Северная Сосьва.

29 июля. Дневка!
Пора устраивать баню, а то нам на базе 2 раза предлагали в душе помыться. Утром солнышко, сильный ветер, пришлось переехать за кусты вместе с костром. Утром стирка, потом сварила сгущенку и напекла традиционные оладьи. Объедение! Не по 2 штуки, а сколько влезет. И каждому пол-банки сгущенки в мисочку. Посушили все вещи, разобрали гермы. Ветер холодный, а вода теплая, и главное - солнышко! +26.

В 17ч начали делать баню. Набрали сухого песочка в бак, разожгли костер, Волк сделал шатер, как обычно. Хорошо отмылись, прогрелись и в 21ч уже все убрали и залезли в палатку. Ветер стих, и сразу появилась мошка, но перезжать обратно уже лениво.

Почитать ничего нет, книжку отдала, и связи нет, хотя Сосьва рядом. Остается только спать. Обсуждаем наш маршрут и мечтаем - вот бы не торопиться, ягод пособирать на болотах, не делать ненужных тяжелых волоков, а те, без которых не обойтись, проходить помедленнее, с отдыхом...Но каждый раз график получается очень жесткий, да и мы сами не любим долго сидеть на одном месте, находим причину гнать и гнать вперед.
30 июля.
 Утром солнышко, ясное небо, быстро теплеет до +20. Встали рано, в 10ч уже вышли и в 11ч были в Сосьве. По дороге встречали много моторок, все проснулись и уехали на сенокос и рыбалку. Поэтому в Сосьве молока и творога найти не удалось, дома остались только дети и старики.

Инет здесь есть в школе, но неустойчивый - не настроена тарелка или она слишком маленькая. Из операторов есть только местный UTEL. Поселок состоит из двух частей, между ними мостик. Хорошие магазины есть и в первой, и во второй части. Я купила лук, хлеб, булочки, и 4 штуки мороженок Волку.

Пошли дальше, поздоровались с рыбаком на лодке, он угостил нас знаменитой сосьвинской селедкой - она мелкая, как килька. У него тоже рыба не ловилась, поймал только 1 окуня. Около 14ч прошла Заря, она поднимает волну, мутит воду, плавают водоросли и ил. Рыбаки тралят реку огромной сетью с мелкой ячейкой, вычерпывают все подчистую.По дороге мы заходили в лес, здесь растут сосна, кедр, береза, осина, елка. Набрали подосиновиков, маслят, упавших кедровых шишек. Уже краснеет брусника. Один кедр упал на берегу, с него собирать шишки было очень удобно. Только руки пачкаются смолой и прилипают к веслам. Смола хорошо оттирается грязью. Потом мы обжигаем шишки на костре и грызем орешки, как семечки, прямо на ходу. На берегу опять появились километровые знаки - 340, 300км. А до Оби вроде только 236. Спросили рыбака на берегу - или он не местный, или не понял, сказал, что не знает.

До вечера прошли 40км и стали искать стоянку. Волк все присматривался к буреломному мокрому правому берегу, а я тянула его на солнечный левый. Конечно, я победила, и мы встали на песочке в отличном месте, где было много дров-плавника, жги сколько хочешь. На ужин сварили уже фирменные макароны с грибами.

Чудо заката.

31 июля.
Ночью тепло, +18. Кто-то ночью булькал и топал около палатки, а полог был закрыт, и ничего не видно. Утром солнышко за облаками, но у нас все аккумы и Вампирчик заряжены. Утром сделали кучу важных дел - Волк заклеил продуктовую герму, дно на уголках протерлось, пожарил шишки. А я покрошила капусту в баночку, будет на перекус готовый салат, пересыпала в бутылки сухое молоко и соль. Здесь молоко 300р за кг, а у меня еще целая бутылка в запасе.

Вышли в 11ч. По чистой воде сразу стали клевать на поппера окуни, мы наловили целый мешок, и еще попались 2 щучки, на вечер и утро. На перекусе перечистили всю рыбу. Когда выходили в лес, Волк притащил отличных молодых подберезовиков, я их сразу проварила и сложила в баночку на вечер.
Инакомыслящий.

К 16ч дошли до базы рыбаков "Бедкаш". Рядом через узкую перемычку - большое озеро, слазили посмотреть. На базе несколько домиков, большая столовая-кухня. Сторож Александр Прокопьевич раскладывал на решетке нечищенных окуней для копчения.

На причале стоял со спиннингом рыбак, что интересно - тоже из Киева. Нас угостили чаем, расспросили о походе. Чистота, цивилизация, стоит установка Mosquito Killing System, компании Arctic. Система имитирует основные сигналы человека для привлечения и уничтожения кровососущих: мошки, комаров, оводов, путем подачи тепловых излучений их природной жертвы, выброса теплого углекислого газа, имитирующего дыхание, имитации поверхности кожи человека благодаря специальной структуре покрытия корпуса. Выброс углекислоты, изменение температуры выполняется в циклическом режиме (6-9мин), создавая образ движения живого существа. Это привлекает комаров, их засасывает вентилятором в устройство, в котором они быстро и бесшумно уничтожаются.
Волк пошел поговорить с рыбаками из Киева, а они спали. Приехали всего на 4 дня, летели самолетом до Москвы, потом до  Тюмени. До нашего появления они были страшно горды собой, что жены отпустили их в такую глушь, а теперь сказали, будет о чем подумать и поговорить. Мы еще раз попили чаю с гостеприимными хозяевами, поблагодарили за гостинец - яички, колбаска, рис на ужин, и в 18ч бодро пошли дальше.

По плану оставалось пройти еще 20км. Почему-то после таких встреч с хорошими людьми гребется очень легко. Добежали до острова Яныгтумп, а он весь в траве, пришлось опять идти до хорошей стоянки, всего за день получилось 46км.

Мы встали на "острове ржавого генерала" (как у К.Булычева), наверное, здесь была буровая, везде валялись железки, покрышки, части механизмов. Быстро разогрели на ужин грибы с рисом, а колбасу и яички умяли еще на воде. Было уже 23ч., темно. Комары сбились в рой, как пчелы, и пели звенящую песню, первый раз такое слышала. Отбой в 24ч.
1 августа.
Утром Волк вылез из палатки и сразу схватился за спиннинг, стал кидать блесну и вытащил здоровую щуку! Она булькала, видите ли, и мешала ему спать! А у нас и так мешок рыбы. Искупались, уже жарко.Пришлось эту рыбу жарить до 13ч, получилось 5 сковородок. Набила жареную рыбу в банку, в миску, все, завтра рыбу не ловим!

"Остров ржавого генерала"

Наконец, вышли. Проходили большие острова, с упавших в воду кедров собирали шишки, уже 3 мешка под ногами. Заходили в лес на обрыве - сухо, брусника только начинает краснеть. Видели еще рыбаков с большой сетью, все ловят селедку, и что в ней особенного? Встретили компанию мужиков на берегу, с катером, сетчатым домиком. Они из Тюмени, приехали на недельку отдохнуть и порыбачить. Поболтали с ними, говорят, ниже еще много таких отдыхающих. Нас сняли на видео, а потом подходили местные на лодке и говорили, что видели нас в местных новостях, по каналу Югра. Наверное, тот с видеокамерой был корреспондентом.

Светлый лесок.

Вечером нас стали догонять дождевые тучки, хотя мы и старались прогонять их налево. Каждый раз после дождя видели радугу, один раз полукруг от берега до берега с ярким фиолетовым цветом, и даже двойную радугу сбоку.

Сначала за 2км до стоянки дождь заставил нас надеть плащи, потом там, где хотели встать, нашли на песке свежие медвежьи следы, пришлось идти дальше. Дождик постепенно перешел в ливень, все по сторонам побелело, не видно даже куда идти, так и пошли вдоль берега. На середине реки налетели на мель, а рыбаки на встречной моторке полетели нас спасать, спрашивать, не нужна ли помощь, и тоже сели на мель, даже винт погнули. а мы просто вышли в воду и спихнулись. Вид у нас был необычный - длинные плащи, странная лодка. Ливень закончился к 22ч, мы нашли пятачок песка в буреломе, как в крепости, высадились, быстро поели уже готовое - уху и рыбу, и в 24ч спать.

2 августа.
 Проснулись в 9ч, солнышко за лесом, тепло. Комаров почти нет. Сварила молочную кашу, посушила вещи, Волк быстро почистил несколько шишек на дорогу, прокатывая их по доске.

Песчаная коса.

Вышли в 11.30 и пошли потихоньку мимо островов, рыбаков и двух белых пароходиков. Зашли на 10мин в лес на высоком берегу и сразу нашли кучку белых грибов и море подосиновиков. Фотали такую красоту, я сразу их чистила, чтобы песок потом не хрустел, а Волк тащил еще и еще маленьких и крепких, пока я не взбунтовалась, что он мне ничего не дает самой найти. И пошла собирать грибы по берегу, а он шел рядом на лодке и дразнился, что уйдет и меня здесь оставит. Но я все-таки нашла штук 5 грибков на обрыве, в травке, а самый большой сфотала, и наша команда вновь соединилась.

Набрали огромный мешок грибочков, а вот сможем ли мы все это съесть? Мы зашли в протоку с дровами, сковородку грибов пожарили на перекус, доели рыбу, но все равно грибов осталось много. Когда проходили деревню Анеева, я пошла искать творог и прихватила немного грибов. Корова в этом конце деревни всего одна, молока на продажу уже не было, хозяйка вынесла замороженный творог. Когда я вытащила подосиновики, она так обрадовалась, что и денег за творог не взяла, и еще впридачу дала мне огурцов. У нее самой просто не было времени за грибами ходить.

Мы пошли дальше, и уже прошли 30км, когда к нам подрулила встречная моторка. Это был Юрий Давыдков из Игрима, он читал мой отчет по Уралу 2010г и узнал нас по фотографиям. Он занимается ловлей и засолкой сосьвинской селедки, или как называют ее на Тунгуске - тугунка, а в остальное время водит туристов. Это его катера и рыбаков мы видели утром. Он торопился принять улов и пригласил нас переночевать у него, постираться и принять ванну. До Игрима оставалось 20км, времени было уже 19ч, мы могли подойти только к 22ч, если не будем тормозить, но и ему еще надо было вернуться. Мы поднажали и подошли как раз к сроку. Нас еще узнавали по дороге, желали удачи.

Игрим  порт.
Игрим порт.

Юрий на машине подъехал за вещами, а лодку мы оставили на кооперативной лодочной стоянке, под присмотром сторожа, утром я заплатила за ночь 200р. Лодку накрыли пленкой и придавили досками. Юрий провез нас немного по поселку, там большой порт, показал, где впадает Малая Сосьва. Мы помылись в ванне, постирали рабочую одежду, Юрий угостил нас фирменной селедкой пряного посола - конечно, это было совсем не то, что мы пробовали сделать сами.
3 августа.
Утром мы посидели в инете, и я сбегала в магазин - все очень дорого по сравнению с Саранпаулем. Юрий кормил нас селедкой и вечером, и утром, и еще баночку дал с собой. Он очень быстро все делает, сам варит маринад, укладывает рыбу в баночки, все между делом. Они с Валентином по картам просмотрели наш путь до Приобья, Юрий хорошо знает протоки, ездит туда на рыбалку. Он посоветовал нам, где лучше пройти.

Мы еще перекусили и вышли в 13ч.

Была большая волна, ветер в спину, прятались от него за островами. Здесь длинные песчаные косы, острова, завтра пойдем уже по Оби, по протокам. Когда шли мимо острова, к нам от домов выскочила собака и понеслась с лаем по берегу. Волк стал угадывать, как ее зовут - Белка? Машка? И точно, Машка! Собака перестала лаять и завиляла хвостом!
Идти было очень тяжело, пришлось еще убегать от догонявшей нас тучи. Быстро поставили палатку, но туча ушла налево, как мы и просили. Я немного полежала в палатке и пошла готовить ужин. Потом Валентин замерз, вылез и притащил большое бревно, дело пошло веселее. Сегодня прошли 34км.
Костер в небе.

4 августа.
Ветер гонит тучи.

Гроза приближается.

Вышли в 13ч., пошли дальше по Сосьве. Сильный ветер гонит волну, особенно пришлось упираться перед Ванзетуром. В одном заливчике (неспроста Волк туда зашел!) он с первого же заброса, как по заказу, вытянул большую щуку, будет пропитание на вечер. В Ванзетур я забежала прикупить конфеток, молоко я уже и не пыталась спрашивать, коров держат мало, людей на улицах не видно, заборы глухие и высокие, не заглянешь. Один магазин был в субботу закрыт, во втором, на другом конце деревни, бешеные цены. Пожалела, что не сбегала еще раз в магазин в Ингере, Волк меня демотивировал. Он часто так делает - не мой посуду, потом помоешь, завтра...Не надо ему штаны зашивать, у него еще одни есть...Обычно я смеюсь и ничего на потом не откладываю.

Мы вернулись немного назад и к 18ч дошли до Лапорской протоки, Волк опасался лезть прямо по Оби из-за течения и судоходного движения, как потом оказалось - напрасно. В протоке спрятались от ветра, сразу идти стало легче. По берегу кусты, ивняк, с одной стороны - обрыв, с другой - песочек.

Встали уже около 21ч, прошли по протоке 10км. Пожарили щуку, одной сковородки оказалось маловато, и Волк тут же поймал еще одну щучку, на утро. Здесь рыбы много, щуки играют, охотятся, убегают из-под лодки.