Цетине.

Туристический павильончик Туристический павильончик
Фото из Цетине в хорошем качестве можно посмотреть здесь.

8 декабря.
Мы встали в 7.30, позавтракали кашей с яичницей и пошли без рюкзаков сначала добывать белый картон. Зашли в отель Blue Stars, там нам подсказали, где полиция, совсем рядом. Но нужный отдел там открывался с 10ч, мы пошли погулять и наткнулись на турагентство с корабликом на крыше, где тоже выдают картоны, и оно работало! Мы быстро оформили желанный документ на 2 дня, картонка стоит 30с и 80с в день - налог. В принципе, можно оформлять этот картон сразу на весь срок путешествия, а если сказать, что живешь в гостях или в своем доме - то и налог платить не надо. Но дочка у меня законопослушная и мы дальше собирали эти картонки во всех городах. В Херцег-Нови картонку нам сразу же выписала хозяйка, но так далеко не везде.
Путь был свободен, мы забрали рюкзаки, добежали до автовокзала и загрузились в автобус до Цетине, билет стоит 3е. Ехали по серпантину, дорога очень красивая. В Цетине на остановке стоят такси, нам сразу же предложили поездку на Ловчен, но сначала нам надо было заселиться. Виллу мы нашли быстро, она рядом с автовокзалом. Хозяйке Радмиле позвонил ее знакомый таксист и она нас уже поджидала. Нам предложили шикарную большую комнату с печкой, а фактически мы были в доме одни, хозяйка живет в другом месте. Есть кухня - тоже с печкой-плитой и электрической плитой, ванная, даже банные халаты! В кухне есть набор необходимых продуктов, разные чаи, кофе, соль-сахар. Просто роскошно! Хозяйка затопила печку и ушла, а мы оставили рюкзаки и убежали, чтобы успеть съездить на Ловчен, пока солнышко и светло. Договорились, что нас отвезут туда-обратно за 20е, и там час на осмотр мавзолея. Ехать 24км по серпантину, пешком - далековато.

Гора Ловчен, вершина Езерский врх (1657м)

Стоянка машин у Мавзолея.

Вид на лестницу сверху.

Водитель всю дорогу с нами разговаривал по-сербски, в основном все понятно. Водитель вспоминал, как хорошо жили при Тито, когда была Югославия, работала промышленность, а сейчас все остановилось, живут только туризмом. Пенсия 150е, а цены - о-го-го! Очень крутые повороты восьмеркой, нас даже укачало немного. Наверху - необыкновенная красота!

Штировник. На горе - два антенных комплекса.
 На горе Штировник - 2 антенных комплекса. Тот, что повыше - 82м, раньше было 112м, но несколько лет назад его укоротили, изменилась техника и такая высокая антенна стала не нужна. К комплексу идет отдельная линия ЛЭП снизу от Котора, есть и генераторы. Зимой, говорят, часто отключается электричество. Все это было построено в первой половине 80-х, строили специальными подъемниками, большую антенну поднимали вертолетом. Комплекс обслуживает всех: 2 программы государственного телевидения, 2 программы государственного радиовещания, ретрансляцию 3 операторов мобильной связи, полицейскую связь, сейсмологов, метеорологов. Между Штировником и Баром запрещены полеты любой авиации, кроме экстренной и военной.
Горы, море, Цетине внизу, Скадарское озеро немного видно. Почувствуй себя орлом! Туристов кроме нас не было, нам вручили огромный ключ от калитки мавзолея и мы отправились по лестнице в тоннеле. Наверху на смотровую площадку ведет дорожка как в форте Байярд.

Мавзолей Негоша.

Сооружение грандиозное, но больше всего нас впечатлили горные пейзажи вокруг и море вдали. На вершине 1660м холодно, +4, сильный ветер, а внизу +14. Мы постояли у памятника Петру Негушу с орлом, сходили на смотровую площадку и вернулись вниз.

Скадарское озеро вдали.

На смотровой площадке.
Вдали море.

В село Негуши еще за 10е мы ехать отказались. Там есть маркированные тропы, как-нибудь приеду осенью и схожу пешком. На обратном пути мы остановились в местечке Иваново Корыто, где есть источник вкусной воды, наш водитель набрал себе канистру.

Местечко получило название от основателя Цетинья - Ивана Црноевича. Точнее так ранее называли не само место, а дорожку, по которой течет родник из района горы Трештаник, а потом вода собирается в один каменный резервуар, а оттуда вода переливается в корыто. По преданию, оно сделано еще самим царевичем Иваном. По наводке водителя мы сходили пообедать в ресторан Винотека, взяли суп и мусаку - пережареные овощи, запеченные с сыром и яйцом. Потом мы влезли на горку, где стоит башня - табля, на которой раньше выставлялись в качестве трофеев отрезанные головы турок.

Башня-табля над монастырем.

Нашли разрушенную мельницу.

Брошенная мельница.

Полюбовались архитектурой Цетиньского монастыря. Прежнее здание монастыря на горе Чипур было взорвано в 1692г перед отступлением черногорцев. Во время правления Данило I Петровича Негоша монастырь был отстроен заново. На пепелище возвели церковь Рождества Пресвятой Богородицы, остальной комплекс переместился к Орлиной горе.? Использование для строительства камней, оставшихся от уничтоженной обители, символизировало нерушимую связь прошлого и настоящего. На протяжении XVIII-XIX веков Цетиньский монастырь снова подвергался набегам и разрушениям, но каждый раз восстанавливался.

Цетиньский монастырь.

Прошли мимо здания-"бильярда", похожего в плане на бильярдный стол.

Бильярдный дом.

Потом мы прошли по пешеходной улице Цетине, каждый дом - история. Цетине была раньше столицей Черногории, здесь были посольства разных государств.

И пришли домой. В комнате тепло и уютно, печка топится, но дров жрет огромное количество, как наша буржуйка, только успевай подкидывать. Вовремя не подкинул - тухнет. я еле дождалась, пока нагреется электроплита - указатели стерлись, не сразу разобралась, где максимум.

Картина хозяйки.

Вечером я сходила в магазин, купила еще вина, сыра. Мы долго выбирали хостелы в Подгорице и в Баре, думали, куда бы еще сходить...Так и не придумали, пошли спать, утро вечера мудренее.

9 декабря.
Встали в 8.30, позавтракали и в 10.30 вышли. Сегодня солнечно, но немного холоднее, +11. Мы отправились на автовокзал и взяли такси до Риеки Црноевича, это небольшой городок на реке Црноевича, впадающей в Скадарское озеро.

Бывшее Российское посольство.
Больница.
Дорога на Риеку Црноевича.
Можно было бы съездить туда на веле, всего 16км, но по деньгам вышло бы так же, 10+10 е за аренду велов и 20е на такси. Кстати, хозяйка Радмила задумалась, не купить ли ей к следующему сезону еще 1 вел, раз спрашивают. Водитель такси опять попался разговорчивый, ему сейчас положение в стране нравится, потому что он имеет фирму и работает на себя, а не на 10 человек. Мы доехали до Данилова моста.

Риека Црноевича.
Река Црноевича.
Он был построен князем Данило в 1853 году в память об отце Станко Петровиче. Ранее мост был связующим звеном для караванов, идущих с товаром на базары в Вирпазар. Когда-то в Риеке Црноевича находился завод по изготовлению жемчужин из чешуи рыбы, сейчас остались лишь развалины здания. Зато подобные украшения можно купить в Македонии, их делают там и в наше время. История и название городка связаны с правителем Зеты - Иваном Црноевичем (1465-1490). Также тут  работала типография, где была напечатана в 1494г. первая книга на кириллице. Тут была открыта первая аптека в Черногории и оружейная мастерская. В былые времена тут велась активная торговля рыбой. Мы перешли по мосту на другую сторону реки и поднялись на гору, полюбовались открывающимся сверху видом.

Водитель провез нас по дороге чуть дальше, чтобы мы увидели краешек Скадарского озера.

Скадарское озеро.
Потом мы выехали на шоссе Цетине-Подгорица и по нему вернулись обратно. Я купила большую горячую булку с сыром и пршютом, вкусно! Мы по-очереди от нее откусывали, а она все не уменьшалась. И многие так же перекусывают прямо на улице.

Потом мы поднялись на Орлиную гору над Цетиньским монастырем, здесь находится гробница первого черногорского владыки из династии Негушей - митрополита Данило. Отсюда виден крошечный Мавзолей на горе Езерский верх и панорама города. Внизу видны каменные скамьи театра.

Рядом, на холме Чипуре, находится церковь Рождества Пресвятой Богородицы, окруженная колоннадой. Этот храм стоял в самом центре прежних монастырских владений, построенных по приказу князя Ивана Црноевича в конце 15 века. У его стен был похоронен Иван Црноевич, оставшийся в памяти подданных как национальный герой и мудрый правитель страны. Турецкие захватчики не щадили ни людей, ни святыни. В 1692 году от монастыря и всех построек остались лишь руины. В церковь в конце XX века были перевезены останки короля Николы I и его супруги Милены.

Церковь Рождества Богородицы на Чипуре.
Рядом находится церковь Влашка. По преданиям за несколько десятилетий до образования города Цетине местные пастухи построили здесь церковь. Хотя в официальных документах она носит имя Рождества Богородицы, жители Черногории и туристы называют ее церковь Влашка («пастушья»). Во время турецких войн город не был оккупирован. Каждый раз захватчики отступали,побросав вооружение. Предприимчивые жители Цетине нашли трофеям достойное применение. Из более чем 1,5 тысяч стволов орудий они изготовили церковную ограду. Прямо напротив главного входа стоит памятник «Душа Ловчена».  Он увековечивает память о черногорских эмигрантах. Люди, отправившиеся на поиски лучшей доли в США, не смогли равнодушно слыщать о страданиях родины. В первые дни после начала I Мировой мужчины в возрасте от 18 лет и старше сели на пароход, чтобы с оружием в руках защищать родную землю. У берегов Албании корабль затонул, спастись не удалось ни одному пассажиру. Памятник был установлен в 1939 году.

Церковь Влашка и памятник Душа Ловчена.
Мы прошли мимо памятника основателю города Ивану Црноевичу и мимо музея короля Николы I. К сожалению, не зашли.

Потом мы сходили пообедать в ресторан Цетине, рекомендованный нашей хозяйкой. Взяли телячий суп - густой и наваристый, не то, что вчерашняя водичка с крошечными кубиками овощей, и я заказала мясной рулет, а Даша - "белое мясо", курицу с жареным картофелем. Порции были громадные и все очень вкусно!

Мы зашли домой выпить кофе, так как жили совсем рядом, и больше никуда и не пошли, все вроде бы уже посмотрели. Вечером пришла хозяйка топить печки, и очень рассердилась, что мы не сходили в музей короля Николы, это же история Черногории! Пришлось пообещать ей обязательно осмотреть его утром. Мы долго с ней разговаривали, ее прадед служил у Кутузова, а сама она член Союза художников, ее картины висят везде в доме. Вообще, дом - как музей, здесь много старинной мебели, древние радиоприемники, печки, старинные часы, фотографии родственников на стенах. Но фотографировать ее комнату она не разрешила. На ужин была картошка и много вкусного жареного мяса. Завтра мы переезжаем дальше, в Подгорице, уже привыкли осваиваться на новом месте, знакомиться с хозяевами, кочевая жизнь не напрягает. На ночь еще раз протопили печку. Посмотрели в интернете про музей короля Николы, вот здесь мы нашли много фото и решили не ходить, мы и так тут как в музее живем.