Калининградская область / Велотуризм | Спортивный туризм

Восточная Пруссия. Лето 2005. Велопоход Рома&Катя.

12 - 24 августа 2005 г.
3 День. Озерск - Правдинск
Увеличить карту: [ 1024x1024 ]  [ 2048x2048 ] [ ОРИГИНАЛ ]
Юг Калининградской обл.
В Озерск

Понедельник в путешествии – день ни тяжелый, ни легкий, а такой же насыщенный и яркий, как и остальные дни недели. Вообще, в походе нет необходимости постоянно помнить, что сейчас: понедельник, вторник, а может суббота. Если конечно, не собираешься посещать музеи или забегать на почту за конвертом.

Мы встали в 10:30 (проснулись от щебетания птиц). Кругом – колыхалось море хлебных колосьев, а нашу палатку будто прибило к берегу. Утренний ветерок странствий бодрит и подгоняет нас, так что к 12:20 были готовы продолжить путь. Я нарвала диких яблочек на дорожку. Вчера неумолимо опустившаяся темнота помешала нам достичь Озерска, но сейчас, отдохнувшие, мы стремились поскорее вытолкать велосипеды через поле на трассу.

Дорожный пейзаж, необъятный и неизменный, был сплошь из желтых заплаток полей и строчек зеленой ниткой лесов. А вокруг огромных, но мелких луж в полях выстроились аисты. Начинается утренняя охота. Аисты не спеша, ходят, высматривая добычу, а потом вдруг цапнут клювом, и зазевавшаяся лягушка, которая вылезла погреться на солнышке, даже понять не успела, как стала питательным завтраком!

За обсуждением печальной участи лягушек и необходимости выживания аистов (все знают, откуда дети берутся?), мы подъехали к окраинам города Озерска (Даркемен). Возле города подивились на разрушенный железнодорожный переезд. Когда-то он представлял собой мост с двумя арками для машин. Теперь не было уже железной дороги, один свод был разрушен, а второй засыпан за ненадобностью.

Город Озерск

К часу дня были на центральной площади Озерска, очень милого и чистенького города. Река Анграпа, начинающаяся на территории Польши и впадающая в реку Преголю, пересекает город. Купили минералки и мороженое и поехали осматривать город. Кирху видно издалека. У нас отличное настроение, возможно, его создают зелень деревьев, голубизна неба и насыщенно красный цвет кирпича мощной немецкой кирхи. Совсем недавно, всего несколько лет назад, крыша кирхи не выдержала давление времени и обвалилась. Теперь на балках конструкции наливается зеленью бурьян, сверху на макушках стен поселились молодые деревца. Мы ходили вокруг этого разбитого корабля, возвышающегося над нашей головой, и уносились в прошлое. В ступенях главного входа мы заметили камень с датой 1881. Рядом с кирхой сохранилось здание немецкой почты. Несмотря на прошедшие пол века хорошо сохранилась надпись Kaiserliches Postamt.

Улицы Озерска, основанного в 1724 году, сплошь из крепких немецких домов с крышей, покрытой красной черепицей. Надо сказать, что большая часть жилого фонда Калининградской области это все те же немецкие дома.

Нам понадобилось сорок минут, чтобы спокойно осмотреть город. В центре города располагается военная часть, занимающая какое-то большое немецкое здание. На выезде из Озерска другая воинская часть и вездеход на постаменте.

Озерск - Липки

Выезжая из города по булыжным улицам, взяли курс на Львовское. А потом на развилке выбрали дорогу на Новостроево. Перед Новостроево дорога делает небольшой изгиб, обходя два озера. За озером из небольшого леса виднеются антенны военных радаров. Сколько же в области осталось еще этого добра?! Куда ни поедешь - обязательно упрешься в ворота военной части, расформированной, либо ждущей своей участи.
Липки Uhlenhorst

После Новостроево на перекрестке свернули влево. И оказались в немецко-русском поселке Uhlenhorst – Липки. Необычность поселка была заметна уже на подъезде к нему. Поля вокруг почему-то были обработаны и ухожены. На них трудились земледельцы, и исправно тарахтел импортный трактор. Когда въехали в поселок, все стало ясно. Рядом с покосившимися старыми немецкими домами сверкали новые домики русских немцев.
В центре красовался ухоженный колодец, на котором с двух сторон были написаны русское и немецкое название поселка. Возле пруда была оборудована детская игровая площадка с каруселями. А по водоему плавали гуси-лебеди – прямо как на картинке. Очень нарядно и празднично.
Липки - Фрунзенское

псинка из Фрунзенского псинка из Фрунзенского
Мы проехали еще несколько километров до деревни Лужки (Тарпучен) и устроили привал. Разлеглись на пенках прямо в чистом поле, любуясь на рыжие в лучах солнца стога сена и полевые цветочки. Разгадывали аббревиатуры, которые видели на карте, типа: ПТФ, МТМ, ММС и т.д. Рома выигрывал в правильности, а я сочиняла такие веселые расшифровки типа: противотуманные фары, монтажно-тяговый механизм, multimedia card.

Отдохнули, и снова покатили по дороге. Вот мы уже в Фрунзенском. Через этот поселок проходит действующая ж/д. Стоило приласкать и покормить колбасой местную собачку, как она увязалась за нами.

Мы крутили педали, как могли, но Фрунзик (у собаки должно быть имя!) с развевающимся красным языком не отставал. Сначала было радостно и прикольно, что у нас появился такой преданный спутник. Он бежал как настоящий марафонец, и было жаль бросать посреди дороги такой талант. Но, в следующей деревне Красное к Фрунзику с лаем присоединилась стая голодных собак побольше, мы решили – довольно. С небольшой горки разогнались до скорости 42 км/ч, и наши преследователи отстали. Фрунзик тоже остановился, он разочарованно смотрел нам след, наверно, мечтая о том, когда мы снова приедем в его деревню с копченой колбасой.

Фрунзенское - Дружба

Благодаря этой гонке, мы незаметным для себя образом прикатили к перекрестку в Перевалово (Мульдшен, GPS 19). Было около 6 вечера. В Перевалово обнаружили красивую лютеранскую кирху начала XIX века (GPS 20), в которой местные жители сделали склад. Лучи солнца растекались по заросшей зеленым мхом крыше, в стене башни пристроилась маленькая березка.

Проезжая мимо автобусной остановки с гостеприимной надписью «Добро пожаловать» в Новобобруйск (Ильмсдорф), нам встретилась бессовестная корова, не знающая, чем заняться и оттого писающая прямо в остановке.

Дружба

Заброшенный шлюз на Мазурском канале Заброшенный шлюз на Мазурском канале
Подъезжая к поселку Дружба (Алленбург), искали глазами Мазурский канал. Он был отмечен на топографической карте. Скоро увидели синюю табличку с надписью «Мазурский канал» и сам шлюз. Мы его незамедлительно обследовали: шлюзы заброшены, и стоячая вода была ядовито-зеленого цвета из-за плотного слоя ряски. В свое время по многочисленным каналам Восточной Пруссии ходили баржи, доставляя товары из внутренних районов в портовый Кенигсберг. После разделения территории Восточной Пруссии, эти обширные транспортные системы оказались никому не нужны и зарастали ряской. Подробнее про систему Мазурских каналов можно прочитать по этой ссылке

В поселке Дружба находится лютеранская кирха, построенная в 1405 году. Эту немецкую орденскую кирху, одну из немногих, назвали «памятником архитектуры» и вроде бы восстанавливают: на стенах - дощечки с текстом на немецком языке, и крыша есть (почему-то без аистов) и отделана материалом небесного цвета. На стене кирхи есть и такая надпись: «600 лет Алленбургу, Дружба 2000 г.» Сейчас значит уже 605 лет. Пользуясь случаем, поздравляем алленбуржцев-дружбинцев!

От Дружбы на запад

Уехали из Дружбы по мощеной дороге в сторону поселка Курортное. И в 19:30 доехали до реки Лава (GPS Lava). Спуск к реке оказался мерзким, так что желание искупаться пропало. Но рощица нас вполне устроила, и мы остановились на ночевку.