкой с почти буколическими пейзажами.
Затем миновали стрелку двух Кар, полюбовались Верхнекарским водопадом, пообщались с оленями и подошли вплотную к самой северной жемчужине нашего маршрута – горному массиву Оченырд. От брода на Малой Каре чуть выше стрелки идет отличная вездеходка к водопаду на Большой Каре и далее к Оченырду, где и заканчивается.
Этап занял 6 дней, с 7 по 12 августа.
Третий этап нашего маршрута охватил главные жемчужины северной части Полярного Урала – горный массив Оченырд и озеро Большое Щучье, а сэкономленный запас времени позволил попутно заглянуть и на оз. Малое Щучье.
Массив Оченырд и впрямь прекрасен, оставляет в душе неизгладимые впечатления... Для пешки он не так уж и прост, план обойти за день несколько ледников в разных отрогах оказался слишком наполеоновским, пришлось ограничиться Долгушиным. Подъем на него ступенчатый, и на каждой ступени одно-два горных озера; в наличии снежники и курум, местами живой. Но красоты ледника Долгушина и особенно ледникового озера с айсбергами однозначно стоят потраченных усилий, да и весь путь в окружении горных хребтов массива прекрасен!
С погодой на Оченырде нам сказочно повезло – весь день светило солнце, было сухо и довольно тепло – редкая роскошь, за которую следующие полтора дня нам пришлось расплачиваться по полной программе ;))) На пережидание погодных катаклизмов был израсходован второй запасной день из трех.
Вырвавшись из объятий непогоды, мы пришли в долину Б.Щучьего. Вездеходки на этом участке условны, много бродов, осложненных в нашем случае дождевым паводком; особенно уработались на участке до впадения в Б.Кару правого притока Лимбатаяхи. Достигнув долины Б.Щучьего, отстапелились на классной речке Пырятанё (энергична, извилиста, часто ветвится) и по ней вошли в оз. Большое Щучье. Все его 12 прекрасных километров были пройдены на пакрафтах, возможно, впервые в истории))) Ура Большому Щучьему!! Здесь вновь нам очень повезло с погодой – ветер был попутный и несильный, что позволило идти на веслах. А то ведь берега Б.Щучьего для пешки не ахти...
База Ямалкан на Большом Щучьем, как и кордон, оказались пусты (по словам оленеводов, уже второй год). У кордона озеро оказалось огорожено сетями, ночевать там не стали и сплавились в сумерках по Большой Щучьей почти до ее стрелки с Малой. Основное русло реки на этом участке идет под левым бортом долины, правый берег отделен мелководными протоками и текуха хорошая, так что выбрасывались с трудом, протаскивая пакрафты в сумерках к берегу по мелям.
Далее последовал очередной пеший кусок маршрута – вдоль р. М.Щучьей вышли к верховьям М.Усы и оз.Усваты, по пути посетив озеро Малое Щучье. Оно встретило нас ветром, солнцем и чайками, активно защищающими свои рыболовные угодья )) На данном участке вновь появляются приличные вездеходки, идется достаточно легко.
Впереди ждал финальный фрагмент – сплав по Малой Усе до воркутинской плотины. Начать собирались выше оз. Усваты, как только появится достаточно воды. Однако, из-за сильного мордевинда стапелились ниже озера, ибо пройти его в такой ветер на пакрафтах было нереально. Побултыхавшись в верхних порогах Малой Усы, двинули вниз, надеясь завершить маршрут у плотины воркутинского водозабора. Но погода вновь внесла коррективы: в низовьях М.Усы нас встретил ветрище такой силы, что пакрафты уносило вверх по шиверам, несмотря на активную греблю )) В итоге получили еще один незапланированный пеший этап – выход через тундру с берега М.Усы в пос. Советский, у которого и закончилась активная часть похода: на попутке выехали в Воркуту.
Этап занял 10 дней, с 13 по 22 августа.
Таким образом, из-за погодных условий запланированный маршрут претерпел изменения в сторону увеличения пешей части за счет водной, в итоге получили следующие цифры: пешка = 282,2км, из них радиально 28,3км; сплав = 144,3км; всего активных 426,5км.
 
Что еще сказать по маршруту? При построении я старался придерживаться следующих правил:
- для минимизации газа (и, соответственно, веса рюкзаков) планировать стоянки и обеды в потенциально дровяных местах (очень помогли дневники Осадчих, у них этому вопросу уделяется заслуженное внимание);
- выстраивать пеший трек, максимально используя вездеходки (как показывает опыт, на ПУ лучше пройти порядочный крюк по мокроватой дороге, чем рубиться напрямик через берёзку и болота – целее будешь), в этом очень помогли космоснимки высокого разрешения;
- максимизация сплава – любой пригодный для пакрафтов участок предполагалось использовать для отдыха ногам и плечам (к сожалению, погода не всегда давала такую возможность).
Также отмечу, что важным нюансом построения маршрута было соблюдение известного баланса между весом и временем. Очевидно, что чем тяжелей рюкзак, тем больше тратишь сил и медленней идешь – значит, нужно больше дней на прохождение; однако, чем больше дней – тем больше грузишь еды, увеличивая тем самым вес рюкзака. Получается замкнутое кольцо, эдакий «уроборос»... Верхняя планка стартового веса была на уровне 70кг на двоих, или 35кг на каждого (к бОльшим весам я пообещал организму не возвращаться). Раскладка была 350гр/день, плюс неучтёнка в виде рыбы, если повезет. Таким образом был подсчитан ограничитель длительности похода, который составил 22 дня.
 
Теперь по составу. На такой маршрут найти подходящего напарника – задача непростая. Исходя из этого, я медленно созревал на одиночный автоном, но мне (в который раз!) повезло: в общей матрасной компании образовался перспективный молодняк, ищущий новых впечатлений, маршрутов и нагрузок. Осталось дело за малым – завлечь в сети комбинированного туризма, что и было сделано в сравнительно небольшие сроки))) За год рассказов, натурных демонстраций и ссылок на классику мирового пакрафтинга разум кандидата размягчился, позволив увлечь авантюрными затеями потенциальных свершений; в итоге весной горник Артём Шавкун был готов к покупке пакрафта, с перспективой посетить с ним Полярный Урал «в ознакомительном маршруте» ))) И что самое главное – никто не пожалел об этом. Да, было сложновато топать под пешеводным рюкзаком и отгребаться в ледяных бурляшках. Да, прессовала погодка, местами по полной. Да, жрать хотелось на таком холоде постоянно... Но, как говаривал классик, «был романтизьм!..» А это, ребята, главное в нашем деле )) Домой вернулись здоровыми, заметно похудевшими и очень довольными походом и собой.
 
Подробности по снаряжению дам в заключении, здесь лишь отмечу, что шли на двух пакрафтах: я на проверенной Барабульке (каржаевской «Иволге»), а Артём на паккаяке «Кроссривер» (по-тритоновски «Пакрафт-295»). Обе лодки оправдали себя и ни разу не подвели.
Ну вот, маршрут в общих чертах охарактеризован, настало время походного дневника. Он создавался трудами обоих участников, фото и видео преимущественно мои, авторство Артёма указано в комментариях.
Итак, приступим!

Комментарии
Hrapitan18.01.18, 11:35
Павел, молодцы! 
Поздравляю с успешным походом. А погода в этот раз и впрямь закрутила гаек лишнего )))
Hrapitan 
С водой было так же, как у вас, судя по видео. Пороги прошли без особых проблем, хотя новичков было половина экипажей (два катамарана, 11 человек, на Ния-Ю пороги обкатывал до этого сплава только я и женщина одна). В целом прохладно было, но при прохождении порогов не мёрзли, вечером даже баню устроили. А пятого с утра дождь и начало холодать, чуть подождал, и дал команду выплывать. У нас четкие сроки были, 6го надо было быть возле плотины, откуда выбрасывались. Должна была быть последняя ночевка на слиянии Усы Большой и Малой, но ветер был такой, что палатки было ставить бессмысленно. Поэтому доплыли сразу до конечной точки, благо ветер был попутный, а не так как в 15ом, когда дул в лицо и еле выгребали. Да и как показала погода, правильно сделал, что решил плыть сразу до конечной, т.к. погода испортилась окончательно.
Hrapitan17.01.18, 21:20
Павел, да, чуть-чуть не встретились )) 
Ну, значит, все еще впереди! Как у вас с водой и погодой в каньоне было, все прошло удачно?
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Полярный Урал
еще маршруты
О Маршруте
Опубликовал Искандер Карманов