Норвегия Часть I

17 июня, день пятый
Пробег - 465 км
С утра миновали знаменитый своей зимней олимпиадой 94 года Лиллехаммер.

Проезжаем Лиллехаммер

В городке Ringebu свернули с трассы на дорогу №27, ведущую через национальный парк Rondane. По ней мы взлетели на километр вверх. На плато действительно завораживающие виды из поросших малахитового цвета мхом сопок. Далее мы такого рельефа больше не встречали.

Нацпарк Rondane. Старая церковь.

Плато Rondane

27 литров шведского бензина подходили к концу. В деревеньке Oppdal заправились норвежским. Цена в рублях – примерно 83 руб/л. В отличие от шведской заправки – налили полный бак (613 крон – 3400 руб, ужас). Система оплаты – аналогичная, но видимо блокируется бОльшая сумма.
Следующий по плану объект исследования – водопад Svøufallet [1]* (62°30'36.22"С 9° 3'28.95"В). Отстоит от основной дороги в нескольких километрах. Без навигатора поворот бы обязательно проскочили.
* далее в квадратных скобках буду приводить нумерацию достопримечательностей, которые планировалось посетить. Нумерация совпадает с указанной на карте (см. приложение). 

Водопад по местным меркам весьма скромный, на нашем черноморском побережье он бы обязательно стал центром паломничества туристов и наживы местного населения, а здесь – деревушка чуть выше водопада живет своей жизнью, разводя овец. Единственная точка обогащения, найденная нами – платная парковка с табличкой: «паркомат принимает только монетки в 5 крон». Таковых у нас не оказалось, и разменивать 200-ки было что-то лень. Обогатим Норвегию где-нибудь в другом месте.


Водопад Svoufallet

Покинув водопад, наконец встретились с настоящим фьордом. Мы как-то сразу почувствовали, что это не озеро. Что-то в нем выдавало океаническую сущность. Позже мы научились различать озера и фьорды (если, конечно, не смотреть в карту и не пробовать на вкус воду): во-первых, возле фьорда навигатор показывает высоту над уровнем моря в районе нуля (иногда даже отрицательную J), во-вторых, берега фьорда имеют хорошо заметную приливную зону – камни, поросшие водорослями.
К шести вечера въехали через платный туннель в Kristiansund. Городок находится на островах и въезд и выезд с него происходят через туннели, причем плату с нас взяли только после прохождения «выездного» туннеля. Все удовольствие на четверых – 142 кроны.
Сам городок – спокойный и тихий, как нам показалось. Не спеша осмотрели центр, нашли символ города – статую тётеньки с сушеной треской в руках. Вообще, несмотря на самый высокий в Европе уровень жизни, норвежцы совсем не производят впечатления зажиточных европейцев (как, например, немцы в Баварии). Одеваются скромно, роскошных кабриолетов нам не встречалось, дома – аккуратные, но без излишеств.
 
Кристиансунн.На подножном корме.

Кристиансунн.Тётка с треской.

Кристиансунн.

Самая дальняя точка от дома. 2440 км по прямой.

Дальше нас ждала Атлантическая дорога [2]. В интернете очень много красивейших фоток выходит по этому запросу, но большинство из них снято либо с вертолета, либо с вершин окружающих гор. Нам же удалось запечатлеть только главный «мост в небеса». Больше это место ценно для путешественника, на мой взгляд, своим географическим положением: самый край европейского континента, граница двух океанов, своего рода «самый край света».

Атлантическая дорога.
Атлантическая дорога привела нас в рыбацкий городок Bud, вернее в одноименный кемпинг (62°54'14.20"С 6°55'38.25"В). В этом кемпинге я единственный раз заранее бронировал домик, так как планировал здесь перевести дух после длинной дороги и, возможно, порыбачить.
Первое нам вполне удалось, а вот с рыбалкой получился облом. Фрау на ресепшене заявила, что в открытом океане большая волна, поэтому туда никто не выходит, а рыбачить в местной бухте – это совсем не то, что мы хотели.
Ну и ладно, деньги целее будут*.
* Рыбалка, или, так называемый Fishing trip  - это минимум трех часовое мероприятие. Час тебя везут на катере в океан, час – собственно рыбалка, час – дорога обратно. Улов в несколько килограмм практически гарантирован и удовольствие – тоже. Стоимость – 400 крон в час, то есть минимум 1200 крон. Заранее бронировать многие не берутся, так как погода не предсказуема. В нашем случае мы остались при деньгах, а океан - при рыбе.

На самом краю...
Кемпинговые домики, несмотря на свою дороговизну (400 крон против 180 за палатку) имеют неоспоримые преимущества при путешествиях с детьми, да и просто компаниями.
- не нужно тратить время на постановку и сбор лагеря (обычно около двух часов);
- при частых дождях домик вообще единственное место, где можно просушить вещи;
- к домику обычно прилагается возможность пользования общей кухней (либо кухня есть в самом домике), так же в домике встречаются холодильник, электрочайник, посуда, даже кофеварка.

 


Кемпинг Bud. Small cabin. 400 NOK per night.

 

18 июня, день шестой
Пробег - 138 км
На одометре 3250 км.
Самая дальняя точка маршрута пройдена, начинаем движение в сторону дома.
Дорога идет по красивейшим местам: мосты, туннели, горы, океан…

_MG_7760

_MG_7769
К обеду добрались до городка Ondalsnes. У причала стоит океанский лайнер Costa Luminosa – копия той самой Косты Конкордии, затонувшей в марте у берегов Италии.
Вдоль причала кучкуются люди, уставившиеся в свои мобильные гаджеты – явный признак бесплатного Wi-Fi, идущего с борта судна.

Лайнер в Ондалснесе

Городок Ondalsnes, к нашему разочарованию, не имеет полноценной набережной, погулять толком негде. Зачем, спрашивается тут чалятся такие океанские монстры? (позже мы узнали «зачем»)
С горя купили мороженое* и пошли к машине.
* к слову о мороженом. Данный продукт один из немногих, которые имеют собственную меру объема  - «шарик». Так вот в Норвегии этот шарик нам обходился в 27 крон (148 руб), в Германии не менее вкусный шарик можно купить за 1 евро (42 руб), в Турции же за один доллар дают 3(!) шарика (10 руб за шарик). Вот вам и уровень жизни…
Основная «культурологическая» ценность Ондалснеса для туристов – близость нескольких уникальных природных и рукотворных памятников, один из которых (вернее три в одном) это Стена, Лестница и Дорога Троллей [3]. Тролли здесь вообще – главный инструмент маркетинга, притягивающий людей со всего мира.

Козы и тролли
  Стена Троллей – действительно впечатляющий отвесный участок хребта, смотрящий прямо на дорогу. В фотоаппарат, даже широкоугольный, она толком не влезает, довольствуемся урезанным вариантом.
Стена троллей
Говорят, это место очень популярно среди бэйс-джамперов, но при нас никто оттуда не сигал.
Лестница Троллей – автомобильный серпантин, входящий в десятку красивейших дорог мира. На половине пути подъема дорога пересекает по мосту водопад. Около него есть место чтобы выскочить из машины и сделать пару фотографий.
Перепад высоты – около 400 м.
Больше всего не хотелось оказаться в момент подъема в облаке – никто от этого не застрахован, но нам повезло. Серпантин действительно экстремальный, особенно когда тебе навстречу спускаются громадные автобусы с туристами (наверное как раз с того Лайнера). Один раз повстречался с таким автобусом на левом (для меня) повороте. Автобус же, стремясь вписаться в свой правый поворот, полностью занял мою полосу. Мое стремление прижаться влево (да там и некуда) водила автобуса пресёк гудком и показал рукой, что, пол, объезжай меня по встречке (слева). Такой маневр у них в порядке вещей. Надо быть очень внимательным на таких участках дороги.
Наверху Стены Троллей обустроена большая бесплатная парковка и Туристик-центр, для желающих совершить увлекательный (платный) маршрутик вдоль края скалы с видами на Дорогу Троллей. Пораздумав, мы решили бесплатно сходить в радиалку в соседний подперевальный цирк за Стеной Троллей. Перепад высоты – 300 м, в цирке, судя по карте, было большое озеро Bispevatnet.
Подъем занял пару часов. Настоящий горный участок маршрута с моренами, ручьями, стлаником.

Радиалка у стены троллей.

Озеро на высоте 1000 м оказалось полностью закрыто льдом и снегом, тем не менее, фотосессия удалась.

Радиалка у стены троллей.
По возвращении на парковку вскипятили чай и двинулись по Дороге Троллей.
Был уже восьмой час вечера, по этому зарулили в первый же попавшийся кемпинг. Им оказался Gudbrandsjuvet Camping (62°19'44.21"С 7°28'9.27"В). Парень на ресепшене поиздевался над нашим «русским» английским и за 450 крон поселил нас в чудненьком домике. На вопрос «есть ли в продаже пиво» он ответил в вежливой форме что-то вроде «мы тут все ведем здоровый образ жизни, пива не дождетесь». Эх, почему мы не в Германии…

Gudbrandsjuvet Camping

19 июня, день седьмой.
Пробег - 218 км
Утро провели за исследованием водопада Gudbrandsjuvet [4] со смотровой площадки, которая расположена вплотную к кемпингу. Железа на нее ушло немало, но и водопад достойный.
Смотровая площадка Gudbrandsjuvet
 
Далее путь наш лежит к Гейрангер фьорду [5] – одной из самых «открыточных» достопримечательностей. По пути к нему пересекаем на пароме другой рукав фьорда.

Паром Eidsdal-Linde
Поднимаемся по серпантину и вот уже смотровая площадка на Гейрангер. Вид действительно обалденный. Особый шик придают несколько океанских лайнеров, благодаря которым хорошо ощущается масштаб окружающей природы.

Geiranger fjord
По Гейрангеру у нас запланирован небольшой круизик. Паром GeirangerHellesyilt отходит каждые полтора часа. Расписание мы знали, поэтому спешили, чтобы не потерять драгоценное время на ожидание. Паром, несмотря на свою «автомобильную» сущность и внушительные размеры не принял на борт ни одного авто, зато набралось около сотни туристов, желающих прокатиться налегке. Мы тоже оставили машину у причала (бесплатно). Взяли с собой перекус с термосами, хотя видели табличку (со своей едой нельзя), но нас никто не ругал.
Говоря откровенно, какого-то исключительного эстетического наслаждения от этого круиза я не получил. За неполные два дня пребывания в Норвегии я уже успел повидать водопады, куда более мощные и красивые чем те, которые стекают с гор в Гейрангере. Но сам факт трехчасового путешествия на корабле по фьорду являлся значимым. Одним словом «поставили галочку».(расписание парома - см. в прикрепленных файлах)

Круизик по Geiranger фьорду

Позабавили нас чайки, маневрировавшие за казанским печеньем,

_MG_7874

и немецкая туристка, вкушавшая местные красоты сквозь глубокий сон.

Круизик по Geiranger фьорду
После Гейрангера начался очередной серпантин на плато. По пути встретили опять смотровую площадку, но уже с противоположным ракурсом:
Geiranger

Подъем завершился у озера, частично покрытого льдом. Полчаса назад мы были на уровне моря, можно сказать в умеренном климате, а здесь «птицы не поют, деревья не растут». Уже даже не тундра, но красота завораживает.

На плато озера во льду.

  У озера есть развилка. Желающие могут подняться на гору Danslibba [6] (62° 2'57.19"С    7°16'11.49"В), где расположена одна из самых высоких смотровых площадок в Норвегии, куда можно добраться на авто (около 1500 м). Въезд платный – 100 крон. Нам, конечно же, туда путь.

Danslibba. Вид на Geiranger
В левом нижнем углу виден тот самый Гейрангер с пароходами, откуда мы только что поднялись.
Спускаемся с вершинки и едем по туристической дороге №63. Вокруг неповторимые пейзажи. Останавливаемся примерно каждые 10 минут, чтобы сделать кадр, я даже не стал убирать фотик в кофр, и бленду в карман убрал.

Дорога №55. Национальный туристический маршрут
Постепенно высота дороги понижается и местность приобретает скучновато-лесистый характер. Опустилась облачность, начался дождик. В районе 19.00 прибыли в городочек Lom, известный свой ставрикой [7]. Обошли вокруг, заходить не стали, поджимает время.

Ставрика в Lom.

В Lomе повернули на дорогу №55 - очередной национальный туристический маршрут. Опять дорога забралась на 1400 м, начались пейзажи, правда теперь они носили сурово-мрачный характер, так как облачность была низкой, шел временами дождь.
Спуск с плато мне, как водителю, запомнился мне больше других. Ощущений добавил дождь и туман. Впервые за поездку я с таким нетерпением поглядывал на указатель высоты на GPS – скорей бы спуститься…
Наконец бесконечные петли распрямились, и дорога вышла к Lustra фьорду. Остановились в прибрежном кемпинге Viki (61°23'53.93"С 7°23'31.07"В). Этот кемпинг запомнился нам множеством интересных моментов.
Во-первых, на противоположном берегу располагался здоровенный водопад FeigumFossen, создавая неповторимый задний план;
Во-вторых, на ресепшене в свободном доступе висел пароль к бесплатному wi-fi  и этот вайфай вполне прилично работал.
В-третьих, расплатились мы карточкой, но очень интересным способом: дядечка положил карточку на какую-то пластмассовую доску с углублением, сверху прикрыл бумажкой, потом сверху прокатал специальным валиком и ловя наши недоумённые взгляды, торжественно вернул нам карточку, добавив «its a very old machine»;
В-четвертых – в хозблоке все двери душевых и туалетных кабинок были украшены рукописными картинами-карикатурами «из жизни троллей». Разглядывать их можно долго (особенно если кабинки заняты).
Фотки вставлю когда выковыряю их с телефона жены.
И, наконец, в пятых – здесь мы услышали русскую речь. Группа тётушек с Украины наняла гида из Риги, чтобы он повозил их по Норвегии. Дядечка, по словам тётушек, оказался прижимистый – кормил их сосисками и макаронами, закупленными еще в прибалтике. Увидав у нас свежий хлеб, они с печалью в глазах проводили его взглядом… Но от Норвегии они были в восторге тем не менее.
Передвигались они в противоположную нам сторону – с юга на север, поэтому больше наши пути не пересекались.

Комментарии
Спасибо за тщательность и старательность отчета :) Очень подробно, информативно, ярко, легко! 
)
Alex12.10.13, 21:27
Норвегия, оказывается, такая маленькая страна, что почти все путешественники, хоть и первый раз едут туда, практически проходят одним маршрутом 
. Вот и я, сравнивая, свое путешествие с вашим, отмечаю те же места, где побывал: Гейрангер, Берген, Осло, дорога с 6-ти метровыми сугробами, атлантическая дорога. Немало.
А вы молодцы. Желаю новых путешествий.
Guest03.10.13, 11:53
 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Норвегия
еще маршруты
О Маршруте