Р.Большая Лахорта - озеро Сортлор

16 июля.
8.15. Наконец-то сбежали от комаров. На воде ветерок, всю мошкару сдувает.
Р.Большая Лахорта
Спускаемся по Лахорте. Много перекатов и небольших порожков, если обходить большие камни, пройти их не сложно. По мелким местам проводим лодку вручную.
Разбой
У впадения Малой Лахорты на л.б. - база геологов, стоит много вагончиков и техники, людей нет.
ПерекусБаза геологовХариус
После впадения М.Лахорты река называется Лахорта. Мы спустились немного ниже и встали на стоянку на продуваемой галечной косе.
Сегодня на перекате Волк поймал 3 хариуса, один на 885г, два других поменьше. Мелочь засолили в банке, крупный пошел вечером на уху. Прошли 24км и встали на стоянку рано, около 15ч, чтобы не пролететь всю речку, а задержаться там, где ловится рыба. Я искупалась, вода отличная. Почитали в палатке, поужинали, посмотрели на тучки над горами. Ночью шел дождь.
17 июля.
Облачно, ветерок, проглядывает синее небо. Выпили кофе с нежной малосолкой. Ниже по течению, за островом вчера фырчала лодка, наверное рыбаки стояли.
Вышли в 10.30. Много перекатов, для прохода воды хватает, если не зевать и идти по струе. Через 5км прошли порог с поворотом направо, стенки не задели, прошли легко. Ниже была коса, где мы ночевали в 2012, сейчас там каменная россыпь, косы нет.
Р.Лахорта
Пошли дальше пока без кильсона и без юбок. И конечно влетели в узкий каньон с серией порожков с валами. Нас здорово захлестало, пол-лодки воды налилось, штаны мокрые. Хорошо, что жарко и идти нам недалеко, км 20, можно и мокрыми посидеть.
Пороги продолжались до впадения р.Лабахэй. Около ее впадения в Лахорту мы догнали 2 катамарана, рыбаки с них ловили хариуса в устье. Выше по реке мы видели их лагерь на высоком берегу, там никого не было. Мы подошли поздороваться и познакомились.
Это оказался тот самый егерь Андрей с оз.Ворчато, у которого туристы оставляют на стене блесны на удачу. А на другом кате с мотором - семья из Мужей, Сергей и Анна, с дочкой и сыном. Нас угостили неслыханным деликатесом - арбузом! Они ловили хариуса на балду, получалось очень хорошо, а на нашу блесну совсем не клевало. Андрей подарил нам 3 штуки крупных хариусов и посоветовал ловить рыбу в притоках. Мы сидели на ветру, мокрые, я совсем замерзла, поэтому попрощались и прошли дальше, встали на насиженной стоянке на высоком берегу в 16ч. Прошли 20км. Здесь было и кострище, и бревнышки.
Стоянка на р.Лахорта
Я сварила компот из сухофруктов, свежих ягод мы этим летом наверно не дождемся. Волк почистил хариусов, набили банку малосолки. И пошли читать в палатку. Уже около 20ч вылезли варить уху. Вверху ветер комаров сгоняет, так они по низу ноги грызут, надо брать не шлепки, а закрытые чуни. Приходится на стоянке натягивать сапоги. Ночью тепло, +17.
18 июля.
С утра солнечно и ветрено. Я сварила гречку на завтрак, съели настоявшийся за ночь компот. Идем мы очень не торопясь, часто подолгу отдыхаем, даже по 2 дневки подряд устраиваем. Волк рыбачит. Если бы еще комаров поменьше было.. И сухо очень, нет ни грибов, ни ягод. Егерь Андрей рассказал нам про Евгения Филипповича Карабана, Деда из Москвы, который ходил на Урал на байдарке с 1968г. (Фото AlikovGena)
Дед Карабан (слева)
Его постоянная стоянка была на стрелке Лахорты и Кокпелы, Андрей поставил там деревянного Идола. Мы проходили это место в 2012г. Так вот, Андрей с ним дружил и в тот день, в 2013г, они вместе пошли за грибами, но Дед потерялся и не вернулся, пришла только собака. Его долго искали, но никаких следов так и не нашли, человек исчез, как будто перешел в параллельный мир.
Вышли мы поздно, в 11ч. Сразу натянули юбки, и они понадобились  - перекаты очень бурные, особенно в местах подхода скал.
Скоро нас догнал Андрей на катамаране с мотором, он возвращался домой. Мы прошли порожек и остановились внизу поболтать. Андрей рассказал нам про туриста, который отравился, попив воды из горного ручья, а туда геологи зимой слили буровую жидкость. А мы, бывает, на волоке пьем из любой лужи. На прощанье заботливый Андрей оставил нам хлеб, консервы, 2 поплавка для балды и еще всякую рыболовную мелочь, спасибо большое! Хлеба у нас давно нет и взять его на ближайших 500км негде. Скоро мы дошли до стоянки Деда Карабана на стрелке с Кокпелой, она идет направо, налево - р.Войкар.

На другом берегу - большая стоянка, а крест там кто-то спилил, испортил себе карму. По Лахорте прошли сегодня 9км.

По Кокпеле сначала шли легко, ровные длинные галечные косы позволяют вести лодку корабликом, глубокие спокойные плесы проходим на веслах. Дошли до устья р.Погурей, Волк посмотрел навигатор и сказал - р.Кокпела - направо. Доктор сказал - в морг, значит в морг.. Мы с трудом перебрались под другой берег, в русле много валунов, слив очень бурный.
Р.Погурей
Характер реки резко изменился, появились крупные камни, разбои шли один за другим, река повернула в горы, а должны вроде идти на юг.
В устье Погурея мы видели хорошую стоянку в лесу, даже с хлебопечкой, показалось, что там много комаров и решили поискать косу. И вот поднимаемся по камням, а стоянки нет и косы не видно! С трудом нашли на берегу старую стоянку на мху. Прошли 8км.
Стоянка на р.Погурей
Р.Погурей
Я стала готовить ужин, отбиваясь от комаров, а Волк залез в палатку. Вдруг раздался вопль: "Блиин!!!" Что такое? Оказалось, мы вместо Кокпелы ушли на 2км вверх по Погурею! На солнце и в накомарнике Волк не разглядел на маленьком тусклом экране навигатора, куда идти. Вот все и объяснилось, почему река в горы полезла и почему кос нет. А Кокпела - очень хорошая, добрая, тихая речка, как я ее помню. Завтра исправим ошибку. Ночью было +10.
19 июля.
Встали в 7ч. Я сварила вкусный суп с дошираком и тушенкой, выпили компота, который я аврю с вечера, чтобы настоялся. Ягоды голубики еще зеленые. Туча комаров клубится прямо в пламени костра, они сгорают, но меньше этой гнусности не становится. Есть и немного мошки. Ходим только в сапогах, руки я мажу репеллентом постоянно. Палатка изнутри вся в кровавых мазках и сушеных комарах, которые были разглажены при сворачивании палатки.

Вышли в 10ч, быстро скатились по струе вниз, как с горки ехать, одно удовольствие! Даже не выходили на перекатах.
Р.Погурей, перекат
И стали подниматься уже вверх по Кокпеле. Совсем другое дело - ровные перекаты без каменюк, длинные косы.
Правда, дальше перекаты стали очень бурные и с большими камнями.
На косе увидели птенца чайки, который сначала замер, потом пытался убежать. Он как пушистая игрушка! Сфотались с ним и отпустили.
Ночью у меня разболелась голова, стало тошнить.  У меня так бывает, может, хариуса-малосолки переела или еще что.
20 июля.
Утром мне стало совсем плохо, кружилась голова. Волк достал из аптечки активированный уголь, порошок атоксил, я выпила и залегла в палатку, есть ничего не могла. А Волк приготовил завтрак и пошел на перекат рыбачить, поймал 1 хариуса. Я поспала до 10ч, мне полегчало, потребовала мои макароны со сгущенкой. И мы пошли дальше. Быстро дошли 3км до поворота на р.Тумбялава.
Р.Тумбялава
Теперь Волк 3 раза проверил по навигатору, туда ли мы свернули. В устье Тумбялавы сделали перекус на косе. Рядом на л.б. есть стоянка с баней. Волк пошел половить рыбку на перекате и тут пошел такой клев - он вытащил 6 штук хариусов примерно по 800г каждый! Больше нам  и не надо было. 2 штуки тут же поджарили и слопали, 2 засолили на малосолку, 2 отложили на утро на уху. Шли до 17ч., прошли 5км. Воды в Тумбялаве поменьше, река поуже, тоже есть косы и перекаты. Схема движения отработана, я провожу лодку за нос, Волк тащит меня вместе с лодкой за веревочку. Река очень красивая.
Встали на большой косе, напротив на л.б. - снежники на горке.
Стоянка на р.Тумбялава
Снежник на горке
Нагрели ведро воды, ополоснулись, потому что идти очень жарко, а купаться - вода холодная, и залезли в палатку читать отчет, что нас ожидает впереди, а потом - книжку. Вылезли в 19ч, сварили на ужин гречку, а то все рыба да рыба. Уже похолодало до +13, комаров вроде меньше стало. Ночью +10.
21 июля.
Встали в 6ч, я сварила котелок ухи, половину - на перекус, компот был сварен с вечера. Вышли около 10ч. Поднимались по перекатам и я все ждала, когда же будет порог, описанный в нашем отчете.
Вот протащили лодку у кустов - этот? Прошли красивые скалы с останцами, дошли до камня "Птица". Тут тоже был небольшой порожек.
Протянули там лодку, пошли дальше. И вот это Порог! Двухкаскадный, глубокий, с перекатом посередине, с ревущим потоком воды и огромными каменными глыбами посередине. Ужас! Может, лучше обнести?
Большой Порог
Но капитан уверенно командует: "Пошли потихоньку!" Сначала у п.б. протянули лодку между камнями, потом влезли по перекату и подошли ко второму каскаду. Тут бояться стало некогда, надо работать - толкать, тянуть, проводить.
Прошли порог и сразу встали на перекус в кустах, сварили молочной геркулески, уху оставили на вечер. Здесь впадает р.Игядейёгарт.
Перекус за Порогом
Дальше поднялись еще на 1,5км и вот слева показался наш ручей. Вода в нем есть, а в 2012г русло было сухое.
Но первые 2км дались тяжело, много камней, лодку 2 раза пришлось разгружать, а потом протаскивать по тонкой струйке. Когда вышли из леса, река успокоилась и расширилась, мы легко дошли до оз.Сортлор.
Всего по ручью прошли 5км. На входе в озеро наросла перемычка из травы, никто здесь не ходит. Встали на стоянку на восточном берегу. Вода теплая, я сразу искупалась. Много мошки.
Стоянка на оз.Сортлор

22 июля. Дневка.
С утра купаемся, жара под +30 продолжается уже целый месяц. Я постирала рабочую одежду, отдыхаем. После обеда помылись прямо у костра, пока мошки нет, и снова залезли в палатку. Чудесное место - теплое ласковое озеро и тишина вокруг.