Большое автопутешествие по Скандинавии и Европе, заключившее в кольцо Балтийское море. 9000 километров по 7 европейским странам. 9 дней изучая Норвегию.
Нитка маршрута
Казань - Хельсинки - Стокгольм - Оребро - Кристиансунд - Ондалснес - Восс - Берген - Кристиансанн - Эбельтофт - Орхус - Биллунд - Оденсе - Киль - Брест - Казань
 
Предисловие

Идея этого путешествия родилась у меня, как ни странно, на Маршрутах.ру. В декабре 2011 г. попал на отчет "От Кургана до норвежских фьордов" и мысль начала работать. Большое спасибо Дмитрию Гапченко за то, что поделился своими впечатлениями.
Потом были другие отчеты, рассказы, фотографии, но все началось именно с него.

Забегая вперед скажу, что практически всё, что было запланировано, удалось выполнить, а кое-что даже из факультатива. Удачно сошлось несколько обстоятельств:
1) было огромное желание сотворить нечто, во что самому не верилось;
2) дети подросли для такого путешествия и не переросли чтобы внимать родителям в дороге;
3) состояние автомобиля позволяло не задумываться о возможных неполадках.

Не уверен, что нужно рассказывать читателю зачем едут в Норвегию? Конечно это фьорды, водопады, ледники. Да, всего этого там в изобилии и 9 из 19 дней путешествия мы посвятили этому краю Европы. Но было у нас еще несколько целей, которых хотели достичь:
- в шести из семи стран путешествия (не считая Германии) мы ранее не бывали, по этому хотелось не пролететь их насквозь, но составить хотя бы небольшое впечатление о них;
- впервые мы оказываемся за пределами России без "подстраховки" в виде друзей, родственников и турфирм, которые смогут в случае чего "подавить" языковой барьер (английский у нас все-таки без спецшколы),
- доказать самим себе что разобраться со всеми этими паромами, границами, парковками, заправками, развязками, кемпингами нам под силу, а не только тем, чьими отчетами пестрят жж, форум Винского и маршруты ру;
- чтобы мотивировать девченок стойко переносить все тяготы жития на заднем сиденье, в конце маршрута был поставлен LEGOLAND - известнейший парк развлечений, куда и сами хотели попасть.

Общие сведения

Планирование маршрута
Задача стояла посмотреть "всё" самое интересное, что зацепило в прочитанных отчетах.
Проблемой стало [как обычно]  впихнуть все задуманное в 16 дней (две недели отпуска + два выходных). Скажу прямо, выход нашелся только такой: прибавить  к отпуску еще 3 отгула, успешно отработанных в затянувшиеся майские праздники. Пришлось отбросить вариант "северного" пути через Нордкап - в Данию мы при этом уже никак не попадали. Путь "туда" был выбран традиционный: Торфяновка - Турку - паром - Стокгольм, а вот обратно что-то не хотелось возвращаться той же дорогой. Вот тут и появился датский LEGOLAND, благодаря которому маршрут приобрел вид кольца. Но сухопутный путь из Норвегии в Данию через Швецию все равно не влезал в наши временные рамки, по этому было решено покидать Норвегию так же на пароме (Кристиансанн - Хиртсальс).
Нитка маршрута разрабатывалась классическим способом: находим все интересные места в Google Earth, сопоставляем их с автодорогами, соизмеряем расстояние между ними, ну и далее - кому как удобнее. Старался одну половину дня закладывать на "перемещения", вторую - на "посещения". На мой взгляд получился логичный, насыщенный маршрут.

Визы
Нам повезло. В мае 2012 года в Казани открылся визовый центр Норвегии. Это существенно облегчило процесс получения виз. Все прошло гладко. Собрали все документы (http://www.norwayvisa-russia.com/moscow/index.html), заполнили на сайте анкеты, оплатили визовый сбор (https://selfservice.udi.no/ - сайт на английском, но все-таки разобрались), пришли в визовый центр без записи в течение часа все сдали (пришлось ксерокопировать часть документов на каждого подающего, включая детей). В качестве требуемой брони отелей сошли распечатки писем из кемпингов о том что "welcome, бронь не нужна, место найдем всегда". Также расписал им план поездки, даже нанес нитку маршрута на карту, приложил электронные билеты на паромы.
через 12 дней (на два дня раньше обещанного) пришла радостная SMS-ка - приезжайте за паспортами.
Весь пакет документов для въезда в шенген (визы, страховки, Green card) на четверых обошлись в 14000 руб. (то есть 3500 руб на брата (сестру)). Подробнее - в разделе "Расходы"

Навигация
В качестве основного средства навигации использовался Garmin GPSmap 62 (карты - City Navigator Europe). В качестве автомобильного он слабоват, но зато в пеших радиалках он был в родной стихии. Все основные треки были экспортированы в него еще дома из Google Earth и теперь оставалось только сверять свои передвижения с намеченным маршрутом. Разумеется, периодически приходилось прокладывать небольшие участки заново, так как на ходу кое-что меняли. постоянно было включено отображение реальной скорости, так как спидометр обычно ее занижает на 8-10 км/ч, а на дальних перегонах это набегает в сэкономленные часы. По России ехали с Яндекс пробками в смартфоне (при объезде Москвы в обе стороны очень пригодились). С собой имели обзорную карту южной Норвегии с проложенным маршрутом (ту самую, которую сдавал в визовом центре). Эту карту можете найти в прикрепленных документах.
В целом недостатка навигационной информации в путешествии не ощущали.
Автомобиль
Skoda Yeti TSI DSG 1.2
Средний расход показала в районе 7,2 литра /100 км.
Ни единой претензии к производителю. Аппарат надежный и удобный.
Неожиданностью стало то, что при спусках по серпантинам двигатель начинал набирать обороты (до 4000 доходило), хотя нога была на тормозе. В наших поволжских широтах спусков такой протяженности и крутизны мне не встречалось, поэтому такое поведение аппарата сначала принял за отклонение от нормы. В последствии начал на спусках переходить в ручной режим.В гору тянет отлично (для своих 105 лошадок).
Общий пробег за путешествие - 8975 км.

Ночевки
Из 18 ночей, проведенных в путешествии:
3 ночевки - партизанские (две в России, одна в Польше)
1 ночевка - на пароме Турку - Стокгольм
4 ночевки - в кемпинге (домик)
10 ночевок - в кемпинге (палатка)
Цены зависят от "звездности" кемпинга и местоположения.
Цена для палаточного варианта на четверых + машина колеблется от 150 до 300 крон, для варианта с домиком - от 320 и выше. Душ везде (кроме одного кемпинга) за отдельную плату - обычно 10 крон 5 минут. Электричество - отличная вещь, когда с собой электрический чайник и удлинитель. Удобно вскипятить воду в чайнике, а потом продолжать варить что-либо на газу. В таком гибридном режиме мы израсходовали за путешествие всего два баллона по 460 г.
На самое главное в норвежских кемпингах - это детские площадки :). Батут, качели, лазелки - все что нужно детям в Норвегии. Мы еще не успевали поселиться в кемпинге, а половина нашей команды уже скакала, качалась и прыгала. Утром - картина повторялась.


Снаряжение
Несмотря на то, что опыт пеше-водно-горно-вело походов у нас имеется приличный, в автопутешествии пришлось ломать стереотип, присущий туристам, "меньше нести - легче идти".
Теперь это звучит так: "все, что лезет в машину - нужно брать".
А именно:
- Палатка кемпинговая
- Палатка вело
- Само надувающийся коврик (4 шт)
- Подушки (4 шт)
- котлы (2 шт 2,5 и 3 л)
- половник
- доска кухонная
- нож
- сковородка
- Миска глубокая
- Аптечка
- Ремнабор
- видеокамера
- фотоаппарат+зарядка
- штатив
- GPS
- зуб щетки, мыло и т.д.
- стол складной
- кресла складные 2 шт
- табуретки складные 2 шт (лучше б это были кресла)
- удлинитель (20+5 м), тройник
- горелка 2 шт, газ. баллоны 3х460 + 2х250
- Карты, атлас, распечатки
- Телефон+зарядка
- Автохолодильник
- Электрочайник
- Термос (2 шт)
- Репеллент
- Рации

Один из лучших предметов комфорта автотуриста - настоящие домашние подушки(!). Как-никак треть путешествия обнимались с ними, а не со сдувающимися, прилипающими к щекам их резиновыми родственниками. Помещались они в 40-литровый рюкзачок.
Еще одним ноу-хау, вычитанным на форуме Винского, было использование для часто используемых вещей и продуктов прозрачных икеевских контейнеров.
Вещи, используемые в основном на стоянках убирали в бокс на крыше.



Питание
Поскольку изначально упор был сделан на автономность путешествия, решено было брать основной набор продуктов из Казани. По пути докупали только хлеб, сыр/колбасу, молочный продукты, фрукты/овощи и всякую ерунду вроде хлопьев. В среднем один заход в магазин (двухдневный запас продуктов) опустошал наши карманы на 150-200 крон. Условно доступные цены - в магазинах "Kiwi", "Coop mini price", "Aldi".
Вот цены на основные продукты (что удалось запомнить):
Батон хлеба - 7-30 крон (40-171 руб)
Бананы, кг - 10-15 крон (57-85 руб)
Шоколад, 200 г - 12-20 крон (70-115 руб)
Йогурт (4 стаканчика) - 18 крон (103 руб)
Сыр (нарезка 150 г) - 25 крон (115 руб)
Колбаса (нарезка 150 г) - 26 крон (150 руб)
Печенье 200 г - 20-40 крон (115 - 230 руб)
Консервы индейка 400 г  - 40 крон (230 руб)

По местным кафешкам не ходили, да и нет их в норвежских кемпингах.
Вот список продуктов, которые были взяты с собой из дома:

Пюре

1,2 кг

На завтрак

Рис в пакетиках

1,2 кг

На ужин

гречка

1,2 кг

На ужин

Макароны

1,2 кг

На ужин

Суп-лапша

1,8 кг

На завтрак (надоела)

Сгущенка/джем

9 упаковок

 

Масло растит

 

Жарить рыбу и в салаты

Сахар

3 кг

Съели весь, докупали в Дании

Чай

5пачек

Съели весь, докупали в Дании

Сухари

6 буханок

Половину привезли домой

орехи

1,2 кг

перекус

Курага

0,5 кг

перекус

Изюм

0,5 кг

перекус

Печенье

2 кг

Больше ели местное

Соль

200 г

 

Колбаса копч.

3 палки

 

кубики бульонные

2 пачки

Почти всё привезли домой

Кофе

200 г

Ушел весь

Сливки сухие

200 г

 

Шоколадки

10 штук

 


Расходы 
Дотошного учета расходов не вели, не хотелось заморачиваться во время отдыха. Записывали что вспоминалось, Поскольку практически всегда рассчитывались с одной катрочки Master Card, по приезду в интернет-банке легко подняли статистику. Кроме карточки брали с собой наличность - 2000 крон и пару сотен евро. Как и ожидалось они ушли там, где не получалось расплатиться картой.
Общий расклад получился примерно такой (в рублях):
Визы 5600
Страховка 1760
Green card (30 дней)
2950
услуги визового центра 3680
паром Турку-Стокгольм 7760
паром Кристиансанн -Хиртсхальс 7560
Леголенд 4707
Аптечка 1300
продукты на маршрут 3247
Продукты в дорогу (по России) 1500
Бензин (суммарно) 34500
Паромы/туннели/дороги 10850
Парковки 500
Продукты в магазинах 12400
Кемпинги 16500
Сувениры 4800
Музеи 2600
Итого на 4 человека                122214
На одного человека                  30553 рубля.

Комментарии
Спасибо за тщательность и старательность отчета :) Очень подробно, информативно, ярко, легко! 
)
Alex12.10.13, 21:27
Норвегия, оказывается, такая маленькая страна, что почти все путешественники, хоть и первый раз едут туда, практически проходят одним маршрутом 
. Вот и я, сравнивая, свое путешествие с вашим, отмечаю те же места, где побывал: Гейрангер, Берген, Осло, дорога с 6-ти метровыми сугробами, атлантическая дорога. Немало.
А вы молодцы. Желаю новых путешествий.
Guest03.10.13, 11:53
 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте