Заметки Чепур Анны

В лыжный поход по югу Камчатки я с друзьями собиралась сходить еще несколько лет назад. Тогда это было у нас на устах – обговаривалось и планировалось, часто во время восхождений на вулканы, во время походов, а в этом 2009 году мы совершили задуманное.
Правда, из-за объективных причин, первоначальный маршрут мы изменили. Планировалось идти в течение трех недель из поселка Озерновский (расположен на юго-западном побережье) в поселок Термальный (расположен вблизи г. Петропавловска-Камчатского), по возможности, с восхождениями по пути на некоторые вулканы. Заранее были куплены билеты (на 11 апреля) и запланировано отпускное время с 13 по 31 апреля, майские праздники – дополнительные дни на пургу.
Но вылететь в аэропорт Озерновского мы не смогли ни в первый раз, ни во второй; рейс отложили и в третий раз.
Выяснилось, что у нас на Камчатке совсем плохо с внутренними рейсами. В аэропорту обнаружились пассажиры еще не улетевшие с 7-го числа, а мы хотим улететь и 11 и 13 числа. Многим необходимо улететь из Петропавловска-Камчатского на побережье, но не многие летят обратно в Петропавловск. И получается, рейс откладывают до тех пор, пока пассажиры не наберутся на полный борт самолета из Озерновского. Ужас!
Мы столько ждать не можем, мы и так уже потеряли драгоценных 4 дня. Принято решение – сдать билеты, пересмотреть наш маршрут и двигать в лес и горы. За один вечер родился новый маршрут: Петропавловск-Камчатский – озеро Толмачева – Верхне-Опалинские горячие источники – Саванские горячие источники – вулкан Ксудач – Ходуткинские горячие источники – Верхне-Опалинские горячие источники – траверс вулкана Горелый – река Быстрая – поселок Термальный. За время похода было пройдено расстояние в 250 км. Руководитель – Александр Лобашевский, участники – я, Александр Павлов, Артем Безотечество. Самым главным снаряжением были лыжи для ски-тура и камус.
День 1 – 15 апреля

15 апреля в 6 часов утра выехали в сторону Толмачева озера и Толмачево ГЭС. На 41 км Большерецкой трассы повернули в сторону Толмачево ГЭС и практически сразу увязли в снежных заносах на нерасчищенной дороге. Пришлось вставать на лыжи и начинать лыжное путешествие.
Утро солнечное, снег ослепительно блестит, тепло, к лыжам прилипает снег, лицо может сгореть от излучения, жарко, без солнцезащитных очков совсем туговато, а в первые минуты похода рюкзак особенно тяжел.
Дошли до шлагбаума, где охрана ГЭС попыталась нас остановить через микрофон, мотивируя тем, что это территория охраняемая и посторонним вход запрещен. В ответ мы только поулыбались в камеры, показали им пятки во время наклеивания на них пластыря, и покатили в нужном нам направлении. Дошли до ГЭС, потом через мост прошли р. Толмачева и спустились к озеру Толмачева ставить палатку и готовить ужин.
Во второй половине дня любовались вулканом Опала. За весь день из увиденной живности была только одна слепая мышка, на которую чуть не наехал Артем.
Качество снежной поверхности. Снежная поверхность без заструг. Иногда попадаются надувы. На поверхности свежевыпавший снег. Пройденное расстояние – 15 км.
День 2 – 16 апреля

Стартовали с места ночевки в относительно спокойную погоду. Небо затянуто, наблюдался слабый ветер. А поднявшись на склон над озером был уже такой ветер, что я постаралась в первую же минуту (не повторяя ошибок совершенных в походе под Ключевскую сопку в январе 2009 г.) одеть всё на себя, что предохраняет от обморожения.
Итак, в течение всего дня мы преодолевали плато во время сильной низовой метели. Я смотрела через малюсенькую щелочку в балаклаве на впереди идущих парней и так держала курс. Правда один раз с него сбилась. Ветер казалось, поднял все снежные кристаллы в воздух, видимость стала почти в три метра и я пройдя в таких условиях небольшое расстояние, вдруг почувствовала, что срываюсь по крутому склону вниз. Ледоруба нет, я на лыжах под тяжелым рюкзаком буквально зарубаюсь лыжной палкой. При сильном ветре пытаюсь устоять и не катиться вниз, так сильно уж не хочется потом выбираться обратно наверх! В этот день первые мысли в голове – откуда здесь на плато (мы его пересекаем) такой обрыв, неужели передо мной здесь сошла лавина, стараюсь рассмотреть снежную поверхность, как так всё случилось – перед собой я видела Сашу, вроде шла на прямую за ним? В итоге напыхавшись, выбралась наверх, немного прошла и увидела Сашу, который меня ждал.
В этот день на плато мы пытались поскорее перейти его, спрятаться от ветра. Много трудностей были в том, чтобы удержаться при порывах ветра, который резко дул то в лицо, то в спину, то хватая за рюкзак разворачивал в противоположную сторону. Не знаю, откуда взялось одно единственное дерево, рядом с ним мы перекусили замороженными цукатами и быстро остывающим чаем из термосов.
К вечеру мы подошли к зарослям кедрового стланика в верховьях ручья Снежного и начали спуск по нему к границе леса, где решили ставить палатку. Точнее, со слов нашего руководителя, мы должны ставить палатку у первого дерева. Саша Павлов был на грани усталости, он был готов заночевать у кедрача.
Во второй день, в таких жутких условиях, мы преодолели расстояние в 15 км.
День 3 – 17 апреля

Это день перехода от места ночевки к Верхне-Опалинским горячим источникам.
Первый брод ручья 4 метра шириной. Это был единственный раз, когда меня перенесли, и халява на этом закончилась. С этого момента мы начали оттачивать искусство прохождения ледяных речек.
Довольно быстро поднялись на перевал Перевальный мыс через лесную зону, с высоты стали осматривать текущую внизу р. Средняя Опала. Не заметив снежного моста, решили спуститься к ней и тогда осмотреть берега, а вдруг? Однако, пришлось переходить её вброд в пластиковых ботинках, предварительно вынув внутренний вкладыш ботинка.
Перед своим первым бродом в этом походе я долго мучилась, так не хотелось снимать с себя все штаны и переходить речку с довольно быстрым течением. Не смотря на тяжелый рюкзак и уравновешивающие палки в одной руке, а лыжи в другой, меня течение немного сместило от того места на противоположном берегу, где парни выбрались. Саша Л. по этому поводу даже пошутил, что размышлял, над тем, а не придется ли ему пускаться в плавь за мной?
Далее практически сразу мы подошли к р. Левая Опала, и опять прошли её вброд. От неё на расстоянии 5 км располагаются долгожданные горячие источники. Ванны мы принимали до последних солнечных лучей, а в сумерках уже катили на лыжах к домику. Так как я одевалась последняя и последняя поехала к домику, то уже практически в кромешной тьме подъезжала к домику. Причем, подтаявшую поверхность снега быстро сковал холод, образовав плотный наст. В таких условиях мне пришлось напрячь все свое существо и все свои жизненные инстинкты. По насту лыжи неслись с огромной скоростью, а в наступающей темноте становилось все сложнее и сложнее поворачивать между деревьями.
Итак, сегодня мы ночевали в теплом охотничьем домике, который построен в 1 км от горячей лужи.
День 4 – 18 апреля

Этот день у нас знаменовался сначала оврагами до перевала Звериный, а затем снежными ровными полями, которые тянулись вдоль вулкана Асача. В этот день погода была солнечная, от снега шло такое излучение, что было неимоверно жарко. Как обычно в таких условиях и практически на протяжении всего похода, были некоторые трудности: под марлевой повязкой душно и жарко, а крем солнцезащитный смешиваясь с потом течет по лицу и шее, альтернативы нет… печально…
Обед готовили в узком овраге. Готовили и отдыхали почти час.
После обеда, поднявшись на перевал Звериный, мы не заметили рядом с собой никаких зверей. Если конечно не считать одного беленького зайчика увиденного нами при подъеме на перевал. Заяц, выскочив из норы, сидел в пяти метрах перед нами и позировал. Я с П. Сашей несколько минут фотографировала зайца, выражая бурю позитивных эмоций.
После перевала началось все самое интересное. Слева вулканические сооружения вулкана Асача, справа виден вулкан Опала, впереди на сколько хватает глаз снежная тундра. По ней идешь на лыжах, а она не кончается. Этот отрезок пути мы преодолевали по укатанной снегоходчиками трассе.
Но в этот день нам повезло – нас подобрали охотники; рюкзаки закинули в кузова вездеходов, вцепились в веревки и с ветерком на лыжах покатились за этими «чудо машинами». Прошли от источников до того места, где нас подобрали охотники 9 км; и около 9 км нас провезли до ручья Врезанного. За день наше расстояние сократилось на 20 км.
Мы ставим палатку поблизости с охотниками. Они развернули палаточный городок для иностранной охоты на весеннего медведя. Перед сном нас повар накормил сытным ужином, и для «знакомства» парни выпили большое количество алкоголя.