Август 2007 года. Пеший поход 6 к.с. Центральный Тянь-Шань, 311 км, дней 25, группа туристов из г. Казань.
Р. Сарыджас р. Тюз – пер. Пабло Неруда (2б, 4400 м) – р. Чонташ – водораздельный гребень рек Чонташ и Иныльчек – лед. Юж. Иныльчек – лед. Комсомольский – пер. Каинда (2б, 4970 м) – ледопад ледн. Каинды – ледн. Каинды – р. Каинда – р. Сарыджас – р. Теректы – р. Аютор – пер. Советской Конституции (2б, 4600 м) – р. Экичат – ледн. Экичат Прав. – ледопад ледн. Экичат Прав. – пер. Томичей (3а, 4780 м) – ледн. Борду Зап. – ледопад ледн. Борду Зап. – р. Куйлю – ледн. Караколтор Зап. – пер. Облачный (2б, 4400 м) – ледн. Металлург – пер. Любитель (1б, 4350 м) – ледн. Киче-Борду. – ледопад ледн. Киче-Борду – пер. Плечо Каракола (3а*, 5000 м) – траверс ГВХ Терскей – ледн. Айланыш – р. Айланыш – курорт Джеты-Огуз.
Вступление
Предыстория

Лето 2007 года в разгаре. Вернулся с июньского сплава по рекам Урсул-Катунь (Алтай). В начале августа надо уезжать в пеший поход 6 к.с. на … Центральный Тянь-Шань. Этот район всегда считался элитным для горного туризма и альпинизма. Времена и нравы меняются, «пешеходные» маршруты стали делать на Памире, Тянь-Шане, Тибете.

Для Центрального Тянь-Шаня характерна нестабильная погода, наличие множества ледовых трещин и глубокого снега, лавиноопасные склоны. Нахлынули воспоминания. Мое знакомство с этим районом началось в 1996 году. Международные соревнования по скоростному забегу на Хан-Тенгри и десять дней снегопадов из шестнадцати …

Учитывая эти обстоятельства, я думал, что поход полностью пройти не удастся, все перевалы кроме одного не ниже 2б. Набрать «пеший» километраж при прохождении «горных» перевалов (высота самого низкого 4350 м), задача не из легких. Руководитель предусмотрел ряд мер безопасности. Большая группа позволит организовать маломасштабные спасработы даже своими силами. Кроме традиционных лавинных лент, есть спутниковая связь, можно вызвать и МЧС.

Добраться в этот район непросто. Когда еще удастся здесь побывать. Хочется снова увидеть эти изумительные места: мраморную пирамиду пика Хан-Тенгри, самый северный и опасный семитысячник мира вершину Победа, уникальное пульсирующее озеро Мерцбахера и Иссы-Куль – одно из крупнейших горных озер мира, с солоноватой водой, крупнейшие ледники района Сев. и Юж. Иныльчек, Каинды, бурные реки, тянь-шаньские ели.

Г.Каракол

Поездом добираюсь до Москвы. На Казанском вокзале столицы встречаю группу из столицы Казани. Аэропорт. Регистрация заканчивается … одного участника нет. Кто опаздывает на свидание догадаться не трудно – единственная в группе женщина Лариса Корнеева. Посадка в самолет. Пропал Дмитрий Туганцев. Все поиски его результатов не дали. Последний автобус отъезжает к самолету. На взлетную полосу выбегает Дима с бутылкой коньяка за пазухой. Он стоял в большой очереди, чтобы отпраздновать день рождения.

Около четырех часов в воздухе и мы в Бишкеке. На заказанной газели едем вдоль оз. Иссы-Куль до г. Каракола. Во времена СССР – г. Пржевальск, был назван в честь русского путешественника и исследователя Центр. Азии Н. М. Пржевальского.