Тибет. Чайной тропой сквозь полицейские кордоны

вечный двигатель вечный двигатель
дорога в Цаваронг дорога в Цаваронг
Тачи и его дети Тачи и его дети
После этих незабываемых праздничных дней в Dzina мы с караваном студентов и их родителей «взяли» перевал Tondu La. Благо снег на южной стороне практически стаял. Забрался туда в спортивном темпе, без привалов, всё равно кругом облачно и ни черта не видно. Кругом сосновый лес с огромными шишками. На оборотной стороне – спуске и на перевальном взлете было около метра. Хорошо, что спуск был короток, и я не особо напрягаясь, провёл по сугробам велосипед с грузом. Деревенька Tondui оказалась не жилой, засыпанной снегом в это время. Основной караван меня догнал, в конце спуска с перевала, у ручья, пока я переодевался в летнюю одежду и прикручивал педали. Перекусили вместе, говорят, что будут ночевать в Wabu, где-то посередине тропы.
Дальше начинается узенькая тропка на крутом склоне, с множеством осыпей, прижимов, но кое-где удаётся ехать. Она выводит к реке Yuchu, большому притоку Салуина, она здесь в горах делает такие невообразимые петли, что наши равнинные Вилюи, Витимы и прочие просто отдыхают… Внизу на терраски примостилась Zagu. Красота неописуемая. Рериху такие краски только снились. )) Затем на тропе была деревенька Lada, после которой началась приемлемая тропа даже для мотоцикла! После Gebu, начался длинный подъём, тропа вновь набрала метров 200. И вот уже огороды Gebu лежат как на ладони в форме месяца на фоне лунного пейзажа! Дальше шла широкая ровная тропа в Wabu, где я не захотел останавливаться, т.к. было ещё 5 часов. Помню, как ватага пацанов помогла мне затолкать велосипед по пыльному крутяку. Еду потихонечку, силы на исходе, светового времени тоже в обрез, воды нет, остановиться на крутом склоне только на тропе. В общем, вляпался в очередную авантюру. Появилась на горизонте очередная деревенька Lazong, но до неё как до Луны… (( Начался крутой спуск, который, о чудо, привёл меня к реке и поляне, где я благополучно переночевал под скалой.
После вчерашнего 40 км подвига идётся совсем плохо, да ещё и живот прихватило от всякой нездоровой тибетской еды… От деревни Lazong начинается дорога, ведущая в город Zogong. Но серпантин, поднимающийся на перевальчик, выглядит слишком длинным и пологим. Продолжаю подъём по тропе. Если б я знал, насколько она окажется крутой! Порядочно сократив, но, не облегчив путь, оказываюсь недалеко от перевала. Наконец, несусь вниз – к реке Yuchu, делающей очередной многокилометровый зигзаг. У моста столб 137 км до трассы на Lhasa. Быстро минув Zalang, Bitu и Diba, чтобы сильно не светиться, продолжаю путь по разбитой грунтовке, в основном взорванной в склоне. Кругом пугают своей белизной снежные горы. Купаюсь и стираюсь в ледяной Yuchu в обед, спрятавшись у дороги в сосновой чаще. До вечера меня ждут узкие скалистые известняковые каньоны, с гротами, куда уж точно не попадает солнце, скалистые, присыпанные снегом вершины, громадная осыпь аля «летающие камни», глыбы по обочинам с автобус, шлагбаум (100-й км), который я благополучно минул… Пожалуй, я доехал до «изюминки» пути!
Далее долина расширяется и на другом берегу видна деревня, только вот стены домов без обычной белой штукатурки и поэтому она выглядит мрачной. Мост через реку разрушен. Снова ночую под скалой, выстроив навес из «лапника». Огромная луна освещает долину. Можно ехать даже ночью! Если бы я знал, что случится со мной завтра, то непременно бы воспользовался таким лучезарным сервисом небесного светила! Что удивительно, сегодня был только встречный транспорт, а рейсовый автобус из Zogong проехал вообще пустой!
На следующий день дорога стала совсем плохой, видно трафик разбил! На въезде в большой посёлок Zaya (63-й км) меня обгоняет полицейский джип, я на это особо не обратил внимания и спокойно ехал дальше, ничего не подозревая. Пролетаю, как всегда, село – на выезде шлагбаум высоко, так что я без проблем проезжаю его. Меня догоняет джип. Проверяют документы, просят возвратиться назад в посёлок. Возвращаемся к шлагбауму, где мои данные заносят в книгу. Ну, думаю ничего страшного – скоро отпустят. Куда-то начинают звонить! ((
Досматривают вещи, делают ксерокопию паспорта, дневниковых записей, распечаток из Internet (между прочим, информации, где расположены посты). А «главный» всё куда-то звонит, и всё суёт мне трубку, но сотовая связь паршивая и «китайский английский» я не понимаю. Улавливаю только слова «closed area». Мне говорят, что ты должен вернуться назад!.. в Cawarong (( Я не верю своим ушам! Это мне кажется невероятным! Меня пытаются «засунуть» в джип. Я пока слабо упираюсь – мне ещё не верится, что придётся возвращаться и снова брать снежный перевал. Велик засунули в джип, даже не снимая багаж. Едем около 1,5 часов всё, что я проехал за сегодняшнее утро и вчерашний день. Такая красота кругом, но теперь она не волнует. (( Привозят меня в Bitu, кормят.
Применяю последнюю меру - разыграю «спектакль», но никакие доводы не помогают (плохое здоровье, отсутствие денег (я хотел их снять в Zogong), снежный перевал). Приказ есть приказ – «closed area for foreingers»... Я говорю, что останусь жить в Bitu! Сажусь на обочину и никуда не хочу идти. Не знаю, что бы я делал, если бы у меня, действительно, были бы какие-нибудь серьезные проблемы... (( Мужики особо уже не церемонятся – возвращайся и всё, хватают велик, волокут по дороге. Суют даже 100 юаней на обратную дорогу – смотрю на них волком, не беру! Других путей отхода нет, т.к. остальные, более высокие перевалы ещё в снегу. Таких проблем с полицией в этом относительно глухом месте я не ожидал - отделяли всего 63 км от трассы на Lhasa. Рухнули все мои планы доехать до Lhasa или хотя бы Chengdu... (((
Наконец меня садят в пикап и везут дальше через перевал в Lazong, чтобы избавиться от потенциальных проблем. Я вяло пытаюсь остановить их у моста через Yuchu, в надежде разработать план и прорываться до Zogong по ночам, но это мероприятие слабо осуществимо из-за плохой дороги и относительной густо населённости долины Yuchu. Привозят в Lazong и селят в огромный дом с пластиковыми окнами к знакомому тибетцу. Настроение наипаршивейшее… ((
На следующий день я начал своё «бегство» назад в Liuku. Моральный настрой был подорван, войска сбежали без оглядки с поле брани… (( Проезжая мимо уже знакомых мне деревушек, вижу, что там ещё во всю идут празднование НГ. В Gebu готовят зарезанную корову, причём этим, как и поеданием, занимаются исключительно мужчины. В Ladu попадаю на забег всей деревне, и пересекаю финишную черту первым, хоть и на велосипеде. )) К вечеру поднимаюсь до покинутой на зиму деревни Tondui, что в двух шагах от перевала. Селюсь в один из открытых пустующих домиков. Ночью идёт снег и воет ветер. На следующий день удачно переваливаю Tandu La. На подъёме помогает мной же проделанная колея от велосипеда и снег плотный ранним утром. В Dzine заезжаю к Тачи, но его нет дома. Жена говорит, уехал в Zogong. (( Обедаю своеобразным тибетским супом-омлетом, провожу ТО и еду дальше. Встречаю детей Тачи, возвращающихся домой из школы. Какая удачная встреча напоследок!
По потоку машин, едущих в Cawarong становится понятно, что дорогу расчистили и открыли. Словно перематываю обратно киноленту: на 22 км от Cawarong буддийская ступа, молитвенный флаги, 25 км – дорога забирается на перевальчик, а Салуин делает петлю, 31 км – опасные сели расчистили и «без труда можно выловить рыбу», 40 км – первая большая тибетская деревня у дороги. Селюсь на крышу.
На следующий день лихо докатываю до асфальта. На 13 км от Binzhongluo, действительно, блок-пост. Он сейчас функционирует, но мне на него уже наплевать! Сегодня пятница 13-го, а вот с этим уже поспорить сложно! Остановившись попрощаться с огромной петлёй Салуина и пожевав миндаль, побыстрее покатил к первому городу Gongshan, где я собирался отдохнуть после стольких злоключений. Проехав 26 км без остановок, я решил передохнуть и обнаружил, что потерял сумочку с паспортом, деньгами и кредиткой... Всего лишь забыл закрыть молнию рюкзака на привале, а последствия самые печальные! Пока я возвращался, высматривая пропажу, мрачные мысли роились в моей голове... Может быть, это было второе предупреждение – возвращаться домой?!
К счастью, вернувшись 23 км назад, я обнаружил пропажу. Кто-то раскрыл сумочку и бросил на обочину, но не пропало ни юаня!.. )) Вот такие вот повороты делала со мной судьба за последние 10 дней, словно она повиновалась местным рекам, которые закладывали неимоверные петли, поворачивая на 180 градусов…