Высоты и бездны. Начиная с малого.

На белом изображении хребта, который синей извилистой петлёй обходит Юрюзань, чёрной точкой выделяется вершина 1270 – вот что показала нам карта местности, в которой мы остановились. 4 мая мы решили попробовать забраться на эту гору. Гарантий лёгкого восхождения не было и быть не могло: никаких описаний или сведений о горе, кроме картографических, у нас не имелось, а район хребта не освоен людьми, и как следствие, не имеет дорог. Правда, над нами ничего и не тяготело, и настроены мы были скорее на прогулку по горам, нежели на восхождение.

В путь мы отправились следующим составом: Егор, Тим, Дима, Наташа и я. У Антона наконец-то появилось время пустить в ход взятые спиннинги, а у Дмитрия – заняться наукой, так что они остались в лагере. Распогодилось: выглянуло Солнце, температура была, пожалуй, самой оптимальной из всех, какие могли быть, не бушевал ветер. Что ж, Урал взял небольшую паузу в давлении на нас погодой. Может быть и весьма вероятно, такое явление – следствие того, что передышку взяли и мы, немного сбавив обороты своего спортивного динамичного темпа.

Двигались мы неспешно, наслаждаясь жизнью. Тим очень скоро решил пойти обратно в лагерь, так как ноги у него болели ни на шутку, мы продолжили путь к вершинам вчетвером. "Какие же это вершины? Какая же эта высота?" – может спросить бывалый альпинист. Да, они, наверное, не столь велики в сравнении с другими, раскиданными по всему миру, хребтами и пиками. Но вряд ли до них, до этих заоблачных оконечностей косного вещества, можно добраться просто так. Думается мне, человеку, впервые вступившему на горные пути, подготовиться к серьёзным восхождениям можно, начиная с малого.

Во время одного из привалов я прилёг на камень и прикрыл глаза... Всё поплыло вокруг: горы, снежники, леса завертелись, устремляясь по воле неведомой центробежной силы к этому камню, на некоторое время ставшему центром Мироздания. И, казалось, весь Урал сконцентрировался в одну точку. Тогда со мной заговорила Хозяйка этой горы, а может, и я в это верю, сама Природа-мать. Сложно вспомнить, какие слова мы говорили друг другу в этом экстатическом диалоге, но речь шла о единстве человека с миром, ибо он, несмотря ни на какие свои достижения, неотделим от естества. Он – такой же ребёнок Природы, как и любой другой зверь, любое дерево, любая река или горная гряда. Поэтому он не имеет никаких прав горделиво превозносить себя над окружающим его миром. И губить этот мир – привилегия вовсе не людей, а тех, кто его создал. Чтобы услышать это, надо было забраться в глубины нетронутого плугом и бульдозером края, где обнажаются закутанные в одежды, ограждающие от людского невежества и слабости, смыслы. Когда мир сжимается до размеров камня, до них становится рукой подать, но чтобы взять их, эта самая рука должна быть необычайно цепкой. Древний Урал хранит в своих недрах забытую мудрость, появившуюся во времена рождения мира, и он вовсе её не прячет, стоит только захотеть до неё добраться и стать достаточно сильным для её познания, что человеку пока ещё только предстоит сделать.

Движение по бездорожью отнюдь не было быстрым, и уже, трезво оценивая свои шансы добраться до вершины, мы любовались с локальных скал окрестными видами и на ходу меняли планы. Через несколько часов мы сменили мягкую почву и уже лезли вверх по всё крутеющему склону, который представлял собой то сыпуху, то снег по бедро. Появилось ненадуманное ощущение, что мы находимся именно в горах. И мы шли по этим горам, удерживали равновесие на сложенных веками, покрытых зелёным окаменевшим мхом глыбах курумника, некотрые из которых оживали под ногами, пробирались через снег и иногда проваливались в него по пояс. При выходе на один из лежавших на нашем пути снежников мы увидели следы, оставленные несколько дней назад. После пары десятков шагов по ним, было замечено, что следы эти не человеком оставлены: в передней части некоторых из них явно выделялись маленькие ямочки от когтей. Где-то тут, предвосхищая наш приход, недавно бродил медведь. Время шло, высота набиралась…

Оценив и подсчитав время, решено было остановиться недалеко от гребня хребта на высоте около 950 метров. Мы уселись на группе камней, выступающих среди покрытого ровным снегом голого склона, и начали уничтожать перекус.

Как уже было сказано, я впервые более-менее осознал, что такое горы и восхождения на них, и что никакого серьёзного достижения в нашем предприятии нет. Но ощущения первых похождений в горах и открывающиеся с высоты виды прекрасны. Всё лаконичное многообразие Урала просматривалось в раскинувшейся перед нами панораме, теперь часто всплывающей в сознании... Прямо под тобой снег и курумник, сплетающийся в разные линии на белой глади, застилающей склон горы. В некоторых местах этот склон покрыт ещё и лесом. Ниже – долина, по которой течёт и делает петлю Юрюзань, в двух просветах леса показывающая сидящим на горе нам участки своей гибкой блестящей поверхности. По обе стороны от реки доступна взгляду, словно топографическая карта, местность, покрытая деревьями, с холмами и торчащими то тут, то там скалами. На краю этого пейзажа, написанного кистями творцов мира, которые создали твердь, жидкость и все прочие материи, а также несомненно наделили каждый объект духом, на краю этого пейзажа, теперь открывающегося взорам простых смертных, подпирают небо горы другого хребта, покрытые серо-зелёным лесом внизу и чёрно-белые от снега и камня у вершин. Где-то вдали идёт дождь, но у нас ясно и тепло. Редкое спокойствие атмосферы обманчиво, и уже скоро большая туча выплывает из-за наших спин и движется над долиной, передвигая свою чёрную тень, завоёвывающую всё большую площадь, отнимая её у света. Но солнечный свет не сдаётся, и большая часть неба свободна: тень проходящей тучи постепенно покидает долину. А мы наблюдаем за сдвигами линии фронта света и тьмы свысока. Утренняя звезда прошла зенит и покатилась к вечерней стороне небосклона, нам пора в обратный путь.