Нидерланды / Велотуризм | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм
 

Два человека, два велосипеда и маленькая палатка: летний велопоход по Бельгии и Нидерландам

19 июля - 10 августа 2017 г.
Велосипедные дороги

Незадолго до поездки я обнаружила, что если Бельгия устойчиво ассоциируется у моих знакомых с пивом и шоколадам, то Нидерланды – с велосипедами. О любви голландцев к велосипедам мне говорили как велосипедисты, так и люди, которые последний раз сидели на велосипеде в далеком детстве. Вопреки расхожим представлениям, велосипедов много не только в Нидерландах, но и в Бельгии, однако велосипедные дороги в этих странах организованы по-разному.

В Бельгии к велосипедистам относятся с уважением: машины тормозят, чтобы дать тебе переехать через дорогу, снижают скорость при обгоне, не обгоняют по встречной полосе, если ты едешь по обочине. Сначала мы несколько раз попадали в смешные ситуации, когда пытались пропустить машину, а водители пытались пропустить нас. Потом привыкли, и стали пользоваться преимуществом двухколесного передвижения. Однако специальные велосипедные дорожки есть только в больших городах. В принципе запрета на велосипед нет почти нигде (естественно кроме скоростных автострад), но по междугородним дорогам и в небольших городах велосипедисты ездят по общим автомобильным дорогам и пользуются общими  пешеходными переходами.

В Нидерландах велосипедистов не просто уважают – мы здесь главные. Если нужно, машина пропустит велосипед или снизит скорость при обгоне, но делать это приходится редко. По всей стране у велосипедистов есть свои дорожки, свои переезды и свои светофоры. Велосипедные дорожки могут быть разными.

- В одних случаях это часть автомобильной дороги, покрашенная в красный цвет. Причем в небольших городах возможна ситуация, при которой велосипедистам отдано от половины до двух третей дороги. Чтобы разъехаться, встречные машины заезжают на велосипедную полосу, но только если поблизости нет человека на велосипеде.

- В других случаях велосипедные дорожки идут параллельно с автомобильным шоссе, но отделены от него газоном – травой, кустами, деревьями. При этом дорожки покрыты асфальтом и проложены с обеих сторон шоссе.

- В третьих случаях велосипедные дорожки идут сами по себе – по полям и лесам, вдоль каналов и озер. Качество этих дорог ничуть не хуже, чем двух предыдущих. Они покрыты асфальтом и в большинстве случаев имеют две полосы. Иногда велосипедисты делят эти дорожки с пешеходами, иногда – с лошадями, но часто и тем, и другим вход не рекомендуется или просто запрещен. И надо отметить, что голландцы эти правила соблюдают.

Вместе с тем, велосипедные дорожки имеют две особенности, к которым приходится привыкнуть. Во-первых, в небольших городах и в центре больших городов они выложены не асфальтом, а плиткой. Да-да, плиткой, очень похожей на ту, которую с маниакальным упорством московские власти кладут на улицы города уже столько лет подряд. Правда в Нидерландах эта плитка уложена ровно и потому не представляет особой опасности, но ехать по ней неудобно.

Во-вторых, велосипедные дорожки предназначены не только для велосипедов, но и для маленьких мотоциклов. Большие мотоциклы гордо едут по автомобильным трассам, а маленькие соревнуются с велосипедами на специальных дорожках. Маленькие мотоциклы громко тарахтят и сильно воняют. Спасает то, что этих мотоциклов немного, а их водители ведут себя вежливо.

Чтобы переехать автомобильную дорогу, велосипедисты пользуются специальными переходами. В больших городах места переездов обозначены специально. Помимо этого, по всем дорогам расставлены светофоры. Там, где дорожное движение не очень напряженное, они работают по кнопке. Пешеход нажимает одну кнопку, а велосипедист другую. Результат один и тот же – для машин на время загорается красный свет. Возможно, разница заключается во времени остановки – велосипед, как правило, проезжает быстрее.

В результате голландцы чаще пользуются велосипедом как средством передвижения, чем бельгийцы. Люди ездят на велосипеде на прогулку, на работу и по магазинам. Делают это по-одиночке и целыми семьями. То и дело встречаются разные велосипедные сценки. Взрослые учат детей переходить велосипедные дорожки, оглядываясь по сторонам. Родители везут детей в прикрепленных к велосипедам креслах (иногда на одном велосипеде умещается два ребенка). По парку друг за другом едут представители трех поколений – маленькие дети, молодые родители и пожилые люди. Путешественники, приехавшие в кемпинг на трейлере, достают из машины велосипеды и исчезают в полях. По центру города едет мужчина в деловом костюме и с портфелем. Темнокожая семья - мужчина, женщина в хиджабе и две девочки-подростка - двигается вдоль канала. Такие примеры встречаются на каждом шагу. Кажется, что дети садятся на велосипед сразу после рождения и катаются на нем до самой смерти.

118.Гаага75.Брюгге-Роттердам
Правда большинство людей ездит на простых и тяжелых городских велосипедах с небольшим количеством передач. На таком транспорте хорошо ездить по ровным асфальтовым дорогам. Они предназначены на легких прогулок, но не годятся для гонок или походов. Местные (а может и приезжие) гонщики ездят на классических «шоссейниках»: гоняют и сигналят так, что хочется отъехать подальше. А вот туристов, которые с палатками ездят на большие расстояния, почти нет. За всю дорогу мы встретили от силы человек пять с плотно набитыми велосипедными сумками, висящими с разных сторон велосипеда. В кемпинге пересеклись с ними только один раз (это за три недели!). Так что «конкурентов» у нас было немного.

Оборотная сторона популярности велосипедов – это «агрессивное вождение». Мы встретились с этим в Амстердаме, куда приехали под вечер, и с полной выкладкой пробирались в кемпинг на другом конце города. Велосипедистов было больше, чем машин, и некоторые ехали довольно жестко. Я понимаю, что с рюкзаками в незнакомом городе мы были не самыми быстрыми водителями, но когда у тебя вклиниваются прямо перед носом, возникает желание слезть с велосипеда и пойти пешком.



Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовала Олеся Гулевич