Вануату 20 декабря - 20 января

(сокращенный вариант)

20 декабря

Порт-Вила

Первое ощущение - А-А-ААААААА!!!!!!!

Может, после двадцати дней в море, может еще почему - просто восторг. Местные наполнены такой древней мощной внутренней силой, они совсем-совсем другие... Странно, что меланезийцы на фотках производят скорей отталкивающее впечатление - мощные надбровные дуги, выраженные скулы, носы... Фотки не передают динамики, энергетики этого народа. Двигают такие ребята по улице, они даже не идут, а ритмично бегут в такт, явно в руках не хватает копий и боевых дубинок. А женщины... Все, молчу. Ни одного толстого, расслабленного, слабого. Тут много настоящих воинов, в то же время море дружелюбия, как и положено у истинных воинов. Реальный вызов, видимо правду написали в рекламной зазывалке, что последний случай каннибализма зарегистрирован на Малекуле (здесь рядом) в 1985 году.
Встретишь на улице европейскую бледную немочь, ее здесь тоже много, рыхлую, сутулую, распадающуюся на ходу, и хочется держаться подальше. Они прячут глаза, криво улыбаясь, наверное, не признают за своих. Надеюсь, что мы, после пары месяцев моря, уже скорей смахиваем на метисов, да и бегаем, также ритмично подпрыгивая... Евры не производят впечатления жизнеспособной фракции человечества... А негры меня просто притягивают. В общем - тащусь, от музыки, которая гремит по всей Порт-Виле, от их языка - смешной мешанины из английского и французского, еще какого-то местного, от общего настроения счастья и жизненной силы, и это мое основное теперешнее состояние...

Мы оформились утром и стали носом к стенке в местном яхтклубе. В гордом одиночестве, не сезон, и в центре внимания. Не меньше трех десятков яхт стоит в глубине бухты, большинство на зимнем отстое - зачехленные, с поднятыми на борт динги и без экипажей. Место здесь исключительно защищенное, климат не такой жаркий, как в тропиках - здесь уже вполне комфортно, вечером воздух свежеет. В таможню ездили на велосипедах, похоже, здесь этот вид транспорта неизвестен. Народ по дороге был просто в восторге от нас, радуются, даже в ладоши хлопают.

Слова появятся, напишу подробней, пока pronto pronto АААААААААААААААААААААААА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

21 декабря

Тут на базаре только бананов видов десять, нужно брать "языка", иначе не разобраться. Еда приятно удивила, как много означает бывшее присутствие французов. Булочки, масло, сыр, сметана, не то, что в придавленных американцами Чуках.

Сегодня были в новозеландском посольстве - визовый отдел уже не работает, это в 8 утра, (а вчера он еще не работал, крисмас!), готовы принять документы 3 января, визы будут готовы через три недели после этого, то есть 24, хотя говорят - можно написать письмо и сделают раньше.
Так что время для принятия решения по дальнейшему маршруту у нас появилось. По поводу остальных ресурсов - сегодня у нас уже были гости из Хабаровска, прилетевшие вчера, совместные идеи глубокой разведки зреют. В яхтклубе среди сотни флагов и вымпелов появился наш красный вымпел - "Чава", Танцуем, поем, и ждем очередных знаков...
Сегодня наша молодежь взяла прогулочный катамаран и пошла по заливу. Очень остались довольны, нашли аборигенов, деревню, поныряли у кораллового рифа, порассматривали рыбок. Брали на час, но ветер пропал, и они застряли на два с половиной. Гребли досками, которые дали аборигены, спешили, боялись, что обдерут их, как липок. С них взяли за час, ветра ведь не было... Ребята так и сели...

22 декабря

Здесь такой прикольный язык. Taby - пишут, куда нельзя заходить. Кай-кай - общеполинезийское - поесть. Бон суар - доброй ночи, это французский. Поголовно народ здоровается, кроме белых. Половина улиц - с французскими названиями, сегодня пробегали по улице Emmanuel brunet.
Говорят pronto-pronto, типа давай-давай... Это уже кажется итальянский? А benzin - это по каковски?

23 декабря

Деловая жизнь здесь практически замерла, только веселые негры огромными толпами, свешиваясь с бортов грузовиков и размахивая флагами, разьезжают по улицам. Очень много австралийцев. Сегодня нырял - чистил лодку от обрастания. Приходил местный, требовал дать ему эту работу, за 7000 ват, около 70 долларов. Давайте, говорит, торговаться, сделаю дешевле. В общем, в связи с этим, пришлось в темпе самому почистить, за что ему большое спасибо. Заняло это не больше часа, правда винт я оставил на завтра. Особо и чистить было нечего, так, на ватерлинии. Два месяца бега левым галсом оставили свой след, часть ватерлинии по правому борту смыло...
Вода оставила странное ощущение, что-то совсем другое с соленостью, щиплет нос и уши, слишком теплая. В общем, пока не привык, но цветные рыбки, кораллы, и прочая экзотика - присутствует. Цены на продукты здесь очень бодрые, раза в четыре-пять выше, чем в Японии. Будем срочно оптимизировать расходы и переходить на подножный корм. Солярка - полтора доллара литр. Уже прикидываем маршруты, пойдем по отдаленным деревням, главное, чтобы местные не съели.

25 декабря

День рождения прошел у меня очень насыщенно и весело. Экипаж вручил мне целый ящик подарков. Ящик был изрядно декорирован местными цветами. В нем обнаружились - кружка, расписанная вручную "Вануату", шляпа, диск с местной вануатской группой (полный глюк!!!, танцующие тетки на фотках - под нее, теперь она крутится без остановки на лодке), открытка с поздравлением, бутылка французского вина.
Пока я разбирался с подарками, да выпили по стаканчику вина, подъехали хабаровчане на покатушки. Они каким-то образом тоже узнали про мой день рождения, и подарили здоровенного искусственного кальмара с крючками для троллинга.
После этого мы ушли на целый день в море. Здесь неподалеку, в часе хода под парусами, находится небольшой островок, прикрывающий красивый участок пляжа. Неподалеку деревня Меле с маленькой речкой. Судя по туристскому описанию, здесь лучшая нырялка на Ефате, привезли на лодку кучу кораллов. В общем-то это место отдыха местных, они точно также жарили куриные крылья и купались.
Назавтра нас пригласили съездить в поездку по острову. Праздник, день культуры, кажется, и работать нельзя. Все магазины закрыты. Так что поедем с Саном и Пан кататься, праздник продолжается бесконечно.

26 декабря

Остров затягивает.
Вместе с китайскими товарищами, которые, как оказалось, проводят здесь глубокую разведку с приобретением земли (цены - просто смешные, как пошутил Сан, можно обменять мою лодку на островок площадью в пару сотен гектаров), мы побывали в настоящей местной деревне, посмотрели на пироги с аутригерами и на отдыхающих под пальмами аборигенов. Землю потихоньку скупают австралийцы и, видимо, китайцы. Строят бунгало с ресторанчиками по побережью, стоимость строительства очень невелика, навесы с соломенными крышами в местном стиле, благодатный климат, возрастающий приток туристов. Воровства на этой земле НЕТ, можно смело оставлять вещи без присмотра.
Непохоже, чтобы здесь присутствовала организованная преступность и коррупция, китайцы с дрожью в голосе интересовались "русской мафией", рассказывали о поборах русской милиции в 90-х годах...

Внедрение в местную среду проходит успешно, экипаж начинает думать о бизнесе здесь.

27 декабря

Половина острова исторически принадлежала французам, половина - англичанам. В связи с этим население свободно говорит по английски, по-французски, и на местном языке Бислама, который представляет собой причудливую смесь "белых" языков и местного наречия. На острове Иририки, который находится посреди бухты Порт-Вила, в былые времена был лепрозорий, теперь там тоже... резервация, для белых. На этот островок возле Порт-Вила челноком ходит бесплатный паромчик, такая маленькая баржа с навесом, на двадцать человек. Весь остров застроен бунгало, от сделанных в местном стиле, с соломенными крышами и плетеными стенками, до серых длинных корпусов, от вида которых у меня сразу появилась ассоциация с Бухенвальдом. Остров кишит европеоидами, там есть рестораны, пляжи, прокат катамаранов и каяков по заоблачным ценам (25 долларов в час), бассейны, и снова рестораны, тропинки и ступеньки к пляжам. Остров Иририки прикрывает бухту, обеспечивая хорошую безопасную стоянку (cyclon hole - тайфунное убежище) в любых условиях.

28 декабря

Сегодня занялись, наконец, лодкой. Продукты и стратегические запасы (тушенку и сгущенку) рассортировали сразу по приходу. Печально, но часть тушенки и рыбных консервов не выдержали 30-градусных температур. Банки вздулись и полопались, из-за этого пришлось отмывать всю лодку внутри. Однако запас, он ведь стратегический, с запасом. Пока в активе больше 60 банок только мясных консервов. Остальные продукты мы, наконец, научились правильно содержать на лодке в море, и сохранили без потерь. В большой водяной цистерне "зацвела" вода. Пришлось устроить несколько циклов замены воды (350 литров ручным насосом!) с марганцовкой.
Сегодня ремонтировали привальный брус по левому борту. Он треснул, когда на Чуке нас выгнали на внешний пирс, в связи с приходом парохода. Шквал от грозовой тучи раскачал волну, пока мы отдавали концы, чтобы перебраться обратно, лодка со всего маху наделась привальником на резиновый кранец пирса сверху вниз.
Носовая сетка после двух месяцев полоскания в воде представляла печальное зрелище. Все свободные кончики расплелись и висели как куски пакли. Обрезали все хвосты электрическим паяльником, стало красиво.
На палубе я насчитал больше десятка сколов краски до металла, истекающих, естественно, кровавой ржавчиной. Даже удивительно, как практически голый экипаж, все железо которого составляли страховочные карабины, умудрился их наковырять. Сегодня разделали болгаркой и загрунтовали самые заметные, постепенно, заделаем все "дырки", благо их прекрасно видно на белой краске.
Нам надо заправить газом баллоны, внешне - местная резьба такая же. (Ага, у России и Вануату есть общие корни! Французские??) Будем пробовать, как закончатся праздники.

29 декабря

Зашли магазинчик к местному русскому, Николаю Мишутушкину, которому 77 лет, и который художник. Они расписывают вручную платья, футболки, платки, и продают авторские вещи. Подарили ему плакатик с лодкой. Не сказать, чтобы он был нам рад. Может быть, был сильно занят, может быть испугался, что будем чего-то просить. Встреча оставила странное ощущение. Пытаюсь выяснить, когда можно зайти, когда будет время, когда он бывает дома, чтобы застать его в мастерской... Заходите, говорит, ребята, заходите... До нового года у нас бизнес отнимает все время, друг ко мне приезжает из Новой Каледонии, а сейчас я должен отправить этот факс... Взяли мы ответные его плакатики и ушли. Я уже сталкивался с таким мнением, что русские за границей "не контачат" друг с другом, с другой стороны - с хабаровчанами мы провели время душа в душу.

1 января

С Новым Годом!
Хочется, чтобы этот год был удачным для всех нас, здоровья, счастья, и смеха побольше. Не устаю оценивать местное население, оно смеется непрерывно.

Subject: посылка

Забежал в Анкор инн, офис опять закрыт. Тогда я зашел на почту, она здесь одна и посреди деревни думаю, наверно, еще здесь. Мне выдали бумажку, что посылка здесь и выдается через кастомс. Погулял немного, купил бусы да парео для своих женщин, пока у кастомс кончится обед. Получил, очень парень был счаслив, что у меня паспорт с собой. Пока нес на лодку, все соображал, каких же кирпичей ты туда положил. Открываю... Теперь мы сможем не работать! Ты обеспечил нас едой на месяц. А таких батончиков, я никогда и не пробовал, замечательная штука.

Дождь идет целый день, завтра-послезавтра будем устанавливать на мачту. Лодка у нас еще в новогодней одежке, хотел сегодня устроить фотосессию, так погоды нет.

Завтра подаем документы, сейчас заполняем формы, надеюсь, что долго волынить не будут и в феврале будем в НЗ.

3 января

Subject: Вануатские сказки

Привет-привет!!
Я сгреб сюда все, что мог, если у кого будут повторы, не обессудьте, это в связи с измененным состоянием сознания и от лени (наверное, от местных заразился, вон они, неподалеку лежат в тенечке на стройке).

Новый год встретили очень интересно. Больше двухсот человек, благотворительный вечер у предводителя местных китайцев. Познакомили нас с местными официалами, очень много интересного для себя увидел на этой вечеринке. Грубо говоря, на таких раутах я еще не бывал, мы сидели вокруг бассейна, общались и веселились. Была мощная культурная программа, заметную часть которой составляли мы. Пару раз подходил хозяин - местный предводитель, и занимал нас разговором. Я думаю, это элемент обязательной программы, гости не должны чувствовать себя брошенными. Китайцы пришли полными семьями, включая грудных младенцев. Дети орали, собаки, рядом в вольере, гавчили, создавая неподражаемый звуковой фон. В 12 часов вся столица громыхала в фейерверках. До утра счастливая молодежь носилась по городу в открытых машинах, поливала прохожих водой, и сигналила в пневматические дудки.
Если все прочие приглашенные филиппинцы и тонга(нийцы?) исполняли по одному номеру, мы вчетвером, как и было оговорено, забабахали четыре песни - "Полгода плохая погода", "Подмосковные вечера" - это где "Что ж ты милая, смотришь искоса...", "Санта-Лючия", "33 коровы". Не знаю, как народ, который нас слушал, а мы повеселились от души. (Потом подходили спрашивали, на каком языке вы пели? Раша? Большая холодная страна, очень далеко, наверное долго шли...Как будет по-русски - хэппи нью е? S novym godom! Oooo!) Может пора устроить гастроли по архипелагу?
Как это принято на благотворительных вечерах, сначала разносили "софтдринк", среди которого изредка проскакивали стаканчики красного и белого вина. И тарелочки с печенюшками, из которых нужно было брать, сколько тебе надо. Поскольку мы не привыкли полагаться на случай, то попросили девушку-официантку, чтобы несла сразу бутылку (принесла, как миленькая), а печенюшки мы забрали вместе с тарелочками. Жара, красное вино, пели, в общем, по-русски, как обычно. Мы ревели как раненые медведи. Потом увидели, не одни мы такие крутые, соседи-китайцы поступили точно также с бутылкой вина, хотя может быть и подсмотрели у нас. В разгар веселья был еще шведский стол китайской еды (много и вкусной), женщин и детей пропускали вперед, к 12 часам мы пошли добыли себе еще бутылочку красного вина... В бассейне правда, не купались, до этого не дошло. Танцевали вокруг него странный танец "айленд айлюлю", взявшись друг за друга, как когда-то "Летку еньку". Сотня человек отплясывала эту "айлюлю" с полчаса после наступления нового года, это был полный глюк. Теперь наши китайские друзья говорят, что мы уже знакомы два года - 2007 и 2008. Так то.

После ходили гулять, пьяных, агрессивных и обкуренных, кстати, мы и не видели. И целоваться никто не лез, как ни странно. Лев с Ириной гуляли до утра, говорят, есть настораживающий момент. После часа ночи местные заведения закрываются, потом открываются опять,.. но только для местных - локалс онли. Где развлекаются исключительно местные меланезийцы. Расизм в чистом виде, в результате которого, как я понимаю, белые уже активно разбегаются из Африки.
Полный и всеобщий хэппи нью е. Когда они работают, и работают ли вообще, пока неясно. Как сентиментально сказал Сан - очень маленькая нетронутая деревня среди огромного мира... Я ему добавил - деревня в теплом месте, потому что среди снегов таких деревень сколько хочешь, в России например.
На следующий день сходили в море с китайцами, прошлись под парусами, поныряли на рифе у острова Меле, в общем, весь день отдыхали. Тема отдельная и неисчерпаемая, как атом. Они весь день неугомонно перемещались по всей лодке и фотографировались - от бушприта до штурвала. Внутри сфотали все, включая унитаз. Ну, говорят, мы в первый раз на яхте, хотим все запомнить. Хотят еще сходить, говорят никогда раньше не пробовали, местный чартер очень дорог, 50 долларов с чела за двухчасовой вечерний променад по бухте на заходе солнца с дозой выпивки (пара дринков). 20 метровая шхуна чапает под мотором и декоративными парусами красного цвета, с десятью-двадцатью клиентами под тентом. Только для приезжих отдыхающих, но ежедневно...
Цены здесь совершенно жлобские. Съездили на водопады, красивое место, ничего не скажешь, сброс метров тридцать-сорок, потом каскад водопадов, вода белая - сильно минерализованная, но прохладная, комфортно купаешься, если найдешь место среди экскурсантов. Кстати, огромные пассажирские пароходы типа "Принцесс" заходят сюда ежедневно с начала года, какое-то столпотворение. Цена - 1500 вату (15 долларов) за вход. Если бы мы не ехали туда час на великах, ни в жисть бы не заплатил. Зато получили экспириенс(опыт) по плодам по-по, которые купили по дороге обратно. Нечто среднее между дыней и морковкой, спелая, видимо ближе к дыне, и, наоборот. Наверное, очень полезная, и дешевая! 7 рублей за одну попу, в придорожной торговле.
Третьего числа с утра сходили в посольство Новой Зеландии. Здесь оно называется Хай Комишшен. Отдали заполненные формы и паспорта, заплатили денег (по 80 долларов с носа). Сделали еще письмо с просьбой ускорить процесс, добавили еще кучу бюрократических бумаг вплоть до плана перехода, утвержденного нашей федерацией парусного спорта. Они посчитали наши деньги ( чтобы удостовериться в платежеспособности) записали суммы на заявлениях, забрали паспорта, сказали - Окей! Ждите неделю или две, мы вам позвоним, если что-то понадобится.

По вечерам изучаю руководство - "как белому человеку остаться в живых в тропиках". Двенадцать пунктов, звонких, как гвозди в крышку гроба. Очень интересно и познавательно. Тут даже улитки стреляют парализующими дротиками, а как беснуется стафилококк...

5 января

Как там, у даосов.." Истинный воин делает вид, что все в порядке, даже если это не так. У него такая игра..."

Сегодня долго пытался уйти с лодки, съездить на черепаховый берег, или еще куда, постоянно что-то держало. В конце-концов, сижу внутри, занимаюсь мелким ремонтом, (пропал контакт в зарядном устройстве для пальчиковых аккумуляторов, сделал, кстати), слышу.. "Живой кто есть?".

Наши! Вылезаю, кричу, есть! есть! давай подходи!

Желтая судовая разъездная шлюпка, на ней двое - Сергей, старпом только что подошедшего здоровенного контейнеровоза, русский с Алтая, живущий в Финляндии. Как смеялся второй - поляк Роберт, то ли русский финн, то ли финский рус. Встреча была душевной, мы показали им лодку, меня в ответ свозили на пароход, налили пару канистр дизтоплива, подарили ящик пива. Судно новое, китайской постройки, как сказал Роберт - starcraft. Просто потрясно, как быстро движется прогресс, ведь я помню времена пароходов... Мы обменялись телефонами, сделали фото возле трехсоткилограммового марлина, только что вытащенного на берег рыбаками, договорились встретиться в Новой Зеландии. Через пару часов контейнеровоз ушел, оставив в воздухе легкий запах солярки, а у меня четкое ощущение, что несмотря ни на что, мы - русские, славяне, моряки (нужное подчеркнуть) - нигде не пропадем. Есть у нас общее, что притягивает и объединяет. Парни искали нас, увидев объяву возле ресторана "...Русская шхуна возьмет в экипаж до Новой Зеландии...", мы только вчера повесили. И нашли, по здоровенному российскому флагу на корме.

Вот такой великодержавный шовинизм. О-ба-на!

7 января

Вчера мы возили компанию китайцев на остров Лелепа - два десятка миль. Западная зыбь перевела их в совершенно неадекватное состояние в течение пары часов. Бедняги, они быстро-быстро сбежали на эту Лелепу, и возвращались в Порт Вила на перекладных - паромом и автобусом. Мы пришли обратно вдвоем. Надо сказать, что погода здесь портится, солнца становится меньше, дожди каждый день.

Китаец Сан превратил катастрофу воскресного выхода, когда они все укачались, в геройский подвиг, и сделал сертификаты для каждого участника этого похода. Я сегодня подписывал и ставил судовую печать на каждый. Я в восхищении.

9 января

16-51

LATITUDE: 17-33.02S
LONGITUDE: 168-17.02E
COMMENT: Sema ancorage. Village of fishers.

Пришли и встали возле местечка Сема, в заливе Гаванна бэй.
Только что познакомились с местными рыбаками, подошедшими на каное - Френком и Линдой. Пообещали к утру завалить фруктами.

Место закрытое от волны и ветра, хорошая якорная стоянка, 12 метров глубины, песок и ил. Здесь с этим кстати, проблемы. Глубины в основном 100-200-400 метров даже в заливах. Мангры, горы, пейзаж просто потрясный. На заходе солнца все окрашивается в фирменные цвета "Нэшенэл Джиогрэфик". Но сетки на люки уже поставили, к заходу солнца, я думаю, москитов будет немерено. С утра почти весь день стеной шел дождь. Мы уже набрали мягкой питьевой воды до Новой Зеландии, но ему все мало, с января по март здесь сезон дождей...

10 января

Здесь тишина, солнце только начало подниматься из леса. Какой-то морской зверь, может быть дельфин, вчера весь вечер выныривал вокруг лодки и громко пыхтел, когда дышал, наверное, охотился, вода кипит от рыбы. Местные рыбаки ходят вдвоем на каное с аутригером (противовесом) и заводят сети, закидывая их прямо на движущийся косяк. Приезжали на маленьком катере аборигены, спросили лекарство для ушей. Мы поделились с ними раствором борной кислоты, набрали ее в разовый шприц (без иголки!), и дали ушных палочек, объяснили, как пользоваться. Получили взамен гроздь бананов. Интересно, что их вождь смог прочитать на корме порт приписки - "ВЛАДИВОСТОК" и спросил - "ДЖЭПЭН?". Нет, говорим, "Рашша". Как ни удивительно, они учатся, и даже примерно, представляют, где эта самая Рашша находится. Весь вечер по берегу двигались огоньки, горели костры. Ничего не видно, слышно, как бесятся дети, кукарекают петухи, а взрослые изредка орут диким голосом. Наверное, это боевой клич. Иногда из леса доносится ритмичный гул, типа барабанного. Вокруг горы, покрытые лиственным лесом, в предгорьях пальмы, особняком стоят огромные баньяны. Неподалеку участок мангрового леса, который растет прямо из воды. Повсюду из леса постоянно слышны голоса, но никого не видно.

Ночью прошел ливень, сейчас ясно и тихо. Залив очень хорошо закрыт, вокруг горы и лес. Ветра практически нет, москитов тоже почти нет, зато есть мухи, и мухи надоедливые, почти как родные. Подходили еще аборигены на каное, Джон и Бен. Познакомились, поговорили на тему местных женщин.
Гребцы на каное, когда гребут, поют, довольно мелодичные песни.
.....
Только что пришли с берега домой, на лодку.
Подходишь к берегу с моря - сплошная стена мангрового леса, через узкую прогалмну, как раз для моторки, заходишь в крошечную заводь, где местные хранят свои каное (или пироги?). Все лодки здесь исключительно с противовесами - аутригерами, и делаются из одного ствола, древесина мягкая, они говорят "вайт вуд", хватает лодки года на три-четыре. Тем не менее, посреди их хутора стоит японский грузовичок, на котором они возят свою сельхозпродукцию в столицу - Порт Вила. А дома по большей части уже потеряли свой традиционный стиль, их сейчас делают из стального гофрированного листа, и стенки и крыши. В таком климате стекол в окнах, как правило нет, натягивают сетку от москитов, и ставят широкие деревянные жалюзи. Хотя многие сараи, курятники, навесы остаются, видимо, как сотню лет назад, с плетеными из пальмовых листьев стенками и крытой пальмовыми листьями крышей. Беглый взгляд сразу выделяет крепких хозяев, которые знают цену деньгам, на участках которых идет строительство, и которые, тем не менее, продолжают ловить рыбу на каное. Как Фрэнк, который попался нам на глаза сразу после постановки на якорь. Он далеко пойдет, говорил о строительстве здесь марины, каких-то дополнительных развлечениях для яхтенного люда, и цену за овощи-фрукты, что он привез, пришлось сбивать вдвое. В то же время, добродушный парень с непроизносимым именем пригласил нас к себе домой, угостил бананами, сорвал пару по-по, показал, как он живет. Провел по своему участку фруктовых деревьев, показал где что растет, а где у него живут злые пчелы. Я, говорит, не знаю цену на кукурузу, придет моя матушка, перед поездкой на рынок, я привезу вам кукурузу, понравится цена, купите... А работаю я, говорит, на вождя, в деревне через залив, когда он позовет. Там у нас школа, большая деревня, здесь хутор, возле садов-огородов. Местные начали выращивать даже помидоры, их цена здесь, в Порт Вила пока в два-три раза выше цены апельсинов. Этот вождь, кстати, вчера и подходил на катерке.
А плескался вчера вечером в бухточке дюгонь. Он сказал - "туконн". Я понял его только потому, что вспомнил Жюль Верна, и потому что этот "туконн" высунул свою голову, как бы обрубленную спереди, прямо у нас на глазах. Он сказал, что дюгонь этот живет здесь один, а по ночам на берег у деревни вылезают черепахи, приходите, говорит, смотреть.

11 января

TIME: 2008/01/11 01:42
LATITUDE: 17-44.49S
LONGITUDE: 168-18.72E
COMMENT: Port Vila free ancorage.

Пришли сегодня в Вилу, позвонили в НЗ посольство - говорят, не раньше среды прояснится с визами. Уже почти месяц здесь шибаемся. Дождей все больше - начинается мокрый сезон. Сегодня шли с Семы - двадцать миль, так дуло даже 10 метров истинного ветра.

В двух дневных переходах, на Малекуле, есть район (юго-запад), где живут исключительно традиционно. Две деревни, которые на берегу, пускают далеко не каждого, причем у них есть специальные тропы для чужаков, отдельно для мужчин и для женщин. Многое является вообще табу для чужаков. Это типа границы, где есть какие-то послабления. Вглубь района - еще сложней, решают эти, береговые вожди, и если дают добро, то несколько дней пешая экспедиция в горы с проводниками, к тем, кто реально живет традиционным стилем. Дело весьма хлопотное и денежное. Там, думаю, иногда кай-кай людей, причем исключительно местных и в ритуальных целях, для сохранения традиции.

Здесь из каннибализма сделали целую отрасль туризма, вплоть до фартуков для кухни, на которых изображен котел с торчащими пятками - "Добро пожаловать на Вануату!"

Парень на фотке держал в руке огромный мачете, как меч, не смог я его убедить показать его, как положено, застеснялся и спрятал. Идешь по тропе, из леса, раздвигая чащобу, выходит абориген с двуручным мечом на плече. И волосы на загривке приподымаются... Интересно, что чем ближе к столице, тем больше местные одеваются. В этой Семе местные мужчины позволяют себе заходить в воду в одних шортах. В столице одевают дополнительно майку. Однако женщины, мне показалось, чтобы искупаться или помыться, серьезно одеваются дополнительно, а так ходят, обернувшись в тонкую ткань парео. Хотя все расписанные стены, (их много) столицы изображают абсолютно голых мужчин и женщин с выраженными половыми признаками, говорят - "традишэнэл стил".

Проезжали на великах мимо кладбища - здесь, в отличие от Чука, не хоронят родственников во дворе, а - как положено у христиан, на погосте. Все могилки, кресты и оградки до сих пор празднично украшены по поводу Кристмаса, даже воздушные шарики привязаны, свадьбу напоминает.

Знакомый новозеландец - занимается здесь "недвижимостью", типа покупает землю, строит на ней дома, благоустраивает - продает, жаловался на местных, говорит - они не понимают прайвеси (частной собственности) и очень плохо работают. Приходят на его землю, когда его нет, рвут его фрукты, жгут костры на его земле. Сворачивает здесь бизнес, сплошные проблемы.
Все они про собственность прекрасно понимают, у них вся земля поделена. Просто собственность белого и собственность местного - суть разные вещи. Расизм - штука обоюдоострая.
Факты - штука интересная. Австралийцы с новозеландцами ежемесячно обходят острова военным кораблем, демонстрируя кнут цивилизации, как сотню лет назад. Говорят, что они борются с терроризмом. Весь городок заклеен объявлениями о продажах земли. Вся Порт Вила судачит об убийстве на днях местными белой женщины на хуторе неподалеку, из-за денег. Говорят,, пьяные были, с таким русским оттенком "ну что с них взять". Тюрьма в Порт Вила закрывается по воскресеньям, и еще когда кончаются деньги, и нечем кормить заключенных. Их на это время отпускают домой. Кстати, Женя, на Соломонах опять революция была под Новый Год, со стрельбой. Нам рассказали моряки с контейнеровоза, они там были на днях, говорят, с высадкой десантников с Австралии, и соответственно Новой Зеландии. Да и на Папуа не везде появишься с белой рожей, кое-где за это могут и убить. А вообще, говорят, люди хорошие, все дешево, только нужно знать, куда можно соваться, а куда нет.

Вода здесь исключительно прозрачная. В принципе, освоили практику прохождения коралловых рифов путем визуального наблюдения и бушприт весьма способствует. Единственное условие - ясная погода и солнце за спиной, что не всегда возможно. В воде масса интересного, жизнь просто кипит, постоянно попадаешь в "туннель" из мелкой и средней рыбы фантастических расцветок, рыба держит дистанцию, и находишься словно в пузыре, а дальше стеной стоит рыбеха. По дну много чего ползает, у ежей иголки раз в десять больше, чем у наших, мутанты какие-то. Короче, глаза вылазят от местного разнообразия. Сегодня подходили к Виле, впереди, метров 50-100 из воды вылетела здоровенная манта, блеснула брюхом и ушла в воду. Акул здесь, на Ефате, говорят, что нет. Акулы - на Малекуле, и иногда людей там кушают. Есть там речка-убийца называется.

Но, нырять противно - слишком теплая и очень соленая вода. Любая ранка, а на кораллах получить царапину - раз плюнуть, загнивает и требует внимательного ухода. Много необычных опасностей, нужно держать уши востро, и каждый день чистить их раствором борной кислоты после купаний-ныряний (правда, правда!).

12 января

На самом деле, я может быть впервые за многие годы никуда не спешу, и не испытываю проблем. Зато появилось время, чтобы спокойно понаблюдать и поразмышлять. Глубокое погружение в окружающую действительность в условиях тропиков и диких островов - это потрясающий опыт. Очень необычное ощущение, и видишь все совсем по-другому. Скорей всего, понять это, читая слова, присланные почтой, не удастся. Здесь другой мир, и отсюда воспринимаешь жизнь совсем иначе, точней сказать трудно.

13 января

Стоим на бесплатном анкоридже, но завтра встанем к стенке. Вадя поехал на берег, пошли, говорит, мороженого поедим, в интернет сходим, а у меня интуиция. Главное - в пятницу ездили в ресторан, у меня все было хорошо, а в субботу - ни в какую, не пойду, говорю. Вадя уехал один, через час подул ветер, и меня вместе с лодкой, цепью и 20 килограммовым "адмиралом" лихо так стащило на глубину, а за кормой в полукабельтове - риф. Ну я и выбрал руками якорь с цепью, завел движок и перешел на новое место. Теперь Вадя каждый день один бегает в магазин, в Интернет, на базар. Мне нормально, я медитирую, а ему уже невмоготу, просится к берегу. Вот такая у нас магическая жизнь. Пошел сейчас, купит дешевого мяса, будем отмечать праздник.

Со Старым Новым годом!

14 января

Послал фотку с мелкими людоедиками.

Должен тебе заметить, что в центре фотографии, в руке у девочки - книга. И читать она умеет. По-английски, и по-французски. Школа, правда, не работает, потому что летние каникулы.

Сегодня сидел на горе и наблюдал, как солнце склоняется к закату. Среди величественных картин природы, - горы, залив, ветер, грозовые тучи, как пара тараканов, ползли два суденышка по какому-то своему, очень для них важному маршруту. И в какой-то момент солнце выглянуло из дырки в небе и осветило одно из этих суденышек, оно оказалось в центре ослепительно светящегося пятна, и засветилось собственным светом.
На несколько секунд. Это было чудо. Так вот, о чем это я, я просто процитирую близко к смыслу... У каждого из нас свой путь, и путь этот в никуда. Но если у этого пути есть сердце, то по нему идешь радостно и в счастливом ожидании чуда. А если сердца у пути нет, то угрюмо тянешь каждодневную лямку до смерти, не поднимая голову. Вот и вся разница. Так сразу увиделось, и хожу под впечатлением до сих пор.

15 января

Мы получили НЗ визы на три месяца, в смысле до 1 апреля. Сейчас нужно попасть в такт погоде и уходить, внизу торчит циклон, не хотелось бы лавироваться 1000 миль, на Фиджи тоже закручивается воронка, не хотелось бы бодаться с ней по дороге. Созерцаем. Повторно отмыл сегодня ватерлинию, за три недели здесь серьезно обросла, отмыли и сложили надувнушку. Нашего "Корсара" пришлось клеить, экипаж ходил нырять за красотой и преодолевал на нем рифы, и сделал дырку в днище. К походу практически готовы. Завтра пойдем, уладим все формальности.

17 января

По срокам - мы стартуем, как только появится окно. Та депрессия, что висела над нами, все же разродилась тайфуном, то бишь харикейном FUNA. Сейчас она проходит Санто, потом на Фиджи, углубляясь. Полагаю, после того, как разберется с Фиджами, пойдет к Новой Зеландии, на все про все - дня три-четыре. Потом нам топать, дней десять не меньше, по оставшимся от него ухабам. Считай, в начале февраля в Опуа. В Опуа постоим несколько дней, осмотримся, пойдем, заходя по дороге в марины, может до Вангарея (Wangarei), может и еще южней, как будет настроение. Переходы там небольшие, миль по 30-50, в маринах - дня по три-пять.
Вчера с восхищением наблюдал, как местные готовились к прохождению тайфуна. Весь флот набился в бухточку между столичной деревней и островком Иририки. Пароходы носами повыезжали на берег. Они полностью вычистили причальную стенку, вплоть до того, что утащили в укрытие даже все плавпирсы, и все это весело, со смехом, песнями и гиканьем. Пароход идет в укрытие - негры на нем пританцовывают со швартовыми, дождь хлещет. На островах объявлены нерабочие дни, как говорил знакомый местный китаец - все запасаются продуктами, свечками, перебираются в безопасное место (под пальмой - опасное, потому что коконатсы(орехи) падают прямо на голову!). В общем - опять праздник, бесконечный праздник, который всегда с тобой.

18 января

Сегодня заправились топливом, сделали, кстати дьютифри, взяли по дешевке, пошел платить в офис, говорю, уходим в воскресенье, давайте заплачу и за стоянку, с понедельника стоим, вода-электричество. Хозяйка - Лемара - говорит, не надо платить за стоянку (6000 вату, между прочим). Приходите ко мне в следующий раз, не забывайте. Ты можешь такое представить в России?
Дует, и временами поливает. Местные довольно организованно убрали весь флот вглубь бухты, по буям. Мы, в связи с отсутствием своего буя, и по природной лени остались у стенки. Ветер пока ЮВ, так что стоим хорошо, берег прикрывает, циклон уже уходит, давление начало медленно расти.

Как ни странно, циклон раскрутился до 3 категории - 960 мб. И свистит до сих пор, уходит со скоростью 12 узлов, уже в 200 милях, а по нашей бухточке-укрытию (TC hole) все еще дует в порывах больше 10 м. Сегодня заглянул в Инет - блямба диаметром 400 миль, видимо скоро увидим голубое небо. В море 6-метровая зыбь. Это не залив Петра Великого, тут все по-взрослому. В общем, пока погода не радует. Воды дождевой набрали 100 литров, фантастика. Негры одели теплые куртки, холодина, всего +26 с ветром! На Вануату прилетали все местные премьер-министры (Новая Каледония, Фиджи, Соломоны, Самоа...) решать, как жить дальше островитянам. Приблудился еще и корейский, кажется, он обкатывал новый авиарейс на Вануату. Слушаю австралийское радио. Тут совсем другая жизнь, местные проблемы. Планета разделена экватором, и северное полушарие мало что знает про южное, и наоборот.

19 января

Сегодня познакомились с Харольдом - деревянная гафельная шхуна "Кассиопея", идет по свету семнадцать лет. Восемь - на Карибах, несколько лет на Фиджи, сейчас уже два года на Вануату. Планы - на Таиланд. Когда? - когда-нибудь, может быть чере пару лет. Помаленьку чартерит, называется "Пиратский набег". День в море - 500-700 долларов, пара выходов в месяц, ему, я так понимаю, выше крыши.

Я уже когда-то публиковал стих Вадима, и надеялся, что таланты проявятся. Они проявились...

Это Лев Зимин.

Произведение Вадима сразу покорило меня, не даром я так настойчиво просил его распечатать мне текст. Но только сейчас у меня появилась возможность по настоящему оценить это выдающиеся произведение. Это не просто шедевр, это произведение, эта песнь может быть предтечей нового жанра. Неспроста у него сразу появились подражатели. Не все справились, не все прониклись скрытым ритмом , не все оценили фонтанирующую энергию, но это и понятно. Не все провели несколько недель в раскаленной на солнце , пляшущей по волнам яхте посреди океана. Простим им... В поддержку Вадима и прочих поэтов-однодневок я, придерживаясь канонического стиля, сложил свой стих и назвал его - "Подруга и Трук" (Перед прочтением рекомендуется освежить в памяти оригинал)

Товарищ, я вахту не в силах стоять
Сказал рулевой рулевому.
Он ,сволочь, нажрался вчера, как свинья
Не может он пить по другому.

Что волны и рыбки? И даже корма?
Глаза б мои их не видали.
На берег хочу! Извините ,друзья-
Прыщи на заду повскакали.

Рулите на Трук! Умоляю,прошу!
Не надо рулить мимо Трука.
На Труке каждый друг другу друг,
А кое-кто и подруга.

Сквозь шквалы неделю в пассате прошли
И остров к себе привязали.
Ну весь его, вдоль-поперек, обошли
А русских баб не встречали.

И булки здесь есть и бесплатный WiFi
Кокосы, бананы - горами.
Но ночью на вахте товарищ мечтал
Совсем о другом, между нами.

Конечно, на Труке женщины есть
По-местному, даже красивы.
Но лично я люблю своих,
Желанных из России.

Так прочь отсюда! Прочь! Вперед!
Поднимем смело парус!
Фортуна с нами! Что сидишь?
Иди, готовь на камбуз.

Прочтение этого автоматически дает право на издание этого. Автор отказывается от гонорара в пользу Королевства Камбоджа.