Средняя часть Белого Июса. 14 – 15 (полдня) июля

14 июля

Очень насыщенный день.

За ночь уровень воды в реке подрос, а утром она прибывала прямо на глазах, наступая на наш бивак, и стала мутной. Владимир предположил, что это подсуетились золотари и спустили свою гадость в реку. Они это любят делать на любой реке, в любом регионе при подъёме уровня воды.

С утра всё верховье реки, откуда мы вчера пришли, в густом тумане. У нас тумана нет.

Как потом оказалось, наше место ночёвки было фактически последним удобным местом перед тем, как Белый Июс стал делиться на многочисленные протоки.

Только отплыли, сразу попали в систему проток, в которых очень много заломов, завалов. Да ещё по моей просьбе свернули не в ту протоку, которую наметили дома, а в другую. На входе она мне показалась перспективной. А на выходе была практически вся перекрыта, и мы там, как белка в колесе, вертелись между корнями, торчащими стволами, наклонёнными деревьями.

Долго потом вспоминала момент, когда катамаран проходил под «расчёской», я бросилась плашмя на кат и намертво уцепилась за каркас, боясь быть снесённой.

И вообще участок (1,5 часа ходу) от места ночёвки до Белого Балахчина на левом берегу и Трошкино на правом сплошной слалом. Участок с адреналином. Встречаются перекаты, на которых застряли смытые деревья по отдельности и группами. Здесь практически всё в островах, в отмелях, которые тоже завалены смытыми деревьями, причём очень много свежих деревьев с зелёной листвой. Такое ощущение, что они совсем недавно стояли и росли. Когда же они плыли? Нам приходилось изо всех сил бороться с течением, чтобы оно не заволокло под смытое дерево.

И вообще, этот участок очень сильно напоминал нам дальневосточную реку Амгунь, которую мы прошли в 2012 году. И по нашим ощущениям, этот отрезок самый сложный на реке, хотя бы потому, что очень длинный, конца и края нет.

Именно где-то здесь раздавило лодку Виктора Кажаева, комментарий которого я приводила в начале описания Белого Июса.

После Белого Балахчина Белый Июс глобально поделился на две протоки. Владимир, после изучения дома этих проток на спутниковых картах, выбрал для прохождения левую. В ней меньше амплитуда извилистости. Из-за этого она короче. Как-то так получилось, что мы попали в неё автоматически, т.к. всегда выбираем более широкую, с более мощным течением, с большим количеством воды, чтобы всегда оставалось место для манёвра.

Протока длинная, больше 20 км. Прямых участков на этой протоке нет. Бесконечные повороты, влево – вправо. На этих поворотах всегда заломы, наклонённые деревья и кусты, куда уходило всё течение. Нам приходилось резко грести, чтобы не утащило под залом. Только от одного отгребёшь, вот уже поворот, и другой залом ощетинился. Абсолютно не было времени для отдыха и видео фотосъёмки.

По мере прохождения протоки плавание потихоньку упрощалось, заломы уменьшались, т.к. по берегам стали появляться луговые участки, а лес стал разреженным – меньше поставщиков деревянного мусора. Деление нашей большой протоки на более мелкие и узкие тоже стало меньше.

Белый Июс

Следов человека по берегам не видно, вокруг дикая природа Хакасии.

На обед остановились, не пройдя и половину протоки, на галечной отмели с большим количеством плавника, смытых деревьев и кустов. Встали рано, в 11-30, потому что руки отказывались держать весло, скованные свинцовой усталостью.

Сильная жара. Пытались ловить рыбу, но никто не позарился на нашу мушку.

После обеда продолжили плавание. Протока в целом стала проще, но один раз она преподнесла нам сюрприз. Был ряд небольших островков, и протока начала делиться, делиться и делиться. Мы выбирали каждый раз вроде самую большую, но в какой-то момент нашу протоку полностью перекрыли, с берега на берег, две наклонённые берёзы с густой кроной. Проплыть под ними не было возможности. И весь напор воды туда, под берёзы. Нам повезло в том, что на одном из берегов была песчаная отмель. Мы там причалили в непосредственной близости и прямо по верхушкам крон протащили катамаран.

Завалы на Белом Июсе

Далее неоднократно были напряжённые моменты. Они однотипны. С одной стороны отмель, течение около неё замедляется, в середине мелководный перекат, настолько мелкий, что катамаран чиркает по земле, а весь поток уходит к противоположному берегу, который подмывается. И как следствие – нависающие деревья, кусты, заломы. Поток тащит катамаран в это безобразие. И нам надо было, прилагая массу сил, с одной стороны не ткнуться в эту отмель, а с другой не угодить в завал.

Во время обеда мы хорошо отдохнули и со всеми этими препятствиями справлялись без проблем.

В конце концов, наступил долгожданный момент, и в 15-30 мы вышли на слияние двух больших проток, откуда Белый Июс идёт единым руслом (мт 66). Здесь большая отмель с мелкой галькой. Мы на ней повалялись, погрели на раскалённых камушках свои радикулиты и остальные больные места.

По плану здесь должен быть наш бивак, но солнце ещё высоко, и мы поплыли дальше.

После обеда начался встречный ветер, в протоке он был неактуален, а вот на широком Июсе он нас здорово тормозил. Перестаёшь грести, и стоишь на месте. Мы, лениво перебирая вёслами, потихоньку двигались вперёд.

У автомобильного моста через Белый Июс увидели первых людей. Это были отдыхающие и загорающие.

В принципе Белый Июс был похож на протоки, по которым мы сегодня шли весь день, только всё масштабно: у берегов – заломы, нависшие деревья, течение всегда отжимается к этим заломам. Но ширина большая, и этим всё сказано. Мы только чуть-чуть отгребали.

Вдалеке стали видны Сундуки.

Сундуки – горная гряда в долине Белого Июса. Название «Сундуки» горы получили от Первого Сундука, на вершине которого находится скала, напоминающая сундук. Для всех Сундуков характерна резкая асимметрия – один склон круто обрывается вниз, другой полого спускается в долину. Сундуки прославились, благодаря наскальным рисункам, обсерватории (по мнению археолога В.Е. Ларичева, Сундуки использовались для наблюдения за звёздами) и «креслу Шамана», коим является природное образование на первом из Сундуков. Одни считают, что Сундуков пять (по левому берегу Белого Июса), другие к сундукам относят и горы на правом берегу, идущие как бы в продолжение основной гряды. Но одновременно они имеют и собственное название.

Так, не спеша, доплыли до Шестого Сундука – г. Абыяххая, который находится рядом с рекой на правом берегу. Привязали катамаран к кусту, вылезли на обрывистый земляной берег (мт 67) и по автомобильной колее поднялись на него.

По пути встретили заросли луговых эдельвейсов. Как приятен нам этот незамысловатый цветочек! Сколько воспоминаний вызывает!

Эдельвейсы

Панорама, которая открывается с г. Абыяххая, изумительна. Видно далеко-далеко.

Белый Июс у Сундуков

Мы снимали всё, что можно снять – отдалённые холмы, гряду Сундуков, озеро Фыркал, реку Белый Июс, детали обрывов.

Хакасские просторы
Хакасские степи

Вид на г. Крест-Хая (7 Сундук)

На верху г. Абыяххая установлен белый обелиск, заметный издалека.

Памятник на  г. Абыяххая (6 Сундук)

Лавочка есть, чтобы отдохнуть. Здесь дует ветер, поэтому гнуса совершенно нет.

Озеро Фыркал – один из крупнейших пресноводных резервуаров зоны Ширинских озер. Форма озера подковообразна. Акватория чиста и прозрачна, водится немало рыбы в наличии сапропелевые грязи, славящиеся лечебными свойствами.

Озеро Фыркал с г. Абыяххая
Озеро Фыркал
Сундуки

С вершины горы мы увидели себе место бивака. Галечных отмелей стало мало, встречаются крайне редко, а вот с г. Абыяххая далеко впереди мы такую отмель увидели. Потом доплыли до неё, нашли ровную площадку и организовали там себе бивак (мт 68). Дров много, но и комарья видимо-невидимо, потому что рядом заросли тополей, которые прикрывают нас от ветра и дают пищу костру.

Попытка что-нибудь поймать на удочку не увенчалась успехом.

Проплыли 38,8 км.

Вечером прикрепили на катамаран флажок РФ, будем плавать под флагом, устанавливать его раньше не имело смысла. От него ничего бы не осталась при экстремальном плавании.

15 июля

Только поплыли, сразу же попали в систему островов Белого Июса. Главная протока с максимальным количеством воды была наглухо перекрыта упавшими деревьями. Пришлось идти по вспомогательной протоке, на которой была «расчёска». Пройти не смогли, в первую очередь, из-за её мелководности. Немного провели катамаран.

Нам ещё хотелось подняться на вершинку 515,6 правого берега для съёмки Первого Сундука. На точке, где ближе всего до вершинки, высадиться не смогли. Берег обрывистый, причалить негде, а глубина под ним такая, что длины весла не хватает. В итоге, уже проплыв эту вершинку, увидели заросли калужницы, а раз есть калужница, значит, там мелко. Воткнулись в калужницу. Через прибрежные заросли пытались продраться на основной берег, но не удалось, т.к. после полосы кустов была глубокая старица, поросшая травой. Да ещё и мириады комаров, которые со всех сторон атаковали нас. Выскочили мы оттуда к катамарану еле живыми и поплыли дальше.

Несколько раз от реки видели Первый Сундук, снимали его, но далеко….

1 Сундук

По степным берегам Белого Июса в это время цвели нежные жёлто-лимонные лилии. Очень красиво!

Желтые лилии

Дошли до посёлка Соленоозёрное, посетили магазин.