Часть 8-я. Яшчилан - водопад Мисоль-Ха

 

Если Вам нечего терять, то постарайтесь что-нибудь найти.

 

Народная мудрость

 

День восьмой, Среда, 03 апреля 2013 года.

 

Утреннее обострение. Из Гватемалы в Штаты через Мексику. «Спящие полицейские» Чьяпаса: забота о курах. Билайн приветствует Вас в Гватемале. Пограничная река Усумасинта. Заповедные крокодилы и лекарство от астмы. Какао-бобы вместо золота. Лодка за 100 долларов. Колыбель майя, Гватемала. Затерянные города майя, которых никто не терял. Слегка отреставрированный Яшчилан («Зеленые камни»). Стефенс, Катервуд, Модсли и другие. Все артефакты – в Британский музей (как обычно). Яшчиланские стелы. «Лабиринт» и майянские арки. Гран Плаза. Дворец правителя. «Заключенное» Солнце. Обсерватория. Сейба и паразит бромелия. Чака, или дерево туристов. Индейская мята. Жертвенный и «вспомогательный» камни. Синий цвет – жертвенный. Чистоплотные майя и жрецы-вонючки. Поле для игры в тлачтли («пок-та-пок»). Три главных камня. Правила игры в мяч. Два вида жертвоприношений: добровольное и принудительное. Невесты бога Чака. Цвета сторон Света. Стела с правителем. Девять богов Шибальбы. Калакмуль и Тикаль – два конкурента. Верховные правители Яшчилана Щит-Ягуар I и Птица-Ягуар IV. Самоубийцы в раю. Спиленые барельефы. Стела в каменном «сарайчике». Дворец (он же храм 33) наверху. Один этаж вместо трех видимых. Резной сталактит. В Гватемале – одной ногой. От Мехико до Огненной Земли без визы (с российским загранпаспортом). Обмен мексиканских песо на гватемальские кетцали. Фигурка ягуара. Шесть солнц майя. Дети кукурузы. Топильцин, он же Кетцалькоатль, он же Кукулькан. Конец Света на два дня позже. Самая великая письменность Древней Америки. Расшифровка иероглифов майя. Юрий Кнорозов. Некурящие майя: потому что не нервничают вообще. Проверка автобусного туалета на предмет наличия в нем гватемальца-нелегала. Водопад Мисоль-Ха.

Приложение: Мексиканские песо.

 -Астрологический фон неоднозначный и пестрый. Не торопитесь принимать поступившие сегодня предложения, -сообщал отрывной календарь.

Я и не торопился, поскольку первое же предложение звучало как «Иди к черту!». Проспавшая будильник жена не успела накраситься, после чего с ней случилось утреннее обострение и она спустила (как водится) всех собак на меня. Отсутствие макияжа замаскировано было (легко) большими солнцезащитными очками.

Отъезд в Яшчилан назначен был на 5-00, добираться до него предстояло 3,5 часа. Чемоданы мы оставили в номере (в отеле нам предстояло провести еще одну ночь) и получили (в виде сухого пайка) завтрак, в который входили: сок, чипсы, яблоко, бутылочка воды и бутерброд. Вода у нас имелась и так: во всех мексиканских отелях (кроме Мехико) при заселении в номере нас встречали две маленькие бутылки воды («комплимент»), а поскольку переезжали мы часто, то некоторый запас воды образовался сам собою, тем более что в автобусе воду выдавали по первому же требованию и бесплатно.

В 6-30 автобус совершил санитарную остановку возле придорожного ресторанчика, в нем мы купили кофе за 30 песо, а заодно и восход солнца встретили. После чего автобус двинулся дальше.

 
001-Придорожный ресторанчик
 
 
140-Харчевня
004-Восход
002-Придорожный ресторанчик
 

Пейзаж за окнами разнообразием не отличался: слева – пастбища с коровами, лошадьми и овцами, справа – все то же самое, только ограниченное невысокими, заросшими зеленью горами.

 
008-По дороге в Яшчилан

005-По дороге в Яшчилан
 
009-По дороге в Яшчилан
007-По дороге в Яшчилан

006-По дороге в Яшчилан

-Яшчилан возле самой границы с Гватемалой расположен, -сообщила гид Катя.- На обратной дороге могут проверить багажник нашего автобуса: гватемальцы через Мексику в Штаты бегут. Им для въезда в Мексику документы нужны, а вот мексиканцам для въезда в Гватемалу – нет. Предполагается, что мексиканцам вряд ли придет в голову таким странным образом до Бразилии (к примеру) добираться.

010-Карта

Автобус через каждые несколько сот метров притормаживал и мягко преодолевал очередного «спящего полицейского».

-Чтобы автобусы кур случайно не давили, -пояснила Катя.- Иначе компенсация местным майя за сбитую курицу турагентству в цену коровы выльется.

Граница Мексики с Гватемалой местом оказалась глуховатым: бедные деревушки, изредка попадающиеся вдоль дороги, да коровы с лошадьми. Телефон ни одну сеть не ловил.

В 8-30, когда мы подъехали к «Археологической зоне Яшчилан», неожиданно «проснулся» Билайн и поприветствовал меня в Гватемале. Катя вышла из автобуса купить для группы входные билеты, после чего автобус двинулся дальше и остановился возле пристани.

146-Беседка
 
 

-Сейчас мы пересядем в лодки и по реке Усумасинта доберемся до развалин Яшчилана, -пояснила гид.- Другого пути нет. Усумасинта – река пограничная, отделяющая мексиканский штат Чьяпас от Гватемалы.

 
012-Лодка
 
141-У реки
 
147-У лодки

142-У реки
014-Усумасинта
013-Усумасинта
 
143-Усумансита

Лодки накрыты были тентами из пальмовых листьев. Вся группа поместилась в двух лодках.

 
144-Лодки
015-Усумасинта
 
 
017-Усумасинта

016 - В лодке
 
145-В лодке

-Наденьте спасательные жилеты, -распорядилась Катя.- Купаться в реке нельзя, в ней крокодилы водятся. Не очень крупные (не более 1,5 м), но покалечить могут. В Мексике охотиться на крокодилов категорически запрещено, но в Чьяпасе на это дело сквозь пальцы смотрят. Майя из крокодильего мяса лекарство от астмы делают.

 
018-Усумасинта
019-Усумасинта

-В дождливый сезон вода в реке на 2-3 метра поднимается. Вообще-то майя (как и их предшественники ольмеки) занимались подсечно-огневым земледелием, но крестьянам окрестностей Яшчилана повезло: разлив Усумасинты удобрял их поля плодородным илом. В отличие от других народов, употреблявших в пищу молоко и мясо, майя питались преимущественно растительной пищей.

 
020-Усумасинта
021-Усумасинта

-В качестве денег майя использовали какао-бобы, причем среди майя находились и «фальшивомонетчики», набивавшие в пустую скорлупу ореха землю. Поэтому, прежде чем взять боб в качестве оплаты, следовало пальцем на него надавить. Ночь, проведенная  в обществе девицы легкого поведения («гуатополь») стоила 10 какао-бобов: столько же стоил кролик.

022-Усумасинта

-Раб стоил 100 бобов (или 1 испанский реал). В отличие от свободных людей, носивших длинные волосы, рабы ходили с бритыми головами.

116-Доацтекская МесоАмерика
023-Усумасинта

-А сколько поездка на лодке стоит? –спросил кто-то из группы.

-100 долларов, независимо от количества туристов, -ответила гид.- Плюс 500 песо сопровождающему гиду: без него не обойдешься. 100 песо он в ассоциацию сдаст, а 400 себе оставит.

 
024-Берег

Плыли мы примерно полчаса. Все это время группа развлекалась поисками на широких просторах Усумасинты крокодилов. Крокодилы (мелкие и неинтересные) изредка встречались. Детишки у берега (тем не менее) купались, да и белье там же стирали, на крокодилов не обращая внимания.

 
025-Пристань
 
026-Вход в Яшчилан

Наконец лодки причалили к пристани и по узкой тропинке группа поднялась на высокий берег.

 
027-Цена билета
 
 
029-План Яшчилана

028-История Яшчилана
 

Посещение города (как выяснилось) стоило 55 песо, еще 45 брать собирались (кто бы дал?) за видеосъемку.

030- Джунгли Яшчилана

-Цивилизация майя изучена (до сих пор) слабо, -рассказывала Катя.- Считается, например, что расцвет ее пришелся на эпоху после Рождества Христова. А недавно в Гватемале обнаружили город майя, датируемый (предварительно) 1-м тысячелетием до н.э. Если это (лет через десять) подтвердится, то все датировки, связанные с майя, придется пересмотреть.

148-Яшчилан

-Гватемала и прилегающая к ней река Усумасинта – это то место, где и появилась цивилизация майя. Самые первые города были построены там и где-то к 1 веку до н.э. майя приходят в Чьяпас, на территорию современной Мексики, начиная строительство новых городов. Такие города, как Яшчилан и Паленке, построены были в прилегающих к Гватемале районах во 2-4 веках н.э.

149-Яшчилан

-Название «Яшчилан» («Зеленые камни») развалинам древнего города дал Альфред Модсли, археолог-любитель. Нашел он его в марте 1882 года, услышав от своего старого друга о древних развалинах, находящихся где-то на берегу реки Усумасинты.

-Яшчилан располагается на мексиканском берегу реки, в подковообразной излучине, защищающей город с трех сторон. Архитектура города довольно разнообразна: в отличие от высоких храмов-пирамид Тикаля (в Гватемале, в эту поездку не увидите), постройки Яшчилана довольно скромны и несколько напоминают здания Паленке (завтра увидите). Такие же толстые стены, много входов, характерные «мансардные» крыши с большими «гребнями», похожими на голубятни. Здания украшают барельефы, вырезанные на известняковых притолоках.

150-Яшчилан

-С барельефами этими довольно забавно вышло. Модсли решил несколько барельефов снять и увезти с собой, причем испросил на это разрешение гватемальского правительства. Разрешение на вывоз получил он довольно быстро и нынче притолоки с иероглифами и сценами из жизни мифических героев Яшчилана осмотреть можно и в мексиканском отделе Британского музея в Лондоне.

- Жаль только, что гватемальское правительство даже и не догадывалось, что Яшчилан на территории Мексики находится. Так что Мексика (не хуже Греции) вполне может Соединенному Королевству иск вчинить на предмет возвращения незаконно вывезенных артефактов. Впрочем, вряд ли. Парфенон – один, а городов майя в Мексике – много. Тем более, что многие из артефактов Яшчилана давным-давно в музеях Мексики находятся. Но и в Яшчилане кое-что все-таки осталось.

-В 19 веке вообще появились люди, достаточно обеспеченные, чтобы заняться поиском забытых городов майя.

-Некоторые из них внесли огромный вклад в археологию. Но были и такие, как например виконт Кингсборо, который все свое состояние положил на то, чтобы доказать, что абсолютно все заброшенные города майя построили исключительно евреи. Умер в долговой яме, не смог даже за бумагу заплатить, на которой написал 8 томов полнейшего абсурда.

-Профессиональные археологи появились здесь в 30-е годы прошлого века. Тогда же и наука майянистика родилась. До ее возникновения считали, что пирамиды в джунглях кто угодно мог построить (в том числе и евреи), но только не индейцы. В колониальный период интереса к цивилизации майя ни у кого не возникало. Когда Вы слышите о «затерянных городах майя», следует иметь в виду, что никто их и не терял. Никто (правда) точно не знал, где они находятся, но путешественники периодически на города натыкались, описывая их в путевых заметках. И только. Никого эта культура не интересовала. Так продолжалось почти до середины 19 века, когда интерес к месоамериканским цивилизациям внезапно проснулся. И прежде всего благодаря этим самым путевым заметкам, попавшим на глаза нужным людям в нужное время.

-Одним из пионеров в изучении цивилизации майя стал (прочитав предварительно подобные путевые заметки) американец Джон Ллойд Стефенс (Стивенс), вместе со своим другом англичанином Фредериком Катервудом (профессиональным рисовальщиком) совершивший путешествие по Центральной Америке. Когда в 1842 году вышла книга Стефенса «Путевые впечатления от поездки по Центральной Америке, Чьяпасу и Юкатану», а чуть позже были опубликованы и рисунки Катервуда, они произвели настоящий фурор. Любопытно, что местные индейцы, расчищая развалины, тут же легенды про них придумывали, а Стефенс с Катервудом давали развалинам названия.

-В то время весь цивилизованный мир только открывал для себя волшебство Древнего Египта и (еще более древнего) Ближнего Востока. И вдруг выяснилось, что в «дикой» Америке имеются остатки цивилизации: может и не настолько древней, но не менее величественной. Отсюда и внезапно возникший интерес.

-Сами убедиться можете, что реставрировали Яшчилан совсем капельку. Связано это прежде всего с отдаленностью города: добраться до него и сейчас достаточно трудно (он даже в список ЮНЕСКО не вошел). Кроме того, крупных городов майя – более семидесяти. На все не хватает не только ресурсов, но и археологов. Яшчилан прошел всего 2 этапа восстановительных работ.

 
031-Яшчилан
 
 
 
032-Яшчилан
 
?

-Что это значит? Очистили конструкции от зелени и восстановили так, чтобы они целостность свою не потеряли, то есть мелкие детали (элементы барельефов, например) пока еще и не трогали. При этом расчищенная часть города – не более 1% от территории Яшчилана. Это центральная площадь («Гран Плаза»), дворец верховного правителя и поле для игры в мяч, а многие храмовые комплексы и гражданские постройки до сих во власти джунглей находятся. А между тем Яшчилан (по мнению некоторых специалистов) являлся одним из 18 главных городов цивилизации майя.

 
033-Яшчилан

-Зато Яшчилан славится своими стелами. Стелы в городе (несмотря на тропический климат) сохранились практически все. «Яшчиланские стелы» - устойчивое выражение в майянистике. На стелах записывали все важные события, начиная с 306 года н.э. (дата основания города) до 810 года н.э., когда город (по невыясненным причинам) был покинут. То есть смены правителей, захват Яшчилана или (наоборот) захват Яшчиланом других городов – все тщательно задокументировано в каменных летописях. Считается, что классический период (расцвет цивилизации) майя продолжался с начала н.э. по 9-й век н.э., после чего начался упадок. На Юкатане майя продержались дольше – до 13 века н.э. По мнению историков, в классический период майя проживали на территории, большей чем территория современной Италии, а численность их была 3 млн. человек.

-Получается, что несмотря на скромную реставрацию, об Яшчилане мы знаем гораздо больше, чем о великолепно отреставрированных Чичен-Ице или Ушмале.

-В 9-10 веках н.э. майя покинули все города, расположенные не только в долине реки Усумасинты, но и по всему Чьяпасу. На Юкатане майя в это время в городах еще жили. Некоторые исследователи предполагают, что столь поспешный исход связан был с массовым нашествием варваров из Мексики и побережья Мексиканского залива. Нашествие, скорее всего, шло несколькими волнами, в ходе него часть населения убивали, часть захватывали в плен, так что в городах людей почти не осталось, а тех, кто выжил, кормить было некому: крестьяне окрестные разделили судьбу горожан. Так все и кончилось. Впрочем, это не более чем гипотеза.

-Этих джунглей, которые вы видите, при майя не было. Майя в своих городах и их окрестностях любую растительность убирали. Для чего? Для того, чтобы вовремя увидеть нападавших: города постоянно воевали друг с другом. Сейчас мы с Вами пройдем через джунгли (совсем немного) и попадем на Гран Плазу.

-Очень сложно расчищать развалины, сотни лет в которых хозяйничали джунгли. Бывает вариант, когда верхняя часть здания обрушилась и законсервировала таким образом нижнюю. Видно хоть, что это – дело рук человеческих. Но чаще бывает, что идешь, а перед тобою – земляной холм, поросший зеленью: в нем даже камней не видно.

-Все сооружения Яшчилана со стороны реки носили оборонительный характер, а те, что в глубине – ритуальные. Попасть на Гран Плазу можно через так называемый «лабиринт».

-Обратите внимание, когда мы попадем внутрь помещений: все они построены при помощи так называемых майянских арок (усеченный треугольник). До овала майя не додумались. При таком способе строительства стены получались очень толстыми, а помещения – очень маленькими. По другому у майя не выходило.

-Завтра мы посетим дворец верховного правителя в Паленке и вы будете удивлены, как мог правитель в такой тесноте жить. Но майя считали, что и так роскошно. Из внутреннего убранства в зданиях сохранились кровати. В записках археологов-любителей 19 века упоминаются еще и столы, но до нашего времени они не дошли.

-Вам также покажется, что внутри очень сыро и темно, но так не всегда было. Гладкая белая облицовка из местного известняка  забирала сырость и хорошо отражала свет (свечки майя использовали). Облицовку украшали изображения животных, насекомых (бабочек).

-Теперь по поводу собственно «лабиринта». Есть две версии его предназначения. Либо это дворец приближенного лица правителя («лабиринт» находится а равнинной части города, а дворец правителя всегда находился на холме), либо «лабиринт» использовали в ритуальных целях: для медитации и «очищения» жрецов.

 
 
034-Яшчилан, лабиринт
 
036-Яшчилан, летучая мышь
037-Майянская арка

035-Майянская арка
-Вот мы и вышли на Гран Плазу. Дворец верховного правителя (перед нами) расположен таким образом, что в день весеннего равноденствия (20 марта) внутренние его помещения целиком освещаются лучами солнца, пусть и на какие-то 10 минут.
 
038-Гран Плаза, дворец правителя
039-Гран Плаза

 

151-Яшчилан

-Майя многие здания строили так, чтобы на некоторое время «заключить» в них солнечные лучи. Они от этого искреннее удовольствие получали, убеждаясь, что правильно понимают законы мироздания: время циклично и повторяется вечно.

-Вдоль берега реки (не только до пристани города, но практически до места, откуда мы отплыли) построено было множество зданий: границы Яшчилана простирались далеко от Гран Плазы. Вот это здание предположительно – обсерватория.

040-Обсерватория

-На Гран Плазу доставляли и рабов, и товары. Я обещала Вам показать сейбы, которым от 100 до 200 лет. Вот эти деревья. Кустики на стволах сейб – паразит, бромелия. Бромелия со временем сейбу окончательно погубить может.

047-Сейба с бромелией
048-Сейба после бромелии

041-Гран Плаза, здание

 


043-Гран Плаза

042-Гран Плаза

041-Гран Плаза, здание

 

 


045-Гран Плаза

 

-Красное дерево называется чака, или дерево туристов. Потому что так же «обгорело» на солнце и шелушится.

044-Сейба

 

152-Бесстыдница

046-Дерево туристов

 

153-Бесстыдница

 

154-Бесстыдница

-А вот эта травка в пищу используется, по вкусу – типа нашей мяты.

105-Индейская мята

-Перед нами жертвенный и так называемый «вспомогательный» камни. На «вспомогательный» камень, имеющий наклонный срез, жертву укладывали лопатками, чтобы сердце удобнее вырвать было. Грудная клетка жертвы приподнималась и ее обсидиановым ножом вспарывали. При этом у главного жреца (который, как правило, приходился верховному правителю родственником) было 4 помощника, которые держали жертву. Майя (в отличие от тольтеков и ацтеков) жертвоприношениями не увлекались, принося в жертву 3-4 человека в год.

 
 
049-Жертвенник и вспомогательный камень

-Объясняется это легко: майя жили в климате, более приспособленном для сельского хозяйства. Дожди на территории, занимаемой майя, шли регулярно. У ацтеков (сменивших тольтеков) дела обстояли значительно хуже, а в условиях отсутствия ирригационных сооружений (не считая чинампов, но не все же ацтеки на озерах жили), способных сохранять воду, ацтеки как сумасшедшие поклонялись богу дождя Тлалоку, милость которого (по их мнению) возрастала вместе с увеличением количества жертв, принесенных Тлалоку в дар. Отсюда и постоянные лихорадочные войны, связанные с необходимостью захвата все новых и новых пленных для принесения богам в жертву.

-Быть взятым в плен для воина означал страшный позор. С пленного смывали боевую раскраску и красили его (как и прочих жертв) в синий цвет. Это был жертвенный цвет, так же как красный – цвет крови, черный – цвет войны, желтый – цвет плодородия (зерна маиса), зеленый – цвет власти (перья птички кетцаль).

-Кстати говоря, майя до сих пор остаются весьма чистоплотным народом, моются каждый день. Если даже в 40-градусную жару вы прогуляетесь по жилой части Канкуна, запаха пота нигде не почувствуете. Так было и во времена расцвета цивилизации майя: известно, что городская знать ванну принимала несколько раз в день, а простолюдины – хотя бы раз в день.

-Жрецы – совсем другое дело. Даже испанцы (и сами-то три раза в жизни мывшиеся) отмечали ужасный запах, от жрецов исходивший. Жрецам запрещено было смывать кровь жертв. Представьте себе подобный персонаж: длинные черные распущенные волосы, тело в черной ритуальной раскраске, руки по локоть в засохшей крови. Не человек, а ходячая вонючка.

-Идем дальше. Вот поле для игры в мяч. Игра называлась «тлачтли», или «пок-та-пок». С этой стороны ступеньки, по которым зрители поднимались на трибуны, чтобы за игрой наблюдать. Но это не была игра в нашем понимании, на которую имеющие свободное время люди приходили поглазеть. Это был ритуал, в конце которого человека приносили в жертву, поэтому присутствовала на игре элита города. Верховный правитель выступал в роли судьи.

 
051-Поле для игры в мяч
050-Поле для игры в мяч

-Данное поле никакой реставрации не подвергалось и выглядит таким же, каким его и нашли, разве что растительность срубили. В разных регионах Месоамерики поля для игры в мяч выглядели по-разному. Рядом с полем находится тренировочный зал. На самом поле сохранились три главных камня: два из них (по краям поля) обозначали аут, третий – центр поля. Подобные камни имелись на всех полях без исключения. Но сохранились они только в двух городах Мексики: в Яшчилане и городе Тула.

 
057-Три главных камня
 
 
060-Три главных камня
059-Три главных камня
058-Три главных камня
?
 
052-Поле для игры в мяч
 
054-Поле для игры в мяч

053-Поле для игры в мяч

-В чем же заключался смысл игры? Прежде чем рассказать, замечу, что здесь не хватает колец. Кольца закреплялись не горизонтально, как в баскетболе, а вертикально. Диаметр колец в разных городах тоже был разным. Где-то пошире, забить в него мяч было довольно легко, где-то – поуже. Высота колец, которые находились по центру, также варьировалась.

 
055-Поле для игры в мяч
056-Поле для игры в мяч

-Итак, две команды. Каждая команда состояла из 7 игроков, из них один – капитан. Бывало, что в команде и 8 человек играло (в разных городах поля разного размера были), но классическое число игроков – 7. Капитан, как правило, стоял вот здесь на возвышении. Остальные 6 игроков играли каучуковым мячом (примерно таким, какой нам Франко вчера показывал). На самом деле, мяч был побольше и весил до 4 кг.

117- Игра в Тлачтли

-Мяч символизировал Солнце, которое должно было пройти через центр мироздания – кольцо. Мяч не должен был упасть на землю, игроки передавали его друг другу, используя локти, бедра и колени. Использовали они и защитные щитки, поскольку мяч был тяжелым. В удобный момент мощным пасом мяч отправляли в сторону капитана, мяч ударялся рядом с ним о стенку, а когда мяч рикошетом от стенки отскакивал, капитан (локтем, бедром или коленом) направлял мяч в кольцо.

-Играть было сложно, играли иногда почти сутки (фанатики религиозные, что поделать), после первого же забитого мяча игра прекращалась. Капитана выигравшей команды брали под белы рученьки и приносили в жертву: голову отрубали. Долгое время ученые спорили: капитану выигравшей или проигравшей команды голову отрубали? В последнее время, благодаря выдающемуся советскому ученому Юрию Кнорозову, многие надписи были расшифрованы и стало ясно, что в жертву приносили именно капитана выигравшей команды.

-У майя было два вида жертвоприношений: добровольное и принудительное. То, которое показал в своем фильме Мэл Гибсон, было принудительным. В жертву приносили захваченных пленных из вражеских деревень и вырывали им сердца. Второй вид, добровольное, практиковался среди знати. Самые достойные молодыми и красивыми отправлялись в загробный мир, чтобы попасть в рай.

-Испанцы наблюдали такие случаи. Индейцы в деревне выбирали девушку-красавицу, в течение года ее холили и лелеяли, кормили вкусно и все желания исполняли. Ровно через год, в день праздника бога Чака, девушку сбрасывали в колодец-пещеру с водой. Расстояние от земли до воды примерно 30 метров, еще 30 – от поверхности воды до дна. От удара о воду девушка (как правило) умирала. Это означало, что невеста богу Чаку понравилась и он забрал ее себе. Девушки шли на это с удовольствием: стать женой бога Чака в загробном мире считалось гораздо почетнее, чем женой обыкновенного смертного.

061-Гран Плаза, 2-я линия

 

062-Гран Плаза, 2-я линия

 

-В тех редких случаях, когда девушка входила в воду правильно и оставалась жива, считалось, что Чак невесту не принял, и выжившая становилась жрицей в храме (замуж выйти она уже не могла).

-Майя верили, что у бога дождя Чака есть помощники («чааки»), которые присматривают за сторонами Света. При чем каждая сторона Света (по мнению майя) имела свой цвет: юг – желтый, север – черный, запад – белый, восток – красный. Ну а центр мироздания – зеленый. Перед началом любого ритуала индейцы прежде всего поклонялись сторонам Света. И сейчас, когда майя танцуют ритуальные танцы, место это украшено лентами именно этих цветов. Никто не интересуется почему именно эти цвета, а между тем они имеют вполне сакральный смысл.

-Сейчас мы с вами находимся возле очередной стелы. Лучшие яшчиланские стелы находятся в музеях, но некоторые стелы решили здесь все-таки оставить. Даже оставшиеся потрясающе сохранились. На этой стеле мы видим изображение верховного правителя Яшчилана. Показан он в профиль, обутым, в полном парадном обмундировании. Перед ним стоит человек, тоже хорошо одетый, но размером поменьше. Стела изображает завоевание города Тонина. Впрочем, через некоторое время Тонина окрепла и уже Яшчилан стал платить ей дань. Политическая ситуация в регионе была очень подвижной.

 
063-Стела с правителем
064-Стела с правителем

 

103-Стела с правителем

-На этой стеле изображены 9 уровней загробного мира (Шибальбы) и 9 богов Шибальбы. В классическом варианте Шибальбу (целиком) обозначают черепом, а здесь она изображена в подробностях. Верх стелы – Верхний мир, сам правитель вместе со своим пленником, которого он поставил на колени, находится в Среднем мире.

 
 
104-Стела с загробным миром
065-Стела с загробным миром
-Один из самых известных правителей Яшчилана, Птица-Ягуар IV, победил город Пьедрас-Неграс в 8 веке н.э. и долгое время Яшчилан оставался сильнейшим городом в регионе, так же как и Паленке. Именно совместными усилиями войск Яшчилана и Паленке удалось поставить Пьедрас-Неграс на колени. До этого воины Пьедрас-Неграса неизменно одерживали верх.
071-Яшчилан

-Не следует думать, что Яшчилан и Паленке «крутышами» после победы этой стали и проводили полностью независимую внешнюю политику. Крупных городов майя (как я уже упоминала) свыше 70 существовало, но два из них были главными, постоянно конкурируя друг с другом в битве за превосходство: Калакмуль и Тикаль. Калакмуль находится в Мексике, а Тикаль – в Гватемале. Яшчилан входил в сферу влияния Тикаля.

072-Яшчилан

-Тик’аль («место, где слышны голоса духов») просуществовал почти 600 лет (с 292 по 889 гг.н.э.) Сама хочу туда съездить, но поездку пока откладываю: уровень безопасности в Гватемале ниже, чем в Мексике. Нужно с собой толпу небольшую собрать, но пока не складывается. Калакмуль пал лет на 100-150 раньше Тикаля.

068-Стела

-Интересна история жизни Птицы-Ягуара IV, расшифрованная известной исследовательницей Татьяной Проскуряковой. Птица-Ягуар IV родился в 709 году, будучи близким родственником тогдашнего правителя Яшчилана Щита-Ягуара I. Прошло больше десяти лет после смерти Щита-Ягуара I, пока Птица-Ягуар IV захватил власть в Яшчилане. Произошло это в 752 году. Все эти годы Птица-Ягуар IV боролся за власть внутри небольшой наследственной группы, управлявшей городом. 20-летнее царствование Птицы-Ягуара IV, после некоторых первоначальных военных действий, было довольно спокойным.

069-Яшчилан

-Вот эта стела изображает символическую передачу власти Щитом-Ягуаром I (681-742 гг.) Птице-Ягуару IV (752-772 гг.). Власть, как правило, передавалась от отца к сыну, но если (по каким-либо причинам) это было невозможно, то преемником правителя становился кто-то из ближайших молодых родственников. Главное, чтобы он был рожден благородной матерью, а не рабыней. Представителей знати называли «альмехен», что означало «имеющий мать и отца».

 
073-Стела-Передача власти
 
070-Яшчилан

-Иногда к власти приходили и рожденные рабыней и уж совсем редко власть доставалась женщине: общество майя было достаточно патриархальным. Известно только несколько таких случаев, при этом женщины были наместниками (опекунами) при своих малолетних сыновьях.

074-Стела с родителями Птицы-Ягуара

-Мать Пакаля, знаменитого «космонавта» из Паленке, была у власти на протяжении 9 лет, пока сын ее не вырос. Сама она при этом была не из Паленке, а из Яшчилана. Браки правителей заключались не только со знатными невестами из их же городов, но и с невестами из городов-побратимов, как это и было в случае с матерью Пакаля.

075-Стела с тремя людьми

-Еще один вид добровольного жертвоприношения (но без смертельного исхода) знатью майя также практиковался. Знатные люди протыкали себе ладони, языки, щеки, кровь собирали бумажными платочками, после чего платки сжигали: считалось, что такая жертва особо угодна богам. Ну а уж те, кто добровольно совершил самоубийство (храбрый поступок), те и вовсе (по представлениям майя) попадали на отдельное небо из 13 (опять же по представлениям майя) имеющихся.

-Перед нами ровные блоки, достаточно современные. Рядом с блоками находятся рисунки, показывающие, что именно на них было изображено. На одном – сцена порабощения, на другом – что-то вроде конференции. Дело в том, что археологи-любители, проникнув в Яшчилан, вытворяли, что им заблагорассудилось. Что поделать: времена и законы были другими, об охране памятников старины никто и не думал. Захотелось такому «археологу» увезти на память стелу – пожалуйста. Проблема в том была, что стела – тяжелая. «Археологи» спиливали тонкий слой с барельефами, а камень оставляли на месте. Сейчас многие из этих барельефов в музеях находятся.

 
085-Ровные блоки
076-Яшчилан, Гран Плаза
 
077- Табличка
 
 
078-Яшчилан, Гран Плаза
080-Яшчилан,арка
083-Табличка
084-Табличка

081-Яшчилан, барельеф

079-Яшчилан, стела

Заглянув в очередной каменный «дворец» (а попросту – сарайчик), группа осмотрела удивительно хорошо сохранившуюся очередную стелу и вышла к крутой каменной лестнице (или к тому, что от нее осталось), ведущей на вершину холма.

 
086-Стела
 
156-У стелы
087-Стела
088-Стела

082-Яшчилан, Гран Плаза
067-Лестница к дворцу

Взглянув на лестницу, барышни мои решили внизу остаться.

155-Не полезу

 

165-Не полезу
161-Не полезем

158-Бесстыдница

157-Бесстыдница

 

-Жарко уж очень, -оправдывались они.- И так вспотели. Сил наверх лезть нет.

 
089-Каменная лестница
 
 
090-Наверх
091-Сверху вниз

 

092-Дворец

А между тем наверху оказалось интересно. Целый дворец обнаружился, не сарайчик какой-нибудь.

093-Храм 33

 

095-Кладка храма 33

Запыхавшаяся  в результате подъема (ничуть не меньше других) гид докладывала:

-Это так называемый храм 33. Построен в 756 году, спустя 4 года после воцарения на троне Яшчилана Птицы-Ягуара IV. Никто (на самом деле) точно не знает: храм ли это или дворец.

-Если дворец, то частично сохранившаяся фигура из известняка на верхней части его фасада изображает (скорее всего) верховного правителя Яшчилана Птицу-Ягуара IV.

094-Бог Вселенной

-Если храм, то фигура (опять же, скорее всего) – это бог всего сущего. Его очень редко изображали в виде хоть какого-нибудь материального объекта. Это бог-абсолют, типа нашего Саваофа, отца Иисуса Христа. То есть чего его изображать? Он и так всюду присутствует.

-Взгляните повнимательнее на здание. Вам кажется, что оно трехэтажное? Чистая фикция. На самом деле, дворец (храм 33) одноэтажный. А чтобы здание выглядело повыше, на крыше возвели кровельный гребень – большую, толстую, слегка суживавшуюся  кверху стену с многочисленными окноподобными отверстиями, обильно украшенную скульптурами и барельефами из алебастра.

101-Храм 33

-Сейчас можно будет зайти внутрь через левый проем и взглянуть вначале на тело бога, а потом (правее, в другой нише) и на его голову, а после выйти через правый проем.

 
096-Тело бога
097-Голова бога

Когда группа покинула храм 33, Катя продолжила:

-Перед зданием находилось мини-озерцо, посредине которого стоит (и ныне) резной (а когда-то и раскрашенный) сталактит. В воде озерца отражались звезды, за которыми наблюдали майя.

 
098-Сталактит
 
 
 
100-Сталактит
099-Сталактит
 

-Экскурсия по Яшчилану закончена, в 11-15 жду вас на пристани.

102-Гран Акрополис

Обещанных туканов мы так и не увидели, но обезьяны-ревуны (высоко в ветвях деревьев) присутствовали, хоть и не ревели. Полюбовавшись еще раз на стелы с правителем и загробным миром (под навесом), группа направилась к пристани.

106-Вид на храм 33

Погрузившись на лодки, отправились назад, но по пути пристали к прибрежной гватемальской деревне, располагавшейся на крутом берегу реки Усумасинты – почти напротив (через реку) пристани, откуда утром наша экскурсия началась.

107-Крутой берег реки Усумасинты

 

108-Гватемальский берег

Взобравшись по крутому склону, мы немедленно наткнулись на большой деревянный (сколоченный из досок) транспарант, смысл текста на котором понятен был и без перевода: «Добро пожаловать в Гватемалу!»

111-Вид на Мексику
109-Добро пожаловать в Гватемалу

Видели бы Вы стариков Козл-вых. Оба они засуетились (на новой ведь стране галочку о посещении поставить можно!), начали фотографировать друг друга, а далее произошло нечто и вовсе невообразимое: старик Козл-в дрожащей рукой протянул мне свою драгоценную «мыльницу» и попросил снять их вдвоем с супругой на фоне транспаранта. Ни до, ни после этого подобной чести никто из группы удостоен не был. Нечего и говорить, что просьбу его я исполнил.

 
166-Какао

159-Гватемала
 
 
162-Гватемала

160-Гватемала
 

 

 

 163-Гватемала

 

164-Гватемала

-Обалдеть можно, -размышлял я, возвращая старику Козл-ву фотоаппарат.- «Мыльница» эта, похоже, целых долларов восемьдесят, а то и сотню стоит. Недаром на нее старуха Козл-ва даже видео снимать умудряется.

-Эта гватемальская деревня – не более чем буферная зона, -с иронией заметила гид Катя, наблюдавшая всю сцену.- За деревней – настоящая граница, с таможней. Российским гражданам, правда, на границе этой виза не нужна – только загранпаспорт: в нем штамп о пересечении границы поставят.

110-Гватемальская деревня

-Да и вообще: россияне от Мексики до Огненной Земли прогуляться могут, о визах не особенно беспокоясь (если, конечно, ноги по ягодицы стереть не боятся). Врать не стану, но (вроде бы, ситуация все время меняется, при чем в лучшую сторону) изо всех стран Центральной и Южной Америки виза россиянам только в Парагвае и Боливии нужна (в аэропортах тамошних по прибытии ставят). Не хочется ставить? Не проблема: и Боливию, и Парагвай легко обойти справа (через Перу-Чили) или слева (через Бразилию-Аргентину), да и в Уругвай (южноамериканскую Швейцарию) заглянуть стоит. Вход в Уругвай для россиян – тоже безвизовый.

-Связано это прежде всего с тем, что Россия с большинством стран Латинской Америки соответствующие соглашения заключила (на условиях взаимности, понятно). Кроме того, США в Латинской Америке не очень-то жалуют и (в пику им) соглашения с Россией о безвизовом режиме подписывают с явным удовольствием.

-Да уж, -сварливым тоном заметила старуха Козл-ва (явно наметившая прошвырнуться со стариком Козл-м по всей Южной Америке наискосок).- Не доработали наши дипломаты с Парагваем и Боливией – это ясно.

-А мне кажется, что им это в голову пока не пришло, -ответила Катя.- Много ли российских туристов Боливию и Парагвай посетить мечтают? В Парагвае 50 % населения ниже уровня бедности живут, в Боливии – 60%. Из обеих стран люди в соседние государства толпами бегут. А в Боливии (плюс к тому) – сепаратизм. Да, и притом (если уж пригорело): в аэропортах-то обеих стран визу дают.

-А Вы, Катя, в Мексике где живете? – спросила свояченица, переводя разговор в мирное русло.

-В Канкуне, -ответила гид.- Вместе с подружкой-болгаркой квартиру за 850 баксов в месяц снимаем. Летом (нашим, российским) уезжаю в Москву к родителям и 3 месяца на даче живу. В Мексике в это время не сезон – дожди, да и туристы-европейцы места, где тепло, поближе к дому легко находят.

-Кстати, отвечаю на вопрос (вспомнила), -обратилась Катя ко мне.- Сигары, продававшиеся в Веракрусе – безусловно подделка, а вот в Канкуне магазин, торгующий настоящими мексиканскими сигарами, вроде бы имеется.

Осмотрев окрестные магазинчики, мы сообразили, что дурацкие китайские игрушки (во всех частях Света распространенные и при том одинаковые) и еще более безумные местные кустарные сувениры, в них продававшиеся, предназначены скорее всего для тех счастливых туристов, которые во время прогулки набрели случайно (перед посещением магазинчиков) на бесхозный куст коки (и листьями его воспользовались).

Основной бизнес гватемальской деревушки базировался на обмене туристами мексиканских песо на гватемальские кетцали по абсолютно фантастическому курсу: 5 песо за 1 кетцаль (монету или купюру – без разницы). Менялы не стеснялись брать 5 песо и за монетку достоинством в 25 гватемальских сентаво.

Лично я взял три комплекта (монета достоинством в 1 кетцаль, монета достоинством в 25 сентаво и купюра достоинством в 1 кетцаль).

 
112-Кетцали-монеты

 

113-Кетцали-купюра

Как позднее выяснилось, курс мексиканского песо – 1,6 к 1 гватемальскому кетцалю (4 российских рубля).

-Полтора рубля гешефта с монеты или купюры, -размышлял я.- Это сколько же их в день поменять надо, дабы на пирожок заработать? Хотя (с моих девяти) на пирожок наскреблось  наверняка.

Когда мы прибыли на пристань, то рядом с автобусом, нас ожидавшим, встретились с юными майя, продававшими все, что у них имелось: бусы из семечек, те же кетцали (в виде купюр) и каменные фигурки.

Приценившись, я купил-таки у потомков майя маленькую фигурку ягуара, сделанную из речного ракушечника, за 150 песо, каковую (по прибытии в Москву) тут же подарил дочери.

 
114-Фигурка ягуара

 

 

115-Фигурка ягуара

В 13-00 автобус отправился обратно.

-Мы очень мало знаем об исчезнувшей цивилизации майя, -рассказывала Катя.- Но кое-что нам все-таки известно. Майя усовершенствовали систему так называемого «длинного счета», перенятую ими у ольмеков, и использовали циклы длиной в 1 день, 1 месяц, 1 год, 20 и 400 лет. Знали число «0».

-Согласно представлениям майя, время разбивалось на шесть эпох или Солнца. Мы с вами живем в эпоху пятого Солнца, предыдущие четыре закончились громадными катаклизмами (землетрясениями, ураганами, извержениями вулканов и всемирным потопом) с одновременным исчезновением всех четырех существовавших цивилизаций.

-После потопа, покончившего с эпохой четвертого Солнца, потомки цивилизации «деревянных людей» полностью деградировали и выродились в обезьян-ревунов. Сами майя произошли (по их представлениям) из кукурузы и крови богов.

-Майя достигли высот в изучении астрономии: хотя их жрецы и не имели приборов, зато сколько угодно свободного времени для изучения неба. Особое внимание они Венере уделяли. Дело в том, что Кетцалькоатль (у майя – Кукулькан), давший майя знания и письменность, перед своим отплытием сообщил, что вернется тогда же, когда и уплыл, через несколько временных циклов. Кукулькан (по мнению жрецов) превратился в Венеру.

-Пантеон богов Месоамерики не ясен до конца до сих пор: постоянные войны и завоевания приводили к тому, что боги видоизменялись и переименовывались.

-Насчет подлинного Кетцалькоатля есть у историков некоторые соображения. Дело в том, что задолго до прихода ацтеков господствовали в западной части Месоамерики тольтеки. Появившиеся позднее (уже после набегов чичимеков) с севера ацтеки заняли фактически территорию тольтеков. Считается, что именно тольтеки построили Теотиуакан и Шочикалько. Столицей тольтеков был город Тула, расположенный в 65 км к северо-западу от Мехико. Одним из правителей Тулы на протяжении 20 лет был Топильцин, проигравший в конечном счете гражданскую войну и изгнанный с немалым количеством воинов. Случилось это в 987 году н.э. Вместе с воинами Топильцин, принявший имя Кетцалькоатль, пришел на Юкатан и захватил город Чичен-Ицу, принадлежавший майя. Чичен-Ица и стала столицей майя-тольтекского государства. Тольтеки убили правителя Чичен-Ицы, но не народ, и ассимилировались с ним в пропорции 50 на 50 – явление весьма редкое. Ассимилировавшиеся майя привыкли и к тому, что тольтеки не 3-4 жертвы в год приносили, а 2,5 тыс.человек.

-За нулевую точку отсчета (начало эпохи пятого Солнца) календарь майя принимал 13 августа 3113 года до н.э. Согласно этому же календарю, конец эпохи пятого Солнца приходится на 23 декабря (а не 21 декабря!) 2012 года по григорианскому календарю. В местечке Тортугеро нашли стелу № 6, надпись на которой эту информацию подтверждает. А вот что началом эпохи шестого Солнца будет дальше - неясно: следующий иероглиф стерт.

-Я (кстати) 21 декабря 2012 года провела вместе с туристами в Чичен-Ице. Несмотря на предсказание, особого наплыва людей не было. Разве что американцы на общем фоне выделялись со своими «пикниками» и марихуаной.

-Письменность майя – самая великая в Древней Америке. У инков письменности не имелось, только узелки на нитках (кипу), больше для счета приспособленные. Зато у инков домашний скот (ламы) были. У ацтеков иероглиф обозначал слово, у майя – слог и слово одновременно. Испанские монахи первое время сами изучали язык майя, потом его запретили. С учетом того, что и во времена расцвета цивилизации майя читать и писать мало кто умел (верховные правители, жрецы, да кое-кто из воинов), через 100 лет иероглифы майя никто уже прочесть не смог.

-Сейчас 6 млн. майя говорят на своем живом языке, но для письменности используют латиницу. Очень сложная письменность – масса апострофов.

-Расшифровкой письменности майя первым занялся англичанин Эрик Томсон. Ему удалось расшифровать 28 из 300 иероглифов.

-Большой вклад в расшифровку иероглифов майя внесла Татьяна Проскурякова, русская эмигрантка из США. Папа ее во время Первой Мировой войны военпредом в США работал, а там и Октябрьский переворот случился, так что семья в Штатах осталась. Проскурякова за заслуги награждена была высшей наградой Гватемалы – Орденом Кетцаля.

-Но самый выдающийся вклад в расшифровку письменности майя внес русский ученый Юрий Кнорозов, до этого ни разу не побывавший ни в Мексике, ни в Гватемале. Кнорозов, как тогда выражались, вообще «невыездным» был.

-Кнорозов расшифровал 70% иероглифов майя, основываясь на двух книгах (подобранных им, согласно легенде, в горящей библиотеке поверженного Берлина): «Сообщение о делах в Юкатане» Диего де Ланда, 3-го юкатанского епископа, и «Кодексы майя».

-Доклад Кнорозова в 1955 году при защите своей диссертации на соискание степени кандидата исторических наук длился 3,5 минуты и стал настоящей научной «бомбой». После обсуждения доклада Кнорозову присудили степень доктора исторических наук.

-В Мексике в честь Кнорозова улицы называют. Кнорозов награжден был Большой Золотой медалью президента Гватемалы и мексиканским орденом Ацтекского орла. Побывать на родине майя Юрию Кнорозову в первый раз удалось лишь в 1990 году.

В 15-00 автобус на 15 минут остановился у той же утренней харчевни, в стандартном пейзаже юга Мексики: луга в предгорье с отдельными растущими на них деревьями (в том числе пальмами) и пасущимися между ними коровами.

-А майя курят? –спросил я Катю.

-Почти нет, -ответила гид.- Табак у них не растет, а сигареты покупать – слишком дорого.

-Да и зачем им? Средняя продолжительность жизни у женщин майя – 79, у мужчин – 75 лет. Не нервничают вообще ни по какому поводу. Мой вам совет: курить можно в любой гостинице, просто вместо пепельницы стакан с водой используйте. Я именно так и делаю.

В 15-30 автобус остановился вновь: в него вошел улыбчивый солдатик и проверил автобусный туалет на предмет наличия в нем гватемальца-нелегала.

В 16-00 автобус добрался до территории водопада Мисоль-Ха, находившегося (судя по карте) совсем недалеко от Паленке.

167-К водопаду

Вначале мы нашли крохотный водопад и долго хохотали, сопоставляя его размер с ростом типичного майя. Тут подошла гид и объяснила, что настоящий водопад – дальше.

118-Маленький водопад Мисоль-Ха

119-Настоящий водопад Мисоль-Ха

И мы его обнаружили. Тут же нашлась и «тарзанка» (наподобие той, что мы у пещер Какауамильпа видели). Стоила «тарзанка» дешевле, чем у Какауамильпа – всего 40 песо.

120-Тарзанка

К тросу ее как раз увесистая мексиканка прицеплялась.

121-Тарзанка

-Не советую, -заметила Катя.- Техническое состояние их никто не проверяет. Так что и каска (в случае чего) не спасет.

И мы пошли вниз пешком. В озеро, образованное водопадом, вход оказался очень тяжелым. Мешали огромные камни, поэтому (для удобства купальщиков) через озеро проложено было несколько тросов.

 
122-Водопад Мисоль-Ха
123-Водопад Мисоль-Ха

 

171-По веревочке
172-По веревочке
173-Водопад

168-У водопада
124-Водопад Мисоль-Ха

Барышни мои купаться не решились, я же в воду влез. Вода оказалась чистой и вполне комфортной температуры.

 
169-От водопада
125-Возле водопада Мисоль-Ха
126-Вилла Мерседес

Развлечения с водопадом хватило на час, а еще через час (в 18-00) группа оказалась в отеле «Villa Merсedes».

127-Вилла Мерседес

 

170-Отель

-А завтра куда? –спросили мы у гида, прощаясь.

-В 8-00 отправляемся осматривать развалины Паленке, а потом в Кампече поедем, -ответила та.

-А далеко это? –поинтересовалась свояченица.

-Паленке – в 3 км от Вашего отеля (вернее – 2,9), 10 минут езды, -улыбнулась Катя.- Вот Кампече – тот подальше.

Сев в ресторане, заказали ужин. Барышни выбрали рыбу и белое вино, я – мясное ассорти м темное пиво. Ужин оказался вкусным, к мясному ассорти прилагались три вида гарнира, поданные в ракушках.

 
129-Рыба
130-Мясное ассорти

Вчерашний официант с чувством глубокого удовлетворения получил с нас 1250 песо (вместе с чаевыми) и выразил сожаление, что многие русские туристы плохо по-английски говорят.

-Русскоязычные, скорее, -хмыкнул я, вспомнив состав группы.

Мексиканское вино, купленное накануне, (и розовое, и красное) оказалось весьма приличным.

-На чилийское похоже, -заметила жена.

Выйдя на улицу перекурить, встретили доброжелательную жабу.

128-Жаба

Что-то стариков Козл-вых не видно, -задумалась свояченица.

-Наверняка в бассейне водные процедуры принимают, -улыбнулся я.- Вместо ужина.

 

Анатолий Новак,

20 апреля 2014 года

 

Приложение:

Мексиканские песо

 

В обращении ходят монеты достоинством в 1, 2, 5 и 10 песо.

Монеты более мелкого достоинства номиналом в 10, 20 и 50 сентаво из обращения практически выведены.

 

131-Мексиканские монеты

Банкноты различаются цветом, нанесенным изображением и незначительно размером. На аверсе изображены исторические личности Мексики, на реверсе – достопримечательности.

 

132-20 песо

20 песо – купюра синего цвета, аверс – Бенито Хуарес, реверс – руины Монте-Альбана.

 

133-50 песо

50 песо – купюра красно-фиолетового цвета, аверс – Хосе Мария Морелос и Павон, национальный герой Мексики, реверс – акведук города Морелия.

 

134-100 песо

100 песо – купюра красного цвета, аверс – Нетцауалькойотль, правитель города Тескоко, строитель дамбы, защитившей Теночтитлан от наводнений, «Соломон Древней Мексики»; реверс – комплекс сооружений cтолицы государства ацтеков Теночтитлан.

 

135- 200 песо

200 песо – купюра зеленого цвета, аверс – Хуана Инес де ла Крус, мексиканская поэтесса, реверс – город Чимальхуакан.

 

136-500 песо-Ривера и Кало

500 песо – купюра коричневого цвета, аверс – Диего Ривера, мексиканский живописец, реверс – Фрида Кало, мексиканская художница, жена Диего Риверы.

 

137-500 песо с генералом Игнасио Сарагоса

500 песо (вариант) – купюра коричневого цвета, аверс – генерал Игнасио Сарагоса, герой битвы при Пуэбле, реверс – кафедральный собор города Пуэбла.

 

138-1000 песо-аверс

1000 песо – купюра пурпурного цвета, аверс – Мигель Идальго, мексиканский католический священник и революционный вождь, реверс – университет Гуанахуато.

 

139-1000 песо-реверс

Купюра в 1000 песо за более чем двухнедельное пребывание в Мексике нам так и не попалась.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Мексика
еще маршруты
О Маршруте
Ссылка: