Р.Хулга - р.Ляпин

3 августа.
Наконец-то мы на Хулге! И теперь легко покатимся вниз без маньячных подъемов по бурным рекам и волоков по заболоченной тундре.. Хотя, возможно, это будет скучно.
Стоянка на Хулге.
Через неделю планируем дойти до Саранпауля, там пополним запас продуктов.
Вышли около 11ч, сразу прошли бурный порожек с камнями на выходе. Сильный северный ветер, холодно, +11.
Пороги и перекаты следовали один за другим, расслабиться было нельзя. Хорошо, что капитан издали видит камни, читает реку, я замечаю препятствия, только когда мы их легко обходим.
В узких местах пороги 2-3 к.с. с крутыми сливами и валами на выходе. Я иду в непромокаемых штанах, натянула юбку, практически сухая, а Волку в непромокайках всегда жарко, теперь вот его прилично залило, и на таком ветру - это серьезно, вода ледяная. На перекусе я еще и куртку-мембранку под плащ натянула, лишняя не будет, а сверху - спасик для тепла. Несколько мелких перекатов пришлось лодку проводить.
К вечеру Волк пустил поппера, тут же клюнула крупная толстая рыбка, сразу и на стоянку встали. Холод собачий, ветрище, пришлось прятаться за кустами. У реки совсем близко бегала и ныряла шустрая черная норка, наверное, рыбьи потрошки почуяла.
Ночью шумел перекат и ревел ветер.
4 августа.
Встали рано, в 6ч. Очень холодно, ветер, натянули на себя всю теплую одежду и шапочки. Теперь понятно, зачем мы все это таскали целое лето.
Р.Хулга
Вышли в 9ч, дошли до старого русла, которое ведет к избушке на р.Тыкотлова. Там оказался большой завал, мы пролезли сначала направо, по старому руслу.
Завал на протоке
Прошли 3 перекатика пешком, потом стало совсем мелко, мы решили, что дальше не пройдем и вернулись к основному руслу, потеряли час времени. Пока мы тащили лодку по перекатам, нам стало жарко, спасики сняли, они и надеты были больше для тепла. Вроде бы река знакомая, никаких неожиданностей быть не должно. Пошли по новому левому руслу, которое река пробила по болоту. Это узкий бурный поток, на пути много поваленных деревьев.
И вот под один такой завал из елки и березы мы и влетели. Все произошло очень быстро. Волк правил на берег, на мелкий перекат, но мне скомандовать не успел, а я думала - проскочим сбоку по веткам. До берега мы не дотянули, зацепились лагом за березу и кильнулись. Нас протащило под березой, капитан на автомате ухватился за обвязку лодки, в другой руке - весло, и ушел вместе с лодкой к берегу. Там сразу отловил уплывшую бутылку с маслом, сбитые ветками перекусочную сумку и палатку. А у меня весло застряло между веток, я его вытащила и пошла самосплавом, в болотниках, с веслом в руке, фотиком на шее, в куче верхней одежды и без спасжилета! Встать сразу я не смогла, глубоко, сильное течение. Сначала меня держал воздух в одежде, потом потащило по дну, реально стала тонуть. Иногда удавалось встать, глотнуть воздуха, но течение тащило меня дальше. Я стала захлебываться, крикнула: "Тону!" Волк кинул мне спасик, но он упал далеко впереди, дотянуться до него не смогла, ушла под воду. Протока узкая, я пыталась хвататься за веточки кустов, они обламывались, но я, видимо, приближалась к берегу. Весло я зажала в руке, потом как-то держала ногами, но все равно у меня его вырвало течением.
Наконец, удалось встать на ноги. Я наглоталась воды, был просто шок, я даже не пыталась выйти на берег, так и стояла по грудь в ледяной воде, ждала, пока Волк подойдет на лодке. Я даже сразу не смогла в нее залезть, в непромокаемых штанах был пуд воды. С трудом как-то вылила воду, чуть опять лодку не перевернула. Мы сразу пошли догонять уплывшее весло и спасик. Весло нашли сразу, оно застряло в кустах невдалеке, а спасика нигде не было видно, наверное зацепился стропами за ветки и притонул. Мы дошли до конца протоки, до основного русла, вылезли на косу, чтобы переодеться, меня колотило. Волк высыпал на тент кучу одежды из гермы, я переоделась в сухое, тут только заметила, что фотик купался со мной, сразу вытащила аккумулятор. Капитан заставил меня выпить остаток водки, 3 глотка, стало легче. А Волк только вылил воду из сапог и выкрутил портянки.
Р.Хулга
И мы пошли дальше, вглядываясь в берега, но спасик так и не догнали. Еще уплыла моя любимая белая пенопластовая сидушка. Больше потерь снаряжения не было, Волк все спас, а я растерялась. Надо было осмотреться, проверить глубину, не уходить в плавание, а вылезти по березе на перекат. А вообще мы в очередной раз нарушили сразу 2 правила - сняли спасжилеты и пытались пройти под упавшим деревом при сильном течении.
Мы шли до 14ч и встали на перекус. Волка всего трясло, надо было переодеться, согреться и обсушиться. Вообще, надо было ему переодеться еще там, на косе, вместе со мной. Мокрые вещи засунули в лодку, разбираться будем потом. Доели уху, я сварила кофе. Погрелись у костра. Мы пошли дальше, река уже расширилась, течение упало. Берега заросли березкой и травой.
20180804_172121
Капитан планировал стоянку у р.Балбанью на косе, где мы стояли раньше, а косы там не оказалось, ее смыло. Встретили двух рыбаков, которые не очень хотели с нами общаться, у них в лодке лежали 2 здоровенных тайменя и щука, и автомат на дне лодки. Они шли вверх, спросили их про спасик, не проплывал ли. Мы прошли уже 50км, а косы все не было, пришлось встать на травке. Уже было 18ч, солнце садилось, холодало.
Сварили гречку и кофе, чай уже заканчивался. И водки на экстренный случай не оставили. Стали ставить палатку - она вся мокрая, тоже плавала, теперь не высохнет до утра, все влажное. Волк нырнул с навигатором на шее, теперь он стал терять спутники. Фотик я ночью сушили в спальнике на животе, но надо хорошее солнце, чтобы его просушить, утром он так и не включился. Ночью было +4.
5 августа. Дневка.
Утром выглянуло солнышко, ветер задул с юга, немного потеплело. Днем +19. Первым делом натянули веревку и стали все сушить, палатку тоже.
Дневка
После завтрака я постирала рабочую одежду. Фотик не включается, надо его хорошо сушить на солнце. Волк вытащил большую щуку, как раз филешки влезли на наш противень.
20180805_084406
Много мошки, но мы к ней уже притерпелись. В 13.30 я поставила тесто на плюшки и пошла за голубикой, ее мало, но есть. Пока собирала ягоды, Волк смазал спиннинг и пошел его проверять, сразу вытащил 2 больших окуня и позвал меня варить уху. Окуни еле влезли в котелок 1л. После обеда начали жарить плюшки. В этом году что-то они плохо получаются, внутри не прожариваются, может дрожжи не те, или мука, или сковородку надо поменять. Хорошо, что не было ветра, ничего не пригорело.
После плюшек нагрели воды и помылись у костра, пока тепло. Залезли в палатку, послушали аудиокнижку.
20180805_105810
20180805_105835
Около 19ч вылезли, чтобы все убрать, что сушилось, заодно сварили гречку на ужин. Сегодня получилось усиленное питание. Ночью холодно, +2. Около 2ч мы вылезли по необходимости, над водой стелился туман. И тут Волк увидел, что по реке проплывает что-то белое, сразу мысль - сидушка! Она уплыла вчера при аварии. Мы натянули штаны, схватили весла и на спущенной, покрытой ледком лодке, босиком, бросились ее догонять. Оказалось, это плыл кусок пены... Вернулись и легли досыпать. Температура +2 - уже норма.
6 августа.
Утром +12, облачно, сильный южный ветер. Конечно, ведь мы идем на юг, а правильный ветер - всегда "в морду". Фотик сушу на пузе, пока не заработал, показывает только заставку. Снимаем на экшн-камеру. 8.50. У Волка сдох навигатор, пока он с ним разбирался, я пошла по ягоды, там моховое болотце, есть крупная голубика и морошка, набрала целую баночку на перекус. Навигатор так и не заработал, придется идти по мобилке, писать трек в программе Locus. Не все пошло гладко, сначала я теряла спутники, когда гас экран. Пришлось отключить для этой программы режим экономии и трек стал писаться без проблем. Еще 1 кусочек трека потеряла, когда не заблокировала экран и случайно нажала на паузу. Теперь капитан оказался в моем положении, слепой и не знает, сколько уже прошли. Сначала я вредничала и ничего ему не говорила, потом пожалела, ведь это его любимое занятие - отмечать маршрутные точки, писать трек, следить, куда мы идем. Хулга здесь широкая, много прямых участков.
20180806_120739
20180806_140433
Прошли притоки Енгота-Ю и Нерка-Ю. На стрелке с Енгта-Ю сделали перекус. Иногда моросит дождик, капитан промок и замерз, но надеется пройти 35км, как запланировано.
20180806_151643
Я же, получив доступ к навигатору, предложила встать на большой песчаной косе на нашей старой стоянке. Прошли всего 32км, ну и ладно, а то со стоянками здесь плохо.
По дороге Волк выловил с 2 забросов щуку на ужин, даже неинтересно, как в магазин сходить. Вечером я сварила уху и чай с шиповником. Здесь очень много гнуса, выбить его из палатки невозможно. А у костра брызгаюсь гардексом. Всю ночь шел дождь, тепло, +16, может, и грибы пойдут, пока даже поганок не видели. А мы сидим в палатке, как лягушки в болоте. Хорошо бы найти избушку, затопить печку, все просушить.. Мобилку я заворачиваю в носовой платок, чтобы впитывал влагу, а то экран запотевает.
7 августа.
Проснулись рано, идет дождь, +16. Подождали, пока дождь немного стихнет и в 7ч вылезли. Спали сегодня плохо из-за гнуса. Дождь прекратился, но пасмурно.
20180807_090938
20180807_090845
Вышли в 10.45. Идем хорошо, скорость 7км/ч. Проходим прямые участки, берега болотистые, не выйдешь, заросли кустами. К вечеру встретили избушку, но она была на замке. Напротив, на другом берегу, есть вторая избушка, но плохонькая.
20180807_102610
На поппера Волк вытащил 2 щуки, на ужин и завтрак, одна на 1кг, вторая - 1,6кг. На песке вставать не стали, грязно, встали на "булыжной мостовой" - галечке, поросшей травкой. Сегодня прошли 40км.
20180807_184617
К вечеру показались кусочки голубого неба, солнышко в просветах, но оно уже садилось. Большую щуку вечером зажарили, маленькая будет на уху. Вечером +15 и ночью было тепло, шел дождь. Перед сном в палатке поставили спиральку, выдушили комаров и спали хорошо. Здесь и гнуса меньше, чем на песке.
8 августа.
В 5ч утра - туман, постепенно он рассеялся, выглянуло солнышко. Фотик и навигатор по-прежнему не работают, сушим в спальнике. Дрова сырые, Волк на растопку наколол щепочек, сварила котелок ухи.
Вышли в 9.15, ветер, волна. Сегодня облачно, +15. Прошли устье р.Нияю, пособирали голубику в горелом лесу, за пол-часа набрали 2 кружки. В устье на л.б. стоит лодка, говорят, там в избушке кто-то живет, мы его не видели.
Ниже на Хулге встретили лодку с рыбаками, они едут на Балбанью, поболтали с ними. По небу ходят тучки, одна гонится за нами, иногда догоняет и поливает мелким дождиком.
20180808_123557
Встретили 2 избушки, одна из них, новая, была открыта. Потом напротив устья р.Хальмер-Ю сделали перекус около избушки на л.б., как раз дождик переждали.
Дошли до нашей старой стоянки на островке, там большая песчаная коса, за дровами ходить далеко. Прошли еще немного дальше, но все еще моросил дождь, мне не захотелось вставать в мокрой траве, решили дойти еще 5-6км до избушек. Они оказались закрыты на замок.
Было уже больше 18ч, солнце садилось, пришлось срочно высаживаться на берег на перекате Артемьевский.
20180808_190525
Сразу сходили в лес за дровами, притащили 2 охапки, сварили гречку и чай. Тут выяснилось, что Волк все-таки заболел после ледяного купания, надо было ему сразу переодеться. Он весь день кашлял и отплевывался, теперь у него болело горло, говорить почти не мог, возможно, была и температура, он не признавался. Я предлагала ему сразу выпить таблетку сульфадиметоксина, но надо было вылезать из палатки за водой, а комаров всех уже выбили..Так и крутился он всю ночь, никак не мог согреться, в палатке было +10. Сегодня прошли 46км, до Саранпауля остался 1 переход.
9 августа.
Утром облачно, солнышко проглядывает, +17. Волк принял таблетку, вроде ему полегчало, перестал так хрипеть. Вышли рано, в 8.20. Сегодня ветер встречный, с юга.
20180809_112010
Дошли до избушек у р.Пупую. Первая стоит на хорошем месте, под кедрами, она открыта. А вторая - подальше, стоит на п.б. на болоте, она на замке. Около избушек встречаются покосы.
Волк наловил немного ельцов на вечер, они блесну берут, но плохо. У другого берега мы встретили мужчину и женщину на лодке, они вспомнили, что давно-давно мы здесь поднимались вверх против течения. Потом дошли до Ясунта, детский лагерь в этом году проходил по укороченной программе и уже закрылся, очень много было гнуса.
20180809_150006
Мы проверили наш гео-кешерский тайник на берегу, за 6 лет его никто не взял, но там все промокло и заржавело, пришлось его закрыть. Вечером мы дошли до устья р.Щекурья, где стоит поклонный крест и встали в конце песчаной косы на другом берегу в 16.30, прошли 36км.
20180809_163019
Саранпауль уже видно в 2км, Волк даже предлагал сгонять туда за водкой, чтобы полечиться. У капитана пропал голос, кашляет, пытаюсь его лечить. Здесь есть связь Теле 2, Мегафон, Билайн, Мотив. Дозвонилась сыну, он очень обрадовался, что у нас все в порядке, ждет меня домой, связи не было 1,5 месяца.  Ночью тепло, +12.
10 августа.
С утра было солнечно, потом набежали тучки. Волк попробовал разобрать аккумулятор фотика, внутри оказалась вода, контакты заржавели, электроника просто сгнила, надо покупать новый. Дошли до Саранпауля к 10ч, а по местному времени уже 12ч.
Я сходила за продуктами сначала в магазин "Перекресток", там самообслуживание, большой выбор, но все в упаковках, а мне лучше на развес. Купила свежий, еще горячий хлеб, изюм, сгущенку, водку "Тундра" на оленьих пантах. Потом зашла еще в 2 магазина слева и в "Мясную лавку" направо, напротив кафе, за крученым салом и копченым мясом местного производства. Закупила все, кроме овощей - огурцов, помидор, картошки и капусты. У всех свои огороды, а если привозят немного - быстро разбирают. Продукты возят по Ляпину, самолет уже не летает, а раньше было 2 рейса в неделю. Закупилась я быстро и мы пошли к нашему знакомому Ивану Николаевичу Вакуеву, но он ушел в горы с группой, хотя ему уже 70 лет. Поговорили только с его женой. За молоком нас проводили к Рокиной Александре Егоровне, она зазвала нас пить чай.
Она бывшая оленеводка и вообще очень интересный человек, ей 74 года, но еще держит 2 коров. У нее 3 детей, есть внуки, а живет одна. Она угостила нас соленой рыбой, творогом, вареньем, мы очень хорошо поговорили и в 12ч пошли дальше. Купили у бабушки молока 1,5л, а в магазине я запаслась вкусными булочками с вареньем.
Саранпауль стоит на торфе, его размывает, вот так укрепили берег.
Опять нас догнала туча, моросит целый день. Остановились у песчаной косы, выпили еще молока с булочками. От Щекурьи уже идем по р.Ляпин. Здесь много песчаных кос, один раз пришлось обходить целый лабиринт посреди реки.
20180810_151635
Прошли 30км и стали выбирать стоянку на косе, но то было мокро, то трава, то дрова далеко. Та коса, которая была обозначена на карте, вообще переехала к югу. Наконец встали в начале песчаной косы у д.Хошлог.
20180810_182032
20180810_193223
Уже было 19ч, солнце садилось, прошли 39км. В д.Хошлог живет 1 человек, типа сторож, как нам сказали местные, подъехавшие на лодке. Напротив косы есть избушка, там стояла лодка. Мы выпили по глоточку за Хулгу и за 1000 пройденных километров. Сварили гречку. Ночью +9.