Няньворгаю, Мокрая Сыня.

11 июля.
Утром солнышко, заряжаем аккумы и от моего фотика тоже. Не жарко, но нам и так хорошо. Иду в минимуме одежды - снизу только флисовые штаны и непромокайки, чтобы сырое белье не холодило. Сверху майка и куртка - энцефалитка с сеточкой в капюшоне. Если холодно - под нее еще надеваю тонкую флиску. Толстую флиску практически не ношу, она взята на выход и на случай холодов. Не помешали бы вторые флисовые штаны, как чистые спальные.
Вышли в 12.40. Няньворгаю в среднем течении очень милая речушка, идем в основном на веслах. Маленькие перекатики - одна ступенька, маленькие порожки, длинные плесы, глубокие ямы.
Красивая речка.
По берегам встречается кедр. Есть кусты, березы, лиственницы, болото. Вода темная, болотная, торфяная. Рыба не ловится, хотя иногда видно, как проходит. Видели пол-туши лосенка в воде, наверно медведь не доел, и он может быть где-то рядом. Там лежка была медведя, запах и весь берег изрыт, трава содрана до земли. Мы начали гавкать, шуметь, налегли на весла, чтобы скорее убраться подальше. Река то сужается до 3-5м, то вновь разливается плесами.
 Один раз зашли в старую мелкую протоку, пришлось возвращаться. В 16ч перекус и идем до 20ч. Река петляет, а Волк меряет расстояние по прямой и все говорит - 2км, 800м, идем-идем - все 800м! Я уже думала, что навигатор сломался. Наконец, вот оно - небольшое озерцо с кедром, отсюда ближе всего до оз.Итермавад, следующей точки нашего маршрута.
Собрали 4 рюкзака, по возможности не разбирая гермы, лодку для экономии времени потащим не сворачивая. Сходили на разведку - всего 400м переход, а надо лезть через березку, стланник, болото, и пустой еле ползешь, а пришлось ходить туда-обратно 4 раза!
Волок на озеро Итермавад.

И комары опять набросились, в скафандре духота. Для переноски лодки Волк сделал на носу и корме петли, но я тащила за кильсон, так было удобнее, то и дело путаясь в стланнике и падая. И Волк, не замечая, и торопясь, тащил меня вместе с лодкой. На болоте мы нашли спелую голубику, но как всегда насладиться мне не дали - некогда! Все перетащили в 22.30.
Озеро Итермавад.

Озеро Итермавад огромное, вода темная, по берегам тундра и болото, глушь и дичь. Плавают лебеди, но далеко, оставили нам только 2 гигантских белых пера на память. Мы перешли на один берег - нет стоянки, болото, к другому берегу не подойти, камни в воде. Пошли в тундру, выдрались на берег и попали на плантацию морошки! Прямо на мху, среди вереска и багульника, поставили палатку. Рядом проходит дорога оленеводов - ворга, на месте стойбища оставлены дрова. Мы быстро сварили ужин и улеглись в 2ч. под чудесный полосатый красно-синий закат. Ночью тепло.
Полосатый закат.
12 июля.
Утром обобрали остатки морошки, когда еще такая возможность представится. Волк сходил на поиски речки Итермавадвис, вытекающей из озера. Теперь только вперед, на Мокрую Сыню. Капитан вернулся быстро, нашел ручей совсем рядом, он шириной около 1м, но Рыська пройдет. Мы уже отстаем от графика, потому что всегда приходится проходить больше, чем было рассчитано по карте. По Няньворгаю прошли 20км вместо плановых 13,6км, и так всегда.
Мостик через Итермавадвис.

Утро пасмурное, но хоть теплое и без дождя. Вышли поздно, в 14.20. Прошли по ручью 100-200м, продираясь через кусты, занося корму в узких местах на поворотах и разбирая завалы и бесчисленные березовые мостики. Потом Волк сказал - "Баста! Разбираем лодку и идем пешком, всего 6км, и где-то рядом - вездеходка!"

Мы опять разобрали лодку, сложили рюкзаки и вышли на волок в 17ч. Немного прошли по тундре и наткнулись на оленью тропу. Это нам повезло. Там по карте нарисована вездеходка - Волк ее пытался найти, но так и не нашел. Может и была когда, лет 30 назад, но все уже заросло. Вот звериная тропа осталась. Может олени по ней ходят... и лоси, такие как мы. По тундре идти очень тяжело - мох пружинит и проваливается, а березка хватает за ноги. Мы шли небольшими переходами, по 500-800м, и к вечеру совсем сдохли, меня шатало, я уже не помнила, сколько переходов мы сделали. В 22.30 пришлось встать на стоянку у елочек. Мы даже не стали ничего варить, есть не хотелось, по кусочку сала с лепешками, вода и спать. Прошли всего 3км волока (а в сумме ходок 9км).
Волок на Мокрую Сыню.

13 июля.
Встали в 9ч, солнышко за тучками. Я хотела полежать, но Волк говорит - "Вылезай, вместе пойдем за дровами, елку обрубать!" Оказалось, вокруг полно голубики, а вчера я ее даже не заметила! Мы быстро поели и в 10.30 уже вышли. И чего мы сюда полезли? Короткая дорога, видите ли. Но теперь надо идти. Попробовали идти по болоту вместо мха - ноги засасывает, чавкает.

Нашли колею - или оленью тропу? Идти по ней оказалось легче, чем лезть по березке, хотя местами тропа напоминала русло ручья, и даже течение было. А с боков - березка в рост человека. И садюга-Волк бежит себе впереди с тяжеленным рюкзаком, никак за ним не угонишься. Пройдет 500-800м и сидит, ждет меня, а я еле доползаю, спотыкаясь и падая. Спрашиваю - сколько осталось? А у него все - 2км! А идем уже пол-дня.
Тропа в березке еле видна.

Когда идешь прогоны, хочется пройти следующий, чтобы посмотреть - что там. Может, дорога будет легче и суше, не по болоту и березке. Может, встретится что-то интересное. Если идти было очень тяжело, думала, что теперь-то точно самое тяжелое позади, дальше будет лучше. Или мечтала, что я буду делать вечером, вымоюсь или буду печь плюшки. Тяжело идти первые 2-3км, а потом после середины волока уже  ждешь конца, особенно, если уже видишь цель - реку, озеро, ноги сами бегут. Ну и когда совсем невмоготу, можно присесть, пока Волк не видит, сосчитать до 10, и идти дальше.
Несколько раз принимался дождик, один раз хорошо нас промочил. Ручей Итермавадвис все такой же непроходимый, зарос кустами. Нашли лосиные рога, лоси здесь тоже ходят. Рога красивые, разного цвета с разных сторон, но очень тяжелые, оставили на дереве. А сколько голубики! Россыпи, но только остановишься пощипать - вездесущий Волк кричит - "Ваф! Не отставай!" Правда, пока он меня ждал, собирал немного ягод и угощал, когда я доползала. Нашли и порвали жимолость, еще горьковатая. В 17ч сделали перекус - лепешки с салом.

Прошли еще 500м до места, где тропа повернула налево, и решили выходить на ручей. Эти 100м были самые трудные - березка вообще непроходимая, в ней невозможно шевельнуться, как в паутине, ямы, кочки. Рядом - и не пройдешь. Продрались с треском и воплями. Ура, ручей здесь широкий и судоходный! В 18.30 начали стапель прямо на кустах. Собрали лодку без кильсона, надули, встали на воду и привязали рюкзаки.
Вышли в 19.15. Легко уже прошли 500м с 2 перекатиками и мы в Сыне! Мокрой! Тундра спокойная и безразличная, делайте что хотите - ей все равно. И погода там своя, дождики, холодный ветерок, тучки. А здесь - прозрачная вода, галечные косы, ветерок дышит теплом. Райское место после болот и березки!
Мы немного поднялись по Сыне вверх до большой косы и в 20ч встали на стоянку. Хариус не ловится, крупы заканчиваются. Завтра опять буду печь лепешки - маленькие, чтобы хватило на 4 дня. Наконец-то я помылась, о чем так долго мечтала! Завтра дневка. Улеглись в 23ч. Прошли 6км волока (6х3=18км, да по березке и болоту!)
14 июля. Дневка!
Мокрая Сыня.

Проснулись в 6ч, выставили солнечную батарею заряжать аккумы, закрыли тент палатки с одной стороны и проспали до 9ч. Потом обычные утренние дела - костер, пол-кружки крепкого кофе, завтрак. Потом я нагрела воды и перестирала всю грязную, вонючую, потную насквозь после этих болот одежду. Не успела достирать - подошло тесто на лепешки. Наштамповала ровно 32 штуки. А жарить легче и быстрее, чем оладьи, и получаются не такие тяжелые и жирные. Потом лепешки можно резать как булочки и мазать внутри сгущенкой или делать бутерброды. Поставили чай и умяли по парочке свежих плюшек с хрустящей корочкой. Потом Волк занимался лодкой, подклеил оторванные кольца обвязки, нашел несколько маленьких дырочек в шкуре. А я зашила свой рюкзак и любимую кепку Волка, которая от долгой службы стала похожа на шапку Печкина после выстрела Шарика - как решето, одни прорехи.

А в 16ч случился невероятный природный катаклизм. Было тихо, спокойно, вещи были разложены по пляжу и сохли на солнышке, как вдруг рядом с палаткой образовался настоящий смерч, он закрутил и поднял на 5м в воздух все, лежащее на гальке - карты, тяжелую картонную папку, стельки, сидушки, белье...Волк кричит - "Лови! Хватай!" И не знаешь, что хватать, да и не достать - высоко. Потом все опустилось, мы быстро стали все собирать и кидать в палатку, а по реке поплыла красная папка и желтый пакет... Волк бросился за ними, но не догнал - мы стояли на перекате, очень быстрое течение их сразу унесло. Вернулся он с моей стелькой и трусиками. Лодку отшвырнуло на 2м, упали очки Волка, а рядом спокойно осталась лежать стопка карт и лебединые перышки. Мне удалось найти еще одну мою стельку на берегу, стельку Волка в воде у берега, а одна юбка так и пропала, мы даже не заметили, когда ее унесло. Мы долго искали ее в кустах, Волк спустился на 3км вниз по реке, потом посмотрели и на другом берегу, но юбку так и не нашли. Остальное все собрали. После этого каждую вещь я стала придавливать камешком. Мы решили, что это Бурхун на нас обиделся, что ему не налили и не уважили.
Потом занялись баней. Волк сложил печку, сделал каркас из ивы, обмотали его пленкой, я нарезала веников. Парились часа 2, баня получилась маленькая и жаркая. Мылись, окунались в холодную Сыню и снова лезли греться. И так до 22ч.
15 июля.
Утром тепло, солнышко. Вышли в 11ч, пошли по Сыне вверх. Накануне думали и гадали, как же нам легче и быстрее попасть на Хулгу. Очень не хотелось опять залезать в болото.
Если вернуться на 5 дней назад, к 10 июля, то, оглядываясь на пройденные волоки, надо было выбирать другой вариант, не идти на Харуту, а сплавиться по Сухой Сыне 23км и потом подняться по Мокрой Сыне 32км. Это было бы значительно легче и быстрее. По плану было и 2 варианта попадания на о.Налиматы. Можно было пойти вниз по Мокрой Сыне до реки Налиматывис, и по ней подняться до  озера Налиматы  без волока. Или 7км  подняться по Мокрой Сыне вверх и сделать волок 2.5 км на о.Налиматы... Или можно было идти на Хулгу уже проторенной дорогой - через Колокольню. Там волок всего 7.5км. Но мы ж не ищем легких путей... И капитан выбрал короткий  и, как потом оказалось,  самый трудный путь.

Первые 2км подъем по Мокрой Сыне был очень простой - галька, перекаты, хорошие косы-бечевники, хотя течение мощное. Потом появились камни в русле, приходилось идти и под берегом. До 14ч мы прошли 7км и нашли новый профиль, возможно, сделанный сейсморазведкой, и вездеходку, идущую в нужном направлении. На карте их еще нет.
Волк пошел разведать дорогу, а я полазила по берегу и нашла справа каркасы палаток из бревнышек, а слева от дороги базу геологов - новый сруб, хорошую баньку и железный наглухо закрытый офис.

Вернулся радостный Волк, дорога ему понравилась, попутно нашел 4 подосиновика. Мы устроили перекус, я сварила грибной суп и 2 гриба зажарила на ужин. Волк в который уже раз в этом походе разобрал лодку, сложили рюкзаки, и в 17ч мы вышли на волок.

Первый километр прошли легко, только гроза прихватила. А потом дорога ушла в болото, мы обходили его справа, лезли вдоль деревьев, было очень тяжело, пришлось уменьшить переходы до 500м. И мошкары там полно.
Эти комары задолбали!

Только к 21ч вышли к озеру Налиматы, всего волок 3км, а к берегу не подойти, топь.
Закат.

На сухой полянке собрали лодку без кильсона, Волк нашел более-менее сухой подход и мы пошли вдоль берега искать стоянку. По пути попалась разрушенная изба у родничка, но место не понравилось, встали дальше, на высоком берегу под кедром. Поставили сетку, сразу попался окунь. Спать улеглись в 23ч.
16 июля.
Утром проверили сетку - 13 отличных жирных окуней! Почистили, зажарили, теперь и на перекус хватит.

Сначала Волку показалось, что он увидел вдали лодку, мы хотели узнать дорогу, но он ошибся, людей не было. И избы там нет. Тогда пошли искать речку Танюрашор, впадающую в озеро. По ней прошли 5км очень легко - ширина 10м, глубокая. Потом пошел дождь с грозой, и начались другие неприятности - кусты, перекаты и сужения. Видели лосиху на берегу, она долго на нас смотрела, не могла решить, опасны мы или нет.

Лебеди показались впереди и бесследно исчезли в траве. Мы лезли вперед еще почти 4км, под дождем, с кустов льется вода и внизу - вода. Вещи не в гермах, в рюкзаках, наверняка они промокнут, тучи мошки. Мы перепиливали огромные деревья, некоторые сами упали поперек русла, некоторые были кем-то спилены и уложены поперек. И сверху лодку перетаскивали, и поднимали деревья и подлезали снизу.
Пора отсюда вылезать!

Наш ход так замедлился, что как только мы увидели новый профиль (на карте его тоже нет), то сразу вышли на берег в 17.46. И тут же выглянуло солнышко, дождь перестал! Мы перекусили рыбой и чаем с плюшками (мы их экономим, едим по 1 штуке за раз), упаковали лодку и вышли на волок в 20ч  Полярный день располагает к смещению границ рабочего дня, особенно, если капитан непременно хочет войти в график.
Вездеходка на Хулгу.

Дорога оказалась хорошая, местами болотины, но терпимо, идти можно, только сил уже нет. До 23ч сделали 2 перехода по 1км и встали прямо на дороге, на моховой подушке, благо и родник рядом, очень вкусная, сладкая холодная вода. И морошка есть, Волк специально мне самые урожайные кочки оставляет. Подсушились немного, и жизнь стала налаживаться. Завтра двинем дальше, может, не надо будет заходить на озера, а дорога пойдет прямо на Хулгу, хотелось бы... Отбой в 0.30. Сегодня прошли 7км по Танюрашор + 3км по профилю.
17 июля.
Утром встали пораньше и в 10.30 уже вышли. Солнышко, легкая облачность, ветерок - все условия для волока! Но идти далеко, 6-7км.

По дороге полно голубики и морошки, но скоро я уже не могу смотреть на ягоды, морошка кажется приторно-сладкой и противной. До перекуса прошли 3км (а фактически 9км). Дорога нормальная, попадаются болотины, завалы деревьев, но нет кустов, идти можно.

В ручейках вкусная холодная вода. В 14.30 перекус, поели горячего, выпили чаю и пошли дальше. Я время от времени мочила голову водой, вроде легче идти, один раз вообще разделась и облилась водой из родничка.
Здесь можно и искупаться!

Тяжело идти в сапогах, они мне велики, заедает мошкара, ноги цепляются за ветки, торчат острые дрючки. Утром я таким сучком распорола флисовые штаны, а идти в них было очень удобно и приятно. Мы совсем одичали, идем без белья, только штаны и рубашка - защита от мошкары. Лоб под кепкой все время мокрый, мажусь комарэксом не переставая, уже не экономлю, только бы дойти. Один переход до перекуса Волк сделал 1,2км - я сразу почувствовала, пришлось садиться отдыхать, еле доползла. Волк ждет меня, смотрит на навигатор, но сколько осталось, говорит уклончиво, типа "как дорога пойдет, от 2 до 4". До перекуса видели в просвете между деревьев озера, но на них не пошли, новая дорога ведет, куда нам надо - на Хулгу.

К вечеру у меня начались глюки, я выпадаю из реальности, кажется, что сплю. Мерный шаг, шелест кустов, шуршание сапог усыпляет, хочется упасть в ямку, и чтобы про меня все забыли. Если бы я шла одна, я так бы и сделала - упала и поспала бы, сколько надо. Но приходится идти, Волк ждет. Разговариваю сама с собой, пытаюсь петь. Дошли до места, приближенного к реке, но Волк решил пройти по дороге еще немного, чтобы сократить путь напролом. Прошли старую заросшую кустами вездеходку.
В лес свернули в 21.30, до Хулги по прямой оставался километр, думали выйти на берег к 23ч. Но это оказались самые тяжелые метры по бездорожью, километр штурмовали 2,5 часа! Березка в рост человека, моховые подушки, отбирающие остаток сил, ямы и провалы с водой между кочками. Мы останавливались еще 2 раза, сидели, лежали и ползли дальше. Под берегом пересекли еще одну вездеходку. Потом начались непролазные кусты, мы с Волком падали с кочек уже оба и вставали с колен. Еле нашли проход в кустах и вот вылезли в старое каменистое русло, рядом шумит перекат.
Старица Хулги  куда мы вышли с вездеходки.
Старица Хулги куда мы вышли с вездеходки.

В ивняке нашли кустик золотого корня, выкопали немного заваривать чай. Перетащили вещи  дальше, было уже 0.30. Последний переход закончен, теперь только вниз по течению. Шатаясь, выпили за то, что мы дошли, закусили салом, поставили палатку - и упали. Теперь мы знаем, где короткий путь на Хулгу. Сегодня прошли 27км, продвинулись на 9км.