День 11 – 25 апреля

Днёвка. Из домика мы перебрались в палатку… Поставили её на берегу горячей речки. Днем мы нежились в горячей воде, плавая от берега к берегу.
Пересмотрев наши продукты, посчитав и сделав раскладку на оставшиеся дни, решили оставить около 5 кг продуктов для группы из Мильково, которые планировали пройти летним маршрутом из п. Озерновского в п. Термальный.
Вечером Л. Саша пошел в дом охотника, расположенный неподалеку от источников, зарядить спутниковый телефон. Вернулся с пакетом овощей, там лежали огурцы, помидоры, картофель и копченая рыба. Ужин был шикарный!
День 12 – 26 апреля

Проснулись как обычно, первым задает вопрос Л. Саша «Ну, что встаем?», начинает вылазить из спальника, через несколько минут начинает шевелиться и вылазить П. Саша, потом со стонами и охами вылазит из спальника Артем, потом поднимаюсь я. И затем началось все самое захватывающее, вовремя недосмотрели вскипевшее молоко – оно пролилось через край кастрюльки. Кастрюльку схватили руками Л. Саша и Артем – обожгли руки. Затем уже на улице Л. Саша опрокинул еще раз котелок, а целую банку соли всыпал в следующий котелок. В итоге мы приготовили жиденькую пшенную похлебку с маслом, напоминающую кашу. Завтрак ели стоя у палатки, внутри которой очень сильно пахло молоком. Рядом на дереве затвердевал один из спальных мешков залитый молоком.
Завтрак и сборы быстро закончились и вот мы с 9:30 движемся по снегоходной дороге, которая проложена из Петропавловска к источникам. Погода самая подходящая для ходьбы: сквозь низкие слоистые облака светит солнце и падают редкие мелкие снежинки, видимость хорошая, ветер очень слабый. По снежному мосту прошли р. Правая Ходуткаю. Поднялись на 3 перевала. Практически с третьего перевала поднялись на одну сопку, у подножия которой был расположен лагерь охотников, туда мы держали путь и подходили с востока. В течение всего дня наш взор радовал окружающий ландшафт и практически всегда был виден конус вулкана Ходутка. И вот вечером, перед спуском в лагерь, мы полюбовались окружающей панорамой и вьющейся казалось у наших ног р. Правый Саван. Окружающий ландшафт, полоска низкой плотной облачности, над ней голубое небо, сумеречное освещение – все напоминает картины из книг жанра фэнтези.
Спустившись с сопки мы каждые 100 м ожидали увидеть палатки охотников. Когда мы почти подошли к лагерю, мимо нас пронеслись снегоходы. Сидящие в нартах американцы довольно улыбались – у них была удачная охота, во второй нарте огромная голова медведя. Сегодня на охоте были застрелены два медведя, на следующий день был запланирован еще один медведь для третьего охотника из Америки. Поэтому в лагере было приподнятое настроение и удачной охоте и нашему приходу. Поэтому случаю нас опять очень вкусно накормили и первым и вторым и третьим. Допоздна на улице горела роскошная люстра между палатками, горячо грели обогреватели в палатке-кухне, а американцы все удивлялись нашему походу.
JPS показало, что мы прошли 20 км по прямой.
День 13 – 27 апреля

Солнечное утро, ясно и тихо. В 9:00 плотно завтракаем у охотников на кухне в палатке. Наст хороший, и мы вышли пешком, привязав лыжи к рюкзакам, и рассуждаем на тему, удивили ли мы американцев таким способом передвижения или нет. Шуток было не мало.
Когда начали двигаться опять по бескрайним снежным полям в направлении Асачи, нас окутывал низовой туман, вверху яркое солнце, жарко, излучение, мы уже движемся на лыжах, отталкиваясь палками со всех сил, а мимо нас в разных направлениях носятся на снегоходах охотники. Хочется от сюда поскорее убраться, чтобы нас не подстрелили издалека охотники, приняв за медведей, или не наткнуться на подстреленного медведя… А поля все не кончаются… Вот уже и Асача справа от нас и слева показался конус вулкана Опала, видимость позволяет видеть впереди сооружения кальдеры вулкана Горелый.
Наконец пересекли поле и у первых появившихся деревьев приготовили обед.
Так мы по наторенной снегоходчиками шахме добрались до высоты 660 м. С одной стороны мы хотели как можно ближе подойти к вулкану Горелому и не терять набранную высоту, а с другой, хотелось спуститься к Верхне-Опалинским горячим источникам. Выбор пал на горячие источники в силу того, что нам показалось, что погода явно портится – порывы сильного ветра со всех сторон гнали на нас темного цвета облака. Спуск в долину был приятен и красив. Мягкий пушистый снег, крутизна склонов позволяет маневрировать даже с таким тяжелыми рюкзаками как у нас. Опыт катания на горных лыж не пропадает даром. В 10 часов вечера, лежа в горячей воде и наблюдая за последними зависшими лучами солнца, мы рассуждали над тем, что приняли правильное решение – такой приятный вечер! И приятней он вдвойне, здесь в лесу мы находимся в защищенной от ветра долине, а не ночуем в палатке под сильным ветром. А завтра утром мы быстро наберем высоту, ради источников стоит иногда принимать такие решения.
Сегодня мы прошли 30 км. Разгоряченные после ванн уже в полной темноте мы поехали ужинать и ночевать в охотничий домик.
День 14 – 28 апреля

Выходим опять пешком. Прошли в долину р. Левой Опалы, далее вдоль долины вверх по течению до ручья Заоблачного. Ручей прошли (почти перебежали) по камням в ботинках – несмотря на то, что он довольно узкий, снежных мостов здесь не оказалось. Когда поднимались на плато, заметили следы рыси, животное здесь прошло рано утром. Прошли вверх на плато и повернули влево в сторону Горелого, справа осталась сопка Высокая.
Весь день шли вверх на камусах. Поднявшись до высоты 850 м в углублении небольшой канавы поставили палатку. До спуска в кальдеру Горелого рукой подать, всего пару км.
По JPS по прямой прошли 17 км.
День 15 – 29 апреля

Ночевка под Горелым прошла в безветренную погоду. Вышли в 10 утра на камусах. Часто останавливались и любовались снежными ландшафтами. Очень был интересен вулкан Мутновский в зимнем убранстве, летом он совсем другой.
Поднимаемся к кальдере Горелого – солнцепек, нет даже слабого дуновения ветра, от снега такое излучение, что я сильно волновалась за свою кожу на лице… Опять же идти в марлевой маске жарко и душно, крем течет с потом с лица на шею… А ведь мы в таких погодных условиях проходим район в. Горелого, что даже и не ожидали. Ведь этот район славится «плохой» погодой – сильные ветры, часты пурги, снег, низкая облачность… Нам повезло, это ещё мягко сказано! Те два запасных дня, которые мы держали на пурговые дни в этом районе, нам не понадобились, и продукты пурговых дней я принесла обратно домой…
Интересен был спуск с борта в кальдеру Горелого. Довольно крут, но на таких склонах мы катаемся на горных лыжах, а здесь спуск был по жесткому фирну, местами ледяная поверхность, а на тебя ещё налегает тяжелый рюкзак… Горнолыжная подготовка у всех разная… Но мы же все опытные, и в горном и в горнолыжном и туристском деле!
Мы перекусили орехами и шоколадом, сидя на том месте, где остановились после спуска со склона в кальдеру и лицезрели наши следы на склоне. Обсуждали, кто и как ехал. Посмотрев на вершину Горелого, оценили наш подъем и в 13 часов на камусах потопали вверх.
Еще не заглянув в кратер Горелого, при подходе к вершине мы заметили парогазовую смесь вырывающуюся из активного кратерного озера. Горелый не потерял своей активности с осени… Активность очень большая, фумаролы с шумом выбрасывают пар и газ, запах сероводорода чувствуется ещё при подъеме на склоне. Кратер, озеро всё красиво, но нет силы уже терпеть этот удушающий запах. Надо от сюда сваливать или стоять в противогазе.
Едем дальше траверсом не теряя высоты вокруг Горелого. Смотришь вниз, крутые склоны, кальдера далеко внизу, падать тоже далеко, ледоруба нет, чтобы зарубиться (если вдруг упадешь), левая нога отваливается от напряжения – на нее огромный упор – ты в напряге…траверс… На пути попадались пару раз выходы породы и шлака. Вот во время пересечения этих препятсвий без лыж, ноги немного «приходили в себя».
Спускались по склону, по которому летом проходит маршрут восхождения на Горелый. Спуск сопровождался большими галсами по мягкому снегу, что доставило нам удовольствие. Вокруг нетронутые снежные пространства, а впереди перед Вилючинским вулканом вьется укатанный автозимник. Мы направляемся к дороге и катимся по ней к Вилючинскому перевалу. Подъехав к перевалу, решаем не лезть на него, а траверсом объехать слева, и выйти на дорогу в месте где спуск с перевала закончится. Через 2 км траверса по склону в верховьях р. Быстрая спустились в долину к реке. На берегу поставили палатку. Это наша последняя ночь на снегу, следующая будет уже дома в теплой постели.
Траверс в долине проходил по раскисшему мокрому снегу, местами плохо держал. Проезжая, мы заметили несколько небольших мокрых лавин; раскисший снег, потеряв устойчивость на крутых клонах, съехал вниз.
Сегодня мы преодолели почти 30 км.
День 16 – 30 апреля

Едем в п. Термальный. Надо пройти 30 км до основной дороги.
На дорогу выкатили после преодоления пешком нескольких прижимов р. Быстрая, траверс закончили на автозимнике за перевалом. Здесь открылся замечательный вид Вилючинского вулкана. Выстроившись в ряд, мы его фотографируем. Склоны Вилючинского вулкана отражают солнечные лучи, моментами кажется, что его склоны ледяные…
Катимся вниз по дороге, сильно отталкиваясь палками и ждем попутной машины… Первыми меня и П. Сашу в час дня подобрала вахтовка, которая везла смену с Мутновской станции. Немного позже подвезли наших ребят.

В итоге – пройденный маршрут был интересен и познавателен. Погодные условия довольно комфортные, посетили все места, которые планировали увидеть, кроме озер в кальдере Ксудача. Реки все проходимы вброд, никто не заболел. Лица покрылись здоровым румянцем и подзагорели. Эмоций хоть отбавляй даже сейчас, фото много тоже. Идея пройти из Озерновского, Курильское озеро в Петропавловск все ещё жива...