Глава 1. Старт

-Скажи, как руководить людьми, - попросил мудреца правитель.
- Научись давать указания.
- Как?
-Так, чтобы другие не чувствовали себя подчиненными…..

12-13.08. 1-2 день похода

р. Менка - Акташ – р. Чуя. Курай - п. Чаган-Узун - р. Талдудюргун

Последние дни перед отправкой были насыщены какой - то суетой, беготней и жуткой нехваткой времени. Докупка продуктов, последние наставления МКК, завершение дел на работе и конечно расставание с любимыми людьми.
И вот он настал решающий миг - день отправки в Барнаул на поезде.
За два часа до отправки произошел небольшой казус, который чуть не поставил под угрозу начало маршрута. У руководителя группы Феоктистова Павла оказалась большая часть групповой раскладки. За половиной оставшихся продуктов должен был заехать Дима, но он не смог. В итоге у Паши при попытках стартовать от дома, в сторону вокзала, велосипед вставал в дыбы. Вес рюкзаков, баула и штурмового, зашкалил за 90 кг. Началась легкая паника, звонки руководителя к участникам и друзьям. В итоге через 40 минут приехала сестра Лехи – Гольтякова Юлия Борисовна (МС по Дзю-до, МС по французскому боксу «САВАТ», судья международной категории по боксу!!!) войдя в наше положение забрала на машине большую часть груза и руководитель в темпе «вальса» покатил в сторону вокзала.
На вокзале команду провожали 5 человек, в числе которых главный редактор журнала «Точка Отрыва». За 15 минут до отправления, на машине приехали главные опоздуны – Оля и Рома. Ну, вот и все практически вся группа в сборе.
За два дня пребывания в поезде участники много узнали о себе от пассажиров, как хорошего, так и плохого. Главная проблема была в том, что места участников группы были только на верхних полках….
Ну, вот и Барнаул.…Сразу по приезду команду встретили Неупокоевы, отец и сын, родом из Казахстана. Эти два участника присоединились к команде буквально за 2 недели до начала маршрута. Конечно, было неправильно взять непроверенных людей на такой серьезный маршрут, но на то были веские причины; опыт велосипедный и горный этих людей был адекватен маршруту, да и велосипедный поход 5-ой к.с. им был очень важен, так как они собрались основывать в г. Экибастуз Велоклуб.
Через 3 часа ожидания у вокзала, группа, наконец, загрузилась в грузопассажирскую Газель, с водителем которой договаривались заранее. В середине дня заехали в Горно-Алтайск, подставиться на учет в МЧС. В столице Горного Алтая шел проливной дождь. Могучие сопки, опоясывавшие город были частично скрыты под пеленой дождя. С большим трудом Паша нашел КСС в подъезде дома, в квартире №2. Даже странно видеть рабочее место тех людей, которые вытаскиваю путешественников из задницы, в которую сами же себя загнали. Одного взгляда на это убогое помещение и уставшие мужественные лица спасателей и ты понимаешь, что они группу вытащат, даже, несмотря на отсутствие топлива на вертолет и смертельную усталость.
За время оформления всех документов, в помещение прибыли земляки команды. Это поисковая группа под руководством каякера «Художника». Они искали пропавшего товарища, известного в Екатеринбурге видеооператора, Дёмина Андрея, на р. Башкаус. Они его нашли, но уже без признаков жизни….
В КСС группу предупредили, что река Карагем сейчас вышла из-за дождей из берегов и представляет собой серьезную опасность.
В час ночи автомобиль прибыл в конечную точку заброски, или в начальную точку маршрута. Сразу же бросилось в глаза, переливающиеся звездное небо и темные громады окружающих гор. Ну, вот группа и на Алтае, это свершилось.
Утреннее солнце буквально ворвалось в командную палатку, после того как Паша вылез на свет божий и оставил открытым вход. Через полчаса лагерь был уже наполнен звуками проснувшихся участников и предстартовой суетой. За 3 часа были собранны велосипеды, проверенно снаряжение перед выходом, разделены продукты и общественное снаряжение. На каждого участника приходилось; группового снаряжения 4 кг, продуктов 16 кг и личной снаряги примерно по 10 кг.
В итоге группа у пограничной заставы в Акташе сконцентрировалась в час дня. Руководитель пошел разбирать по поводу допуска в погранзону. Сразу же на КПП выяснилось, что заявка, отправленная факсом за месяц, недействительна, так как состав группы дополнился двумя новыми участниками.
После 2 часового ожидания у ворот заставы руководителя вызвали к командиру. За время отсутствия Павла, группа дважды промокла под проходящими грозовыми тучами. А в это время доблестный руководитель вовсю сражался с винтиками бюрократо - военной машины, и шаг за шагом терял позиции. Первая потеря – группу не допустили на часть определяющей части маршрута; Кош-Агач – Ташанта – пешее кольцо в хр. Чихачева – Кызыл-Кая. Конкретно команда пострадала из-за других. Предыдущие велотуристические группы себя скомпрометировали. В частности командир называл группы Хабаровчан, Украинцев и Новосибирцев. Его слова – Такое ощущение, что все поголовно велосипедисты говорят одно, а делаю совершенно другое…...
Вторая потеря – запретили выход в Тыву, аргументируя это отсутствием у команды допуска в погранзону соседней республики. Хотя еще за 2 месяца до начала маршрута руководитель группы безуспешно пытался добиться разрешения на посещение погранзоны в Тыве дистанционно через телефон и факс. Чиновники готовы были выпустить только после визуального обзора группы, и в итоге пропуск в погранзону не дали.
В итоге после получасовых переговоров разрешили пройти через пер. Бугузун и пер. Шапшал в Тыву. Но и даже, несмотря на это полковник предупредил, что в Тыве после перевала группу могут остановить пограничники соседней республики или егеря заповедника, и развернуть обратно в Кош-Агач. Что в итоге и произошло. Для пересечения заповедника нужно получить разрешение из Администрации Алтайского Заповедника + нужно получить разрешение пограничников Тывы в Кызыле. Разрешено без документов проезжать только местным жителям.
После общения с военными был проведен экстренный совет, прямо у ворот заставы. В течение получаса был скорректирован маршрут. Через Тыву группа проходит по разрешенному «коридору», а пешую часть делает в массиве Северо-Чуйского хребта. Маршрут наметили: р. Джело – пер.Джело 2Б – р. Актру – верш. Купол Трех Озер 1Б – пер. Фестивальный 2Б (рад.) – р. Джело. Тут же был сделан звонок в КСС Горно-Алтайска, и доложили подробно обо всех изменениях маршрута и сроков.
В связи с изменением маршрута поменялся стиль похода; со спортивного на познавательный. «Теперь группа никуда не спешит»
После Акташа постепенный набор высоты на перевал через отрог Курайского хребта. Через 9 км. дорога пересекает р. Менка, в этом живописном месте оборудованная стоянка с туалетом, беседкой и костровищем. Также присутствуют большие залежи дров в виде густого таежного леса и прозрачный чистый родник, с вкусной горной водой.
От перевала, с которого показались белоснежные шапки хребта, плавный спуск к р. Чуя. Река мутновато белого цвета, видимо много почвенных осадков. После спуска сразу же бросается в глаза «ожерелье» береговых скал, средь которых вьется дорога. На берегу постоянно попадаются оборудованные стоянки. На одной из них группа и заночевала.
Утром команду поднял звук барабанящего по тенту дождя. Надев дождевики, дежурные с неохотой выползают из палатки и разводят костер из дров, которые заранее вчера положили под тент. Через некоторое время дождь прекратился, и вся группа высыпалась из палатки. Неторопливо все собрались и через 2 часа выехали на маршрут. Правда не обошлось без «потерь», Тема забыл именную ложку и тарелку у костровища, и вспомнил только на обеде.
Только отъехав, попали опять в дождевой заряд. Ветер гнал дождевые тучи со стороны Чуйской котловины. В этом дождевом месиве пересекли границу районов, заехали на перевальчик и спустились к Ортолыку. Около поселка вскипятили чайку, и пока группа поглощала перекус, дождь сошел на «нет».
Асфальт и солнечная погода сделали свое дело, группа, набирая скорость, направилась в сторону Чаган-Узуна. И даже, несмотря на сильный встречный ветер, двигались с приличной скоростью.
За 3 км. до моста на Чаган-Узун дорога стала грунтовой, буквально до моста. На мосту все собрались и рванули через деревню. И даже, несмотря на компактность группы без конфликта не обошлось с местным населением. Руководитель чуть замешкался после моста и был остановлен машиной пьяного алтайца. Дело чуть не дошло до рукоприкладства, команда вовремя заметила отсутствие капитана.
От Чаган-Узуна в спешке уходим по бывшей дороге соединяющей с Бельтиром деревню. Резкий набор высоты от деревеньки по размокшей дороге. Колеса сразу же забиваются глиной, и приходиться спешиваться и идти пешком вверх. Решаем остановиться на р. Талдутыргун, там меньше вероятность встречи с местными жителями, чем у р. Чаган-Узун. Но вдоль реки приходиться подняться вверх на 1,5 километра до сплошных зарослей кустарника.
Краткая характеристика участка:
1 день. Пройдено 21 км. ср.скорость 16 км/час. Ходовое время 1.20. Набор высоты 240м. Погода: переменная облачность, волновые ливни через 1-1.5 часа, температура +18. Дорожное покрытие: асфальт
2 день. Пройдено 79 км. ср.скорость 17 км/час. Ходовое время 4.40. Набор высоты 800м. Погода: до обеда дождь, после переменная облачность с эпизодической моросью, сильный встречный ветер, температура +17-20. Дорожное покрытие: асфальт, профилированная грунтовка, лесная дорога с глинистыми участками, движение по кустарнику вдоль ручья.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 5
Ссылка: