1 января 2006

Мёртвое море, Иордания

Утром оказалось, что по нашей палатке несколько раз ходили, но сон был так крепок, что мы не слышали ни этого, ни карусели, ни зажигательных восточных песен. Бодро собравшись и перейдя трассу, мы оказались у самого Мертвого Моря. Пока раздевались и принимали соленые ванны, рядом с нами скопилась большая толпа аборигенов, в любом другом месте я бы даже задумалась что, возможно, слишком низко себя ценю, поскольку с легкостью смогла привлечь к своей особе такое мужское внимание. Но только не здесь, я уже было стала склонять нас к покиданию этого места: не люблю, когда по мне изучают анатомию неудовлетворенные арабские молодые люди. Но тут нами заинтересовался человек, который до этого плавал вдоль берега и что-то там искал на дне, может, нас он тоже рассматривал в качестве находки. Мы прошли с ним немного по берегу (берег представлял собой нагромождение больших камней) оказавшись в месте, где нас не было видно не с трассы не от трубы с горячим источником. Там в камнях оказалась искусственно, а может и рукотворно, созданная ванна с горячей водой. Было чертовски приятно нежиться под солнышком в горячей воде в десяти метрах от бирюзовых вод соленейшего из морей. А там вдалеке в дымке терялись Палестинские горы. Этот человек оказался золотоискателем и коллекционером. Он много рассказывал о своих находках: в основном это были кольца и старые и новые монетки. Так же мы услышали очередную историю Моря: о грехе и неизбежности наказания. С тех пор, здесь море, в котором никто и ничто не живет. Рассказывал, что США также сильно прогневали Бога, и в скором времени Америка будет погребены под толщей воды. А великий палестинский народ наконец-то будет жить счастливо, объединившись с остальным арабским миром. Что ж, как знать… если наберется еще миллион людей, так же свято верящих в это, может в скором времени мы будем жить совершенно в другом географическом и демографическом мире. Очень не хотелось ни куда больше двигаться. Но дорога звала, к тому же нам надо было проехать всего лишь километров 20 до каньона Вади-аль-Муджиб. С легкостью мы преодолели это расстояние. Вдоль трассы по обе ее стороны были разбросаны помидоры, а грузовики, которые ехали нам на встречу были с горкой ими набиты. Благословенная страна. Все я остаюсь здесь жить: страна, где можно вдоль трассы собирать помидоры и купаться в горячих источниках просто располагает к постройке здесь своего жилища. Иван категорически отказывался подбирать сие дары природы. И какое-то время в нем законопослушность преобладала над здравым смыслом. Конечно, может у них там, в далекой Сибири, этот драгоценный овощ не столь дорог и редок, а у нас в Центральном Черноземье тысячи бабушек и дедушек каждое лето ведут бой за урожай, но каждый год они проигрывают: черные или зеленые помидоры не сдаются!

Каньон завораживал. Немного портила труба, в которую они заключили реку, было даже странным видеть широкую дорогу меж скал, которую отвоевала себе вода и узкую трубу, в которую ее заточили люди. Путь в каньон был перегорожен забором и калиткой. Смотритель назидательно сообщил нам, что сейчас высокая вода, поэтому туда никого не пускают, но за 15 JD (это где-то около 20 долларов!) он может нам завтра открыть калитку и пустить погулять на двадцати метрах моста. Чертовски выгодное предложение, по его мнению. Но мы отказались. И пошли к морю ставить палатку, чтобы на следующий день найти другой путь к воде. Мы прошли рядом с пограничной заставой. Практически все иорданское побережье Мертвого моря является пограничной территорией и охраняется солдатами, но мы, наверное, показались им не опасными, и нам было разрешено разбить лагерь у кромки воды. Вдоволь наевшись помидоров, мы начали готовиться ко сну. Поскольку воды в кружке оставалось совсем немного, а я все-таки являлась слабым полом (очень приятно иногда об этом не забывать), то задача пополнения запасов, а также добычи воды для совершения всяческих очистительных процедур была возложена на Ивана. Я со спокойной душой, и большим желанием поскорее очутиться в мире сновидений, быстро заснула. Разбудил меня через некоторое время окрик на арабском и свет фонарика, оказалось, что во время чистки зубов Иван был обнаружен пограничниками, и так как они не совсем поняли, чем он занимается, то далее последовала долгая немая сцена (ну со стороны Вани глупо было применять речь – сомнительно, что иорданские солдаты обучены русскому), но через некоторое время они идентифицировали зубную щетку и долго совещавшись, пришли к выводу, что он не собирается с помощью этого предмета угрожать безопасности их страны. Далее он был отконвоирован к палатке. Где они убедились, что у нас нет плавательных средств, с помощью, которых мы может бежать в Палестину или наоборот переправить какое-то количество беженцев оттуда, также, что в нашу палатку кроме нас больше никто не поместиться. Пожелав нам быть бдительными (мне почему-то кажется, что именно это они произнесли), нас оставили в покое. Что же на самом деле было сказано так и останется загадкою. Мы заснули.
2 января 2006

Каньон Вади-Аль-Муджиб, Иордания

Утром мы позавтракали помидорами. Что-то эти овощи уже не кажутся такими вкусными. Мы отправились дальше искать тропу к реке в Каньоне. Петляя между камнями и карабкаясь по скалам, мы вышли к реке. (Что меня поразило так это устойчивый прием у мобильного телефона, даже затерявшись между скалами, я могла позвонить домой в Воронеж. Чудеса современных технологий: у нас в городе не всегда так четко можно услышать голос).

Мы оказались окруженные скалами перед изгибом реки, где она ныряет в них. С чем можно сравнить прогулку по воде, окруженной высоченными отвесами камней? Вверху и внизу по речке, одна из воды, другая из неба. Мы долго бредем по вылизываемым волнами камням, наблюдая как почтение к красоте превращается в эгоистичное желание надеть калоши или сапоги. Впрочем, временами даже манящие кеды и кроссовки не отвлекают от окружающей нас сказки. Что ж пора возвращаться, а то ноги не выдержат такого массажа. И вот мы уже опять на трассе и движемся дальше в глубь страны.

Вдоль дороги на смену маленьким домикам пришли большие неаккуратные шатры бедуинов. И синий морской пейзаж уступил место желтым песчаным сопкам. Водитель высаживает нас в крошечном городке Карак. В этом маленьком задрыпанном иорданском городке со мной произошел чудовищный по силе оскорбления случай. Милый такой городок с грязными улочками, женщинами в платках, в общем, похожий на все маленькие ближневосточные городки. Сначала я нашла монетку самого маленького достоинства, имеющегося в Иордании – 1 квориш. Потом мы гуляли по этому городку, то есть пересекали его с целью продолжения пути в Петру. За нами, как и везде, бежали дети, что-то там кричали – смеялись. А потом, потом один из них меня пнул!!!! Очень больно так пнул, да еще изловчился и попал аккурат по пятой точке!!!! Я даже не успела его опознать, потому что не ожидала такой подлости от детей! Пока я там: в мозгу размышляла над тем, почему мне вдруг стало больно, пока произносила это вслух, пока оборачивалась, их и след простыл! Иван отговорил меня от разжигания международной розни и устраивания международных конфликтов!!! Но Вы только представьте себе: меня – человека с двумя дипломами! Магистра общего и стратегического менеджмента!!! Какой-то грязный арабский ребенок (нет, не надо меня обвинять в расизме и прочих грехах цивилизации! я просто не люблю детей!), который, наверное, магистров встречал только в мультиках (потому что и компьютера у него – НЕТУ! И в игры компьютерные он НИКОГДА не играл!!!) Вот если бы он знал, что я Магистр, наверняка испугался это делать, потому что я могу достать из рукава волшебную палочку и превратить его в собаку!!! Вот. А потом знакомые удивляются, что я детей не люблю: вот за что мне их любить? От них одно зло, а пока пользы дождешься – уже и ничего кроме кружки воды не надо будет! Может это конечно для равновесия: уж больно я радовалась найденной монетке! Далее гуляя в сторону выхода из города, я, размышляя о нелегкой судьбе женщины на Востоке, если даже дети могут позволить ее пнуть, но ничего и к Вам тоже прейдет эмансипация, а после стольких лет ох и отыграются они….

Через некоторое время и расстояние мы нашли более подходяще место для стопа. В Иордании в отличие от Сирии мы почти не испытывали трудностей с языком и пониманием местных жителей: здесь для получения высшего образования обязательным является знание английского языка, поэтому на ломаной смеси из английских, русских и арабских слов мы могли сказать чего же нам все-таки надо. Как узнать, что человек говорить по-русски? Достаточно попросить у шофера сказать что-нибудь на английском…. И вот мы уже беседуем с очередным нашим полусоотечественником, жалующемся на жизнь: вот раньше можно было поехать в СССР и получить хорошее бесплатное образование, а теперь надо копить деньги на это и учить языки иначе ты будешь выращивать мандарины.

Нас опять оставили затемно на каком-то перекрестке. Здесь было много таксистов, но они оказались не очень прилипчивыми. И один долго боролся с собой: взять нас или нет (хочет ли он денег или нет). Но, в конце концов, победила жажда наживы, однако чтобы не показаться уж совсем неотзывчивым, он подарил нам плакатик А3 формата с изображением его Короля и Королевы. Теперь это изображение висит у меня на кухне над обеденным столом, и, несмотря на то, что из-за короля нам не удалось искупаться в горячих источниках, это показывает, что я не таю на него зла.

Нас привезли в очередной городок и высадили рядом с продуктовой лавкой. Пока мы долго препирались, что купить: яблоки или апельсины, хозяин магазина вместе с фруктами предложил нам место ночевки и, посмотрев на море огоньков, которые находились впереди по трассе, мы приняли приглашение. Нас привезли в дом, очень напоминающий сарай, состоящий из двух грязных комнат, печи, грязного матраса и грязного холодильника. Человек, предоставивший нам кров, совершенно не говорил ни по-английски, ни по-русски (да такие исключения тоже бывали). Посовещавшись, мы решили ночевать на открытом воздухе. Этот человек долго объяснял нам, что не проблема вытащить холодильник на улицу, а палатку поставить внутри, что мы обязательно там замерзнем, нас унесет ветром, а если нет, то нас все равно унесет ветром. Он долго звонил по телефону и, наконец, приехал человек, говоривший по-нашему. Оказалось, что наш благодетель – хранитель воды всей Тафилы! От его работы зависит, умрут ли жители от жажды. А работа состояла в изучении ветра-влажности и, наверное, еще каких-нибудь погодных условий и откручивании-закручивании всяких вентилей. (На самом деле на горе был огромный железобетонный резервуар с водой и работа состояла в том, чтобы туды никто не насыпал крысинного яда!) Мы долго беседовали с очередным почти русским. Ему очень не нравится жить в Иордании, на Украине у него остались жена и дочь, которых он не видел несколько лет, но здесь отец, а он старший сын - очередной невеселый восточный обычай…Рассказал, что в их стране органы местного самоуправления принимают решения о том можно ли пускать беженцев из Палестины или нет, в некоторых городах этот вопрос выносится на голосование горожан и если окажется, что из местных много доброхотов, то, что называется, welcome. Нас долго пытали, что мы пьем и удивлялись, что русские не пьют водки: когда он был в России, все было по-другому (с сожалением!). Мы поставили палатку рядом с этим домом, почти заснули, и тут приехала машина с кучей арабов, которые очень хотели познакомиться-выпить с русскими путешественниками. Благодаря Ивану, который принял весь удар арабского красноречия и умения уговаривать на себя, мы все-таки заснули через некоторое время. Утром нам досталась порция развлечений - фотографирования на мобильные телефоны (а они у них очень большие и с кучей наворотов) с нами, в основном конечно со мной, появились даже мысли заработать на этом немного денег, но потом было решено нести в восточный мир доброту и бескорыстие. Надеюсь, через пару лет в Inet'e не всплывут мои фотографии в обнимку с большим количеством арабов, и наше правительство не примет политику противодействия арабским террористам. (Мной уже и без соответствующей политики ФСБ заинтересовалось... :-) )