Лахорта, Кокпела, Тумбялава.

1 июля. Дневка!

С утра занялись делами. Волк заклеил лодку 2-х компонентным клеем для лодок ПВХ, он уже клеил дома борт таким клеем, держит хорошо. А тут небольшой порез, всего 0,5см. Потом я занималась стиркой на берегу, заботливый капитан даже развел рядом небольшой костер, чтобы отогнать оводов. Рубашки, майки были все в кровавых пятнах, от мошки и комаров, очень тяжело отстирываются. Поставила тесто на плюшки, в это время Волк складывал печку для бани в найденной землянке, и делал шатер, используя естественный рельеф в найденной промоине.

Поставили плюшки в печку, уже через 10мин запахло жареным - готово, даже немного пригорели. Не надо лить много масла на сковородку. Можно еще жарить лепешки, так наверно даже лучше получится. Во второй заход испекли батончик. К следующему волоку надо съесть побольше продуктов. Съели на пробу по одной плюшке со сгущенкой, можно плюшку разрезать, намазать сгущенкой и сложить, хотя Волк предпочитает 2 ложки сразу в рот. И занялись баней. На крышу набросили пленку и тент, на пол постелили траву, я нарезала березовые венички. Баня получилась необычно просторная, мы отлично напарились, помылись, 2 раза выбегали окунаться в речку и вода уже не казалась ледяной. Под конец мы уже падали на живот и ползали по шейку в воде, как крокодилы.

Попили чаю с плюшкой и завалились в палатку отдохнуть. Ветерок продувает, красота! Потом Волк сходил на рыбалку, как в свой холодильник, и притащил по заказу 2 огромных хариуса, на ужин и на малосолку. А я пришила ему новую пряжку на пояс рюкзака, а то он его на веревочку затягивает, смешно! Ткань толстая, иглу протаскивала плоскогубцами и сломала 3 иголки - наверное, китайские. Прямо рядом с палаткой, по краю обрыва, где мы ходили, все время прыгали 2 птички. Оказалось, там прятались их птенчики! могли и задавить нечаянно.

Неугомонный Волк опять ушел на рыбалку, но рыба почему-то клевать перестала, он принес только небольшую рыбку, оказалось уже 0.20, а светло, как днем! Рыба спать пошла. А меня загрызли комары и с позором загнали в палатку.
На этой стоянке заметили, что потеряли короткий шнурок от Вампирчика к зарядке, видимо, я выронила из мешочка с электроникой. Надо все проводки связывать в жгут или пересчитывать, как крючки для подвешивания котелков. Хорошо, что есть запасной вариант - можно заряжать Вампирчик через прикуриватель, хотя потери так больше.
2 июля.
Вид на стоянку сверху.

Утром встали традиционно в 9ч. Неторопливые сборы, и вышли в 11.20. Б.Лахорта маловодная, много перекатов, каменных полей, размывов. Часто приходится выпрыгивать и проводить лодку, а дно - щебенка с острыми краями.

Видели лосенка, он лежал у самой воды на солнышке и даже ушами не шевелил. Но при моем приближении вскочил и неуклюже убежал. Тявкают чайки, это наверное они утащили колышек и резинку, которые мы не нашли утром.

Справа горы. Сначала встречаются отдельные лиственницы, потом лес становится гуще.
Порог

Пытаемся ловить хариуса, но безуспешно - не берет блесну. +28, жара. На перекусе я купаюсь. Около 17ч дошли до места впадения Малой Лахорты, здесь лагерь геологов, у берега стоит катер на воздушной подушке. Вышли, поздоровались со сторожем. У него гостили 2 туриста-путешественника, своими разговорами мы их разбудили, они подумали, что женский голос им снится. Они приехали на рыбалку, хорошо знают местность. Угостили нас чаем, разговор зашел о технических средствах - у них  накопитель на Li-Ion аккумуляторах с маленькой солнечной батареей, марки Iconbit, компактный, удобный и относительно недорогой. Посоветовали нам купить спутниковый телефон, мало ли что. (Посмотрела дома тарифы на спутниковую связь - нет, не пойдет, дорого. Надо надеяться только на себя, и не расслабляться). Мы рассказали им про свой маршрут, показали, куда мы идем, на карте.
Проводили нас, и тут прогремела небольшая гроза. Времени уже 18.30, прошли впадение второго рукава М.Лахорты. Теперь река стала называться Лахорта. Все равно воды мало, то и дело выпрыгиваем, протаскиваем лодку или идем пешком.
Там, где скалистый остров посередине реки и крутой поворот направо - стоянка и порог.
Роковой порог

Просмотрели его, пошли  вроде бы правильно. Но вдруг треск - рвется дно с моей стороны, зацепили острый камень. Обычно по камням мы скользим, а тут разрезало, как бритвой. Волк не успел отвернуть, а я в накомарнике камень не разглядела, вернее недооценила его опасность. Сразу набрали пол-лодки воды, порез 40см. Срочно высадились на песочек-галечку напротив.

Грустная стоянка.
Все выгрузили, и Волк сразу начал зашивать прореху, отбиваясь от мошкары, а я стала готовить ужин. Потом Волк аккуратно и тщательно заклеил шов с двух сторон, чтобы высохло и схватилось до утра, заплату прогладил кружкой с кипятком.
Стоянка после порога, в узком месте грозила нам затоплением в случае дождя, но Волк, конечно, об этом промолчал.
Высадились в 21ч, ремонт закончили только в 24ч. Прошли по Б.Лахорте 31км. Отбой.
3 июля.
Встали в 9ч. С утра Волк ремонтирует электронику, протирает разъемы, и плату Вампирчика, вчера все промокло и окислилось.

Вышли в 11ч., проходим небольшие пороги, перекаты-горки, идем быстро. Много больших камней в русле, надо внимательно смотреть, но страшных порогов с волнами и большим перепадом было всего 2. Хлестнуло волной и замочило штаны, а юбки опять не надели. Красивая река, но мелковата.

Шли до 15ч, почти до впадения Кокпелы, там по описанию - стоянка, но мы встали раньше на продуваемой косе, где можно поесть без накомарника. Я сварила уху из пойманных на перекате хариусов, искупалась.

Через 2км устье Кокпелы. На другом берегу стоянка с идолом и кучей камней. Позже мы узнали, что здесь была стоянка "деда" - Карабана Евгения Филипповича, который с 1968г в одиночку ходил на Полярный Урал на байдарке и знал все реки региона. Видели табличку на дереве с надписью "г.Котельнич 2011". Там еще столик и костровище. Мы тоже отметились, принесли по камушку на курган, привязали ленточку. Мошкары здесь - море!

Прикормленная. Хорошо, что мы поели раньше. На другом берегу тоже хорошая стоянка, с баней, но мошкара грызет зверски, мы быстро сбежали.
Кокпела.

Мы подвязали повыше сапоги и полезли вверх по Кокпеле. В устье на берегу нашли новый спасик, не надувной, но легкий. Взяли его с собой. Сразу длинный перекат с мощной струей и скользкими камнями, приходится тянуть вдвоем. Встретили катамаран-4 с мотором, группа из Салехарда с турбазы Варчато. Они активно рыбачат, наловили уже ведро хариуса! Говорят, и грибы есть, но мы не видели, сухо.

Через 4км у впадения Погурея видели их стоянку - 5 палаток и никого народу. Оставили на берегу найденный спасик, наверное, это у них уплыл, а спросить мы сразу не догадались. Выше впадения Погурея опять мощный длиннющий перекат. Даже на ровных местах трудно вести одному, лодка утыкается в камни, мелко. Несколько раз проходили небольшие плесы на веслах. Уже 21ч, иду в накомарнике, как зомби. Наконец встали на огромной каменистой косе, заросшей иван-чаем. Поднялись по Кокпеле на 9км. Когда только разгружались, подошли наши знакомые рыбаки Миша с Димой на катере на воздушной подушке, они едут порыбачить выше по реке. Пока мы ставили лагерь и варили гречку, они и вернулись. Поговорили у костра, они возвращаются к себе в Тюмень.

Оставили нам сушки, печенье, сгущенку - деликатесы! Ведь до магазина нам еще очень далеко. И даже подарили баллончик Гардекса, тоже будет не лишний, завтра попробую. Когда мы уже лежали в палатке, собралась тучка, и всю ночь шел дождь. Мне опять снился сюрреалистический сон, что мы идем волок, но при этом находимся в палатке, и такие кошмары каждую ночь. Причем ночью даже тяжелее, чем днем, то холодно, то жарко, ворочаюсь и просыпаюсь.
4 июля.

Утром встали в 8ч. Жарко, солнышко, но лезут тучки. Мошкары стало меньше - уже терпимо, не так, как на болотах. Берега здесь повыше, есть отдельные скальные выходы. Много иван-чая, собираем и завариваем.

Поднимаемся дальше по Кокпеле, перекаты мощные, плесов почти нет. В месте впадения Тумбялавы Кокпела разбивается на ручейки среди камней. Тумбялава примерно такая же, как Кокпела. Налетела гроза, быстро отгремела и опять солнышко. Через 10км встали на песочке. Натащили дров, запалили большой костер, как я люблю. И Волк залег в палатку полежать, у него прихватило спину, даже таблетки обезболивающие глотал. Он вылез погреться, только когда я пожарила хариуса. Ночью холодно, +16.
Тумбялава.
5 июля.
Ночью и утром было холодно, солнышко нас не будило, поэтому мы утеплились, как могли, и спали до 9ч. И мошкара ушла. Я натерла мокрыми штанами колено, пришлось надеть мягкие флисовые.
Поднялись по Тумбялаве еще на 6км, с восхищением фотали горы. Два порога были очень неприятные - сильные струи, воды мало, лодку пришлось тащить волоком. А после впадения справа речки - порог со здоровенными каменюками, здесь между камнями местами глубоко, надо проводить лодку очень осторожно.
Большой порог.

Около этого порога Волк заметил стоящего в воде хариуса, причем плавник у него наполовину торчал над водой, наверное, рыб на солнышке грелся. ." Хватай, хватай его!" Но разве удержишь рыбу голыми руками? Хариус несколько раз перевернулся в воздухе и шлепнулся в воду. Волк покидал там блесну и одну за другой вытащил 4 огромных рыбины, больше нам просто сразу не съесть, лучше потом свежих поймать.

Мы весело прошли до ручья, текущего из оз.Сортлор, но здесь нам не повезло - воды мало, не пройти. А куда деваться - разгрузили лодку и почапали таскать вещи в 2 ходки по камням, потом проводить - переносить лодку. Так и таскали 2км, до чистой воды.

Я уже начала падать от усталости, еще и лишних 5кг рыбы тащили. Целый день холодно, сильный ветер, одна радость - мошкару сдуло. В 23ч заехали в какое-то озерцо, пора вставать. Ветер не утихает, палатку поставили под горкой. И туча лезет, обалденный закат. Быстро почистили - разделали рыбу, сварили целый котелок ухи, поели и забрались в палатку, пока ее ветром не унесло. Ночью холодно, +12.
Фантастический закат
6 июля.
Утром пасмурно, но дождя нет. Вышли в 12ч, отсыпались. Перетащили лодку через перемычку из озерца в главное русло и пошли по широкому теперь ручью с песчаным дном.

По берегам тундра, удивляемся на интересную горку с четким желтым пятном, что бы это могло быть?
Интересная гора с пятном.

До оз. Сортлор дошли за полчаса. Озеро большое, мелкое, илистое. Сильный ветер подгоняет в спину.
Сортлор.

Перешли озеро, за ним идут 2 маленьких озерца. Вещи мы заранее сложили в 3 рюкзака + лодка. В первое озеро лодку провели по протоке. Следующее озеро находится недалеко, через 200м. Я переношу 2 рюкзака, а Волк тащит лодку по мху и березке.

Третий переход побольше, но во вторую ходку мы его немного сократили, спустив лодку в узкой части озера.

Четвертое озеро по берегу заросло илом, около 5м мы прокапывали себе канаву и раскачивались, таким образом двигаясь вперед.

За этим озером самый длинный переход 1,5км до реки Нелкаеган. Пришлось идти без тропы, только по GPS, путь зарос березкой, приходится лавировать, обходя болотца и густые заросли. Иногда удается пройти по звериной тропе. Видели следы небольшого медведя и оленей. Идем 3 отрезка по 0,5км, последний по сухому мху с камешками, здесь идти ровно и хорошо.

И вот мы вышли на Нелкаеган, бежит среди камней, похожа на Колокольню.
Нелкаеган.

Я дохожу до Волка и падаю вместе с рюкзаком, мне смешно, а Волк переживает, что совсем меня замучил. Чуть ниже Волк нашел ровную полянку, где ветерок сдувает комаров, переместились туда. Доели жареную рыбу, попили чаю и в 21ч. Волк завалился в палатку спать. А у меня по плану еще нажарить плюшек, хлеб весь съели, а муки еще много.
Рецепт очень простой. 0,5 стакана муки разводится 0,5 стакана горячей воды, добавляется 0,5 стакана холодной воды, поднявшиеся разведенные дрожжи, 0,5чайной ложки соли, 1 столовая ложка сахара, 2ст.л. масла и примерно 2 стакана муки, сколько возьмет. Замесить мягкое тесто, дать ему постоять буквально полчаса и можно жарить!
Я сразу делю тесто на комочки, делаю  лепешки на куске полиэтилена и жарю на масле. Масла уходит меньше, чем на блины, все быстро и технологично. За 2 часа управилась, угостила Волка свежими горячими плюшками и в 23ч легла спать. Ночью холодно, +9, Волк мерзнет в палатке, а мне у костра даже жарко было, и мошкары нет, благодать!