Калининградская область / Велотуризм | Спортивный туризм
 

Восточная Пруссия. Лето 2005. Велопоход Рома&Катя.

12 - 24 августа 2005 г.
2 День. От Виштынецкого озера на запад. 
Разобранная железная дорога.

Рядом со стоянкой на Виштынецком озере Рядом со стоянкой на Виштынецком озере
Здравствуй, бодрое утро! Что нам принесет сегодняшний день?

Вылезая из палатки, замечаем, что утро хмурое. Значит, назло угрюмой старушке - погоде мы будем с энтузиазмом крутить педали навстречу свежему балтийскому ветру с далекого Запада.

После недолгих сборов мы покинули берег Виштынецкого озера и с радостью предстоящих открытий покатили по безлюдной дороге на юг. Недалеко отсюда, судя по карте, проходила когда-то железная дорога. Одна из многих артерий в свое время объединявших Пруссию в единую территорию. После войны участок железки был заброшен, и хотелось узнать, что он теперь из себя представляет. Кажется, в этих местах проходила линия широкой колеи, разобранная уже после 1945 года: Гусев (Гумбиннен) - Чистые Пруды (Толльмингкемен) – Лесистое (Нассавен) – Гольдап (это уже в Польше). Выехав из темных, почти без просветов, Выштынецких лесов, мы обратили внимание на странную заросшую просеку, пересекавшую нашу асфальтку. Пристроив «коней» около деревянной беседки неподалеку, мы изучили местность. Это и было пересечение с той заброшенной железной дорогой. Был ли здесь оживленный железнодорожный переезд, или тихая малоиспользуемая ветка, теперь никто уже не скажет точно. Но только представьте: здесь лежали рельсы, и стучали колеса поездов, распугивая лесную живность. А повозки останавливались, чтобы пропустить приближающийся поезд. В то время как из пассажирских вагонов выглядывали любопытные пассажиры. Теперь ничего этого не было. Лес почти скрыл следы былой победы человека. Теперь здесь снова было тихо, лишь щебетали лесные птицы, и шелестела листва. Мы занесли координаты точки пересечения дороги с насыпью (GPS Nasip) . Подробнее о железных дорогах Восточной Пруссии можно узнать на замечательном сайте посвященном этой земле.

Виштынец - Калинино

А проехав еще пару километров, мы подъехали к развилке. Дальше на юг - совсем глушь, только погранзаставы на польской и литовской границе, наверно, несколько секретных ракетных баз. И непотревоженный лес в самом юго-восточном углу области. Поэтому мы повернули на запад и покатили сквозь Виштынецкие леса. В средние века они входили в единый, гигантский лесной массив, называвшийся Великой Пустошью («Grosse Wildnis»). Это был девственный лес с непролазными чащами и светлыми дубравами. Лес, который населяли тысячи разнообразных животных, в числе которых были зубр, медведь, тур, рысь, выдра, бобр, дикие лошади, олени, косули, кабаны и многие другие птицы и звери. Великая Пустошь широкой полосой тянулась с севера на юг по восточной границе Пруссии и служила естественной преградой и защитой прусским племенам, а также орденским землям от литовских набегов (информация с сайта Виштынецкого эколого-исторического музея ).

В поселке Уварово находилось лесничество. Опрятный вид домика лесного смотрителя обширного Выштынецкого леса, и большая надпись «Берегите лес», заботливо выложенная камешками на склоне, говорили о том, что к своим обязанностям лесник относится ответственно и с душой. Очень кстати была колонка в деревне, ведь запасы питьевой воды были почти на исходе. Вдоль дороги громоздились муравейники, один больше другого, специально огороженные заборчиками от любопытных непрошенных гостей.

Проехав поселок Лесистое (Нассавен), мы увидели впереди железнодорожный мост немецкой кладки (потом мы видели еще много таких переездов). Кирпичи поросли ярко-зеленым мхом, а из швов вылезали кустики травы и деревца. Полотно давно разобрано: растет высокая трава и нельзя найти никаких следов от рельсов и шпал.

Калинино - Краснолесье

и где же поезд? и где же поезд?
В поселке Калинино (Мелькемен, по другим сведениям - Мелькелок), на перекрестке пяти дорог выбрали самую левую и оказались в деревне Пугачево, прусское название которой выяснить не удалось. Видимо, под влиянием мятежного духа Емельяна Пугачева, нас занесло в леса. Вскоре стало ясно, что ни через километр, ни через полчаса блуждания никакого поселка мы не увидим, так как мы все же где-то сбились с дороги.

Приблизительно в 16 часов решили устроить перекус. Забравшись в душистые елки, недалеко от дороги, мы раскатали коврик и устроили Совет. Мы нашли наше предполагаемое местонахождение на карте и обсудили дальнейшее направление движения. Непонятно откуда взявшиеся грибники, ничем дельным помочь нам не смогли, они сами не знали, где находятся на карте. Сказали, что просто ехали долго на машине. Прибытие в Краснолесье откладывалось. Выехали на дорогу и проехали еще несколько километров. На большой скорости мимо нас пронеслась легковая машина, но через десять минут она вернулась и притормозил. Значит, мы не одни тут плутаем, доверившись устаревшим картам. В конце концов, мы просто взяли курс на запад и устремились вперед.

Вокруг - Красный Лес. Краснолесье – это сосновые леса, преимущественно из обыкновенной сосны, верхняя часть ствола которой имеет желтовато-красную кору. Лес стал редеть, все чаще чередуясь с просторными лесными полянами. Мы выехали на каменную дорогу и покатили с удвоенной скоростью. Неожиданно лес кончился, и мы попали к Краснолесью.

В Краснолесье

ж/д станция Краснолесье ж/д станция Краснолесье
На окраине поселки увидели железнодорожную станцию из красного кирпича «Краснолесье». Приличное двухэтажное строение, со всех сторон обложенное брусчаткой. Касса была закрыта много лет, а за разбитым окном лежали старые деревянные счеты. Мы посидели на ржавых рельсах и немного подождали следующий поезд. Последний раз пассажиры сидели тут как мы, лет пятнадцать назад.

На юг от станции располагался карьер, и возможно грузовые поезда заезжают сюда раз в год: красные огоньки в семафорах горели.

Едем дальше. На центральной площади Краснолесья (Гросс Роминтен) в зелени (перед магазином) стоит памятник погибшим в Первую мировую войну. Неподалеку высится лютеранская кирха 1873 г, а точнее стоят пустые стены без присмотра. Гнезда аистов, единственных смотрителей за кирхой, венчают уголки фасада. Эту кирху, возможно, восстановят.

В поселке есть Дом Культуры, но если бы не табличка с названием, эту одноэтажную постройку из белого кирпича с окнами, дверью и замысловатыми узорами из кирпичей, выкрашенной в голубой цвет и красные цвета, мы приняли бы за остановку или уютный коровник. Когда видишь такой контраст, когда видишь, что наш дом культуры в архитектурном плане сильно уступает немецкой водонапорной башне, да даже маленькой электроподстанции, то диву даешься. Что думали строители, когда строили эту пародию на культурный центр?!

Зашли в единственный магазин, где скучающая продавщица сгоняла мух с черствых буханок хлеба. Купили себе самую свежую - из последнего завоза. Позавчерашнюю!

В магазин завалился местных работяга и попросил бутылку водки за 50 рублей. «Ух, алкоголики, говорили заказывать водку по 70 рублей, а сами ее не берете» буркнула на него продавец.

Краснолесье - Порховское

Покатили дальше. Карамышево, Гаврилово, Ново-славянское… Стало темнеть, значит пора искать место для ночлега. Нашли его(GPS Baza) в 6 км от Озерска на овсяном поле возле ручья. Место было уютное, небольшая рощица деревьев, даже нашлась яблоня со спелыми плодами. После насыщенного дня очень хотелось спать.

Комментарии
RusTy17.02.13, 21:16
Вы молодцы! 
Благодаря Вам "окунулся" в небольшое виртуальное путешествие по таким интересным местам. Спасибо за шикарный отчёт!
Guest26.09.12, 01:41
От Саратовца 
очень правильно избран способ экстримального туризма и способ передвижения (отлично и спасибо за интересн рассказ) я тоже предприму такой пробег (на вело-байке)
Guest21.07.12, 17:17
Очень понравилось 
Красиво написано + фотоотчёт, в общем супер)
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 1
Опубликовал Роман Железов