Калининградская область / Велотуризм | Спортивный туризм

Восточная Пруссия. Лето 2005. Велопоход Рома&Катя.

12 - 24 августа 2005 г.
Калининградская область – самый-самый западный регион России. Что мы хотели открыть для себя в Янтарном крае? Во-первых, проехав по территории бывшей Восточной Пруссии, узнать интереснейшую историю края и приблизиться к пониманию его судьбы. Во-вторых, найти в восточной части области то, о чем еще никто не знает. В-третьих, просто отдохнуть, покататься с ветерком на байке, искупаться в Балтийском море и найти солнечный камень. Из этих планов и желаний получилось незабываемое и очень интересное путешествие. Итак, 12 августа мы погрузились в желто-синий поезд с фирменным названием «Янтарь» и отправились в Калининград.
1 День. Нестеров - Виштынецкое озеро
Увеличить карту: [ 1024x1024 ]  [ 2048x2048 ] [ ОРИГИНАЛ ]
Юго-Восток Калининградской области
Прибытие в Нестеров

На станции Нестеров На станции Нестеров
Поезд прибыл на станцию Нестеров в 9.05 по московскому времени. Нестеров – это самый восточный из двадцати двух городов области. Городок небольшой, но здесь поезд стоит около часа, пока идет пограничный и таможенный досмотр состава. Только после этого выпускают пассажиров, и поезд отправляется дальше в Калининград. После прохождения контроля мы выгрузили байки на вокзальную скамейку и стали надевать сбрую на наших железных коней. Вокруг сновали станционные торговки, пытавшиеся впарить пассажирам в вагоне и нам ведро картошки и мешок лука. От такого богатства мы отказались, ограничившись одной луковицей. Эту луковицу нам просто подарили, и потом, за ужином мы оценили этот приятный подарок.

Теперь немного о нашем маршруте. В самом юго-восточном углу области расположено обширное Виштынецкое озеро, до которого мы хотели добраться. Стоит заметить, что озеро находится на границе с Литвой, и восточная дорога через поселок Невское проходит в пограничной зоне. Для жителя Калининградской области это обстоятельство ограничений не накладывает, но, по слухам, у остальных могут возникнуть проблемы. Поэтому мы выбрали западную дорогу через Илюшино и Калинино. На следующий день после посещения Виштынецкого озера мы собирались направиться на запад через города Озерск, Правдинск и далее в сторону Калининграда.

Прежде чем взять запланированный курс, сделали круг по городу в поисках достопримечательностей. Больше всего нам запомнилась главная мощеная улица в центре Нестерова. И высокая водонапорная башня из красного кирпича. О том что это именно она нам сообщил местный житель. Мы сделали ее фотографию.

На станции Нестеров
Тема: Трудности и опасности. Важно знать

По прибытие поезда в Нестеров со стороны Литвы не торопитесь выйти из поезда. После того как пройдет пограничный и таможенный контроль вас выпустят. Если поторопитесь рискуете нарваться на неприятности с пограничниками.

Переведите стрелки часов на местное время, а именно, на час назад.
Нестеров - Калинино

И везде гнезда аистов И везде гнезда аистов
Вскоре мы гнали велосипеды по пустой асфальтированной дороге. То с горки ныряешь, то на горку. Не успеваешь устать, как расслабляешься и уже едешь вниз на третьей скорости. Некоторое удивление вызвали два знака пешеходного перехода. Вокруг поля, ни одного дома, ни одной живой души, даже коров нет. А пешеходный переход есть!

Поудивлялись и поехали дальше. По обеим сторонам замечательный вид на желтые поля и зеленые луга. И очень много аистов. Аисты везде - на столбах, в полях, на крышах домов. Одного мы пытались сфотографировать вблизи, но пока Рома доставал фотоаппарат, аист нас заподозрил в чем-то и улетел.

Дорожный пейзаж Калининградской области имеет свой неповторимый шарм. А создают его стройные ряды деревьев вдоль дорог. Непосвященный даже задумается, деревья ли посадили вокруг дороги, или дорогу проложили среди деревьев. Эти деревья, посаженные еще немцами, теперь уже настолько старые, что постоянно падают от разных ураганов и просто от времени. На стволах белой краской нанесены яркие полосы, предостерегающие водителя днем и ночью. Но, то здесь, то там видишь на стволах венки – скорбное напоминание об автокатастрофе. У этих деревьев в области есть свое название: «последние солдаты Фюрера». Каждый год уносят они по региону десятки неосторожных жизней.

Поселки Илюшино, Ильинское, Знаменка проехали с ветерком. В 12 часов дня мы, наконец, добрались до поселка Калинино и свернули на грунтовую дорогу, ведущую на восток.

Калинино - Ягодное

Лесная дорога в районе Виштынецкого озера Лесная дорога в районе Виштынецкого озера
Вдали показался лес, и окружающие луга должны были скоро исчезнуть. Мы съехали с дороги, чтобы сделать привал и оценить великолепный пейзаж. Эх, какая красота! Прямо перед нами открывался вид на скошенное поле. На поле лениво жевали траву черно-белые коровы, а среди них бродили такого же окраса аисты. За полем виднелся молодой ельник сочного зеленого цвета, еще дальше переходящий в хвойный сумрачный лес. Вершины его деревьев растворялись в хмуром облачном небе.

Но вся колбаса в перекусе когда-нибудь заканчивается. Пора в путь. Большую часть пути мы уже проехали, и до стоянки осталось немногим более десяти километров. Рельеф местности сильно изменился. Теперь едем по затененной лесной дороге, с частыми перепадами высоты. Наконец мы снова выезжаем на асфальтовую дорогу у поселка Ягодное. Около этого места находится высота 215 метров. Данную особенность рельефа использует местная сотовая сеть, о чем говорит вышка связи.

Поселок Ягодное – одно название. Мы видим только два дома. Но есть интересное место, о котором стоит упомянуть. Здесь сохранились развалины водяной мельницы. Под мостом громко шумит река. И вода проходит через ржавые агрегаты плотины. Меж осыпающихся стен валяются остатки жерновов. В былое время здесь кипела жизнь, сновали туда сюда телеги, работали люди, а сейчас лишь вода шумит под мостом и безлюдные места вокруг.

Ягодное - Виштынецкое озеро

Виштынецкое озеро – самое крупное озеро в Калининградской области. На литовском языке озеро называется Виштитис. Оно уникально по своей гидрологии и ихтиофауне. Озеро ледникового происхождения, вытянулось на 8,1 км с севера на юг с наибольшей шириной около 4 км. Возраст 20 тысяч лет, что на 10 тысяч лет старше Балтийского моря. Длина береговой линии 25 км. Площадь водного зеркала 16,6 кв.км. Преобладающие глубины 15-20 метров, а максимальная глубина 54 метра.

Муравейник возле дороги Муравейник возле дороги
Едем дальше по асфальту и вглядываемся чащу слева. Скоро должны увидеть озеро – цель сегодняшнего дня. И вот через дебри уже просматривается водная гладь.Оказывается, раньше поверхность озера целиком принадлежала России. Но в недалеком прошлом был произведен размен территорий. И теперь у нас осталась только небольшая ее часть, включая бухту Тихую. Организуем стоянку как раз на берегу этой бухты, ставим палатку и бежим искупаться в озере. Ух! Вода-то холодная! Впрочем, что можно ожидать от озера ледникового происхождения. Лед всего лишь пять тысяч лет, как растаял. Да и берег больше подходит не для купания, а для рыбной ловли. Но вода удивительно прозрачна.
Потом идем в лес набрать грибов, чтобы организовать роскошный ужин. И вот уже сидим у костра и придумываем маршрут на завтра. Завтра мы начнем двигаться на запад. Маршрут будем корректировать по ходу движения, но очень хочется попасть в поселок Краснолесье. Когда-то этот поселок был обозначен на картах СССР. Возможно, ему просто повезло и места на карте хватало только на его название. Но мы надеемся найти и увидеть там что-то замечательное. Увидеть то, что мы ищем в этой части бывшей Восточной Пруссии.
В огне потрескивают дрова. Над головой темное звездное небо. На сковородке шипит лук в масле. А как хороша в походных условиях гречка с жареным луком и грибами. Это не передать словами, это надо попробовать! Потом идем чистить зубы на берег озера. В ночи на противоположном берегу видны огни. Там, на востоке, заграница, там НАТО и ЕЭС. А здесь, на западе, Россия. Здесь спокойно и тихо.