Березяк. Вперёд по воде.

Долго ли коротко ли (Дмитрий, конечно же, скажет, что очень долго) суда были собраны и последние приготовления к началу сплава окончены. Перенесённые на наших плечах катамараны и каяки были готовы понести нас, повинуясь рукам с вёслами, вперёд по воде.

Первые же метры были характерными для большей части паводкового Березяка: быстроток с маленькими валами, редкими обливными камнями, без выраженных уловов. Первыми шли Дмитрий на надувном каяке и Дима на полиэтиленовом, дальше Лёша и Антон на катамаране, после них Егерь Лёхи и Наташи, я с Тимом и Алексей с Егором замыкали походный строй ещё на двух катамаранах. Экипажи были новые, и им ещё предстояло сработаться, что и началось сразу же после отчаливания. Березяк вовсе не оказался сплошной шиверой, как могло показаться после стартового отрезка. Напротив, вскоре воде стала гладкой, появились кусты в русле. Тем не менее, всё равно было приятно начать сплав, добравшись до воды после перерыва в несколько месяцев, с какой бы скоростью она не текла.

Тем временем пора было становиться на стоянку, что и было сделано вскоре на правом берегу реки. План на этот вечер – посмотреть друг на друга, на качество сборки судов в условиях сплава – был выполнен успешно. Немного уставший от пешки и стапеля народ постепенно повеселел и получил возможность капельку расслабиться.
"Если есть кто-то, кто хорошо лазает по деревьям, мы его быстро натянем", – прозвучала опасная неоднозначная фраза, которых в нашем походе хватало с лихвой. А имелся ввиду всего лишь групповой тент. В тщетных попытках просушить мокрые вещи над костром мы дождались ночи и разошлись по палаткам восполнять силы для полноценного сплава, который начался на следующий день.

Настало новое утро. Утро 1 мая. Мантра "Спасибо этому дому" взлетела в воздух и осела где-то в ветвях берёз и прочих ёлок нашей стоянки, принятая духами этого места, мы уже были снова на воде. Мы не могли не отметить праздника Весны и Труда и устроили натуральный хоровод вокруг ели, стоящей в русле неподалёку от места нашей стоянки, распевая "В лесу родилась ёлочка" в десять глоток. На самом деле поначалу мы шли по реке Большой Березяк, которая после слияния с Березяком Малым, которое мы прошли очень скоро после нашего первомайского хоровода, превратилась в просто Березяк. Чаще стали появляться шиверы, иногда вполне сильные, с приличными валами и бочками. Сплавляться стало веселее: вода действительно становилась всё белее, препятствия всё усложнялись. Вполне просто можно было получить водой в лицо, сидя на катамаране, правда, мест, где единственным способом прохождения было движение через вал или бочку, не было – всё самое мощное можно было элегантно обойти… а можно было и не обходить. Все суда шли хорошо, экипажи постепенно срабатывались между собой и сживались со своими средствами сплава. Тяжелее всего жилось экипажу байдарки "Егерь", которая оказалась не совсем готова к походу и управлялась очень тяжело. В одной из серьёзнейших шивер, позднее идентифицированной, как порог "Шум", байдарка села на хорошие камни, и, по словам Лёхи, была на грани оверкиля. Самоотверженные действия капитана, прыгнувшего в воду, столкнувшего своё судно с камней и заскочившего с ловкостью кошки обратно, устранили опасность. Короче, воды на майском Березяке для интересного водного похода хватает.

Пробивая или обходя валы, уходя от коварных обливников, мы прошли среднее течение Березяка и за полдня дошли до места, в изображение которого на карте постоянно тыкали пальцами уже с самых обсуждений в Москве, и о котором говорили разные неприличные слова. Мы зачалились у начала каньона Березяка – это примерно 4 километра, характеризуемые на карте большой плотностью горизонталей прилежащих склонов, и описываемые в редких найденных дневниках словами "байдарки это не идут, да и большинство катамаранов обносят". Может быть имел место психологический эффект гиперболизации, может быть всё было действительно так, но уклон реки казался значительно большим, чем раньше, а вода впереди выглядела белее, чем позади.