4.1.1. Визы и паспорта
Визы мы заказали за два месяца,
т.к. заказывали обычные туристические визы, а срок их действия невелик.
Все визы мы заказывали через турфирму «Глобус-Тур»:
1. Виза в ОАЭ – 50 $/чел – весьма формальная, делается за
5-10 дней.
2. Виза в Оман – действительна виза в ОАЭ.
3. Виза в Индию – 150 $/чел – делается за 20-40 дней плюс
время на доставку паспортов в Москву и обратно.
4. Виза на Мальдивские острова – бесплатно проставляется
по прибытии в страну.
5. Виза в Таиланд – 50 $/чел –делается в течение двух недель с учетом доставки
паспортов во Владивосток и обратно.
6. Виза в Шри-Ланку – действительна индийская виза.
Во всех странах мы находились по общегражданским зарубежным
паспортам.
4.1.2. Авиабилеты и гостиницы
В ОАЭ спонсором
(принимающей организацией) выступило турагентство «Ройял парк», которое
оформило турвизы, забронировало гостиницу на побережье Индийского океана
в местечке Sandy Beach
в 40 км от г.Фуджейра. Условие получения визы через турагентство - заказ
гостиницы на трое суток. Безусловно, что продление гостиницы на месте на
четвертые сутки стоило почти в два раза дешевле, чем через турфирму в России.
Авиабилеты
Новосибирск – Дубаи (ОАЭ) и Бангкок (Таиланд) – Новосибирск купили за два
месяца в центральной кассе г. Новосибирска без всяких проблем. Авиакомпания
– S7 («Сибирь») – освободила нас
от оплаты 400 кг перегруза в оба конца, за что мы очень благодарны руководству
компании.
Из Новосибирска самолет летит в Дубаи – это берег Персидского
залива, а нам нужен был берег Оманского залива (Индийский океан) – это штат
Фуджейра. Гостиница, с которой работало агентство «Глобус-Тур» – находилась
в 50 км от Фуджейры – это было потом очень неудобно – пришлось три дня ездить
туда-сюда.
4.1.3. Документы на судно и экипаж
Судовой билет на судно (регистрация) получили в ГИМС
с большим трудом, оформив судно как плавдачу с подвесным мотором и возможностью
установки дополнительно мачты высотой 10 м и дополнительных парусов.
Сделали
нотариальный перевод судового билета на
английский язык и 8 копий нотариально-заверенных и 4 незаверенные. Это оказалось
очень правильным решением, в Новосибирск вернулось всего две копии.
Грузовая таможенная декларация (ГТД) на судно.
При вылете на всякий случай оформили таможенную декларацию на судно, чтобы
вдруг не заплатить на судно пошлину при возвращении. Очень правильно – пошлину
не заплатили. Но отсутствие бланка таможенной декларации на английском языке
стоило нам в Эмиратах трое суток мытарства, около 500$ прямых затрат и около
1300$ косвенных (проживание – 3 суток и такси в Дубаи – 2 раза).
Судно должно быть ввезено в страну через таможню!!!
Мы везли его как багаж, а правильно его было задекларировать и отправить
как грузобагаж – это сэкономило бы нам трое суток в ОАЭ, пару тысяч долларов
и массу нервов.
Судовая роль. Очень важный документ, нужен
везде. Он делается самостоятельно и подписывается капитаном судна. Взяли
с собой 20 экземпляров. Хватило 15.
Паспорт «завода-изготовителя» на судно.
Конечно, он у нас был, но на русском языке. Местные чиновники не понимают,
как судно можно привезти на самолете «в сумке», и уж совсем не понимают
ничего по-русски. Думаю, что если бы у нас было «руководство по эксплуатации»
(паспорт) с переводом на английский язык, хотя бы первые две страницы, было
бы лучше и проще общаться и качать права.
4.1.4. Рекомендательные письма
Письма мы готовили: и как будучи уверенными в их применении, так и «на
всякий случай». Была ли от них польза? Скорее – да! Российские чиновники
и в России, и в наших консульствах читали их, молча возвращали, но помощь
оказывали.
Для решения вопросов, связанных
с отплытием от берегов ОАЭ, а также оказания содействия в Шри-Ланка, ОАЭ
и Таиланде обратились с письмами от Сибирского Клуба путешественников и
Администрации г. Томска в МИД России, а также в посольства вышеупомянутых
стран.
Департаменты МИД РФ дали
соответствующие инструктивные письма в посольства РФ в ОАЭ, Шри-Ланка и
Таиланда. Несмотря на недоверчивое отношение к Экспедиции, её целям и задачам,
реакция от МИД РФ и посольств РФ в странах по маршруту существовала.
Представители посольства
РФ в ОАЭ предупредили нас, что вопрос отплытием решить не удастся, из МИД
РФ пришёл факс на имя мэра г. Томска о том, что МИД РФ реальную помощь оказать
вряд ли сможет, так как командой вопрос плохо проработан в ОАЭ.
Консул Посольства РФ в Шри-Ланка
проинформировал, что политическая ситуация в Шри-Ланка нестабильна. Ужесточилась
гражданская война между движением «тигров» и официальными властями. Северо-запад
страны находится в руках у повстанцев. Террористы-смертники объединяются
и на нескольких моторных лодках врываются в морские порты, подъезжают к
военным кораблям и взрываются вместе с ними. Для того чтобы зайти в порт,
приходится 3-5 дней простоять на рейде в очереди, пока береговые службы
не проверят судно. Затем можно подойти к берегу, но сходить нельзя до санитарной
проверки. Это ещё день-два.
Для усиления наших формальных
позиций мы заручились письмами поддержки от:
Межрегиональной Ассоциации "Сибирское соглашение", г. Новосибирск.
Президиума Томского научного центра СО РАН, г. Томск.
ГУ МЧС России по Томской области, г. Томск.
Кроме того, мы изготовили
200 календариков на 2007 год и 100 вымпелов с сюжетами экспедиции. Эта атрибутика
впоследствии сыграла свою положительную роль.
К отъезду мы имели зарубежные
паспорта с индийской и тайской визами в них, копии турвиз в ОАЭ.
ГУ МЧС РФ по Томской области
дало согласие оказывать содействие в вопросах безопасности и возможного
спасения команды в случае ЧП.
Организационное содействие
Томскому участнику оказала Администрация г. Томска, включая бывшего мэра
А. С. Макарова, его заместителей, комитет по инновационной политике, департамент
социальной политики.
Уже на маршруте пришло уведомление от губернатора Кемеровской
области Амана Тулеева в любом содействии вплоть до эвакуации в случае необходимости.
Мы оформили заявочные документы в Новосибирском отделении
Туристско-спортивного Союза России, сообщили об экспедиции его президенту
Сергею Панову.
4.1.5. Брэнд похода и сувенирная атрибутика
Вымпела, календарики, флажки и другая атрибутика с нашим
брэндом и фотографиями – прекрасно срабатывала во всех странах, формируя первое
положительное впечатление о нас. Мы взяли 100 вымпелов и 200 календариков
– не хватило.
4.1.6. Страхование жизни и судна
Мы обращались более чем в 10 страховых компаний на предмет
страхования наших жизней и судна. Когда там узнавали что у нас за судно –
в страховке отказывали. Таким образом, застраховать свои жизни на все время
экспедиции нам не удалось. Мы застраховали только свою жизнь на период пребывания
на территории тех стран, где мы будем. Это обычные туристические страховки,
где указана дата начала и окончания действия страховки. Стоимость окол 1$
в сутки. Страховка очень неудобная именно из-за ограниченности во времени.
Когда нам в Тайдланде понадобилась помощь – срок страховки был просрочен..
Очень эффективна страховка по карте VISA «Золотая карта».
Страховка вступает в силу на территории любой страны после совершения оплаты
по данной карте и действует в течение 30 суток на территории этой страны.
Такая страховка была только у А.Кулика. Страхование происходит автоматически,
при оформлении кредитной карты VISA «Золотая карта» и входит в стоимость карты
– 3000 руб.
4.1.7. Упущения
Много раз сожалели, что не сделали хотя бы на английском
языке информационный листок о нашей экспедиции (наши фото, судно, кратко о
нас и об экспедиции). Уверен – такой пресс-релиз сэкономил бы нам массу времени
во всех странах на всех стоянках и упростил бы общение с любыми тамошними
чиновниками.
Наша рекомендация
– не жалейте на это времени и денег при подготовке заграничных походов!