Харагаули, 24 июня.

24 июня.
Фотоальбом Харагаули.
Утром мы зашли в турцентр, познакомились с Отто. Мы ему позвонили, он сразу подошел и ответил на все наши вопросы. А Артур здесь больше не работает. Мы собирались пройти по маршруту в парке Харагаули. Сначала мы дошли пешком до Центра посетителей в Ликани, это довольно далеко, 5км.
По дороге от Боржоми к Ликани
Там, пока мы ждали регистрации, познакомились с парнем из Израиля, хорошо говорящим по-русски. Он путешествует автостопом, приехал в Грузию из Армении, я ему прочитала по своим записям, какие здесь есть маршруты. Потом подошли еще поляки и семейная пара из Израиля. Мы все заполнили форму, получили пермит - разрешение, купили подробную карту национального парка за 3 лр, пригодится на будущее. Набрали питьевой воды из крана, хотя можно было этого и не делать, в парке много чистых ручьев, есть родники. От Центра посетителей до входа в парк еще 4км, мы решили экономить силы и доехали туда на такси за 5лр, там дорога идет в гору, а таксисты дежурят у Центра.
Потом мы пошли сначала по короткому 12 маршруту, но нам этого показалось мало, и мы стали по красным меткам подниматься на хребет. Оказалось, что это был 2-х дневный маршрут, 15км с набором высоты 800м до 1800м, а мы прошли его за 1 день.
Наш маршрут - красный
По дороге мы встречали туристов на лошадях, счастливые! А мы упорно, как маньяки, лезли в гору по крутому серпантину.
Мне было конечно тяжело, я задыхалась и пыхтела как паровозик на бесконечных подъемах, но уговаривала себя - еще немного, еще чуть-чуть.. И молодежь вперед не убегала, поджидали меня.
DSC03992
Вокруг был дикий красивый лес, альпийские полянки в цветах, горы совсем рядом.
Поднялись на хребет
Альпийские луга
Наверху мы встретили питерца с палаткой, он подсказал нам, где свернуть на тропу, ведущую вниз. Вверх ведет широкая дорога, а вниз - тропинка, заросшая травой. В одном месте дорога шла по настоящему болоту, я автоматически взяла выше, Игорь сказал: "Сразу видно походный опыт". Мы же где только с Волком не лазили, когда делали волоки с речки на речку. В конце тропа идет по обрыву серпантином, она достаточно широкая, но сыпучая, вниз отвесно уходит склон, поросший соснами.
Старый вездеход
Мы вышли на трассу, автобуса долго не было, и я застопила машину. Это оказалось такси, но водитель согласился довезти нас до автовокзала всего за 3 лр. Ужинать мы опять зашли в полюбившуюся нам "Домашнюю кухню", заказали чахапули, хачапури по-аджарски и вино кинзмараули, оно было самое вкусное из того, что мы пробовали.
 
Ужин в "Домашней кухне"
Потом молодежь пошла гулять в парк, а я потопала домой, уже находились сегодня. 
 
Утром мы быстренько добежали до автовокзала и сели на маршрутку до Бакуриани на 9ч. Уже в 9.40 мы были там. Часть пассажиров маршрутки пошли на фуникулер, чтобы подняться на гору, а мы хотели спуститься вниз в Боржоми по узкоколейке. Это 38 километров железнодорожного полотна шириной 911 миллиметров, которая идет через села Цеми и Цагвери.  
 
Узкоколейка в Бакуриани
Узкоколейка появилась еще в самом конце XIX века, но депо и станции появились позже. В 1897 году из
Англии привезли первый паровоз, а постоянное движение открылось в 1902. Станции строились в первые годы ХХ века и сейчас на них местами остались надписи с годом постройки. В те годы по дороге ходил небольшой паровозик – его можно видеть на постаменте в нескольких десятках метров от станции «Боржоми-Товарная». Поезд проходит как раз мимо него.
В советское время дорога выполняла какие-то важные транспортные функции – например, вывозила
минеральное сырье из поселка Андезит. Грузовые перевозки кончились вместе с советской эпохой, и на
некоторых станциях сейчас можно видеть ржавеющее товарные вагончики. Кое-где от основной линии
ответвляются и уходят куда-то в лес другие, не действующие. В 1966 году паровозы заменили на
электрические локомотивы ЧС11, которых сейчас во всем мире 12 штук.

Я читала, что нас ожидают чудесные виды, на самом деле дорога идет через дремучий бурелом, неухоженный, с кучами поваленных гниющих деревьев. Девушка, которая с нами ехала, сокрушалась, что еще 2 года назад лес был чистый и красивый. Иногда в просвете деревьев мелькали горы, но поймать и сфотать их было почти невозможно. Здания вокзалов на остановках все разрушены.
DSC04068
Дорога не окупается, содержится из бюджета. К локомотиву прицеплены всего 2 вагончика, 1 и 2 класса, проезд в 1 классе стоит 2лр. Одна из главных достопримечательностей маршрута – Эйфелев мост. Он был сконструирован Гюставом Эйфелем специально для грузинской узкоколейки и установлен над рекой Цемисцкали в 1902 году, через 13 лет после появления самого известного творения архитектора, Эйфелевой башни. Но конечно, мы этот мост не видели, проехали сверху. В конце пути слева по ходу движения промелькнул старый локомотив, заснять я его не успела. 
Поезд приходит на станцию рядом с нашим хостелом.
Локомотив ЧС11
Я быстро перекусила, собрала рюкзак и поехала на автостанцию, чтобы сесть на маршрутку до Тбилиси. Мое путешествие заканчивалось, у меня был билет на самолет в Москву на 26.06. Маршрутка Боржоми - Дидубе стоит 6 лр. Оттуда я на метро доехала до станции Марджанишвили. Посмотрела по навигатору - до хостела пройти всего 1,2км, и пошла по какой-то пешеходной улице. Мой хостел "Indie Mindi" находился между Сухим мостом и мостом, по которому ходит 37 автобус, найти его было легко с набережной, а я полезла задворками и заблудилась, меня вывел к нему добрый человек. Хостел этот очень демократичный, хозяин показал мне, где лежит ключ, чтобы я утром заперла дверь. Вход в душ и кухню - с улицы, но все очень чисто и аккуратно, хозяин мне даже чаю принес с дороги. Вечером я еще прогулялась по центру, попрощалась с Тбилиси, купила сувениры друзьям и абрикосы на ужин. На обратном пути меня остановили мужчины, собравшиеся поболтать на набережной. Они догадались, что я русская туристка, предложили показать дорогу, спрашивали, как мне понравилось в Грузии, а потом мы просто разговаривали про походы и рыбалку в Сибири, на Урале и на Белом море. Кстати, Владимир все знают, а у некоторых даже родственники есть в нашей области. В хостеле я была одна в комнате, и еще девушка в комнате рядом. Девочки из Белоруссии ушли на ночной поезд. 
26 июня.
Мой рейс Грузинских авиалиний был в 8ч утра, из хостела я вышла пораньше и в 4ч утра уже стояла на остановке 37 автобуса перед мостом, на пр.Бараташвили. На улицах ночью спокойно и тихо.
Старый фонарщик
В автобусе касса не работала, я доехала до аэропорта бесплатно. Там пришлось подождать посадки, но это лучше, чем опаздывать и спешить. В самолете я сразу уснула и чуть не проспала завтрак, меня никто не разбудил. Долетела до Москвы быстрее, чем добрались из Внуково до города. Потом еще 3ч ехала на электричке до Владимира. Поход закончен, надо готовиться к следующему, на 6 июля у нас с Валентином билеты в Беломорск.
 

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Северная Осетия
еще маршруты
О Маршруте
Опубликовала Ирина Опанчук