Небесные горы Тянь-Шань

Идет загрузка карты ...
Велопоход по Северному и Центральному Тянь-Шаню.
 

Отчёт Скородумовой Татьяны ЗДЕСЬ.


Нитка маршрута

Алма-Ата - (авто) - граница Казахстан/Киргизия - Бишкек - Сосновка — пер.Тео-Ашуу(авто/тоннель, 3200м) — Суусамыр - Кызылой - пер. Кырк-Кыз(авто, 3223м) — пер. 2170(авто) - пер. 1790(авто) - р. Кекемерен - Арал - Чаек – р. Каракечи — пер. Кара-Кечи (авто, 3392 м) - оз.Сонг-Кель - пер.Тескей-Торпо (авто, 3133 м) — р. Сонгкёль - пер.Джаан-Булак (авто, 3013 м) - Нарын - Эки-Нарын - р.Кичи-Нарын - р.Болгарт - ист.Джилу-Суу - пер.Тон (нк, 4023 м) - Бокомбаевское - оз. Иссык-Куль - Каракол - Ананьево - Семеновка - пер. Кок-Бель (авто, 2375м) – р. Чонг-Ак-Суу - пер Акcу Северный(1А, 4052 м) - долина реки Чонг-Кемин - Новороссийка - Токмак - (авто) - Алма-Ата

Всего за поход

Пройдено - 1237км

Набор высоты - 16948м

17.5 ходовых дней, 2 дневки

Тянь-Шань(китайск. «Небесные горы»). Горная страна в  Центральной Азии протяженностью с запада на восток более 2500км, преимущественно на территории Киргизии и Китая. Высшая точка пик Победы(7439м), более тридцати вершин свыше 6000м. Такие данные можно почерпнуть открыв любой справочник. Естественно, настояшим путешественникам не пройти мимо этих гор и  после двух походов по Памиру у меня не было сомнений куда ехать дальше – только на Тянь-Шань! И вот проработаны все детали маршрута, собрана команда, упакованы вещи, самолет разгоняется, отрываясь от взлётной полосы по направлению к Алма-Ате, поехали...

Заилийский Алатау Заилийский Алатау
Алма-Ата Алма-Ата
Алма-Ата Алма-Ата

День 0 - 02.07.2011

Алма-Ата , пробег - км, средняя скорость - км/ч, высота ночевки 710м, набор высоты за день -, температура +15С, пасмурно, временами грозы

По прилету недосчитались рюкзака Виталия. Как так? Грузили своими руками в лифт для негабарита вместе с велосипедами и остальными вещами, всё на месте, а его нет. Палатка, одежда, другие личные вещи... Пытаемся организовать поиски – звоним в Москву, открываем заявку на розыск в специальном бюро в местном аэропорту - ждите, с вами свяжутся. Делать нечего, в надежде на лучшее, собираем велосипеды и едем в город.

Планы на день – покататься по Алма-Ате, найти машину до границы с Киргизией и на ней забрать прилетающего послеобеденным рейсом Костю. Сейчас всё несколько усложнилось, без рюкзака уехать не можем, да и погода не располагает к прогулкам – начавшийся дождь переходит в ливень. Рельеф в Алма-Ате довольно выраженный, за счет чего дороги моментально превращаются в бушующие потоки.

На подъездах к автовокзалу впервые увидели снежные шапки Тянь-Шаня, не сговариваясь, повытаскивали фотоаппараты и начали щелкать затворами. Здравствуйте, горы! Тут пришла и радостная новость – рюкзак найден в Москве в зале сортировки багажа, отправляют ночным рейсом. Ух, на душе отпустило, планы чуть меняются – сегодня ночуем в Алма-Ате, с утра в аэропорт, затем в Киргизию машиной.

Удачно заселились в гостиницу при автовокзале, номер на пятерых 200р/чел, полусовок, но всё необходимое есть - чистое белье и горячая вода. Народ сразу повырубался, сказалась бессоная ночь, я же ещё скатал на такси в аэропорт за Костей.

Вечер прошел в прогулке до ближайшей кафешки и доведению до ума великов.

Погрузка велосипедо Погрузка велосипедо
Первые кмлометры похода Первые кмлометры похода
Бишкек Бишкек
Бишкекские фонтаны Бишкекские фонтаны
Бишкек Бишкек
Ужин Ужин

День 1 - 03.07.2011

Алма-Ата - (авто) - граница Казахстан/Киргизия - Бишкек – г. Кара-Балты, пробег 86.5 км, средняя скорость 21,2 км/ч, высота ночевки 710м, набор высоты за день 279м, температура +30С, ясно

Рюкзак прилетел точно по расписанию, съездили и вернулись из аэропорта к общему завтраку. После идём искать подходящую машину. От Алма-Аты до границы с Киргизией 200км по плоской вызженной степи с небольшим перевалом Курдай, для туризма участок абсолютно не интересный, поэтому по плану тут едем на машине, начиная поход после границы.

Вчера нас буквально за руки хватали с предложениями, а сейчас с транспортом не густо - или размер неподходящий или ломят заоблачные цены. В конце концов нашли вариант из двух машин – минивэна и легковушки(3000р за обе).

Границу прошли без проблем – на казахской просмотрели формально пару рюкзаков, на киргизкой вообще не смотрели. Отношение везде крайне доброжелательное – интересуются маршрутом, желают удачи.

Наконец-то начало активой части похода. По ровному асфальту катим пятнадцать километров к Бишкеку. Город сравнительно новый и особых культурных и исторических памятников не имеет, запомнился фонтанами на центральной площади и шикарным ужином в одном из местных кафе.

Ехали до глубокой темноты, разместившись на ночевку сразу же после поворота в горы у г. Кара-Балта.

Аэродром Аэродром
Киргизский хребет Киргизский хребет
Ущелье р. Кара-Балта Ущелье р. Кара-Балта
Р. Кара-Балта Р. Кара-Балта
Подъем на перевал Подъем на перевал
Заключительные километры подъема Заключительные километры подъема
Туннель Туннель
Закат над Тянь-Шанем Закат над Тянь-Шанем

День 2 - 04.07.2011

Сосновка – р. Кара-Балта – р. Абла – пер. Тео-Ашуу(авто/тоннель, 3210м) – долина         Суусамыр, пробег 82.5 км, средняя скорость 12,3 км/ч, высота ночевки 2181м, набор высоты за день 2277м, температура до +39С, ясно

Утром оказалось, что ночевали на территории самого настоящего аэродрома, но похоже редко используемого, никакой активности вокруг стоящих там кукурузников видно не было.

Впереди первый высокогорный перевал похода Тео-Ашуу(“Верблюжий перевал”, 3210м) и до него по вертикали ещё больше двух километров. Покрытие отличный асфальт, едем плотной колонной, но при въезде в горы постепенно растягиваемся. До высоты 2000м дорога без резких наборов идет ущельем р. Кара-Балта, переходя мостами от берега к берегу полтора десятка раз. А вот дальше начинается серьезный серпантин, по которому приходится ползти на самых легких передачах. Еду по альтиметру, на затяжных перевалах пройденное растояние не имеет никакого смысла, ориентируешься исключительно по высоте. 300 метров набрано – отлично, можно-посидеть-передохнуть, поджидая отстающих, затем рывок на следующие 300м и так далее.

Ну вот и долгожданный туннель на высоте 3200м. Обещал ребятам снег на перевале, но у дороги ничего нет, пришлось сбегать и принести из лощины в двадцати метрах выше - вот, пожалуйста, самый настоящий. Вообще, снег на такой высоте может пойти в любое время, даже посреди лета, сегодня повезло с погодой.

Туннель несколько разочаровал – по отчётам предыдущих лет нас должна была ждать неработающая вентиляция, разбитый асфальт, потоки льющейся сверху воды. Но нет, абсолютно никакого экстима – асфальт подлатали, вентиляцию починили, освещение сделали. За туннелем следят и в настоящее время проезд по нему не представляет никакой сложности.

На другой стороне открываются шикарные виды на хребты гор, но сейчас не до них, впереди главное событие дня – асфальтовый спуск с перевала! И тут велосипеду фуры и легковушки не конкуренты, только и успевай оттормаживаться на очередном повороте серпантина. Километры спуска пролетают в считанные минуты.

Трасса уходит прямо на Токтогул, нам же налево на Суусамыр. Проехав несколько километров встаём. Место типично российское – неторопливая речка, густая высокая трава, кустарник. Если бы не линии хребтов на горизонте, то было бы полное ощущение, что находимся в Курской или Пензенской области.

Долина Суусамыр Долина Суусамыр
Наша команда Наша команда
Музей Кожомкула Музей Кожомкула
Ущелье Кекемерена Ущелье Кекемерена
Р. Кекемерен Р. Кекемерен
Подъем на перевал Кырк Кыз Подъем на перевал Кырк Кыз

День 3 - 05.07.2011

Суусамыр – Кожамкул - р. Кекемерен – Кызылой – подъем на пер. Кырк-Кыз, пробег 66.0 км, средняя скорость 14,3 км/ч, высота ночевки 2760м, набор высоты за день 1065м, температура +33С, ясно

В Суусамыре закупаемся продуктами и бензином на следующиие три дня. Выбор небогат, но всё необходимое есть. Цены сопоставимы или чуть выше наших, так как продукты в-основном привозные из России и Украины. Если кто-то планирует ехать в Киргизию, то нет смысла тащить на себе еду на весь поход, в местных селах всегда можно дозакупиться. Единственное, что не найти – это хорошей тушенки, что есть самого низкого качества и это не удивительно - у каждого свой скот и на тушенку почти нет спроса.

Проезжаем с. Кожомкул, названное в честь его легендарного уроженца – богатыря Кожамкула. Он был 2,3 метра ростом и весил 164 килограмма. В деревне есть маленький музей, где можно посмотреть фотографии этого человека, его одежду, а также огромные камни, которые он поднимал на свои плечи. В честь Кожомкула назван Дворец Спорта в Бишкеке и в 2004г огромная статуя силача с лошадью на руках была установлена у входа в здание.

Дальнейший путь проходит по ущелью р.Кекемерен. Отвесные скалы по обеим сторонам от бушующей реки. Место исключительной красоты, известное как “Большой каньон Киргизии”, часто останавливаемся и фотографируем. На одной из стоянок возник спор, можно ли тут сплавиться, сейчас по возвращению выяснил, что река всё-таки сплавная, с порогами 5А-6А и у водников довольно популярная. На мой же дилетанский взгляд это абсолютно нереально – сплошные валуны, прижимы, пенные ямы...

За с. Кызыл-Ой делаем привал на обед, скрываясь в тени от палящего зноя, по велокомпьютеру +43C. Здесь уходим с трассы в горы Сарыкамыш, чтобы перевалив их выйти в нижнее течение Кекемерена, благо туда есть дорога пригодная для внедорожника и тем более велосипеда.

А ехать оказалось совсем не просто – уклоны не опускаются ниже 10% и несмотря на сносное качество дороги, примерно половину пути приходится идти пешком.

Встали на высоте 2670м под барабанную дробь первого в этом походе дождя.

Дорога на перевал Дорога на перевал
Перевал Кырк-Кыз Перевал Кырк-Кыз
Спуск с перевала Спуск с перевала
Дорога Дорога
Мост Мост
Привал Привал
Приехали Приехали

День 4 - 06.07.2011

пер. Кырк-Кыз(авто, 3223м) – р.Кебюк-Суу – пер. 2170(авто) - р. Сарыкамыш - Анколот, пробег 41.0 км, средняя скорость 8.7 км/ч, высота ночевки 1445м, набор высоты за день 875м, c утра ясно, после 17 ч. дождь

Утром ничего не напоминает о прошедшем дожде. Вокруг раскинулись высокогорные пастбища-сырты, внизу трава полностью вызжена солнцем, на высокогорье же испепеляющей жары нет, кроме того здесь часты дожди из-за чего земля покрыта сочной травой. Скот пригоняют ранней весной и держат до первого снега(начала октября), спуская на зиму вниз. Зимой жить на таких высотах практически невозможно – глубокий снег, сильные ветра и морозы -30.. -40С, поэтому крупных постоянных поселений выше 2500м в Киргизии почти нет.

Два часа подъема и группа на перевале Кырк-Кыз(”Сорок девушек”, 3223м). Существует красивая легенда о происхождении его названия -

В давние времена взошли на этот перевал сорок девушек, девушек-красавиц - за цветами. Но перевал был высок, путь труден, и на самом гребне его гуляли снеговые тучи, бураны. Лишь только взошли девушки на перевал, поднялся страшный снежный буран. Чтобы не замерзнуть и не потерять друг друга, девушки сбились в кучу, да так и уснули. И замело их снегом. А на следующую весну на этом месте ничего не нашли. С тех пор, когда старики восходят на перевал, молясь на восток, по гребню гуляет поземка, то и дело вырастая в призрачные женские фигуры. И слышится гул из-под земли, напоминающий стоны погибших. Когда молодой джигит восходит на перевал, все успокаивается, и в тишине юношу наполняют мечты об этих сорока прекрасных девушках.

Всё так и есть, когда молодые джигиты на железных конях въехали на перевал погода была тихая и безветренная, со спуском же началась стремительно портиться.

После традиционной фотосессии начинаем спуск вниз. Чуть разогнавшись пробиваюсь на первом же серьезном камне. Покрышки Schwalbe Racing Ralph отлично держат грунт и легко катят - медленно ехать на них просто невозможно, но их предназначение гонки, а на груженом велосипеде пробиваются об обод на счет раз, как не статался я их перекачивать. До конца похода меня ждало ещё шесть или семь пробоев, беда прямо.

Серпантин спуска выходит к реке Кебюк-Суу и почти сразу же забирает по склону крутым подъемом на безымянный перевал 2170м. И вот тут наше везение кончилось, пошел дождь. Обычное дело в горах, ничего страшного. Вот только если бы не грунт под колесами - глина, мгновенно размокшая. Сначала пытались переждать, но затянуло абсолютно без шансов, одеваем дождевики и едем вверх. Подъем ещё куда не шло, а на спуске тормоза почти не держат, велосипед возит из стороны в сторону юзом.

Кочилось все ожидаемо – полной блокировкой колес глиной, сил хватило лишь оттащить велосипеды на пару десятков метров с дороги, где и встали на ночь.

Безымянный перевал 1790м Безымянный перевал 1790м
Непростой брод Непростой брод
Тут только пешком Тут только пешком
Киргизкие дети Киргизкие дети
Ущелье Кекемерена Ущелье Кекемерена

День 5 - 07.07.2011

Анколот – пер.1795(авто) – р.Кекемерен – Кызыл-Курган - Арал, пробег 68.3 км, средняя скорость 11,1 км/ч, высота ночевки 2930м, набор высоты за день 1374м, с утра ясно, после 16 ч кратковременный дождь.

Вряд ли был ещё один день в походе так сильно зависящий от погоды – пасмурно и дождь и мы бы не сдвинулись с меcта ни на метр. Но нет, традиционное солнечное утро, раскисшая с вечера дорога подсыхает буквально на глазах. К моменту выхода уже вполне можно ехать.

Участок глины закончился через пару километров как только дорога начала подниматься на очередной перевал. Вообще грунт в горах каменистый и его состояние мало зависит от погоды, глина же встречается крайне редко, по сути в этом походе это был единственный такой участок и надо же так неудачно попасть в дождь.

Перевал 1790м, последнее препядствие на пути к Кекемерену. На спуске много абрикосовых деревьев, едим сами и набираем на компот вечером.

И вот снова р. Кекемерен. Дорога подходит вплотную к стометровому обрыву, открывая вид на его долину. Впечатляет... Ущелье раздвинулось вширь, но склоны такие же крутые и обрывистые. На мой взгляд даже красивее, чем в верховьях. Сюда редко кто заезжает, а зря, места стоят затраченных усилий на все 100%.

Дальнейший путь идет по сильно пересеченной каменистой дороге. 30-50м набора вверх, крутой спуск вниз, снова подъем-спуск и так далее. Мучения закончились у с. Кызылкурган, тут есть и магазин, чем мы не приминули воспользоваться, пополнив подходящие к концу запасы.

Ну а несколько километров спустя возвращаемся на покинутую двумя днями раньше трассу. Покрытие резко улучшилось, рельеф разгладился. За оставшееся до заката полтора часа проехали больше тридцати километров, накатив имевшееся отставание в полдня от графика, я доволен.


Комментарии
Guest25.05.12, 16:26
Кыргызский горец 
Уважаемые русские туристы горный красивый и необычный кыргызстан открыт для вас, приежайте и отдыхайте, сейчас в любой части страны есть мобильный интернет, и полиция работает, так что не переживайте за безопасность плюс местное кыргызское население относится хорошо к русским
Terra09.11.11, 23:18
Да 
Озерный находится на границе Киргизии и Казахстана , сквозной проход там невозможен.
Galcha09.11.11, 22:14
Озерный 
я так поняла, что через перевал Озерный нельзя проехать? там нет моста? и нет погранпоста, те пересечение границы будет незаконным??
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Киргизия
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 5
Опубликовал Дмитрий Чумало

Прикрепленные файлы