Легенда Тюте

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Скачать для GPS для Google Earth Нитка маршрута Места
Первопрохождение на велосипеде 2-х горных перевалов и маршрута по логу Тюте и Кызыл-Ярык. Отчасти - велоальпинизм. масса приключений и открытий.
Отчёт 
Отчёёт о велопоходе первопрохождении маршрута в Горном Алтае через перевалы Тюте (1А) и Кызылярык (н/к).
Раскатка

Легенда Тюте

Banner
Легенда Тюте

План
Длительность 18-19 дней. Из них полноходовых - 16 минимум.
Дистанция - 380км.
Трек (карта) – Чике-таман - Актру - Тюте - Кызилярык - Бельтир - Белый Бом.
Тип – велосипедный.
Цель – Перврпрохождение на велосипедах перевалов Тюте и Кызылярык, изучение топографии и особенностей логов р.Тюте, маршрутизация этих участков. Исследование влияния сложных участков на велопроходимость с накоплением опыта.
Движение –Велосипедом, вело-пешком, карабканье по каменному куруму. .
Перевалы – 2шт, >3100м (Тюте). и ~2780м (Кызылярык) соответственно. 1A и б/к (по альп-классификации). На велосипеде будут пройдены впервые.
Вероятная категорийность (для особо озабоченных этим вопросом) как тур-похода: не поддаётся оценке. Приближённо 1-я кат (из-за малой дистанции) с участком в 9км. 6-й кат., и элементами, где просто зашкаливает…
13 июля - 17:00 пер.Чике-Таман. начало спуска. Спускаемся до р. Бол.Ильгумень и встаём на ночь.
14 июля - переход р.Бол.Ильгумень - Белый Бом. Это примерно 60-65км.
15 июля - переход Белый Бом - р.Менка (или её устье в Чую) - 50-65км.
16 июля - переход р.Менка - Курай - КызылТаш - р.Чуя, это около 50км. Если осилим ещё бросок до "Джипперс-Крипперс" (брод через Тюте по дороге на Ак-Тру, ешё 7км) - то вообще замечательно.
17 июля - подъём от р.Чуи или "Джипперс-Крипперс" до альп-Лагеря Ак-Тру. Вероятнее всего доберёмся затемно, хотя расстояние не большое - от Чуи - 23км всего, но это всё по дороге и по дороге вверх и вверх.
18 июля - днёвка адаптационная. Посещение достопримечательностей, посещение красивых мест.
19 июля - подготовка к восхождению на "ЗГ" (Зелёную гостиницу), адаптация.
20 июля - первый штурм. Половина группы остаётся на ЗГ ночевать с своими рюками и велами другой половины, друга половина спускается назад в Ак-Тру и ночует там с велами группы которая вверху. Связь по рации.
21 июля - второй штурм. Первая группа спускается, забирает свои велы, а вторая - вместе с ними тянет свои рюки на ЗГ.
22 июля - От ЗГ в долину Тюте через пер.Тюте. Однако, могут быть форсы - например потребуется адаптационный день, тогда стоим, или немного поднинимся, но учитывать надо, что вся готовка на газу! Это высокогорье, дров там нет.
23 июля - Спуск до озёр Тюте или до поворота на Кызылярык. На озёрах хоть и красиво, но тоже всё на газу!
24 июля - Начало подъёма (штурма) пер. Кызылярык-Акайры.
25 Июля - завершение штурма пер.Кызылярык-Акайры.
26 июля - спуск к р.Талдура, мост, проезд через Бельтир и чудесная ночь в Долине Духов. Особо отмечу что там нет воды. совсем. так что её придётся везти от озёр около Бельтира, или ездить от стоянки до р.Чаган-Узун (не меньше 5км в одну сторону + рельеф).
27 июля - от Долины духов через Ортолык, ищем стоянку на ночь уже на Чуйском тракте, желательно в р-не р. Тыдтугем, около 50км.
28 июля - переход р.Тыдтугем - напротив устья Ниж.Карасу на р.Чуя (между Чибитом и Ярбалыком), около 80км.
29 июля - вваливаемся на Белый Бом :)
30 июля - отдых на ББ, чистим перья, расчищаем хвосты, баня, монтаж портала.
31 июля - резервный день, на случай если что-то раньше пошло не так, и мы не укладываемся в график.
Задачи и возможности
1. Общение с Духом планеты. По пути будет Амитраэра-моунинг (люди его называют "Калбак-Таш"), но кроме этого в процессе восхождения на первый перевал будет немало возможностей оказаться «рядом с Ней». Соответственно возможность выяснить и согласовать планы насчёт будущего планеты, своей роли в этом и что будет с человечеством. (Опционально)
2. Изучить и повысить уровень коммуникативных возможнстей, от общения с животными и растениями к более сложным природным сущностям – горам, камням. В данном случае от этого будет зависит как здоровье, так, возможно, и жизнь.
3. Повысить и протестировать свой уровень физических возможностей, а так же выявить недостатки и найти пути их устранения.
4. Расширить возможные и доступные (пускай не для всех) вело-маршруты в республике Горный Алтай. Личным примером доказать возможность прохода вне традиционных троп и дорог.
Ссылки
Участники
Беркут, он же Robin Couton
    Автор проекта, организатор и заводила.
    Задачи: навигация, организация трансферов, ориентирование, документалистика, фото и видео съёмка (оператор).
Эльф, он же "Маленькая лошадь"
    В поиске Эквестрии
    Задачи: навигация, фото и видео съёмка (оператор), энергообеспечение группы, техническая поддержка.
Гоблин
    Охотник на впечатления
    Задачи: Обеспечение продовольтвием, замыкающий контроль, заготовка дров и запас газа
Резидент
    Драйв-генератор
    Задачи: дроволом, обеспечение страховки на переправах, разведка местности и анализ путей прохода.
Сталкер Типани
    В поисках Пандоры
    Задачи: техническая поддержка, фото и видео съёмка (оператор), бивуачные нужды.
Тан Яла
    Собиратель опыта
    Задачи: изучение Алтая, повышение собственного опыта

 

1. Раскатка

 


Пер. Чике-Таман, 13 июля 2016, 17:00.


Вроде всё готово к спуску, кто-то ещё что-то прикручивает и проверяет, но тем не менее в основном определённая готовность есть. Сегодня мы утро встретили в поезде Москва-Бийск, а сейчас уже готовы спускаться с перевала Чике-Таман, откуда у нас и стартует проект «Легенда».
Резидент ещё на первом бриффенге в поезде, точнее после него, настаивал на проведении дополнительного инструктажа-брифинга перед спуском. Это оправдано: мы давно не ездили, минимум с неделю, чувства и навыки притуплены, а сейчас предстоит длинный спуск по серпантину перевала с перегуженными рюкзаками. Причём половина почти группы или первый раз на Алтае, или имеет смутное представление о том, что им предстоит. Поэтому инструктаж касается всех, включая меня и Резидента.

Инструктаж, в общем-то, простой и банальный: не разгонятся больше 40км/ч, при близких горизонтах и поворотах резких скорость сбрасывать; проверить ещё раз тормоза; соблюдать техническую дистанцию в 8-10 метров, чтобы не создать свалку если кто-то остановится или рухнет (привет «Дикого пути»); соблюдать очерёдность, т.е. не устраивать «гонки», впереди едут те, кто лучше умеет спускаться (Беркут, Эльф), сзади кто тормозит больше других и боится спусков (Гоблин, ТанЯла), в середине – Резидент и Сталкер; сообщать по рации местонахождение, рассматривая данное действие как несколько экстремальную ситуацию. Конечно сам по себе спуск с перевала Чике-таман даже на велосипеде не представляет какой-то особой сложности, это не Кату-Ярык, например, но в данном случае, без раскатки, с непривычки на нём легко потерять контроль и рухнуть. В первый день нам только этого и не хватает.
А собирали мы велосипеды из чехлов, в которых везли в поезде, прямо тут, на перевале, под призывы местных торговцев всё-таки что-нибудь у них купить, которые, впрочем, остались проигнорированы. Куда покупать, если рюкзаки и так под завязку, и судя по тому, как они разгружались – у Гоблина и Эльфа они явно с перебором по весу.
И вот наконец, разговоры закончены, и мы плавно вкатываемся в спуск. Солнышко подсвечивает в спину, уже вечер. Первоначальный план – спустится с перевала до воды, и встать сразу на р.Ильгумень, чтобы не спустится ниже и не начинать следующий день с подъёмов. С другой стороны, завтра мы уже должны быть в Белом Боме, а до него почти 80км. набора высоты, и следует подумать – стоит ли так рано вставать. Хотя, после душного поезда и непроходимого цивила очень хочется к костру, палатке, природе, просто расслабится. На этот случай есть план Б – доехать до Большого Яломана, и заночевать уже там, но для этого придётся сегодня уже корячится в подъёмы по Чуйскому тракту вдоль Катуни.

Дорога в спуск с Чике-тамана

Поскольку я несусь первым, сообщаю по рации о встречных авто, осторожно взбирающихся на перевал. И ещё, поскольку у меня впереди никто не едет, могу полнарушать свои же инструкции, в плане ограничения скорости, и где-то не тормозить. Что, собственно и делаю, но без экстрима – таки опыт сказывается. Правда потом велокомпьютер показал, что максимальная скорость была у меня 97,8км/ч, но я так и не смог вспомнить где такое могло быть, вроде ТАК не разгонялся. Чудеса, да и только…
И вот перевал со спуском позади, я останавливаюсь на подтяжную – надо решать – ищем место для ночёвки – а время уже подходящие чтобы спокойно встать засветло и оттопырится на весь вечер, или ломануться до Большого Яломана.
Собрались под впечатлением: спуск всё таки заставляет концентрировать на себе внимание, и медленно, но верно втягиваться в походный ритм велопохода. Хотя привыкать педалировать и толкать велосипед в горку ещё долго придётся. И это далеко не самая большая проблема. А она кроется в том, что в этот раз большая часть участников, все, кроме меня и Резидента, имеют весьма смутное представление о том, что их ждёт на самом деле. С другой стороны наша совесть чиста – обо всё не раз предупредили, и на первом брифинге в поезде даже дали подробные инструкции: как вести себя в Местах силы и с духами и прочими сущностями, что Алтай – место исполнения желаний, и потому «Бойтесь желаний своих, они могут сбыться», а самое главное – это то, что если вы тут не за тем, чтобы увезти только пейзажные впечатления, а что-то ещё, более важное, то Алтай будет вас испытывать, причём очень жестоко порой, и как при этом действовать – тоже объяснено. Не раз было сказано, что этот поход высших категорий по нагрузкам, а значит потребует высочайшей концентрации воли и физической силы. Просто сейчас, после спуска с Чике-Тамана, смотря на дорогу вниз и красивые виды горных ущелий без опыта подобных мероприятий трудно представить и настроится на реальный уровень трудности.
- Ну что, тут или до Яломана, план Б?
- Я за «Б» - однозначно высказался Эльф, и я его поддержал. Резидент и Сталкер сказали что всё равно, ТанЯла – промолчала, Резидент внятно по началу не ответил, но потом напомнил, что рюкзаки у Эльфа и Гоблина перегружены, и лучше иметь какой-то резерв по времени, тем более уже становилось понятно, что в группе будет два вечно отстающих тихоходных участника – Гоблин и ТанЯла. Стало быть склонились к «Б»-плану. Точку поставил Сталкер:
- Не, я за план Б!
- Тогда помактошили. (от слова «Мак-то-ко» на языке Na’vi – означающем езду верхом, в движении)
И мы ломанулись вниз, пустив тихоходов вперёд. Резидент едет рядом со мной, поскольку мы не торопимся – всё равно до стоянки успеваем, да и едем явно не хуже Гоблина.
- Гоблина надо будет разбаулить, он перегружен, рюк не подъёмный. – Резидент уже оценивает шансы предстоящих приключений.
- Да, я заметил. С таким он на зелёную гостиницу не поднимется, умрёт. Да и у Эльфа тоже перегруз.
- Значит, на Белом Боме надо устроить рабауливание. У одного Гоблина 6кг. риса.
- Что!? Ахринеть…
- Короче, Беркут, нужна большая ревизия. А то вляпаемся в спасательную операцию.
Тут мы пришпорились, и прибавили ходу. Гоблин обогнался быстро, ТанЯла вообще где-то сзади пропала. Сталкер едет довольно быстро, с Эльфом впереди. Переодически по рации идут доклады вроде «Эльф – 386», «Сталкер – 384», «Гоблин – 373» - что означало позывной и где он находится, на какой отметке километража дороги. Кстати, хорошо заметно, что Чуйский тракт свежеотремонтированный, на высоком уровне, едешь как по хай-вэю, только автомобилей после городов кажется, что почти нет. Мы лихо проскочили Купчегень, и увидели первый подъём ха мостом через Ильгумень. После десятка почти километров сплошного спуска, это первое «препятствие».
Я проношусь мимо вставшего Эльфа.
- Что у тебя?
- Прокол.
- Помощь нужна?
- А… переобуюсь.
За подъёмом открывается вид на долину Катуни где, кроме красивых объёмных видов, нас ждут долгие и постоянные подъёмы. Но сейчас, не смотря на преодолённый подъём – спуск, и пока можно наслаждаться тем, что велосипед едет сам, а ты можешь получать удовольствие от созерцания окружающей обстановки, гигантских глубин пространства Горного Алтая.



Остановка на тракте.

Правда в этой обстановке стали заметны изменения последних лет, и это вовсе не качество дороги. Главное изменение – это заборы. Не те, что от скота, чтоб не разбегался, а те, которые от людей и прохода посторонних – много земли у реки и тракта выкуплено, взято в аренду и другие формы собственности, с целью бизнеса на туризме – стоят домики, кемпинги, вывешены пейскуранты цен, в том числе за костёр-дрова, установку палатки и остановку авто. Это оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, это предотвращает замусоревание территории, сохраняет больше природы, чем при «диком» пользовании, поскольку авто-доступные места вблизи Чуйского тракта если не следить со временм превратятся в помойки, никаких сил местных жителей не хватит что бы приберать за толпами туристов, которые везут на автомобилях кучу хлама и выкидывают его мусором где придётся. Но с другой – это ограничение той вольницы и свободы, когда можно было просто остановится где захочешь, просто с красивым видом, и застрять там на сколько тебе нужно – теперь всё вокруг чьё-то, и этот кто-то ещё и денег попросит. Это уже совсем другой коленкор, к которому мы никогда не привыкнем.
Эльф сообщил, что Гоблин проехал мимо него. Потом и ТанЯла его обогнала. Мы же штурмуем, по большей части велопешком подъёмы на прижиме у берега Катуни. Остальные уже или впереди, или ждут у Моста через Яломан.
- Я уже лезу тут в какой-то подъём! – радостно сообщи Эльф по рации.
- А, ну значит тебя всё самое интересное впереди… - ответил я ему.
К моменту приезда Эльфа на мост, где уже мы все собрались, начало смеркаться. Как-то незаметно пролетело время с старта на Чике-Тамане, и уже начала надвигаться ночь. Но ещё вполне видно куда ехать, но тянуть время нельзя.
Мы съехали с тракта вниз направо, и тут же упёрлись в забор и ворота очередного кемпига. Ворота мы открыли, и проехали его насквозь, под лай собак. Раньше тут ничего такого не было, было небольшое конопляное поле, и больше ничего. Теперь цивил пришёл… мы ехали по дороге вдоль Яломана, пока не упёрлись в Т-образную развилку – направо – к реке, но там видны автомобильчики и туристы из них, причём плотно. Налево – дорога хреновенькая, но выходит на другую, идущую в сторону д.Большой Яломан по руслу самого Яломана, снова через ворота. Пока мы пытались сообразить, куда двинуть, ибо тут нас ровным счётом ничего не устраивало, пришёл хозяин или администратор кемпинга, и как только он поздоровался я сразу спросил:
- Как отсюда выбраться за территорию кемпинга, к реке?
- А вот туда, - ответил он показав налево, - Там по дороге вверх, найдёте.
- Спасибо.
Мы перебрались через ворота снова (первый открывает, последний – закрывает), и вышли на хорошо накатанную дорогу на Большой Яломан. Стремительно темнеет. Тянуть не стали, и ехали пока не нашли более-менее свободного от отдыхающих автотуристов место. Туда и завернули.
Расположились равноудалённо от ближайших автомобильчиков – до каждого не меньше 80 метров. Сразу стало понятно, что без фонариков при установке бивуака не обойтись. Резидент привычно отправился за дровами, и встретил… хозяина этого участка. Тот пришёл, соответственно, об этом сказать «залетевшим». Однако получилось в нашем традиционном духе: увидев велопутешественнииков желание брать деньги у него пропало, просил только мусор не бросать.
- А мы его никогда не бросаем. Мы уже тут дцатый раз. В основном на Белом Бому базируемся, - пояснил Резидент.
- А, дык свои, получается. На одну ночь?
- Да. Завтра уже на Бому должны быть.
- Приятно отдохнуть, счастливо. Если что – я там.
- Ага. И вам удачи.

Ночной костёр на Большом Яломане

Уладив дела с хозяином земли, Резидент занялся палаткой, и долго бузил из-за того что она ставится несколько сложнее, чем привычные нам конструкции. Мы сварили какой-то суп, заели по-быстрому конфетами, напились чаю, и затупили у костра, как и хотелось. Хотя особо обсуждать было нечего, кроме того что «весь день ничего не делали, проехали всего 16км, а что-то устали». Да, если бы знали, что такое будет «устали» через недельку, то показалось бы что полны сил и энергии.
Спать залегли со мной Эльф и Гоблин, а ТанЯла с Резидентом и Сталкером.
Утром первым встал Сталкер, и пошёл осматривать и фотографировать окрестности.



Стоянка на Большом Яломане утром

Потом, разумеется, Резидент, дрова-костёр, за тем уже начали и остальные вылупляться. Пока варка еды, пока сборы и укладки, укладка перьев и расчёсывание хвостов – время шло, и только к полудню появилась надежда сдвинутся с уютного места. Действительно, не смотря на соседство и узкость места – было вполне уютно, а автовладельцы не включали, как обычно, бывает какую-то дурацкую попсу в своих машинах. Мало того, часть уже уехала, а хозяин приезжал на коне и спросил, нет ли мусора на выброс. Но у нас его не было…





Р. Большой Яломан около стоянки.

Мы начали выбираться на дорогу, но почему-то завозился с укладкой Эльф. Мы долго ждали, но потом всё же решили потихоньку двигать – заблудится тут сложно, дорога к Белому Бому одна, к тому же мимо Ини и малого Яломана проскочить трудно, а подъёмы такие будут, что привалы после них точно всех в кучу соберут. Резидент выкатился на тракт, и там занял операторскую позицию.

Ждём Эльфа.

Резидент на Большом Яломане.

Яломанский выезд на тракт

Беркут выбрался на тракт

Выезд как раз после довольно крутой горки, так что раскатываться можно начинать с самого начала. Горка и мне далась тяжело, и пока я там отдышался, успел появится Эльф, и мы решили ехать.
Дорога, надо сказать, до самого Малого Яломана довольно лёгкая, без особых подъёмов, а к самой деревне, где нас уже поджидал Гоблин с Сталкером – вообще спуск.
В самом Малом Яломане магазин был закрыт, и мы сразу как собрались, поехали дальше. За мостом небольшой подъём, который дался отнюдь не просто, а потом – плато, равнина, которая тянется до самого моста через Катунь в Ине, через который мы 2 года назад в полуобморочном состоянии переезжали с Эльфом в «Кукуя-Иня».
Плато с небольшим, не заметным уклоном к верху, поэтому едется не легко, но едется. Но по пути нас ждал странный сюрприз.
Решили устроить перекус, но палящие безоблачное солнце требовало что бы мы спрятались в тени. Кожа на моих (и не только!) руках уже начинала шкворчать на этой прожарке, и тоже намекала на тень, но где её взять посреди ровного и голого плато? Правильно, под каменюкой, да побольше. Туда Резидент и решил причалить, сказав, что это знакомое место.
ТанЯла и Гоблин на Чуйском Тракте
Он был прав – кроме коровьих плюшек, и лошадиного помёта, а так же бараньего, там нашёлся уникальный артефакт, который Резидент оставил там ещё в 1933-м году, расписавшись на этом камне – нарисовав себя и подписавшись «Абросимов М. 1933г»





Тот самый камень

- Ну и какого хрена ты это сделал? – наехал я на него, когда это увидел, - Нафига было вандалить камень?
- Ну извини, молодой был, неопытный, не понимал ещё… - объяснялся Резидент. – Я вообще 33-й смутно помню. Но место-то хорошее?
- Пойдёт, потянет… - ответили ему, отпихивая разнокалиберные котяхи от места отдыха. Я же натужно пытался вспомнить, где я сам был в 33-м году, почему-то вспомнилась Южная Америка, какое-то местечко толи Сан-Памос, толи Лараос… Листья коки… И что я там забыл… Как потом выяснилось, зря я это стал вспоминать.
Отдохнув и дождавшись ТанЯлу, мы поехали в Иню. Хотелось в жару мороженного и что-то попить, хотя минералка из р.Большой Яломан довольно вкусная, но она уже сильно нагрелась.
Плато закончилось довольно быстро, и немного ностальгируя с Эльфом по воспоминаниям о том, как мы проходили скальный участок катуньской тропы, и место, где мы с неё выбрались, мы пересекли мост, и трудно забрались наверх в саму Иню. Не смотря на то, что одолели всего 18км, состояние было как от всех 40. Перекус тем не менее делать рано, но отдыхать будем долго. Гоблин, я, и Эльф с Резидентом устроили массированный набег на открытый продуктовый магазин, заодно выяснилось, что у Гоблина проблемы с колёсами – пошли непонятные проколы. Он занялся ремонтом, а мы наблюдали и помогали, если нужно. Но и без этого было понятно – у Гоблина сильно изношена задняя покрышка, и почему он не заменил её ещё при сборах - загадка.

Гоблин ремонтируется

Тупление в Ине.

Тупили в Ине мы как-то долго, причём не из-за Гоблинского ремонта, а просто тупили. Но впереди ещё довольно длинный путь, причём с остановкой в месте «Амитраэра моунинг» - это место, дге наши молитвы слышат, и иногда отвечают. Люди его называют «Калбак-Таш», поскольку ещё 7 -9 тысяч лет назад о свойствах этого места занли, и отметили кго разрисовав, теперь люди приходят туда на эти рисунки пялится, называя их петроглифами. Хорошо что берегут. Но по опыту прошлых контактов с этим местом знаю, что мероприятие может затянутся. Это же самое понимает и Резидент, и это его беспокоит – не любит он затемно вставать.
- Дык на Бому скорее всего палатку ставить не будем. И точно – готовить не надо.
- Всё равно не хочется в темноте ехать.
- Фонарик иметь надо…
Перекус решили сделать в кафе Чуй-Оозы, сразу за одноимённым местом – устье Чуи. Но до него ещё добраться надо – там большой и долгий подъём, который как ни крути, в прямом смысле, но с нашими рюкзаками наверх не вкрутить, так что шкандыбать придётся вело-пешком.



По пути к Чуй-Оозы на подъёме.


Резидент операторствует

Мы и пошкандыбали, когда упёрлись в эти подъёмы. С Эльфом у нас просто какое-то дежа-вю: какой год? В сознании два похода словно склеились, связались в единую и непрерывную цепь событий, просто к нам тут ещё четверо «прилипло» чудесным образом. Ну да, мы тогда, на «Кукуя-Иня» сетовали, что нас мало, всего двое. Вот, желания исполняются… про время в запросе как раз ничего не было.
Наверху, понятно, устраиваем привал, даже не заметив, что Гоблин подозрительно сильно отстаёт после Ини. Мы разбрелись по Месту Силы (оно тут официально так и называется – «Энергетически сильное место»), фотографируя поразительный вид Чуй-Оозы с разных ракурсов. Однако новопостроенных мостов на Инигень, которые я хотел сфотографировать, как ни крутись, отсюда не видно. Жаль – это было интересно, после снесённого подвесного, после катуньской скальной тропы.. Зато новые мосты – их два – позволяют легко попасть в самое основание, начало северочуйского хребра, что позволяет в будущем запланировать интересный первопроходный маршрут как раз по хребту до Ак-Тру. А пока мы едем к Ак-Тру традиционно, по Чуйскому тракту.



















Место Силы Чуй-Оозы


С Гоблином что-то не так…

Обойдя и сняв что хотели, мы уже собрались назад, когда выяснилось что у нас ситуация.
Ситуация лежала в беседке, стилизованной под аил, прямо на боковой стенке, и звали её Гоблин. Он смог дойти до этого мета, но ему было уже не до красот – его просто свалило, у него болел живот, ноги, голова, и вообще он никакой от слова совсем.
Симптоматика очень похожа на тепловой удар, поэтому тело положили в тень, но мне и Резиденту было ясно что это – это первый «привет» от реального Алтая – физическая перегрузка. Гоблин физически не готов тянуть такую нагрузку. Если у ТанЯлы – рюкзак пуховый, Эльф, Резидент и я – просто физически развиты, а Сталкер – хорошо прокатан и тренирован, то Гоблин, мало того что не готовился физически не смотря на все предупреждения, но и ещё по доброте душевной взял запасов на всё группу по весу. Плюс жара, и вот – ситуация.

Тело Гоблина

Достали воду и полили Гоблина как грядку. Немного влили ему в отверстие на голове, потом засыпали туда прикормку из сладких мюсли, заготовленную для перекуса. Через некоторое время тело ожило, и начало шевелится и издавать разнообразные звуки. А ещё через 20 минут, оно заявило, что сможет ехать, потихоньку… Раскатываться дальше.
- Гоблина надо разгружать, однозначно, - твёрдо заявил Резидент собрав небольшой врачебный консилиум.
- Здесь?
- Возможно.
- Он будет сопротивляться.
- Мы с Эльфом подержим.
- Доеду, доеду, заговорщики, блин… - подал голос сам виновник ситуации.
- Может тут большой перекус замутим?
- Нет! Тут полтора километра спуска – кафе, там и перекусим, в тени и спокойно, с мороженным всем желающим. Доедешь? Вниз, полтора км? – мне этот вариант не нравился. Перекус на Месте Силы в такой обстановке светит большими проблемами в будущем. Да и народу тут много, дискомфорт…
- Доеду, - хмуро пообещал Гоблин.
- Тогда, не спеша и спокойно –поехали.
Ехали, само собой, не долго. Сразу за этим Местом силы крутой спуск, потом пологий подъёмчик, но длинный, и вот уже Чуй-Оозы которое кафе. Там уже припаркованы явно туристические навьюченные велосипеды, видимо внутри группа идущая навстречу.
Так и есть, даже пообщались. Сами же набрали разной еды (лагман, манты), и стали молча её впитывать, толи насыщаясь, толи отдыхая, но все украдкой посматривают на Гоблина – тот вроде нормальный, хотя двигается как-то странновато. Однако после еды он явно повеселел, пришёл в себя до нормального состояния, и был готов ехать. Правда уже 4-й час вечера, спала не только жара, хотя солнце ещё вовсю светит.
Следующая остановка, как в трамвае – Калбак-Таш. Мы неспешно пересекаем большое плато Чуй-Оозы, и объехав один свал к воде. Выходим прямо на Калбак-Таш. Вот оно, то самое место.
Тут уже каждый решает сам, как законнектится и о чём говорить. А то, что ответят, если ответят, то касается его, и только его. Мы расположились «базой» с велосипедами в беседке рядом с местом, наверху, и ребята по очереди пошли «контактировать». Тут правда, возникла одна чисто человеческая проблема – люди любят деньги, и пытаются заработать на всём до чего дотянутся. Оградив Калбак-Таш забором, оставили единственный проход через будку, где собирают деньги за посещение, называя это «услугой экскурсии». Никто из нас покупать такое не собирался, поэтому легко понимая, что мы таки в горах, нашли пути к истине «за бесплатно»…
Время в этом месте вообще течёт по своим правилом. Полчаса могут показаться днём, и весь день может показаться считанными минутами. Так или иначе, все кому надо сходили, сказали что нужно, и мы смогли выехать из Калбак-Таш только в 7-м часу вечера. Ясно было, что в Белом Бому мы уже будем затемно.
Действительно, после Калбак-Таш начало стремительно темнеть, и Резидент, у которого как всегда фонарь и рация засунуты в долгое и тёмное место из которого доставать очень долго и сложно, рванул вперёд, дабы найти белый бом уже не за углом. Хотя по-началу сильно напрягаться в лом, так что катим как можем. Мы с Эльфом снова ловим дежа-вю, но с поправкой – прошлый раз, как стемнело, нам пришлось одеть куртки – холодно. В этот раз довольно тепло, хотя тьма сгущается прямо на глазах. Когда начали медленно и очень тяжело подниматься в Йодро, уже горели уличные фонари. Да! В Йодро, этой небольшой деревеньке на Чуйском тракте, которая в 90-е была ещё тем медвежьим углом, и судя по частоте её посещения медведями с тех пор не много изменилось – теперь по всей длине уличные фонари, и деревня сияет в ночи как рождественская ёлка! Мы об это знали ещё от таксиста, который нас вёз до Чике-Тамана, но теперь увидели воочию. В общем, в Йодро небольшая техническая подтяжная. Пока подтягивались, стоя на апогее подъёма, чтоб не стартовать потом в подъём, стемнело так, что когда на выезде кончились фонари пришлось уже включить фары, и ехать в их свете. Резидент, судя по всему, уже был на полпути к Белому Бому.
Мы же продолжаем спокойно вжимать педали в сторону Белого Бома в темноте. Сам Бом уже реально за углом, из горного отрога, но иногда его видно – он даже во тьме виден, отражая свет обвытой накануне Луны. Это придаёт сил и оптимизма, и мы дальше вкручиваем в темноту.
- На связи Резидент, я уже в кафе Белый Бом.
- Поздравляю. А мы ещё где-то на дороге, едем.
- На вас что-то заказывать?
- Не, не надо. Сами…
- Тут Аржан хочет поговорить.
- Ого. Давай.
- Привет, Беркут, как ты там? – раздался голос Аржана из рации.
- Да вот, решили завалится к тебе на огонёк. Как сам?
- Нормально, заваливайтесь! Я в аиле инструкторов, заходи.
- А то! Но сначала поесть хоца…
- Ждём!
Разумеется, как и следовало ожидать, Гоблин с ТанЯлой потерялись где-то в недрах ночной алтайской тьмы, и их приезд можно ожидать спустя час после нашего запросто. А у нас уже видны огни Белого Бома, вот и дома видны, но справа что-то мигает и переливается. Какая-то вывеска, как в городе, что-то там предлагает-зазывает.
- Фига-се, что это за Лас-Вегас тут? – не сдержался я. Правда, кроме меня этот Вегас никто пока не увидел. Как-то неправильно тут такие штуки, не знаю почему, но раздражают больше, чем привлекают. Ладно, само сломается.
И вот он, Белый Бом. Я медленно захожу на посадочную полосу, выпускаю закрылки и тормозные парашюты. Резидент подаёт парковочные сигналы, и вскоре вваливаемся внутрь.
Там – всё как и было 2 года назад, словно никуда не уезжали, спокойный подсчёт проданного и привезённого администратором за столиком, вежливая продавщица на стойкой, меню, словно из воспоминаний. Мы немного устали, немного голодны, поэтому спокойно и не спеша делаем заказ. Сметаны, да побольше, манты, салат… и обязательно 2 лимонных чая. Он хоть и самый обычный тут по идее, пакетики, но почему-то именно тут он удивительно вкусный. Хотя эту загадку я разгадал ещё перед походом: собираясь, выяснилось, что у Сталкера не ФКН-а. Я решил ему отдать резервный, который лежит без дела ещё с «Айгулакского Цахейлу» в 2010г. Я достал из загашника ФКН, а он – полный, в нём вода с белого Бома, которую туда налила моя жена когда уезжали. И вот, спустя 6 лет, открываю флягу и нюхаю воду – ничего. Глотнул – нормальная вода, как только что набранная, с неуловимым вкусом горного Алтая. 6 лет… Вот в воде и заключается загадка белобомовского чая. Поэтому – не меньше 2-х стаканов… Смешать, но не взбалтывать, это важно.



Вода Белого Бома.

Набираем воду

О нашем прибытии уже пошла молва по Бому. Пришла Любовь константиновна, мать Аржана, сказала, что Аржан ждёт в аиле. Потом, когда мы уже всё доели, на связь вышел Гоблин с феноменальной фразой:
- Фига-се, а что это тут за Лас-Вегас такой?
- Добро пожаловать в Белый Бом…
Гоблин и ТанЯла, как и ожидалось, приехали почти на час позже. Но приехали.
Аржан встретил меня рядом с тем аилом. Мы обнялись, вспомнили многое общее. Кроме прочего у меня есть миссия – Янтарь сделал видеоролик про «Караван-парк Ак-Боом» и передала его через меня Аржану, в виде DVD диска. Я же, чтоб подстраховаться, сделал видео ещё и на флешке. Но сейчас долго и нудно доставать, не под рукой, отложили на завтра, как раз будет у нас разбауливание.
- Раз такое дело, то можно на склад кинуть, - посоветовал Аржан. - Я завтра уеду по делам в Огнудай, так что утром можем не увидится. Передай тогда через Ребят или маму.
Отнесу. Что-то у тебя все телефоны не доступны, я же звонил…
- А.. вот – он протянул визитку, - Кое что поменялось. Ночуете как? Палатка?
- Можем и так, но ставить ещё надо.
- Аил устроит? Тот самый, что в прошлый раз?
- Он ещё цел?
- На месте. Вас сколько?
- Устроит. Шестеро. Но я им не скажу, где женская сторона… - мы захихикали.
- А Резидент?
- Он тоже, если вообще помнит.
Инструктор в аиле передал мне ключ от замка, потом забрали – туда кто-то пошёл «прибраться». Я же пошёл назад к кафе, организовывать заброску в аил для ночёвки.
Сильно хочется спать, но надо ещё дела переделать – зарядить всё что нужно и можно – следующая такая возможность будет не скоро.

В аиле ночью

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Алтай
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 3б-6б
Ссылка:
Опубликовал Робин Коутон