Река Лена
Лена начало. 20 - 23 августа

Общий вид скал после притока Хатыстыр Общий вид скал после притока Хатыстыр
Приметный скальный мыс Приметный скальный мыс
Фрагмент скал Фрагмент скал
Приметный скальный мыс с берега Приметный скальный мыс с берега
Стелла Стелла
Башня Башня
Скальные зубцы Скальные зубцы
20 августа

Оказавшись в Лене, заленились. Течение неплохо тянуло вдоль берега, и сегодняшнюю норму мы выполнили (вышли в Лену), поэтому с надеждой вглядывались в берег в поисках места бивака. Проплыли сначала дорогу, которая выходит к берегу Лены, потом проплыли газопровод, потом паромную переправу. Видели несколько стоянок на высоком правом берегу в сосновом лесу. От воды казалось – да тут недалеко, чуть-чуть подняться и ночуй на здоровье. Для эксперимента на одну из этих стоянок поднялись. Очень высоко и круто. Вверху ровно, встать можно практически везде, но после подъема на плато без рюкзака, желание затаскивать туда вещи отпало.

По Лене проплыли километров восемь, нашли площадку недалеко от воды в километре от паромной переправы через Лену, устроились на бивак. Впереди по левому берегу – большое село Солянка. Но нам туда не надо, все необходимое закупили в Троицке.

Вечером началась сильнейшая непогода. Дождь стеной был виден в районе Олекминска и устья Олекмы.

21 августа.

Всю ночь по палатке стучал дождь.

С утра низкое облачное небо, ветер, прохладно.

Только отплыли, прошли метров 600, и пришлось срочно причаливать к берегу. Впереди шла большая черная туча, темно-серая стена дождя накрыла Солянку, граница между небом и водой исчезла. На берегу срочно надели водозащиту и временно прекратили плавание. Ждали, когда дождь впереди перешагнет Лену и уйдет в сторону. Но прикол был в том, что другая стена дождя сзади неуклонно надвигалась прямо на нас.

Дождь

В итоге тучу, которая лила на Солянку, мы пропустили. Потом резко ушли вперед и оторвались от тучи, которая накрыла Олекминск, устье Олекмы и Троицк. Там вообще было светопреставление.

В конце концов, дожди вылились, в небе засияло солнце, выглядывая между отдельными тяжелыми дождевыми облаками, которые постепенно уменьшались в размерах.

Лена напротив Солянки

Прошли Солянку. Ниже ее по нашему берегу был островок, появляющийся на Лене в низкую воду.

На мелководной протоке
Пошли правой узкой протокой, хотя видели, что протока начинается мелью. Понадеялись, что глубины для катамарана хватит. Глубины-то хватило, но из-за мели поступление воды в эту протоку было минимальным. Когда стало глубоко, течение остановилось полностью. Остров оказался сам по себе длинным, и мель от острова тянулась далее тоже на очень приличное расстояние. И нам пришлось без течения очень долго грести. А грести было очень тяжело, слегка боковой ветер закручивал катамаран, я дурака валяла, а Володя упирался изо всех сил, чтобы удержать катамаран по курсу. Устали. Когда вышли на течение, нарадоваться не могли.
Лена после Солянки

Постепенно ветер усилился и стал холодным.

На обед остановились у галечного мыска, который образовал небольшую бухточку. На берегу были высокие кусты, за которыми мы хотели развести костер, чтобы эти кусты заслоняли огонь от сильного ветра и нас самих не так продувало.

Первым делом пошатались по берегу и нашли несколько червяков прямо на песке под камнями, побаловались рыбной ловлей, поймали немного ельцов. А потом Володя спиннингом зацепил чужую сеть. Ранее мы видели, как впереди где-то в этом районе крутилась моторная лодка. Но когда смотришь издалека, за несколько километров, точно не определишь. А оказалось именно в этом месте. Мы быстро прекратили рыбную ловлю. С катамарана отцепили блесну. Саму сетку не проверяли, проблем нам не надо. Мы живем на Волге и прекрасно знаем, чем кончается интерес к чужим сетям.

Когда искали дрова для костра, обнаружили прямо напротив нашей причалки наверху хорошую стоянку. Стоянка рыбацкая, не туристская. Место для палатки прекрасное (мт 49), оборудованное кострище, столик, лавочки. Лес не сильно густой, но и не редкий, защищает от ветра. В то же время просматривается далеко, бурелома особого нет. В итоге мы здесь наверху пообедали. Место настолько соблазнительное, что подумывали, а не остаться ли здесь на ночевку. Но впереди полдня, можно немного еще проплыть.

После обеда погода резко улучшилась. Тучи исчезли, на небе легкие облака, потеплело, ветер почти стих.

Плыли, находя себе разные развлечения. Одним из развлечений было: сзади шла баржа. Мы наметили точку далеко впереди себя. Кто быстрее придет, баржа или мы. Мы победили. Пока гнали, прошли запланированное дневное расстояние. Но как гребли, чтобы победить, это надо было видеть.

Присмотрели место для ночевки и остановились. Тут небольшой мыс, заливчик, бревно в нем мотается. И вроде веревка привязана к нему. Может, опять сеть. На мысу кострище.

На удочку наловили на две сковородки всякой мелочи.

Вечер холодный. Облака почти ушли.

Закат

С левого берега доносилось лошадиное ржание, лай собак, потом пошли и выстрелы. У нас тихо, хорошо. Многие именно в этом районе (Солянка) идут левым берегом, но там так шумно.

22 августа

Потерянный для похода день.

Именно в этот день мы впервые столкнулись с тем, что при безоблачном небе на Лене возникает сильнейший встречный ветер. Потом, по мере сплава, такие дни будут регулярно, практически каждый четвертый день, и мы привыкнем. Но тогда, в первый раз, мы, особенно я, сильно нервничали. Еще видна Солянка, мы в самом начале сплава по Лене, впереди сотни километров, а идти не возможно. Успеем ли пройти Лену до даты отлета из Якутска – главный вопрос, который неустанно возникал в голове.

Бивак на Лене.

Шторм. В центре – белые «барашки», у берега грохочет прибой, который на большое расстояние вглубь реки взбаламутил воду, создав нам еще и трудности в приготовлении пищи.

Сильнейший встречный ветер

Лагерь перетащили за кусты, на ветру очень холодно, а в тиши солнце припекает.

Развлекали себя как могли. Пару часов ворочали камни и набрали червяков. Пытались ловить, но трудно забросить против ветра. Удача в рыбалке была слабая. Поймали на сковородку.

Еще слушали на диктофоне одну из аудиокниг. Именно для таких случаев, для коротания времени, у нас и записаны на диктофоне несколько книг.

Только вечером ветер приутих, но наползли тучи и вокруг пошел дождь, но над нами окошко, дождя нет.

23 августа

Ночью поднялся сильный попутный ветер. Рано утром тоже. Низкое серое осеннее небо, быстро несущиеся облака. Свинцовая река, волны. Вода за ночь упала на 40 см и очистилась от вчерашней мути.

К моменту отплытия ветер стал небольшим и остался попутным. Волн на реке нет. Небо серое, в тучах. Шли недалеко от берега и не ленились, т.к. застоялись в предыдущий день. Потом спереди пришла туча со стеной дождя, причалили, оделись в мембрану.

К 10 часам, через 15 км после старта, подошли к первым небольшим скалам. В прошлый раз они уходили вертикально в воду, сейчас перед ними около 20 м гальки.

Пройдя 29 км, остановились на обед у шумного притока. Небо все такое же пасмурное, облака все также быстро бегут.

На обеде ловили ельцов. Сначала на каждом забросе клевали, крупные, хорошие. Потом как отрезало. Ходили мы по берегу, ходили и все без толку. Попробовали спиннинг на притоке. Сразу же было нападение крупной рыбы. Она промахнулась мимо блесны и сбежала.

После обеда дошли до скал, которые в походе 2012 года мы называли восточными дворцами, но сейчас пасмурно, идет дождь и все не эффектно.

Общий вид скал после притока Хатыстыр
Причудливые формы

Только отплыли после фотографирования скал, как перед нами тормознул моторная лодка с кучей народа. Вообще, это было в первый раз, чтобы в Якутии кто-то к нам подплыл. На нас были направлены фотоаппараты и телефоны. Снимают! Мы – экзотика! Хозяин пригласил нас переночевать на свою базу, расположенную ниже по течению. Сказал, как узнать с воды – на берегу бочка.

Доплыли до бочки, нашли базу. Очень хорошая (мт 54): просторный дом, баня, веранда. Двери нараспашку: заходи, пользуйся. В прошлый раз мы ее тоже видели, были несколько минут на экскурсии, а сейчас мы здесь по полному праву: гости по приглашению хозяина. На полатях толстые поролоновые матрасы, на которых мы очень хорошо выспались. На столе (как и во многих базах) толстая тетрадь с автографами тех, кто здесь останавливался. Мы тоже оставили свою благодарственную запись.

На базе, естественно, жили бурундуки, целое семейство, которые в отсутствие законных владельцев, чувствовали себя полноправными хозяевами. На столе на веранде стояла открытая банка сгущенки, так бурундуки повадились облизывать молоко. Совершенно всеядные!

Вечером без конца моросил дождь, на улице холодно и неуютно. Почистили рыбу, но под дождем готовить ничего не стали, хотя дрова заготовили. Ужин из тех продуктов, что варить не надо: сало, колбаса, хлеб, шоколад.

Поздно вечером дождя нет. Порадовал закат.

Ленский закат

Под этим холодным вечерним дождем – эта база была настоящим спасением для нас.